СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по "Основам Православной веры" представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительную записку; цели и задачи программы; условия реализации программы и основные методические рекомендации; требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по основам православной культуры; место курса в учебном плане; основные содержательные линии курса; примерное тематическое планирование; перечень учебно-методической литературы
ЧОУ «Смоленская Православная гимназия»
Рассмотрено
Руководитель МО
Протокол №________
От « » 20 г. | Согласовано
Заместитель директора по УВР в начальной школе
_________________ (С.М. Ростова)
От « » 20 г. | Утверждено
Директор:
(С.Н. Худовеков)
От « » 20 г. |
|
|
|
. |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Основам Православной веры»
для 1 – 4 класса
учебный год 2015 /2019 г.г.
Составители программы:
Степанова Е.В.
Васюкова М.Л.
Ермачкова В. Н.
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекта «Основы Православной культуры». Кандидат богословия протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат педагогических наук О.Л. Янушкявичене, «Про – Пресс», М., 2006. и соответствует региональному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанному в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 2, 14, 14.5) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Структура документа
Рабочая программа по ОПВ представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительную записку; цели и задачи программы; условия реализации программы и основные методические рекомендации; требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по основам православной культуры; место курса в учебном плане; основные содержательные линии курса; примерное тематическое планирование; перечень учебно-методической литературы
Общая характеристика учебного предмета
Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей – организаторов учебного процесса к религиозно – познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
Важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально – культурного опыта.
С первой причиной тесно связана вторая причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том числе путем включения и систематизации знаний об истоках и религиозно – эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Курс «Основы Православной веры» построен с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению.
Главное в духовной жизни детей обучающихся в начальной школе – научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению со своими сверстниками, совместному деланию, служению ближним, осознать роль и значение учителя в его жизни, проходить уроки послушания учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям осознать христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы, помогать в Храме. Важно научить ребенка всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях. Важным является ориентирование ребенка на добро, воспитание в нем желания и стремления к добру. Для этого он должен научиться отличать добро от зла в своих собственных делах и поступках.
Предмет «Основы Православной веры» призван решать задачи воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у учащихся. Решение этих задач позволит заложить базу высоконравственной культурной личности.
Предлагаемый курс предназначен для преподавания в Православных гимназиях с 1 по 4 класс.
Полный курс рассчитан на 4 года обучения по 2 часа в неделю.
Количество часов в 1 классе – 66 часов
Количество часов во 2 – 4 классах – 68 часов.
Цель программы
Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Практических:
формирование целостного восприятия мира;
духовно – нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям духовной культуры;
воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
воспитание патриотизма и любви к родному краю;
приобщение к художественно – эстетическим отечественным традициям;
творческое развитие ребенка на основе образцов духовной культуры;
заложить основы добродетельной жизни, развивать нравственные чувства;
раскрыть духовные дарования детей;
возрождение православных основ семьи;
Познавательных:
изучение истории христианства;
изучение православной религиозной традиции;
ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
ознакомление учащихся и историей Нового Завета и главными православными праздниками;
изучение устройства православного храма
ознакомление с православным календарем;
изучение православной этики;
знакомство с особенностями церковного искусства;
ознакомление с основными видами православного богослужения;
знакомство с особенностями церковного искусства;
ознакомление с основными видами православного богослужения;
Коммуникативных:
научить организовывать учебное взаимодействие детей в группе;
научить выстраивать добрые отношения с людьми, уважительно относиться к старшим, сверстникам, младшим детям;
научить детей нормам христианского поведения, жертвовать своими собственными желаниями и интересами ради пользы «ближним»;
научить слушать и извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
научить участвовать в учебном диалоге и аргументировать свою точку зрения
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся.
Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея или тема, являющиеся стержнем всего курса, раскрываются каждый год в новом аспекте. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой же главной темой.
Условия реализации программы и
основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический православный духовный опыт русского и других народов России;
педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священные Писания и Священное Предание, опыт отцов Церкви;
необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
используются разнообразные методы и приемы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев,
библиотек, экскурсиями по святым местам.
При обучении детей по программе «Основы Православной веры» обязательно соблюдение следующих психолого – педагогических принципов:
приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
единства образовательного и воспитательного процессов;
рефлексивного обучения;
принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.
Особое место в работе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия на уроке. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются наглядный материал; аудиозаписи, мультимедийные презентации, мультфильмы и фильмы о житиях святых, православных святынях с учетом изучения материала по темам и классам
В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков является комбинированный урок. Кроме того, традиционно проводятся театрализованные представления и уроки-концерты во время изучения православных праздников: Рождество Христово, Пасха.
Важными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются рисование, пение, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, аудиозаписи, мудьтимедийные презентации, обсуждение, игры, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.
Важно организовывать коллективную и совместную творческую деятельность учащихся на уроке. Составление на уроке каждым учеником элемента для коллективного панно позволяет школьникам чувствовать индивидуальную сопричастность в общему делу, что способствует формированию учебного сотрудничества, развитию навыков социального взаимодействия, потребности в нём. Поэтому при проведении уроков по темам: «Сотворение мира», «Рождество Христово», «Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы», «Лестница добродетелей», «Сороки» и др. учащимся предлагается составить коллективные панно: «Красота Божьего мира», «Рождественская елка», «Благовещенские птички», «Пасхальная корзина с яичками». Опыт преподавания в начальных классах показывает, что такая деятельность для младших школьников интересна, сопровождается положительными эмоциями, а также служит способом образного закрепления знаний о православных традициях, основой для продолжения изучения темы, подведения итогов, организации выставки, конкурса и т.п.
Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по предмету «Основы Православной веры» является в основном проведение его в рамках обычного урока. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.
В программу внесены рекомендуемые для изучения темы, связанные с краеведческим, региональным компонентом –экскурсии по храмам и монастырям города, в библиотеки, музеи, паломнические поездки по святым местам Смоленской области и других городов.
Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы
по основам православной веры
Важное место в обучении «Основам православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.
Итогом такой работы должны стать:
овладение базовыми понятиями православного вероучения;
умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
развитие познавательной деятельности младшего школьника в контексте православного мировосприятия;
умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты;
укоренение в православной вере, традиции и культуре;
ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
любовь к Родине, её святыням и культуре
благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения;
осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и вне богослужебного времени;
отличать облачение священнослужителей;
знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Святой Троице, о Воскресении);
знать Заповеди Божии и Заповеди блаженства;
пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета;
на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;
ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);
уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях и т.д.;
знать смысл некоторых Церковных Таинств;
знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;
знать основные христианские добродетели;
осознавать важность поста как добродетельного пути к Богу;
уметь рассказывать о церковных праздниках;
объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение, храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;
осознанно приступать к Таинству Исповеди;
оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.
Место курса в учебном плане
Изучение «Основ православной веры» в начальной школе является первым этапом в системе православного образования. Специфика курса заключается в тесной взаимосвязи со всеми общеобразовательными предметами, такими как история, литература, обществознание, окружающий мир и др. Предметная область «Основы православной веры» является уникальной базой для предметной интеграции с целью формирования целостного православного мировоззрения, позволяет снижать нагрузку обучающихся и оптимизировать учебный процесс.
Обучение «Основам православной веры» проводится по 2 часа в неделю в начальной школе. Как правило, предметная область «Основы православной веры» в учебном плане должна быть встроена в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент). Исходя из этого количества часов и учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а также то, что темы курса, так или иначе, будут пересекаться с другими предметами, и предлагается примерное содержание курса для начальной ступени обучения.
Основные содержательные линии курса
Направленность курса «Основы православной веры» на достижение поставленных целей и задач представлена в структуре примерной программы и в следующих содержательных линиях:
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на ознакомление с основными событиями Ветхозаветной и Новозаветной истории, основными догматами православной веры. Реализация её даст не только приобретение знаний об основах веры, но и поможет в формировании христианского мировоззрения обучаемых, нравственного поведения, благоговейного отношения к святыням, бережного отношения к религиозным и культурным ценностям. Линия представлена в разделах: «Основы вероучения», «Священная история Ветхого Завета», «Священная история Нового Завета».
Вторая содержательная линия включает разделы, направленные на практическое приобщение к православному богослужению и приобретению личного опыта христианской жизни. Реализация этой линии должна помочь ребенку шагнуть «от внешнего к внутреннему», от изучения религии со стороны наблюдателя к приобретению внутреннего опыта религиозной жизни, стать участником Церковной жизни. Эта линия представлена в разделах «Молитва» и «Богослужение и Церковные Таинства».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделами: «Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви» и «Основы христианской нравственности». Изучение этих разделов поможет ребенку сформировать свое христианское отношение к миру и обществу, пробудит чувство патриотизма и поможет осознать величие христианской культуры, её тесной связи с историей России.
Содержание курса
Основы вероучения. Понятия о Боге. Бог есть любовь. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий, Всемогущий, Всеведущий, Всеблагой. Тайна Пресвятой Троицы. О Единстве Божием. Догмат Пресвятой Троицы, о Троичности лиц в Боге при Единстве Божием по Существу, о Боге как Творце и Промыслителе, о Боге – Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, о Христе – Спасителе.
Сотворение Богом мира. Красота мира. Отношение человека и Бога. Мир Ангелов. Православный храм – дом Божий. Устройство храма. Святые иконы. Колокола и колокольный звон. Благовест. Православные святыни и отношение к ним. О святости. Почитание святых. Иконы и святые мощи. Как правильно прикладываться к святыням. Крест, его смысл и сила. Крестное знамение. Христианин и правила жизни православного человека. Православный календарь. Понятие Воскресного дня. Пост, его значение и смысл. Подготовительные недели поста. Радость поста. Лестница Великого поста.
Двенадцать членов «Символа веры».
Молитвы. Молитва – разговор с Богом. Общая молитва. Молитвы: Ангелу – Хранителю, до и после трапезы, перед и после учения, молитва Ефрема Сирина, о здравии и упокоении. Молитвы предначинательные
(Трисвятое. Молитва ко Пресвятой Троице. Молитва Господня).
Утренние и вечерние молитвы. Благодарственные молитвы. Молитва мытаря. Покаянная молитва. 50- ый и 90- ый Псалмы. «Символ веры». Достойно есть…,Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Тропари святым и величания к праздникам.
Священное Писание.
«Священное Писание» - слово Божие. Значение слова «Библия». Понятие «Ветхого» и «Нового» Завета. Объяснение слова «завет». Источники знаний о Боге. Евангелие – главная книга Священного Писания. Распространение Евангелия. Роль Евангелия в нашей жизни. Четвероевангелие. Символы Евангелистов. Слово Божие – пища духовная.
Священная история Ветхого Завета. Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый. Шесть дней Творения мира. Человек – венец творения. Мир Ангелов. Мой Ангел – Хранитель. Архангел Михаил и Небесное воинство. Жизнь первых людей в раю. Свобода человека творить добро и зло. Грехопадение и его последствия. Изгнание из рая. Жизнь людей после грехопадения. Каин и Авель. Праведный Ной. Ноев ковчег. Великий потоп. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Появление идолопоклонства. Божий праведник Авраам. Три странника. Явление Бога Аврааму. Авраам и Исаак. Исаак – прообраз Иисуса Христа. Гибель Содома и Гоморры. Исаак и Иаков. История с первородством. Видение Иаковом таинственной лестницы. История Иосифа. Иосиф в Египте. Египетское рабство. История Моисея. Ветхозаветная Пасха. Пасха как прообраз христианской Пасхи. Синайское законодательство. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. Установление священства. Сорокалетнее странствование евреев. Чудеса в пустыне. Медный змий. Вступление евреев в Землю Обетованную. Иисус Навин и завоевание Земли Обетованной (падение Иерихона). Книга Судей. Гедеон. Самсон. Самуил – последний из судей. Избрание царя. Книга Царств. Саул – первый еврейский царь. История Руфи. Смирение и кротость как добродетели Руфи. Царь Давид. Победа Давида над Голиафом. 50 – ый псалом - покаянный псалом Давида. Псалтирь. Мудрость царя Соломона. Книга Притчей. Разделение царств на два: Северное Израильское и Южное Иудейское. Пророки – святые люди. Суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Пророки Иудейского Царства: Исайя, Даниил. Друзья пророка Даниила в печи Вавилонской. Падение Вавилонского царства. Пророк Даниил во рве со львами.. Возвращение иудеев из плена и построение второго храма в Иерусалиме. Иудея под Римским владычеством. Всеобщее ожидание Искупителя.
Священная история Нового Завета. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Христово. Явление ангелов пастухам. Поклонение волхвов. Принесение младенца Христа во храм и встреча Его с Симеоном. Сретение Господне. Отрок Иисус в Иерусалимском храме. Крещение Господне. Сорокадневный пост и искушения Иисуса Христа в пустыне. Ученики Христа, призвание их на проповедь Евангелия. Нагорная проповедь Христа. Евангельские заповеди блаженств и их значение. Деяния апостолов. Чудеса Спасителя. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Последние дни земной жизни Спасителя. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. Суд над Иисусом Христом у первосвященников. Отречение апостола Петра. Иисус Христос на суде у Пилата и царя Ирода. Освобождение Варравы. Страдания и смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Христово. Сошествие Святого Духа на апостолов Погребение.
Апостолы – ученики Христовы. Значение слова «апостол». Апостолы Петр и Павел. Неделя о мытаре и фарисее. Неделя о страшном суде. Притчи: о сеятеле, о плевелах, о неплодной смоковнице, о дереве и о плодах(плоды Духа), о десяти девах, о мудром и глупом строителях, о званых и избранных. «Сокровища на небе» и на земле. Страстная седмица. Великий Понедельник, Вторник, Среда. Великий Четверг. Омовение ног ученикам. Установление Таинства Евхаристии. Страстная Пятница. Вынос Плащаницы. Великая Суббота. Снятие со Креста и погребение Иисуса Христа. Жены – мироносицы у Гроба. Явление воскресшего Иисуса христа двум ученикам на пути в Эммаус. Явление Христа апостолам. Фома неверующий. Вознесение Господне и сошествие Святого Духа на апостолов. Праздник Святой Троицы.
Богослужение и Церковные Таинства. Святые таинства, их значение для христианина. Исповедь и Причастие, как к ним подготовиться. Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Праздники светские и православные. Двунадесятые и Великие Праздники. Два главных христианских Праздника - Пасха и Рождество Христово. Таинства Церкви: Крещения, Миропомазания, Исповеди, Покаяния, Священства, Брака, Соборования. Понятия о годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Посты и постные дни.
Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви.
Пресвятая Дева Мария – Богородица. Божья Матерь – милостивая Заступница земли Русской. Иконы Божией Матери: «Одигитрия Смоленская», «Владимирская», «Иверская», «Тихвинская», «Казанская»
Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых Апостолов (первоверховные апостолы Петр и Павел , Андрей Первозванный, Иоанн Богослов). Пророк Иоанн Креститель. Равноапостольные. Святые равноапостольные царица Елена и Константин Великий. Обретение Креста. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Славянская азбука и письменность. Святители. Святитель Николай Чудотворец и его краткое житие. Святой Иоанн Златоуст. Святитель Тихон Задонский. Преподобные. Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Авраамий Смоленский. Преподобный Нестор, летописец Печерский. Преподобный Серафим Вырицкий. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели русского монашества. Мученики. Святой великомученик и целитель Пантелеймон. Святой мученик Меркурий Смоленский. Мученицы Екатерина и Варвара. Новомученики и исповедники Российские. Праведные. Праведные Иоаким и Анна.Св. праведный Иоанн Кронштадский. Блаженные. Блаженный Василий,человек Божий. Святая блаженная Ксения Петербургская. Бессеребренники. Св. Косма и Дамиан. Защитники земли Русской: святой Илья Муромец, князь Александр Невский и Святой Георгий Победоносец. Недели Великого поста. Неделя Торжества Православия. Житие святого Феодора Тирона. Святого Григория Паламы. Иоанн Лествичник – «Лесенка добродетелей». Преподобной Марии Египетской.
Основы христианской нравственности. Грех-воплощение зла. Понятие «добротолюбия» и «греха». Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Пороки нашей души: непослушание, упрямство, жадность, зависть, хвастовство, лень, ложь.
Забота о ближних. О любви к ближним.
К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность обучающихся к дальнейшему православному образованию, достигнут необходимый уровень их компетенции в вопросах православного вероучения, который отличается реализацией поставленных требований к результатам освоения программы по «Основам православной культуры» выпускниками начальной школы в рамках личностных, предметных и общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика |
Основы вероучения(10 часов) Понятие о Боге. Бог есть любовь. Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый. Красота мира .Мир Ангелов. Отношение человека и Бога. Православный храм – дом Божий. Устройство храма. Святые иконы. Пост. Смысл поста. Подготовительные недели Великого поста. | Иметь первичные понятия о Боге, вере. Иметь представление о Церкви как о доме Божием. Уметь рассказывать о храме, его внешнем виде, отличии от других строений. Знать основные положения вероучения Православной Церкви Уметь видеть красоту Божьего мира. |
Священная история Ветхого Завета (6 часов) Сотворение мира и человека. Шесть дней творения мира. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение прародителей и его последствия. Изгнание из рая. Заповеди Божии. |
Познакомить детей с Библией. Творение Богом мира. Человек - венец Творения. Смысл Творения Человека. Заповеди в Раю и суть грехопадения, понятие «греха» Учить понимать связь между причиной (плохим поступком) и следствием (наказанием) |
Священная история Нового Завета(14 часов) Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Чудеса Спасителя. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Христово. Сошествие Св. Духа на апостолов. | Иметь представление об основных событиях Нового завета, уметь рассказывать о них. Иметь понятие об основных христианских праздниках. Принимать участие в праздновании основных церковных праздников (Рождества и Пасхи)
|
Богослужение и Таинства (3 часа) Святые таинства. Их значение для христианина. Исповедь. Причастие. Как к ним подготовиться. | Знать, что такое «Таинство». Иметь первоначальные представления о церковных Таинствах и их значении. Принимать участие в церковных Таинствах |
Основы христианской нравственности (20 часов) Грех – воплощение зла. Пороки нашей души: жадность, зависть, хвастовство, ложь лень. Добродетели – противоположность греху. Важные качества христианина: любовь, добро, милосердие, трудолюбие, честность, послушание. Традиции празднования Рождества. Пасхальные традиции.
| Уметь понимать, что такое «добродетели» и «грех». Уметь распознавать добрые поступки и поступки огорчающие Бога и людей. Уметь просить прощение, примиряться с ближними. Знать традиции главных православных праздников (Рождество Христово и Пасха) |
Молитвы (3 часа) Молитва – разговор с Богом. Общая молитва. Молитвы Ангелу – Хранителю Молитвы до и после трапезы Молитва перед и после учения. Молитва Ефрема Сирина.
| Знать наизусть молитвы: "Господи, благослови!", "Слава Тебе, Господи!", «Отче наш», Ангелу – Хранителю,молитвы до и после учения, до и после трапезы. Уметь молиться о здравии и упокоении. Знать молитву Ефрема Сирина. |
Священное Писание (2 час) Общие понятия: Что такое «Священное Писание» Значение слова «Библия». Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Заветы. Почему Священное Писание называют Словом Божиим? Как надо относиться к Библии, какое место Священное Писание занимает в жизни Церкви и христианина. Библия как один из главных источников наших знаний о Боге. | Знать значение слов «Священное Писание», «Библия», «христианин» Знать составляющие Библии; её Ветхий Завет, Новый Завет и их хронологическое время. |
История Церкви(4 часа) Апостолы – ученики Христа. Распространение христианской веры. Сорок Севастийских мучеников. Подвиг мужества. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Славянская азбука. «Буквица». | Знать кто такие апостолы, их имена. Уметь рассказывать о подвигах святых людей, основные события их жития. |
Региональный компонент (4 часа) Экскурсия в Успенский Кафедральный Собор. Экскурсия в храм Спаса Нерукотворного Образа. Экскурсия в Вознесенский женский монастырь Паломническая поездка в Свято – Троицкий Болдин мужской монастырь. | Иметь представление о храмах и монастырями родного города и их святынях.Знать их местонахождение. Уметь рассказывать о них. Уметь вести себя в храме и благоговейно относиться к святыням |
2 класс
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика |
Основы вероучения(3 часа) Понятие о Боге. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий, Всемогущий, Всеведущий, Всеблагой. Тайна Пресвятой Троицы. Крест, его смысл и сила. Крестное знамение. Понятие воскресного дня. Православный календарь. Память о святых каждого дня. Именины. Радость поста. Лестница Великого поста, недели поста. | Знать Свойства Божии, понимать сущность Пресвятой Троицы. Понимать значение креста в жизни христианина, силу крестного знамения. Знать правила поведения в храме. Иметь представления о православном календаре, о памяти святых каждого дня, своих именинах. Понимать сущность поста |
Священная история Нового Завета (11 часов) Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Господне. Апостолы – ученики Христовы. Объяснение слова «апостол». Апостолы Петр и Павел. Последние дни земной жизни Спасителя: Воскрешение Лазаря; Вход Господень в Иерусалим.Распятие и Смерть и Погребение. Воскресение Христово. Неделя о мытаре и фарисее. Неделя о страшном суде. Жены – мироносицы. | Знать основные события Нового Завета, повествующие о жизни Иисуса Христа. Понимать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресения. Знать об историческом содержании христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха, праздник Жен - мироносиц). Знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками. Знать названия подготовительных недель Великого поста и их смысл. |
Богослужение и Таинства (3 часа) Понятие праздничного дня в Православной церкви. Праздники светские и православные. Двунадесятые и Великие Праздники . Два главных Церковных Праздника - Пасха и Рождество Христово. Таинство Крещения. | Иметь представления о дневном и годовом круге богослужений (понятия о том, что такое Литургия, праздники двунадесятые и Великие, Богородичные и т.д.). Знать, что такое пост и для чего он нужен. Иметь представления о традициях празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы, а также других праздников, связанных с годовым кругом богослужений (Крещении, Введении во храм Пресвятой Богородицы). Участвовать в Таинствах Покаяния и Евхаристии. |
Основы христианской нравстве нности (16 часов) Великая святая Русь! Добротолюбие. Совесть человека. Любовь как христианская добродетель. Основные добродетели: любовь, вера, надежда, послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним и забота о них.
| Понимать такие христианские добродетели как «любовь», «совесть», «милосердие», «послушание», «забота», «доброта». Различать понятие «грех» и «добродетель». Уметь распознавать добрые поступки и отделять их от злых. Рассказывать какими делами проявляется любовь к людям. Уметь составлять «Лесенку добродетелей»
|
Молитвы(4 часа)
-Предначинательные -Утренние и вечерние -Благодарственные -О здравии и упокоении -Молитва мытаря | Знать молитвы для осмысления и использования в жизненных ситуациях. Знать наизусть молитвы: Предначинательные (Трисвятое. Молитва ко Пресвятой Троице. Молитва Господня), молитвы до и после учения и всякого дела, молитвы до и после трапезы. Совершать с благоговением краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после любого дела. Читать молитвы о здравии и упокоении. Познакомиться с молитвой мытаря и благодарственными молитвами.
|
Священное Писание(2 часа) Общие понятия: Понятия: «Священное Писание», «завет» Понятие Ветхого и Нового Завета | Уметь объяснить, что такое Священное Писание. Рассказывать о значении Священного Писания для христианина. |
История Православной Церкви. Подвижники благочестия(24 часа) Божья Матерь – милостивая заступница земли Русской. Божья Матерь «Одигитрия Смоленская». Владимирская, Иверская, Тихвинкая, Казанская иконы Божией Матери. Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Серафим Саровский. Святитель Николай – Угодник Божий. Защитники земли Русской – св. Илья Муромец,св. князь Александр Невский Праведный Иоанн Кронштадский. Святая Матрона Московская. Блаженная Ксения Петербургская. Новомученики и исповедники Российские. Святой Авраамий и Меркурий Смоленские. Великомученик Георгий Победоносец. Святой Феодор Тирон. Святой Григорий Палама. Святая Мария Египетская | Знать о Пресвятой Богородице, ее земной жизни. Знать и различать чудотворные иконы Божией Матери (Божия Матерь «Одигитрия Смоленская». Владимирская, Иверская, Тихвинская, Казанская) Уметь рассказывать жития святых (Святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергии Радонежского и Серафима Саровского, благоверного князя Александра Невского). |
Региональный компонент(5 часов) Экскурсия в библиотеку им. Соколова – Микитова. Экскурсия в храм Новомучеников и исповедников Российских. Экскурсия в Спасо – Преображенский мужской монастырь. Экскурсия в храм Петра и Павла Паломническая поездка к св.блаж. Матроне Московской.
| Знать названия храмов родного города Уметь рассказывать об истории храмов и их святынях. Знать правила поведения в храме и руководствоваться ими. |
3 класс
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика | |
Священное Писание(1 час) Основные понятия: Источники знаний о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Ветхий и Новый Завет | Знать историю появления Священного Писания и общее представление об авторах. Понимать и рассказывать о Богодухновенности Священного Писания. Уметь работать с Библией, находить книги Ветхого и Нового Завета. | |
Священная история Ветхого Завета (43 часа) Сотворение неба-невидимого мира. О святых ангелах. Зависть-главная причина падения. Сотворение видимого мира (повторение). Жизнь первых людей в раю. Обязанности людей к Богу: благодарность, молитва, послушание. Суть и последствия грехопадения. Обетование пришествия в мир Спасителя. Каин и Авель. Праведный Ной. Ноев ковчег. Великий потоп. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Появление идолопоклонства. Божий праведник Авраам. Три странника. Явление Бога Аврааму. Авраам и Исаак. Исаак – прообраз Иисуса Христа. Гибель Содома и Гоморры. Исав и Иаков. История с первородством. Видение Иаковом таинственной лестницы. История Иосифа. Что значит бояться Бога? Иосиф в Египте. Египетское рабство. История Моисея. Ветхозаветная Пасха как прообраз христианской Пасхи. Синайское законодательство. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Раскрытие норм нравственных отношений. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. Установление священства. Сорокалетнее странствование евреев. Чудеса в пустыне. Медный змий. Вступление евреев в Землю Обетованную. Иисус Навин и завоевание Земли Обетованной (падение Иерихона). Книга Судей. Гедеон. Самсон. Самуил – последний из судей. Избрание царя. Книга Царств. Саул – первый еврейский царь. История Руфи. Смирение и кротость как добродетели Руфи. Царь Давид. Победа Давида над Голиафом. Умел грешить – умей и каяться. 50-й псалом – покаянный псалом Давида. Псалтирь. Мудрость царя Соломона. Книга Притчей. Разделение царства на два: Северное Израильское и Южное Иудейское. Пророки – святые люди. Суть пророческого служения в Ветхом Завете. Пророки. Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Пророки Иудейского Царства – Исайя. Величайший пример мужества – пророк Даниил. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Падение Вавилонского царства. Пророк Даниил во рве львином. Возвращение иудеев из плена и построение второго храма в Иерусалиме. Иудея под римским владычеством. Духовно-нравственное состояние людей перед пришествием Иисуса Христа. Всеобщее ожидание Искупителя (обзорно). | Знать историю Сотворения мира. Знать историю творения человека. Понимать и различать образ и подобие Божие в человеке как данность и заданность. Рассказывать и пояснять отдельные истории Ветхого Завета. Видеть нравственный смысл тех или иных событий Ветхозаветной истории и уметь проводить параллели с современной жизнью. Уметь работать с Библией, быстро ориентироваться и находить нужные места. Видеть единство Священного Писания, уметь находить связь между Ветхим и Новым Заветом. Знать и объяснять ветхозаветные прообразы. Сравнивать богослужебный опыт Ветхозаветной Церкви и Церкви Православной, видеть их связь.
Понимать суть и значение старшинства в Церкви, семье, обществе. Объяснять важность уважительного отношения к старшим на примерах из ветхозаветной истории. Знать наизусть и уметь объяснять заповеди Божии. Развивать навык самостоятельной работы с текстами Священного Писания. Понимать в чем заключалась суть пророческого служения в Ветхом Завете. Знать основные мессианские пророчества. Уметь построить хронологию событий Ветхого Завета. Знать структуру Псалтири, авторство, как используется в богослужении и частной молитве. Узнавать на иконах сюжеты ветхозаветной истории. . | |
| ||
Основы вероучения(1 час) Какой он, христианин? Правила жизни православного человека. Чему мы должны посвятить свою жизнь на земле?
О Единстве Божием; догмат Пресвятой Троицы, о Троичности Лиц в Боге при Единстве Божием по Существу, о Боге как Творце и Промыслителе, о Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, о Христе-Спасителе; о Таинствах Церкви | Знать наизусть и уметь пояснять основные догматы православной веры. Знать и понимать основные богословские термины Знать богословский смысл Таинств Церкви. Обсуждать и делиться опытом духовной жизни и в вопросах участия и подготовки к Таинствам. | |
Молитвы (1 час) Покаянная молитва. 50-й и 90-й Псалмы.
| Понимать и объяснять важность искреннего покаяния в молитве. Уметь ориентироваться в Псалтири. Уметь объяснить смысл и содержание некоторых молитвословий и псалмов. | |
Священное Писание (2 часа) Источники знаний о Боге. Священное Писание и Священное Предание. Ветхий и Новый Завет. | Знать историю появления Священного Писания и общее представление об авторах. Понимать и рассказывать о Богодухновенности Священного Писания. Уметь работать с Библией, находить книги Ветхого и Нового Завета. | |
История Церкви(6 часов) Духовный подвиг монашества. Степени православного монашества. Монашеские облачения и их значение. Небо на земле. Первые монастыри на Руси. Просветительское служение: святая Преподобная Евфросиния Полоцкая. Историко-культурный контекст: История книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Церковнославянский язык-язык православного богослужения. | Знать степени православного монашества Рассказывать о создании монастырей. Знать и различать монашеские облачения, их значение. Знать и уметь рассказать жития святых. Рассказывать о просветительском служении прп. Евфросинии Полоцкой. Знать названия букв церковнославянского алфавита. | |
Богослужение и Таинства(11 часов) Таинства Церкви. Таинство Крещения. Таинство Миропомазания. Таинство Исповеди, Покаяния. Таинство Евхаристии. Таинство Священства. Таинство Брака. Почитание родителей. Таинство Священства. Таинство Соборования.
Годовой круг богослужений (обзорно). Божественная Литургия. Что называется Литургией, ее назначение и части. Всенощное бдение.
|
Знать названия и литургическое содержание всех Таинств. Ориентироваться в годовом круге богослужений. Рассказывать и объяснять историю и значение Праздников.
| |
Региональный компонент (3часа) Обзорная экскурсия по храмам Смоленска. Экскурсия в Богоявленский собор. Экскрусия в Свято-Троицкий женский монастырь | Знать названия храмов родного города. Уметь рассказать об истории храма и его основных святынях. |
4 класс
б
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Священное Писание(3 часа) Основные понятия: Евангелие – главная книга Священного Писания. Как распространялось Евангелие. Роль Евангелия в нашей жизни. Слово Божие – пища духовная. Четвероевангелие.Символы евангелистов. | Знать история написания Евангелий. Иметь общее представление об авторах. Знать символы евангелистов. Понимать и рассказывать о богодухновенности Священного Писания. |
Священная история Ветхого Завета(1 час) Пророк Илия. Пророк Моисей. Пророк Иов Многострадальный. | Знать ветхозаветных пророков, суть пророческого служения в Ветхом Завете. |
Священная история Нового Завета(30 часов) Рождение младенца Христа. Явление ангелов пастухам. Поклонение волхвов. Принесение младенца во храм и встреча Его с Симеоном. Праздник Сретения. Отрок Иисус в Иерусалимском храме. Иоанн Креститель. Крещение Господне. Тропарь праздника. Пир у царя Ирода. Праздник усекновения главы Иоанна Предтечи. Сорокадневный пост и искушения Христа в пустыне. Ученики Христа. Призвание их на проповедь Евангелия. Нагорная проповедь Христа. Евангельские заповеди Блаженств. Их значение. Деяния апостолов. Чудеса над природой. Притча о сеятеле. О плевелах. Притча о неплодной смоковнице. Притча о дереве и о плодах. Плоды духа. Притча о десяти девах. Притча о мудром и глупом строителях. Что такое «Сокровища на небе»? Можно ли собирать сокровища на небе и на земле? Притча о званых и избранных. Вход Господень в Иерусалим. Притча о страшном суде. Воскрешение Лазаря. Страстная седмица.Великий Понедельник. Великий Вторник. Великикая Среда. Предательство Иуды. Отношение к врагам и творение милости. «Будь милостив и Господь помилует тебя». Великий четверг. Тайная вечеря. Омовение ног. Установление Таинства Евхаристии. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. Суд над Иисусом Христом у первосвященников. Отречение апостола Петра. Иисус Христос на суде у Пилата и у царя Ирода. Распятие Христа. Освобождение Варравы. Страстная Пятница. Распятие и смерть Иисуса Христа. Вынос Плащаницы. Великая Суббота. Снятие со Креста и погребение Спасителя. Воскресение Христово. Жены-мироносицы у гроба. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус. Явление Христа апостолам. Фома неверующий. Вознесение Господне и сошествие Святого Духа на апостолов. Праздник Святой Троицы.
| Знать хронологию Евангельской истории. Уметь определять в какой хронологический период произошло то или иное важное Евангельское событие. Знать имена двенадцати апостолов. Рассказывать и пояснять отдельные Евангельские истории. Видеть параллели с Ветхозаветной историей. Знать наизусть и объяснять Заповеди Блаженств. Рассказывать историю чудес, упоминаемых в Евангелии. Рассказывать и объяснять нравственные посылы в Нагорной Проповеди. Уметь назвать дни и события страстной седмицы. Знать и рассказывать евангельские притчи, уметь объяснить их. Размышлять над Евангельским учением и применять его к современной жизни. Понимать чудо Воскресения Христова как основу нашей веры. Ориентироваться в именах и географии Евангельских событий. |
Богослужение и Таинства(7 часов) Понятие о православном богослужении. Терминология (тропарь, кондак, икос и пр.). Названия и иерархия лиц, совершающих богослужение. Богослужебные облачения. Облачения диакона. Облачение священника. Облачение архиерея. Цвета богослужебных облачений. Литургия оглашеных. Последовательность литургии оглашенных. Ектении, Малый вход с Евангелием. Чтение Евангелия, трисвятое, ектении.Окончание литургии оглашенных. Литургия верных. Херувимская песнь - объяснение и смысл. Великий вход - объяснение и смысл. Евхаристический канон. | Знать чинопоследование богослужений. Ориентироваться в богослужебных книгах. Знать и понимать богослужебную терминологию. Рассказывать и объяснять историю и значение Праздников. Иметь навык чтения утренних и вчерних молитв, подготовительных молитвословий к Причастию. Знать название и значений богослужебных облачений. Знать и уметь различать степени священства. |
История Церкви(4 часа) Книга Деяний святых апостолов (авторство, общий план). Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов о Воскресении Иисуса Христа. Первомученик архидиакон Стефан. Святой Андрей Первозванный. Апостол Иоанн Богослов. Апостолы Петр и Павел. Гонения на Церковь и мученики за Христа. Святые великомученицы Варвара и Екатерина. Святой великомученик Георгий Победоносец. Святой мученик Меркурий Смоленский. Новомученики и исповедники Российские. |
Иметь представление о распространении христианской веры в первые века. Апостольское служение. Рассказывать отдельные истории из книги Деяний Апостолов. Знать имена и служение Апостолов. Рассказывать некоторые жития святых. Уметь рассказать о некоторых мучениках за Христа, в том числе и новомучениках и исповедниках Российских. |
История Русской Православной Церкви. Подвижники благочестия (7 часов) Равноапостольные. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святой равноапостольный князь Владимир и княгиня Ольга. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Благоверные.Святые благоверные князья Александр Невский и Дмирий Донской. Преподобные. Прп.Сергий Радонежский.Прп.Серафим Саровский .Прп. Серафим Вырицкий.преподобный Герасим Болдинский. Мученики. Святой первомученик Стефан. Святой великомученик Пантелеимон Целитель.Святые великомученицы Варвара и Екатерина.Святой великомученик Георгий Победоносец.Святой мученик Меркурий Смоленский.Новомученики и исповедники Российские. Святители. Святитель Николай Чудотворец. Свт.Спиридон Трими-фунтский. Свт.Иоанн Златоуст. Свт. Тихон Задонский.Крупицы мудрости. Праведные.Святые праведные родители: Иоаким и Анна(родители Пресвятой Девы), Кирилл и Мария (родители Сергия Радонежского), Захарий и Елисавета (родители Иоанна Крестителя). Блаженные.Василий блаженный-человек Божий.Святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Примеры дел милосердия из современности и прошлого: Преподобная Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители). Святые бессребреники, врачеватели и чудотворцы Косма и Дамиан.
|
Знать и уметь рассказать жития некоторых святых.
Уметь рассказать о роли отдельных святых в истории православной Церкви и истории России.
Объяснять понятия: Равноапостольные, Праведные, Благоверные, Мученики, Святители, Блаженные.
Уметь привести примеры служения людям и Родине из житий святых. |
Календарно-тематическое планирование
по основам православной веры
1 класс
№п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт | |
1 | Мы – христиане. Кто такие христиане?Главная книга христиан – Библия. | 1 |
|
| |
2 | Прекрасный мир, в котором мы живем.
| 1 |
|
| |
3 | Православный храм – дом Божий. Зачем мы ходим в храм? | 1 |
|
| |
4 | Устройство храма. Региональный компонент: Экскурсия в Успенский Кафедральный Собор. | 1 |
|
| |
5 | Богослужения. Молитва – разговор с Богом. Общая молитва. Видеоигра – тест «Устройство храма» | 1 |
|
| |
6 | Православные праздники. Годовой круг Богослужений. «Рождество Пресвятой Богородицы». | 1 |
|
| |
7 | Годовой круг Богослужений. «Воздвижение Креста Господня». | 1 |
|
| |
8
| Бог есть любовь. Любовь – венец всех добродетелей.
| 1 |
|
| |
9 | Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый. | 1 |
|
| |
10 | Сотворение Богом мира. Мир Ангелов. Мой Ангел – Хранитель. | 1 |
|
| |
11 | Природа – творении Божье. Первый и второй дни творения мира. | 1 |
|
| |
12 | Третий и четвертый дни творения. Растения – наши друзья! | 1 |
|
| |
13 | Пятый день творения. Животные - наши друзья! | 1 |
|
| |
14 | Шестой день. Человек – венец творения. Жизнь первых людей в раю. Видеовикторина «Дни творения». | 1 |
|
| |
15 | Свобода человека творить добро и зло. Грехопадение и его последствия. Изгнание из рая.
| 1 |
|
| |
16 | Мог ли Адам вернуться к Богу? Покаяние. Таинство исповеди. Умение видеть свои грехи. |
|
|
| |
17 | Святые Таинства. Их значение для христианина. Кроссворд «Святые таинства». | 1 |
|
| |
18 | Святое Причастие. Зачем нужно причащаться? Исповедь и Причастие. Как к ним подготовиться. |
|
|
| |
19 | Презентация «Храмы Земли Смоленской» | 1 |
|
| |
20 | Святые иконы. Кто изображается на иконах Презентация «Иконы» | 1 |
|
| |
21 | Грех – воплощение зла. Пороки нашей души. Добродетели – противоположность греху. | 1 |
|
| |
22 | Важные качества христианина: радость послушания. Дети и родители. | 1 |
|
| |
23 | Важные качества христианина: добро и милосердие. | 1 |
|
| |
24 | Важные качества христианина: трудолюбие и честность. | 1 |
|
| |
25 | Православные праздники. Годовой круг Богослужений. «Введение Богородицы во храм». | 1 |
|
| |
26 | Важные качества христианина: мужество и щедрость. | 1 |
|
| |
27 | Пороки нашей души: жадность и зависть. | 1 |
|
| |
28 | Пороки нашей души: хвастовство, ложь и лень. Коллективная работа «Дерево добродетелей». | 1 |
|
| |
29 | Жизнь Девы Марии в доме Иосифа. Наша семья. Моя родословная.
| 1 |
|
| |
30 | Региональный компонент: Святыни земли Смоленской. Экскурсия в Вознесенский женский монастырь. | 1 |
|
| |
31 | Подготовка к празднику Рождества. Легенда о елке. «Рождественская мастерская» (практическое занятие). | 1 |
|
| |
32 | Православные праздники. Годовой круг Богослужений. Рождество Христово. Поклонение волхвов. | 1 |
|
| |
33 | Традиции празднования Рождества. Кроссворд «Рождественский». | 1 |
|
| |
34 | Святки. Разучивание святочных игр, песен, стихов. Традиции празднования Рождества. | 1 |
|
| |
35 | Православные праздники. Годовой круг Богослужений. Крещение Иисуса Христа. Смысл крещения человека. | 1 |
|
| |
36 | Бегство в Египет. Казнь вифлеемских младенцев. | 1 |
|
| |
37 | Принесение младенца Христа во храм. Богоприимец Симеон. |
|
|
| |
38 | Детство Иисуса Христа. Отрок Иисус в храме. | 1 |
|
| |
39 | О чем учил Иисус Христос? Самая главная заповедь. Забота о ближних как проявление любви.
| 1 |
|
| |
40 | Чудеса, сотворенные Иисусом Христом. | 1 |
|
| |
41 | Чудеса, сотворенные Иисусом Христом (продолжение). Видеотест «Узнай чудо по картинке». | 1 |
|
| |
42 | Православные праздники. Годовой круг Богослужений. Сретение Господне. | 1 |
|
| |
43 |
Масленица. Народные традици. Масленичные забавы. |
1 |
|
| |
44 | Что такое «пост»? Подготовительные недели поста |
|
|
| |
45 | Великий пост. Лестница поста. Молитва Ефрема Сирина.
| 1 |
|
| |
46 | Научи свое сердце добру. Какие дела мы можем назвать добрыми? | 1 |
|
| |
47 | Любовь как христианская добродетель. Притча о добром самарянине. | 1 |
|
| |
48 | О заботливом отношении к людям.Любовь к ближнему, как проявление нашей любви к Богу. | 1 |
|
| |
49 | Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье. О смирении и терпении. | 1 |
|
| |
50 | Благодарность Богу как проявление любви к нему. Почему мы за все должны благодарить Бога? | 1 |
|
| |
51 | Подвиг мужества. Сорок Севастийских мучеников. «Изготовление жаворонков»(практическое занятие). | 1 |
|
| |
52 | Заповеди Божии – верный путеводитель нашей жизни. | 1 |
|
| |
53 | «Пасхальные традиции. Чудесные писанки» (практическое занятие). | 1 |
|
| |
54 | Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Практическая работа «Лестница Великого поста».
| 1 |
|
| |
55 | Великая Среда – предательство Иуды. Тайная Вечеря. Омовение ног ученикам. | 1 |
|
| |
56 | Годовой круг Богослужений. Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1 |
|
| |
57 | Страстная седмица. Почему безгрешный Иисус Христос страдал? | 1 |
|
| |
58 | Годовой круг Богослужений. Светлое Христово Воскресение. Пасхальная радость. Кроссворд «Пасхальный». | 1 |
|
| |
59 | Годовой круг Богослужений. Вознесение Иисуса Христа.
| 1 |
|
| |
60 | Годовой круг праздников. Преображение Господне.Цель нашей жизни –наше преображение. | 1 |
|
| |
61 | Сошествие Святого Духа на апостолов и образование Церкви Христовой. Церковь – большая христианская семья. Викторина «Двунадесятые праздники». | 1 |
|
| |
62 | Апостолы – ученики Христа. Путешествия апостолов. Распространение христианской веры. | 1 |
|
| |
63 | Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Славянская азбука. Церковнославянский язык. | 1 |
|
| |
64 | «Буквица» ( практическое занятие). Рисуем буквы славянского алфавита. | 1 |
|
| |
65 | Региональный компонент: Паломническая поездка в Свято – Троицкий Болдин монастырь. | 1 |
|
| |
66 | Итоговое занятие. Викторина «Азы Православия». | 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
по основам православной веры
2 класс
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Наша Родина – Россия. Великая святая Русь! | 1 |
|
|
2 | Откуда мы знаем о Боге. Свойства Божии: Невидимый, Вечный, Вездесущий, Всемогущий, Всеведующий, Всеблагой. | 1 |
|
|
3 | Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Праздники светские и православные. Колокола. Праздничный колокольный звон. | 1 |
|
|
4 | Православный календарь. Память о святых каждого дня. Именины. | 1 |
|
|
5 | Экскурсия в библиотеку им. Соколова – Микитова «Именины. Что означает мое имя?» | 1 |
|
|
6 | Годовой круг Богослужений. Рождество Пресвятой Богородицы. Кроссворд «Дева Мария». | 1 |
|
|
7 | Тайна Пресвятой Троицы. Крест, его смысл и сила. | 1 |
|
|
8
| Годовой круг Богослужений. Воздвижение Креста Господня. | 1 |
|
|
9 | Что такое добротолюбие? Доброта – это сердца красота! | 1 |
|
|
10 | Зло побеждается добром. | 1 |
|
|
11 | Совесть человека – голос Божий. | 1 |
|
|
12 | Божья Матерь – милостивая заступница земли Русской. Иконы Божьей Матери. | 1 |
|
|
13 | Годовой круг Богослужений. Покров Пресвятой Богородицы. Презентация «Праздник Покрова» | 1 |
|
|
14 | Святыни земли Смоленской: икона Божьей Матери «Одигитрия Смоленская» | 1 |
|
|
15 | Святыни земли Русской. Владимирская и Иверская иконы Божией Матери.
| 1 |
|
|
16 | Святыни земли Русской. Казанская икона Божией Матери. Викторина «Иконы Пресвятой Богородицы». | 1 |
|
|
17 | Региональный компонент: Святыни земли Смоленской. Тихвинская икона Божьей Матери. Паломническая поездка в Новоспасское. Похвала Пресвятой Богородице. Церковные песнопения. | 1 |
|
|
18 | Преподобный Сергий Радонежский – свет земли Русской. | 1 |
|
|
19 | Преподобный Серафим Саровский. Простить – исправить зло. | 1 |
|
|
20 | Небесная иерархия. Собор Архистратига Михаила.
| 1 |
|
|
21 | Святыни земли Смоленской. Экскурсия в храм Архангела Михаила(Свирская церковь) | 1 |
|
|
22 | В чем заключается радость поста? Смирение – Богу угождение, душе спасение. | 1 |
|
|
23 | Добротолюбие. Гордоть - царица всех наших грехов и пороков.
| 1 |
|
|
24 | Добротолюбие. У жадного зимой снега не выпросишь. | 1 |
|
|
25 | Годовой круг Богослужений. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Её жизнь при храме. | 1 |
|
|
26 | Добротолюбие. Лень добра не делает. | 1 |
|
|
27 | Добротолюбие. В зависти нет ни прока, ни радости. | 1 |
|
|
28 | Добротолюбие. Наши добрые дела. Труд на радость людям. Кроссворд «Добродетели».
| 1 |
|
|
29 | Святитель Николай - Угодник Божий, любовь к нему русского народа. | 1 |
|
|
30 | Защитники земли Русской. Святой Илья Муромец. Ратные и духовные подвиги. | 1 |
|
|
31 | Защитники земли Русской. Святой князь Александр Невский. Тест «Святые защитники». | 1 |
|
|
32 | Ожидание Спасителя людьми. Рождество Иисуса Христа. Новая и старая эры. | 1 |
|
|
33 | Рождественские колядки, песни, стихи. Народные традиции празднования Рождества.
|
|
|
|
34 | «Рождественская мастерская». Практическое занятие: изготовление Рождественских подарков. | 1 |
|
|
35 | «Светлый праздник Рождества». Кроссворд «Рождественский». | 1 |
|
|
36 | Годовой круг Богослужений. Богоявление Господне (Крещение). | 1 |
|
|
37 | Иоанн Креститель – Предтеча Господень. Презентация «Креститель Господень Иоанн». | 1 |
|
|
38 | Крещение в жизни человека. Крестные родители. Значение крещения для жизни человека. | 1 |
|
|
39 | Праведный Иоанн Кронштадский. | 1 |
|
|
40 | Святая Матрона Московская – великая молитвенница земли Русской. Презентация «Матрона Московская». | 1 |
|
|
41 | О юродстве Христа ради. Блаженная Ксения Петербургская. Мультимедиа: фильм «Житие Ксении Петербургской». | 1 |
|
|
42 | Новомученики и исповедники Российские. | 1 |
|
|
43 | Региональный компонент:Святыни земли Смоленской. Экскурсия в храм Новомучеников и исповедников Российских. | 1 |
|
|
44 | Годовой круг Богослужений. Сретение Господне. Встреча «старого» и «нового» Завета.
| 1 |
|
|
45 | Подготовительные недели к Великому Посту. Неделя о мытаре и фарисее. Молитва мытаря. Неделя о страшном суде. | 1 |
|
|
46 | Первая неделя поста – Торжество православия. Житие святого Феодора Тирона. Коливо. | 1 |
|
|
47 | Любовь как христианская добродетель. |
|
|
|
48 | Вторая неделя поста. Житие Григория Паламы. | 1 |
|
|
49 | О заботливом отношении к людям. | 1 |
|
|
50 | Третья неделя поста-Крестопоклонная. Крест. Крестное знамение. | 1 |
|
|
51 | Милосердие как христианская добродетель. | 1 |
|
|
52 | Четвертая неделя поста. Житие преподобного Иоанна Лествичника. «Лесенка добродетелей» (практическое занятие). | 1 |
|
|
53 | Чужим не наживешься. | 1 |
|
|
54 | Пятая неделя поста. Житие Марии Египетской. | 1 |
|
|
55 | Апостолы – ученики Иисуса Христа. Экскурсия в храм апостолов Петра и Павла. | 1 |
|
|
56 | Годовой круг Богослужений. Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1 |
|
|
57 | Шестая неделя поста.Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Практическая работа «Лестница Великого поста».
| 1 |
|
|
58 | Страстная седмица. Крестные страдания Иисуса Христа. | 1 |
|
|
59 | Воскресение Спасителя. Пасхальные обычаи.
| 1 |
|
|
60 | Светлая седмица. Красная горка. Радоница. Кроссворд «Пасхальный». |
1 |
|
|
61 | Праздник жен мироносиц. Православный женский день. | 1 |
|
|
62 | Великомученик и Победоносец Георгий. Победа нашего народа в Великой отечественной войне | 1 |
|
|
63 | Региональный компонент: Святыни земли Смоленской. Авраамий Смоленский. Экскурсия в Спасо – Преображенский мужской монастырь. | 1 |
|
|
64 | Святой мученик, воин Меркурий Смоленский. | 1 |
|
|
65 | Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание азбуки. Практическая работа «Написание слов славянской азбуки». | 1 |
|
|
66 | Церковнославянский язык. Азбука. Слова под титлами.
| 1 |
|
|
67 | Паломническая поездка в Новоспасский монастырь к блаженной Матроне Московской. | 1 |
|
|
68 | Итоговое занятие. Викторина «Знатоки Православия» | 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
по основам православной веры
3 класс
№п/п
| Название темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | ||
| Какой он, христианин? Правила жизни православного человека.Чему мы должны посвятить свою жизнь на земле? | 1 |
|
| ||
| Источники знаний о Боге. Священное Писание и Священное Предание. | 1 |
|
| ||
| Ветхий и Новый Завет. | 1 |
|
| ||
| Сотворение неба-невидимого мира.О святых ангелах. Зависть – главная причина падения. | 1 |
|
| ||
| Сотворение земли-видимого мира. Дни творения (повторение). Викторина «Сотворение мира». | 1 |
|
| ||
| Жизнь первых людей в раю.Обязанности людей к Богу: благодарность, послушание, молитва. | 1 |
|
| ||
| Региональный компонент: Обзорная экскурсия по храмам Смоленска. | 1 |
|
| ||
| Грехопадение.В чем состоял грех первых людей. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. | 1 |
|
| ||
| Каин и Авель.Когда мы бываем злыми? Наша защита от злых сил. | 1 |
|
| ||
| Праведный Ной. Ноев ковчег.Великий потоп. | 1 |
|
| ||
| Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.Появление идолопоклонства. | 1 |
|
| ||
| Божий праведник - Авраам. Три странника. Явление Бога Аврааму. | 1 |
|
| ||
| Авраам и Исаак. Исаак – прообраз Иисуса Христа. | 1 |
|
| ||
| Гибель Содома и Гоморры. | 1 |
|
| ||
| Исав и Иаков.Видение Иаковом таинственной лестницы. | 1 |
|
| ||
| История Иосифа. Что значит бояться Бога? Иосиф в Египте. | 1 |
|
| ||
| Египетское рабство. История Моисея. | 1 |
|
| ||
| Ветхозаветная Пасха как прообраз христианской Пасхи. | 1 |
|
| ||
| Синайское законодательство. | 1 |
|
| ||
| Заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Заповеди Божии(1-5). Раскрытие норм нравственных отношений. | 1 |
|
| ||
| Беседа «Заповеди Божии – верный путеводитель нашей жизни».
| 1 |
|
| ||
| Заповеди Божии выше всех сокровищ мира.Заповеди Божии (6-10).Раскрытие норм нравственных отношений.
| 1 |
|
| ||
| Беседа «Не судите, да не судимы будете». | 1 |
|
| ||
| Проверочная работа по теме «Заповеди Божии». | 1 |
|
| ||
| Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма.Установление священства. | 1 |
|
| ||
| Региональный компонент: Православный храм в наши дни.Его устройство. Иконостас. Экскурсия вБогоявленский собор. | 1 |
|
| ||
| Сорокалетние странствование евреев. Медный змий. | 1 |
|
| ||
| Вступление евреев в землю Обетованную. Иисус Навин. | 1 |
|
| ||
| Книга Судей. Гедеон. Самсон. | 1 |
|
| ||
| Книга Царств. Саул-первый еврейский царь. | 1 |
|
| ||
| Самуил - последний из судей. Избрание царя. | 1 |
|
| ||
| Самостоятельная работа « Книга Судей и Книга Царств». | 1 |
|
| ||
| История Руфи. Смирение и кротость как добродетели Руфи. | 1 |
|
| ||
| Царь Давид. Победа Давида над Голиафом. | 1 |
|
| ||
| «Сердце чисто сотвори во мне Боже». 50-й псалом — покаянный псалом Давида.Псалтырь. | 1 |
|
| ||
| Беседа по пословице «Умел грешить, умей и каяться». | 1 |
|
| ||
| Мудрость царя Соломона. Книга Притчей. | 1 |
|
| ||
| Разделение царства еврейского на два: Северное Израильское и Южное Иудейское. | 1 |
|
| ||
| Пророки - святые люди. Пророк Илия.
| 1 |
|
| ||
| Пророк Елисей. | 1 |
|
| ||
| Пророк Иона во чреве кита. | 1 |
|
| ||
| Иудейское царство. Пророк Исайя. | 1 |
|
| ||
| Величайший пример мужества. Пророк Даниил.Друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – в печи вавилонской | 1 |
|
| ||
| Падение Вавилонского царства. Пророк Даниил во рве львинном. | 1 |
|
| ||
| Кроссворд «Пророки Ветхого Завета» | 1 |
|
| ||
| Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма. | 1 |
|
| ||
| Иудея под Римским владычеством. | 1 |
|
| ||
| Духовно-нравственное состояние людей перед пришествием Иисуса Христа.Всеобщее ожидание Искупителя. | 1 |
|
| ||
| Таинства Церкви. Таинство Крещения. | 1 |
|
| ||
| Таинство Миропомазания. | 1 |
|
| ||
| Таинство Исповеди, Покаяния. | 1 |
|
| ||
| Таинство Евхаристии. | 1 |
|
| ||
| Таинство Священства. | 1 |
|
| ||
| Таинство Брака. Почитание родителей. | 1 |
|
| ||
| Таинство Священства. | 1 |
|
| ||
| Таинство Соборования.
| 1 |
|
| ||
| Повторение материала. Заключительное оформление книжечки по таинствам. Самостоятельная работа по теме «Таинства Церкви». | 1 |
|
| ||
| Годовой круг богослужений(обзорно). | 1 |
|
| ||
| Божественная Литургия. Что называется литургией, ее назначение и части.Всенощное бдение. | 1 |
|
| ||
| Духовный подвиг монашества. Степени православного монашества. | 1 |
|
| ||
| Монашеские облачения и их значения. | 1 |
|
| ||
| Небо на земле. Первые монастыри на Руси. | 1 |
|
| ||
| Региональный компонент: О паломничестве.Экскурсия в Свято-Троицкий женский монастырь. | 1 |
|
| ||
| Церковнославянский язык — язык православного богослужения. | 1 |
|
| ||
| История книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров. | 1 |
|
| ||
| Просветительница земли русской- святая преподобная Евфросиния Полоцкая. Паломническая поездка в Полоцк. | 1 |
|
| ||
| Повторение изученного за год. Викторина «Знаете ли вы?». | 1 |
|
| ||
| Резервный урок. | 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
по основам православной веры
4 класс
№п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата план
| Дата факт |
1 | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | 1 |
|
|
2 | Евангелие – главная книга Священного Писания. Евангелие – благая весть. Смысл Евангелия. | 1 |
|
|
3 | Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. | 1 |
|
|
4 | Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея. | 1 |
|
|
5 | Нагорная проповедь. Евангельские заповеди Блаженств. | 1 |
|
|
6 | Евангельские заповеди Блаженств (продолжение) | 1 |
|
|
7 | Евангельские заповеди Блаженств (окончание) | 1 |
|
|
8
| Годовой круг Богослужений. Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест в жизни человека – трудности и скорби. Проверочная работа ………….. | 1 |
|
|
9 | Православная молитва, ее происхождение и значение. Виды молитв. | 1 |
|
|
10 | Молитва «Отче Наш», ее смысл и значение. | 1 |
|
|
11 | Годовой круг Богослужений. Покров Пресвятой Богородицы. Экскурсия в храм Покрова Пресвятой Богородицы. | 1 |
|
|
12 | О святости. Церковное почитание Святых. | 1 |
|
|
13 | Пророки. Пророк Илия. Пророк Моисей. Иов Многострадальный. | 1 |
|
|
14 | Святой пророк Иоанн Креститель. Проповедь у реки Иордан. Крещение. Тяжкий грех Ирода Антипы. Усекновение главы Иоанна Крестителя. | 1 |
|
|
15 | Паломническая поездка ………………… | 1 |
|
|
16 | Апостолы – ученики Христа. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел. | 1 |
|
|
17 | Святой апостол Андрей Первозванный: первый из двенадцати. | 1 |
|
|
18 | Апостол и евангелист Иоанн Богослов – любимый ученик Иисуса Христа. Святыни земли Смоленской. Экскурсия в храм Иоанна Богослова.
| 1 |
|
|
19 | Равноапостольные. Св. равноапостольные Константин и Елена. | 1 |
|
|
20 | Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Экскурсия к памятнику князя Владимира. | 1 |
|
|
21 | Святители.Св. Николай Чудотворец, св. Иоанн Златоуст. | 1 |
|
|
22 | Святитель Тихон Задонский – помощник бедных. Рождественский пост – время покаяния. | 1 |
|
|
23 | Преподобные. Преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский, преп. Авраамий Смоленский. Преподобный Николай Японский. | 1 |
|
|
24 | Преп. Нестор, летописец Печерский. Преп. Серафим Вырицкий .Преподобный Зосима Верховский. Преподобный Аркадий Вяземский. | 1 |
|
|
25 | Мученики. Св. великомученик и целитель Пантелеимон. Св. мученик Меркурий Смоленский. | 1 |
|
|
26 | Св.вмч. Екатерина и св.вмч. Варвара. Св. мученица Елизавета Федоровна(основательница Марфо – Мариинской обители). | 1 |
|
|
27 | Новомученики и исповедники Российские. Региональный компонент: Святыни земли Смоленской. Экскурсия в храм Новомучеников и исповедников Российских. | 1 |
|
|
28 | Праведные. Св. праведные Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы. Праведные Захарий и Елисавета – родители Иоанна Крестителя. | 1 |
|
|
29 |
Праведные. Св.праведный Иоанн Кронштадский. | 1 |
|
|
30 | Блаженные. Василий Блаженный, человек Божий..Св. блаженная Ксения Петербургская. Святая Иулиания Вяземская. | 1 |
|
|
31 |
Бессеребренники. Св. Косма и Дамиан. | 1 |
|
|
32 |
Православные святыни и отношение к ним. | 1 |
|
|
33 | «Рождественская мастерская». Изготовление Рождественских подарков. | 1 |
|
|
34 | Семейные традиции в праздник Рождества. | 1 |
|
|
| Праздник Рождества Христова. |
|
|
|
35 | Годовой круг Богослужений. Крещение. Презентация «Крещение Господне» | 1 |
|
|
36 | Богослужения.Понятия о годовом, седмичном и суточном круге богослужения. | 1 |
|
|
37 | Божественная литургия. Ее виды и части. «Символ веры». | 1 |
|
|
38 | «Символ веры»: толкование первой части | 1 |
|
|
39 | «Символ веры» (продолжение) | 1 |
|
|
40 | «Символ веры» (окончание) | 1 |
|
|
41 | Монашество. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. | 1 |
|
|
42 | Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели русского монашества. | 1 |
|
|
43 | Христианская семья – противоположность монашеству.Брак в Кане Галилейской. Благословение брака. Что такое венчание. Проектная деятельность: составление генеалогического древа. | 1 |
|
|
44 | Чудеса Иисуса Христа: необыкновенный улов, укрощение бури, насыщение 5 хлебами, хождение по водам, исцеления людей. | 1 |
|
|
45 | Чудеса Иисуса Христа:воскрешение дочери Иаира,воскрешение сына Наинской вдовы, исцеление десяти прокаженных, слепорожденного и др. | 1 |
|
|
46 | Начало Великого поста. Прощеное воскресенье. | 1 |
|
|
47 | Региональный компонент: Экскурсия в Троицкий Собор. |
|
|
|
48 | Сорокадневный пост и искушения Иисуса Христа. | 1 |
|
|
49 | Евангельские притчи и их значение. Притча о сеятеле, о званных и избранных. | 1 |
|
|
50 | Притча о милосердном царе и злом рабе. | 1 |
|
|
51 | Притчи Господни о милосердии. Притча о милосердном самарянине. | 1 |
|
|
52 | Притча о талантах. Притча о блудном сыне. | 1 |
|
|
53 | Притчи о Царствии Небесном. «Сокровища на небе» | 1 |
|
|
54 | Отношение к врагам и творение милости. Будь милостив и Господь помилует тебя. | 1 |
|
|
55 | Советь и раскаяние. Презентация к уроку. | 1 |
|
|
56 | Страстная седмица. Великие: Понедельник,Вторник, Среда. Предательство Иуды. | 1 |
|
|
57 | Великий четверг. Тайная вечеря. Гефсиманская молитва Иисуса Христа и взятие Его под стражу. | 1 |
|
|
58 | Иисус Христос у Пилата. Крестный путь и распятие Иисуса Христа. | 1 |
|
|
59 | Воскресение Господне. Явление ученикам. Фома неверующий. | 1 |
|
|
60 | Паломническая поездка………………….. | 1 |
|
|
61 | Благодарность Богу как проявление любви к Нему. | 1 |
|
|
62 | Любовь и уважение к Отечеству. Что значит быть патриотом? | 1 |
|
|
63 | Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. | 1 |
|
|
64 | Региональный компонент: Святыни земли Смоленской. Святые князья Борис и Глеб. Экскурсия на Смядынь, место убиение Бориса и Глеба. | 1 |
|
|
65 | Лента времени. Ветхий и Новый завет. | 1 |
|
|
66 | Жизнь человека и ее плоды. | 1 |
|
|
67 | Годовой круг Богослужений. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
68 | Повторение изученного за год. | 1 |
|
|