
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами являются:
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
.осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Состав слова | 16 |
5 | Правописание частей слова | 29 |
6 | Части речи | 76 |
7 | Повторение | 14 |
| Итого: | 170 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 ч)
Язык и речь. (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи.
Составление текста по рисунку.
Текст, предложение, словосочетание. (14 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Формирование навыков работы с графической т тестовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложение (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопросов.
Развитие речи.
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 ч).
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Омонимы (общее представление). Использование омонимов в речи.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках.
Формирование умения видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне слова.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (Ь) Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи.
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова (16 часов).
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (29 ч).
Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов c безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов c удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи.
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи (76 ч).
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного c именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).
Правописание частицы не c глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи.
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений c нарушенным порядком слов.
Повторение (14 часов).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | План дата | Факт дата | Тема урока | Примечание |
1 | 01.09 | | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | |
2 | 04.09 | | Наша речь и наш язык. | |
3 | 05.09 | | Работа над ошибками. Текст. | |
4 | 06.09 | | Типы текстов. | |
5 | 07.09 | | Предложение.Развитие речи. Составление рассказа порепродукции картины. | |
6 | 08.09 | | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | |
7 | 11.09 | | Восклицательные и невосклицательные предложения. | |
8 | 12.09 | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | |
9 | 13.09 | | Предложение с обращением.Развитие речи. Составление рассказа порисунку. | |
10 | 14.09 | | Составпредложения. | |
11 | 15.09 | | Главные и второстепенные члены предложения. | |
12 | 18.09 | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». «Прощание с осенью» | |
13 | 19.09 | | Работа над ошибками. Простое и сложноепредложения. | |
14 | 20.09 | | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | |
15 | 21.09 | | Словосочетание. | |
16 | 22.09 | | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | |
17 | 25.09 | | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | |
18 | 26.09 | | Синонимы и антонимы. | |
19 | 27.09 | | Омонимы. | |
20 | 28.09 | | Слово исловосочетание. | |
21 | 29.09 | | Фразеологизмы. | |
22 | 02.10 | | Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | |
23 | 03.10 | | Части речи. | |
24 | 04.10 | | Части речи. | |
25 | 05.10 | | Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. | |
26 | 06.10 | | Имя числительное. | |
27 | 09.10 | | Имя числительное. | |
28 | 10.10 | | Однокоренные слова. | |
29 | 11.10 | | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | |
30 | 12.10 | | Согласные звуки и буквы. | |
31 | 13.10 | | Правописание разделительного мягкого знака. | |
32 | 16.10 | | Обучающее изложение | |
33 | 17.10 | | Развитие речи. Обобщение и закрепление изученного. | |
34 | 18.10 | | Проект «Рассказ о слове». | |
35 | 19.10 | | Корень слова. Однокоренные слова. | |
36 | 20.10 | | Корень слова. Однокоренные слова. | |
37 | 23.10 | | Сложные слова | |
38 | 24.10 | | Сложные слова | |
39 | 25.10 | | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
40 | 26.10 | | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
41 | 27.10 | | Контрольный диктант «Ноябрь» за первую четверть | |
42 | 06.11 | | Работа над ошибками. Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
43 | 07.11 | | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
44 | 08.11 | | Значение суффиксов | |
45 | 09.11 | | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | |
46 | 10.11 | | Что такое основа слова? | |
47 | 13.11 | | Обобщение знаний о составе слова | |
48 | 14.11 | | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
49 | 15.11 | | Анализ контрольного диктанта. Обобщениезнаний о составе слова. | |
50 | 16.11 | | Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. | |
51 | 17.11 | | Проект «Семья слов». | |
52 | 20.11 | | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | |
53 | 21.11 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
54 | 22.11 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
55 | 23.11 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
56 | 24.11 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
57 | 27.11 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
58 | 28.11 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
59 | 29.11 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
60 | 30.11 | | Обучающее изложение | |
61 | 01.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | |
62 | 04.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
63 | 05.12 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
64 | 06.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
65 | 07.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
66 | 08.12 | | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | |
67 | 11.12 | | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» Снеговик | |
68 | 12.12 | | Развитие речи.Правописание суффиксов и приставок. | |
69 | 13.12 | | Правописание суффиксов и приставок. | |
70 | 14.12 | | Правописание суффиксов и приставок. | |
71 | 15.12 | | Правописание суффиксов и приставок. | |
72 | 18.12 | | Правописание приставок и предлогов. | |
73 | 19.12 | | Правописание приставок и предлогов. | |
74 | 20.12 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | |
75 | 21.12 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | |
76 | 22.12 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | |
77 | 25.12 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | |
78 | 26.12 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | |
79 | 27.12 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | |
80 | 28.12 | | Правописание приставок и предлогов. | |
81 | 29.12 | | Части речи. | |
82 | 10.01 | | Имя существительное как часть речи. | |
83 | 11.01 | | Имя существительное как часть речи. | |
84 | 12.01 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
85 | 15.01 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
86 | 16.01 | | Развитие речи. Обучающее изложение «Горностай» | |
87 | 17.01 | | Собственные и нарицательные имена существительные. | |
88 | 18.01 | | Проект «Тайна имени» | |
89 | 19.01 | | Число имен существительных | |
90 | 22.01 | | Число имён существительных. | |
91 | 23.01 | | Род имён существительных. | |
92 | 24.01 | | Род имён существительных. | |
93 | 25.01 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | |
94 | 26.01 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | |
95 | 29.01 | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин | |
96 | 30.01 | | Проверочный диктант № 2 по теме «Род и число имён существительных».Все просыпается. | |
97 | 31.01 | | Склонение имен существительных | |
98 | 01.02 | | Падеж имен существительных | |
99 | 02.02 | | Падеж имен существительных | |
100 | 05.02 | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | |
101 | 06.02 | | Именительный падеж. | |
102 | 07.02 | | Родительный падеж. | |
103 | 08.02 | | Дательныйпадеж. | |
104 | 09.02 | | Винительный падеж. | |
105 | 12.02 | | Творительный падеж. | |
106 | 13.02 | | Предложныйпадеж. | |
107 | 14.02 | | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | |
108 | 15.02 | | Все падежи | |
109 | 16.02 | | Обобщение знаний | |
110 | 19.02 | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | |
111 | 20.02 | | Проект «Зимняя страничка» | |
112 | 21.02 | | Проверочный диктант № 3 по теме «Падеж имени существительного». «Летучая мышь» | |
113 | 22.02 | | Значение и употребление имен прилагательных в речи | |
114 | 26.02 | | Значение и употребление имен прилагательных в речи | |
115 | 27.02 | | Роль прилагательных в тексте | |
116 | 28.02 | | Текст описание | |
117 | 01.03 | | Развитие речи. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | |
118 | 02.03 | | Род имен прилагательных | |
119 | 05.03 | | Изменение имён прилагательных по родам. | |
120 | 06.03 | | Изменение имён прилагательных по числам. | |
121 | 07.03 | | Число имен прилагательных | |
122 | 09.03 | | Число имен прилагательных | |
123 | 12.03 | | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
124 | 13.03 | | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
125 | 14.03 | | Обобщение знаний | |
126 | 15.03 | | Обобщение знаний | |
127 | 16.03 | | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | |
128 | 19.03 | | Обобщение знаний | |
129 | 20.03 | | Контрольный диктант по теме имя прилагательное «Весна» | |
130 | 21.03 | | Проект «Имена прилагательные в загадках» | |
131 | 22.03 | | Личные местоимения. | |
132 | 23.03 | | Изменение личных местоимений по родам | |
133 | 02.04 | | Местоимение | |
134 | 03.04 | | Местоимение | |
135 | 04.04 | | Обучающее изложение | |
136 | 05.04 | | Значение и употребление глаголов в речи | |
137 | 06.04 | | Значение и употребление глаголов в речи | |
138 | 09.04 | | Значение и употребление глаголов в речи | |
139 | 10.04 | | Неопределенная форма глагола | |
140 | 11.04 | | Неопределенная форма глагола | |
141 | 12.04 | | Число глаголов | |
142 | 13.04 | | Число глаголов | |
143 | 16.04 | | Времена глаголов | |
144 | 17.04 | | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | |
145 | 18.04 | | Изменение глаголов по временам. | |
146 | 19.04 | | Изменение глаголов по временам. | |
147 | 20.04 | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | |
148 | 23.04 | | Род глаголов в прошедшем времени. | |
149 | 24.04 | | Род глаголов в прошедшем времени. | |
150 | 25.04 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | |
151 | 26.04 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | |
152 | 27.04 | | Обобщение знаний | |
153 | 30.04 | | Обобщение знаний | |
154 | 02.05 | | Обобщение знаний | |
155 | 03.05 | | Обобщение знаний | |
156 | 04.05 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» Медведи | |
157 | 07.05 | | Части речи. | |
158 | 08.05 | | Части речи. | |
159 | 10.05 | | Обучающее изложение | |
160 | 11.05 | | Обобщение изученного о слове, предложении | |
161 | 14.05 | | Правописание окончаний имен прилагательных | |
162 | 15.05 | | Правописание приставок и предлогов | |
163 | 16.05 | | Правописание безударных гласных | |
164 | 17.05 | | Правописание значимых частей слов | |
165 | 18.05 | | Итоговый контрольный диктант Летний дождик | |
166 | 21.05 | | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | |
167 | 22.05 | | Обучающее изложение | |
168 | 23.05 | | Текст | |
169 | 24.05 | | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | |
170 | 25.05 | | КВН «Знатоки русского языка» | |
| | | | |
Виды контрольно-измерительных материалов
№ | Дата | Вид работы |
1 | 18.09 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» «Прощание с осенью» |
2 | 02.10 | Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». |
3 | 27.10 | Контрольный диктант «Ноябрь» за первую четверть |
| 09.11 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» |
| 14.11 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
4 | 08.12 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» |
| 11.12 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» Снеговик |
6 | 27.12 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» «Зимний лес» |
7 | 30.01 | Проверочный диктант по теме «Род и число имёнсуществительных».«Все просыпается.» |
8 | 20.02 | Проверочный диктант по теме «Падеж имени существительного» «На охоте». |
| 16.03 | Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». |
9 | 20.03 | Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное» Весна |
10 | 04.05 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»Медведи |
11 | 18.05 | Итоговый контрольный диктант Летний дождик |
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
( 46 слов)
Грамматические задания.
1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2.Указать над каждым словом части речи.
3. Выписать словосочетания с вопросами.
Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».
Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Н. Сладков
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Придумайте к тексту заголовок.
…………………………………………………………………………………………………….
4. Пользуясь памяткой 7 (стр.147), напишите изложение по вопросам:
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
Контрольный диктант (за 1 четверть)
Ноябрь.
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
( 52 слова)
Грамматические задания
1. Выписать 2 глагола с приставками, выделить их.
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
2. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.
1 вариант – корм
2 вариант – свист
Диктант с грамматическим заданием по теме имя существительное
Помощь зайцу
Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.
Грамматические задания
1. Определи падеж имен существительных в последнем предложении.
2. Разберите по составу слова принёс, морковка, интересное.
3. Подчеркни грамматическую основу в третьем предложении и укажи части речи.
Промежуточная диагностическая работа
Красногрудые красавцы.
Снегирь – птица, прилетающая в гости зимой и появляющаяся на покрытых снегом деревьях, поистине украшает зимнюю природу.
Снегирь величиной с воробья, длина тела около 18 см. У самца на голове черная шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост черные. Спина голубовато-серая, грудка розово-красная. Самки не обладают таким ярким оперением. У самок грудка серая. Массивный, вздутый у основания короткий клюв черного цвета.
Населяют хвойные леса Евразии. Снегири обычно держатся небольшими стайками до 10 птиц в каждой. После первого значительного снегопада снегири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все области нашей страны. Появление снегирей после снега близ человеческих поселений и городов, в садах, огородах и парках, скорее всего, и лежит в основе их названия - снегирь.
Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка cнегирей, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. Хорошо летают, быстро передвигаются по земле, в кронах деревьев и кустарников.
Чем питается снегирь зимой? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Кормятся снегири ягодами рябины, семенами сирени, крапивы или почками, в том числе плодовых растений, выкусывая их клювами, как кусачками. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные тотчас спешат на помощь.
Голос у снегиря - громкое «фю-фъю». Песня мелодичная, включает скрипящие и трескучие звуки. Некоторые хорошо имитируют чужие голоса. Поют у снегирей и самки, и самцы.
Строит гнездо и насиживает кладку яиц самка. Гнездо строит на дереве, преимущественно на ели. В гнездо откладывают до 6 яиц. Насиживает их самка одна: в это время самец ее кормит и охраняет. Птенцов выкармливает также самка. Выкармливают в основном мелкими насекомыми и поспевающими семенами.
Русский язык
1.Цель: проверить знания по фонетике и морфологии.
А1.Отметь слова, в которых все согласные твёрдые:
1) снегири 2) птица 3) грудка 4) хвост 5) огород
А2.Прилагательное в предложении «У самца на голове черная шапочка» употреблено в форме:
1) мужского рода
2) среднего рода
3) женского рода
4) множественного числа
2. Цель: проверить умение составлять текст, разбирать слова по составу.
В1. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст.
А. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки.
Б. Чем питается снегирь зимой?
В. Кормятся снегири ягодами рябины, семенами сирени, крапивы или почками.
Определите тему текста.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________
В2.Перечитай рассказ. Выпиши из рассказа по 3 слова к каждой группе:
Корень, окончание | Приставка, корень , окончание | Корень, суффикс, окончание |
| | |
| | |
| | |
3.Цель: проверить как учащиеся применяют свои знания в новой ситуации.
С. Ученик написал письмо своему другу о снегирях, какие правила он не выучил.
Строит гниздо и носижываетклатку яиц самка.
Найди ошибки, постарайся объяснить, почему они были допущены. Какие темы ученик усвоил слабо. Обоснуй ответ.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный диктант для 3-го класса
за I полугодие
Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.
Объем работы: 50-55 слов.
Зимний лес.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(50 слов).
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
I вариант.
Голодные синички прилетели к кормушке.
2 вариант.
Серенькая белочка спряталась в дупле.
2. Разбери слова по составу.
I вариант II вариант
морозец журавлик
пробежка погрузка
длинный ранний
постучал пробежал
прилетят замерзают
3. Запиши слова в 3 столбика.
Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.
Проверочный диктант по теме «Число и род имен существительных.
Форма проведения: проверочный диктант с грамматическим заданием.
Время проведения: после изучения темы «Род и число имен существительных»
Цель: проверка речевых и орфографических, языковых умений и навыков.
Планируемые результаты:
– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, применять изученные правила правописания;
– находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- определять род и число имен существительных.
Диктант
Все просыпается.
Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стаял. Муравьи вылезли на теплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Все просыпается. Ожил пруд. В нем уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ.
Начался разлив рек. Вода стала заливать все вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкам.(65 слов)
Грамматические задания:
1. В предложениях подчеркнуть главные члены предложения.
Ι вариант - 1 предложение
ΙΙ вариант - 3 предложение
2. Определите род и число существительных
Ι вариант - 1 предложение
ΙΙ вариант -3 предложение
Проверочный диктант с грамматическим заданием по теме «Падеж имен существительных».
Форма проведения: проверочный диктант с грамматическим заданием.
Время проведения: после изучения темы «Падеж имен существительных»
Цель: проверка сформированности грамматико- орфографических умений и навыков по изученным темам
Планируемые результаты:
– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, применять изученные правила правописания;
–определять падеж имен существительных;
ДиктантНа охоте.
Однажды на охоте забрались мы в лесную глушь. Собаки гнали зайца и потеряли. Выбежали на поляну. Среди мелких кустиков высокие пни стоят. Бегают собаки около них, хотят в заячьих следах разобраться. Куда ему спрятаться? Посмотрел я вокруг. В пяти шагах от меня на пне серел пушистый комочек. Глядел и словно просил не выдавать собакам. Я оставил его и ушел. Пусть этот хитрый заяц живет! (64 слова)
Слова для справок заячьих, разобраться, глядел.
Грамматические задания:
Над словами первого предложения надписать части речи, к которым они относятся - Ι
Над словами второго предложения надписать части речи, к которым они относятся - ΙΙ вариант
2. Проанализировать слова как части речи:
Ι вариант: хитрый, заяц
ΙΙ вариант: пушистый, комочек
Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»
Весна
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.
Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Форма проведения: контрольный диктант с грамматическим заданием.
Время проведения: в конце четверти, после изучения темы «Глагол»
Цель: проверка сформированности грамматико- орфографических умений и навыков по изученной теме.
Планируемые результаты:
– писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
– осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять »окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение;
– изменять глаголы по временам
– различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
– определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).
– выполнять разбор слова по составу
Диктант
Медведи
Трещал мороз. Старик въехал в лес срубить елку. Стукнул топором по стволу .А из-под снега вылетела большая медведица. Она спала под елью, от стука проснулась, напугалась и убежала.
Маленький медвежонок Мишутка замерз и захотел есть. Он завозился и заплакал. Но мама не слышала его. Тогда он рассердился и на животе полез из берлоги.(53 слова)
Слова для справок: завозился, рассердился.
Грамматические задания:
1. Во втором предложении указать части речи.
2. Выписать глаголы, указать форму каждого из них (время, число, лицо или род), затем поставить глагол в неопределенную форму и записать.
1 вариант: заплакал, убежала.
2 вариант: слышала, вылетел.
3. Разобрать сова по составу:
1 вариант: въехал, убежала.
2 вариант: трещал, заплакал.
Итоговый тест по русскому языку
Учени___________3 класса ______________________________________________________Ι вариант
Подчеркни среди этих слов только имена существительные. Весёлый, веселье, весело, веселился, весельчак. Подчеркни среди этих слов только глаголы. Отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел. Подчеркни среди этих слов только имена прилагательные. Красный, краснота, красненький, красноватый, краснеет. Укажи существительные женского рода: 1) собака 2) капуста 7) солнце 2) автомобиль 5) воробей 8) здоровье 3) щука 6) шаль 9) рожь 5. Укажи существительные среднего рода: 1) какао 2) рояль 3) пианино 4) животное 5) фамилия 6) шоссе 7) весло 8) соловей 9) имя 6. Укажи прилагательные во множественном числе: 1) зелёный 2) красивые 3) огромная 4) свежее 5) сильные 6) вкусный 7) большие 8) яркое 9) весеннее 7. Подчеркни имена существительные 1 склонения. 1) цветок 2) носорог 3) читатель 4) Наташа 5) яблоня 6) походка 7) рыбка 8) заколка 9) кухня | 8. Укажи слова, у которых на конце пишется ь: 1) рож… 2) грач… 3) мыш… 4) гараж… 5) ноч… 6) дич… 7) вещ… 8) малыш… 9) камыш… 9. Укажи сочетания слов, в которых допущены ошибки: 1) яркая солнце 2) зелёный трава 3) весеннее настроение 4) сочное яблоко 5) светлый день 6) верные друзья 10. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Дикие животные живут в лесах и полях. |
Итоговый тест по русскому языку
Учени___________3 класса ______________________________________________________ΙΙ вариант
Подчеркни среди этих слов только имена существительные. Беговой, бег, бегать, бегун, побегать. Подчеркни среди этих слов только глаголы. Шаг, шагаем, шагом, шагнул, зашагал. Подчеркни среди этих слов только имена прилагательные. Добрый, доброта, добренький, подобрел, недобрый. Укажи существительные женского рода: 1) лопатка 2) ладошка 7) радуга 2) братик 5) соловей 8) счастье 3) мяч 6) колыбель 9) метель Укажи существительные среднего рода: 1) небо 2) вечер 3) окно 4) пальто 5) лилия 6) письмо 7) машина 8) солнце 9) время 6. Укажи прилагательные во множественном числе: 1) синий 2) новые 3) вкусная 4) свежее 5) стальные 6) интересный 7) боевые 8) тихое 9) осеннее 7. Подчеркни имена существительные 1 склонения. 1) листок 2) медведь 3) писатель 4) Саша 5) вишня 6) ручка 7) голубка 8) тарелка 9) башня | 8. Укажи слова, у которых на конце пишется ь: 1) молодёж… 2) врач… 3) тиш… 4) шалаш… 5) печ… 6) реч… 7) доч… 8) стриж… 9) плащ… 9. Укажи сочетания слов, в которых допущены ошибки: 1) Синяя небо 2) красный платье 3) радостное сообщение 4) сочное яблоко 5) белый конь 6) хорошие товарищи 10. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Саша и Юра пошли гулять в рощу |
Оценка результатов.
1.(2 балла) 2.(3 балла) 3.(3 балла) 4.(5 баллов) 5.( 6 баллов) 6.(3 балла) 7. (6баллов ) 8.(5 баллов ) 9.(2 балла) 10 (2 балла)
Итого: 37 баллов.
«5» - 90 -100%, «4» - 78 – 89%, «3» - 60 - 77%, «2» - менее 50%
Ответы.
1 вариант. 2 вариант.
1.Веселье, весельчак. | 1. Бег, бегун. |
2.Улетел, лечу, прилетел. | 2. Шагаем, шагнул, зашагал. |
3.Красный, красненький, красноватый. | 3.Добрый, добренький, недобрый. |
4.Собака, капуста, щука, шаль, рожь. | 4. Лопатка, ладошка ,радуга, колыбель, метель |
5.Какао,пианино,животное,шоссе, весло, имя. | 5.Небо, окно, пальто, письмо, солнце ,время. |
6.Красивые, сильные, большие. | 6.Новые, стальные, боевые. |
7.Наташа, яблоня, походка, рыбка, заколка, кухня. | 7.Саша, вишня, ручка, голубка, тарелка, башня. |
8. Рожь, мышь, ночь, дичь, вещь. | 8.Молодёжь, тишь, печь, речь, дочь. |
9.Яркое солнце, зелёная трава. | 9.Синее небо, красное платье. |
Прил. Сущ. Глаг. Пр. Сущ. Пр. Сущ. 10. Дикие животные живут в лесах и полях. ˜˜˜˜˜˜˜˜˜ ====== _._ ._._._._. _._._._._. | Сущ. Союз Сущ. Гл. Гл. Пр. Сущ. 10. Саша и Юра пошли гулять в рощу. =========== _._._._._._ |