Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сафоново Смоленской области
Программа
по развитию способностей обучающихся
по ОБЖ
г. Сафоново Смоленской область
Еврасовой Ирины Николаевны.
Пояснительная записка.
Понятие «одаренность» предполагает умственный потенциал или интеллект, совокупность задатков, талантливость, качественное сочетание способностей.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. Центральным понятием являются способности, которые обеспечивают успешность деятельности.
Любая деятельность человека основывается на фундаменте общих способностей. Общая одаренность – это сочетание способностей; одаренность – «оперативная форма общих способностей».
В развитии способностей и одаренности детей определяющая роль принадлежит обучению.
Главная задача учителя – это раскрытие и развитие познавательных способностей учащихся ( ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания).
При построении методики развития способностей у учащихся в процессе обучения в обычной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и развивающего обучения, системно-деятельного подхода.
Для построения методики необходимы:
1). Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).
2). Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения
3). Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).
4). Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.
Цель: организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение обучающихся в исследовательскую деятельность и развитие их способностей.
Задачи:
-Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
-Выявление и развитие у обучающихся способностей.
-Овладение конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
- Формирование качеств мышления.
-Формирование представлений о предмете ОБЖ , как части общечеловеческой культуры, понимание значимости предмета для общественного прогресса.
-Формирование навыков
-Повышение эрудиции и расширение кругозора.
-Формирование приемов умственных операций (анализ, сравнение, обобщения), умения обдумывать и планировать свои действия.
-Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
-Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков обучающихся.
Этапы реализации программы :
- учащиеся 8-11 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду кружковые занятия «Юный стрелок» , соревнованиях «Безопасное колесо», «Школа безопасности» организую участие в конкурсах по предмету
– учащиеся 8 -9классов. На этом этапе важным является развития интереса к предмету с помощью занятий в «Юармии». Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участия в мероприятиях , игре «Зарница».
-учащиеся 10-11 классов. Эта ступень характеризуется стремлением к большей самостоятельности. Индивидуальные занятия «ОБЖ в нашей жизни» позволяет понять роль предмета в некоторых профессиях. Учащиеся работают над проектами, имеющими практическое значение, участвуют в олимпиадах- муниципальных, всероссийских, онлайн тестированиях. Исследовательская и научная деятельность становится определяющей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, системно-деятельного подхода;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при направляющем участии учителя;
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Мониторинг одаренности;
- создание банка заданий для занятий;
- организация зачетов, научно-практических конференций.
Формы работы с одаренными детьми:
-работа по индивидуальным планам;
-занятия исследовательской деятельностью;
-участие в конкурсах, соревнованиях, играх;
-участие в олимпиадах различных уровней;
-групповые занятия с одаренными учащимися;
-работа в кружках;
-творческие мастерские;
-участие в международном конкурсе «Безопасная среда»; «Школа безопасности»
-исследовательские работы по предмету ;
-научные сообщества;
-конференции.
Планируемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
Предметные результаты:
Участие в олимпиадах различного уровня, соревнованиях, игре «Зарница», презентации и выступления в конференциях.
План работы
Сентябрь.
1. Проведение индивидуальных, кружковых занятий по предмету (еженедельно).
2. Период адаптации учащихся 5-х классов, развитие интереса к предмету и творческой активности, применение образовательных, здоровья сберегающих технологий.
3. Проведение стартовые тесты по предмету.
4. Работа учащихся 9-х и 11-х классов с тестами и подготовка к олимпиаде
5. Участие обучающихся в различных олимпиадах в форме он-лайн.
Октябрь.
1. Проведение муниципальной олимпиады (школьный этап).
2. Подготовка к муниципальному конкурсу "Школа безопасности", «Безопасная среда».
3. Работа по созданию проектов в учебной и внеурочной деятельности.
4. Подготовка лекторской группы по правилам безопасности в ЧС.
5. Работа по созданию презентаций для уроков и во внеурочной деятельности по безопасности.
6. Проведение вечера по безопасности по ГОиЧС, ВДП, ПДН,ДТП для учащихся школы.
7. Муниципальная олимпиада (участие, проведение, проверка работ).
Ноябрь - декабрь.
1. Проведение недели безопасности.
2. Участие в школьном интеллектуальном марафоне.
3. Проведение уроков безопасности демонстрирующих межпредметные связи.
Январь - февраль.
1. Участие в муниципальном конкурсе "Безопасная среда".
2. Подготовка к соревнованиям по стрельбе
Март.
1. Участие в международном конкурсе-игре "Безопасное колесо".
2. Подготовка лекторской группы ко дню «День защиты детей».
Апрель - май.
1. Участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах.
2. Цикл бесед по безопасности для учащихся школы.
3. Подготовка учащихся 10 класса к военным сборам.