СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений,  определяет план действий по достижению поставленных целей.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа имени В.Митты»

Батыревского района Чувашской Республики











Авторская программа

работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по физической культуре





Разработчик программы: Учитель физической культуры высшей квалификационной категории Матюшкин В.В.












Пояснительная записка

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, творческими, коммуникативными способностями.

В положении о Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре указывается, что «олимпиада проводится с целью создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико-методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения». Олимпиады - одна из наиболее эффективных форм работы с учащимися. Они не только помогают выявить наиболее способных ребят, но и стимулируют углубленное изучение предмета. По сути, олимпиада - это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся.

Вот уже почти два десятка лет, как появились олимпиады по физической культуре, где большое внимание стало уделяться не только практической, но и теоретической стороне вопроса. А эти вопросы требуют не только углубленных знаний и эрудиции, но и поиска нестандартных решений, творческого подхода, оригинального мышления. Мы давно стали искать всевозможные формы и методы работы с одаренными детьми, но на первое место выдвигали развитие физических качеств, на второе – интеллектуальных способностей, а творчеству отводилась маловажная роль.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна и значима, прежде всего, потому, что полное раскрытие одаренности ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Российскому обществу нужны люди инициативные, интеллектуальные, творческие, обладающие нестандартным мышлением, а также здоровые и физически развитые.

В каждой школе есть одаренные ученики, которые любят физическую культуру и им предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме через сайты интернета. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка. Для достижения результата они с большой охотой приходили на уроки физической культуры, дополнительно занимались во внеурочное время, участвовали в различных спортивных соревнованиях.

В своей работе я использую следующие признаки одаренности – повышенная познавательная деятельность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых, поразительное упорство и трудолюбие, опережение других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений, владение общечеловеческими ценностями и нормами, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях.

Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, определяет план действий по достижению поставленных целей.

Цели программы:

  1. Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

  2. Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы (физкультурная деятельность) на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

  3. Подготовка к олимпиаде по предмету «Физическая культура»


Задачи программы:

  • совершенствование методики выявления одаренных детей;

  • совершенствование знаний, умений и навыков теории и практики предмета «Физическая культура»;

  • осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми;

  • расширение возможности для участия одаренных и способных школьников в районных, региональных олимпиадах, спортивных соревнованиях различного ранга;

  • совершенствование системы подготовки самообразования талантливых детей;

  • создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.

  • стимулирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.


Содержание программы направлено на освоение обучающихся знаний, умений и навыков, предусмотренного положением Всероссийской олимпиады среди школьников общеобразовательных учреждений по физической культуре.

При подготовке школьников к олимпиаде нужно применять разнообразные формы и методы работы. Практика показала, что более всего в работе подходят следующие формы работы:

  • совершенствование методики выявления одаренных детей;

  • убеждение учащихся и их родителей в необходимости раскрытия внутреннего потенциала ребёнка;

  • применение индивидуальных заданий на уроках;

  • работа по индивидуальным планам;

  • дополнительные занятия в спортивных секциях;

  • привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;

  • организация соревновательной практики;

  • самостоятельная подготовка учащихся;

  • сотрудничество со специалистами из ДЮСШ по спортивной гимнастике, баскетболу, футболу.

Ожидаемые результаты:

  • повышение качества образования по физической культуре;

  • формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  • обеспечение участие в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и спортивных соревнованиях.

  • подготовка победителей и призеров Всероссийской олимпиады по физической культуре.


План мероприятий по программе работа с одаренными детьми

по подготовке к олимпиаде по физической культуре

п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания. Диагностика одаренных детей.

Сентябрь.

2.

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по физической культуре и спорту.

Сентябрь.


3.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь.


4.

Участие в школьной и муниципальной олимпиадах.

Ноябрь, декабрь

5.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

В течение года

6.

Приобретение учебной литературы, компьютерных программ, спортивного оборудования и инвентаря для организации работы с одаренными детьми.

В течение года

7.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми других школ района, республики и организация совместных занятий.

Декабрь, январь, февраль.

8.

Проведение предметных недель.

1 раз в пол года.

9.

Вовлечение способных учащихся к очным и заочным олимпиадам по физической культуре и спорту.

Ежегодно.

10.

Подведение итогов работы с одаренными детьми.

Май

11.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно.




Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Состоит из практического и теоретико-методического заданий.

Практические задание включают обучение, закрепление и совершенствование выполнений упражнений базовой части программы «Физическая культура» по разделам: гимнастика, лёгкая атлетика, и спортивные игры (баскетбол, мини-

футбол ).

Теоретико-методические задание  включает обучение раздела «Физическая культура и основы здорового образа жизни» базовой части программы «Физическая культура»: естественные основы; социально-психологические основы; культурно-исторические основы; теория и методика физического воспитания по видам спорта. Тестовые задания, сформулированные в соответствии с требованиями к уровню подготовленности обучающихся по образовательной области «Физическая культура».



План работы с одаренными детьми

по подготовке к олимпиаде по физической культуре

п/п

Содержание программного материала

Тип занятия

Кол-во часов

1

2

3

4

1



1.Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по гимнастике, легкой атлетикой, спортивным играм (баскетбол, футбол).

2. Теоретическая подготовка по теме «Античные олимпийские игры»

Вводный

2

2

3


1. Легкая атлетика - кросс 2 км, ОРУ на гибкость, беговые упражнения.

2. Акробатические упражнения – кувырки вперед и назад в группировке, горизонтальное и фронтальное равновесие

СЗУН

2

4

5

1.Теоретическая подготовка по теме «Олимпийские игры Древней Греции».

2.Спортивные игры – баскетбол. Перемещения в стойке, остановки. Скоростное ведение мяча. Броски мяча одной от плеча с места.

СЗУН

2

6

7

1.Легкая атлетика - кросс 3 км, ОРУ на гибкость. Развитие скоростно-силовых качеств.

2.Акробатика. Соединение элементов акробатики: упражнение в равновесии, два кувырка вперед слитно, один кувырок назад.

СЗУН

2

8

9

1.Тестовые задания на тему: «Олимпийские игры в древности». Провести работу над ошибками.

2.Спортивные игры – футбол. Техника передвижений и остановок. Техника удара серединой стопы и остановка подошвой.

ЗИМ


СЗУН

2

10

11

1.Теоретическая подготовка по теме «Зарождение современного Олимпийского движения».

2.Легкая атлетика – кросс 2 км. ОРУ в движении. Развитие скоростных качеств.

ИНМ


СЗУН

2

12

13

1.Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Опорно-двигательная система»; «Мышцы и ткани».

2. Акробатика. Повторить соединения элементов акробатики: упражнение в равновесии, два кувырка вперед слитно, один кувырок назад. Совершенствование техники кувырка прыжком, длинного кувырка с 2-3 шагов разбега.

ИНМ


СЗУН

2

14

15

1. Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Кровь и кровеносная система»; «Органы и выделительная система».

2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с изменением направления движения Броски мяча одной от плеча из разных точек. Атака кольца после двух шагов разбега.

ИНМ




СЗУН

2






16

17

1. Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Нервная система»; «Дыхательная система»; «Обмен веществ».

2. Легкая атлетика – интервальный бег на отрезках 200-500 м с общим объемом 1-2 км,  скорость — 90-95 процентов от максимума; отдых между отрезками 3-6 мин.

Разнообразные прыжковые упражнения.

ИНМ



СЗУН

2

18

19

1. Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Питательные вещества - углеводы, белки, витамины, жиры, микроэлементы, макроэлементы»; «Профилактика иммунной системы — укрепление здоровья»

2. Акробатика. Повторить акробатические соединения. Переворот в сторону. Два переворота в сторону с наглядной демонстрацией различных вариантов.

ИНМ




СЗУН

2

20

21

1. Тестовые задания по медико-биологическим основам. Провести работу над ошибками.

2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с изменением направления движения. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака кольца после двух шагов разбега с левой и с правой стороны.

ЗИМ


СЗУН

2

22

23

1. Теоретическая подготовка по теме: «Культурно-историческим основам физической культуры»

2. Легкая атлетика – бег с ускорением 5X100м. Переменный бег на отрезках 400-600 м, 50 м быстрым бегом + 50 м трусцой.

ИНМ



СЗУН

2

24

25

1. Теоретическая подготовка по теме: «Зарождение современного Олимпийского движения».

2. Акробатика. Повторить акробатические соединения из ранее разученных упражнений. Добиться четкого выполнения упражнений. Провести оценивание в баллах

ИНМ


СЗУН

2

26

27

1. Беседа на тему: « В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?», «Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении?»

2. Спортивные игры – футбол. Техника удара внутренней стороной стопы по воротам. Ведение мяча по прямой и с изменением направления движения.

СЗУН

2

28

29

1. Беседа на тему: «Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его планировании?», «Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека».

2. Легкая атлетика – 15 минутный равномерный бег. ОРУ на развитие гибкости.

СЗУН

2

30

31

1. Тест на ранее пройденные темы. Проверить и сделать работу над ошибками.

2. Акробатика. Повторить упражнения в упорах и равновесии. Акробатические соединения из ранее разученных упражнений.

ЗИМ


СЗУН

2

32

33

1. Беседа на тему: «От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости», «Какие приемы самоконтроля вам известны? Расскажите об одном из них и выполните (ортостатическую или функциональную пробу или антропометрические измерения)».

2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с обведением фишек ориентиров. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака кольца после двух шагов разбега с левой и с правой стороны

СЗУН

2

34

35


1. Теоретическая подготовка по теме: «Международный олимпийский комитет и другие спортивные организации»

ИНМ

2


36

2. Легкая атлетика – интервальный бег на отрезках 100-300 м с общим объемом 800 м - 1500 м,  скорость — 90-95 процентов от максимума; отдых между отрезками 3-6 мин.

Разнообразные прыжковые упражнения.

СЗУН



37

1. Теоретическая подготовка по темам: «Олимпийские символы, традиции и ритуалы»; «Олимпийские медали и награды».

2. Разучить акробатические соединения из программы муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.


ИНМ


СЗУН

2

38

39

1. Теоретическая подготовка по темам: «Паралимпийские игры»; «Хроники олимпийских событий».

2. Спортивные игры – футбол. Ведение мяча по прямой и с изменением направления движения. Техника удара серединой стопы по воротам с 10 м левой и правой ногой. Техника удара внутренней стороной стопы с 10 м левой и правой ногой.

ИНМ


СЗУН

2

40

41

1. Тестовые задания по теме «Олимпийские игры современности». Проверить и сделать работу над ошибками.

2. Легкая атлетика – бег с ускорением 5X100м. Переменный бег на отрезках 400-600 м, 50 м быстрым бегом + 50 м трусцой.

ЗИМ


СЗУН

2

42

43

1. Теоретическая подготовка по темам: «Основные понятия о здоровье и ЗОЖ»; «Личная гигиена».

2. Разучить акробатические соединения из программы регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

ИНМ


СЗУН

2

44

45

1. Теоретическая подготовка по темам: «Питание»; «Двигательная активность и работоспособность».

2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с обведением фишек ориентиров. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака кольца после двух шагов разбега с левой и с правой стороны

ИНМ


СЗУН

2

46

47

1. Теоретическая подготовка по теме: «Закаливание организма».

2. Легкая атлетика – 20 минутный равномерный бег. ОРУ на развитие скоростно-силовых качеств.

ИНМ

СЗУН

2

48

49

1. Теоретическая подготовка по теме: «Контроль и самоконтроль».

2. Разучить акробатические соединения из программы прошлогоднего финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

СЗУН

2

50

51


1. Теоретическая подготовка по теме: «Факторы риска способствующие ухудшению здоровья».

2. Спортивные игры – баскетбол. Передача мяч двумя руками от груди. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака из под кольца с левой и с правой стороны.

ИНМ


СЗУН

2

52

53

1. Тест на ранее пройденные темы. Проверить и сделать работу над ошибками.

2. Легкая атлетика – интервальный бег на отрезках 100-300 м с общим объемом 800 м - 1500 м,  скорость — 90-95 процентов от максимума; отдых между отрезками 3-6 мин.

ЗИМ


СЗУН

2

54

55

Провести мини-олимпиаду со следующими испытаниями:

1. Выполнение теоретико-методических заданий;

2. Акробатические соединения;

3. Спортивные игры – баскетбол+футбол.

ЗИМ

2

56

57

1. Беседа на тему: «В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?».

2. Разучить акробатические соединения из программы прошлогоднего финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Выбираем упражнения из таблицы элементов трудностей.

СЗУН

2

58

59



1. Беседа на тему: «Основные формы занятий физической культурой». Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на личном примере).

2. Спортивные игры. Прохождение на время по заданной схеме баскетбол+футбол.

СЗУН

2

60

61

1. Решение заданий на перечисление, в закрытой и открытой форме.

2. Разучить акробатические соединения из программы прошлогоднего финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Выбираем упражнения из таблицы элементов трудностей.

ЗИМ

ИНМ

2

62

63

1. Решение заданий на перечисление и установление соответствия

2. Разучить акробатические соединения из программы финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре нынешнего года. Выбираем упражнения из таблицы элементов трудностей.

ЗИМ

ИНМ

2

64

65

1. Решение заданий – задача, кроссворд.

2. Спортивные игры. Прохождение на время испытаний финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре нынешнего года.

ЗИМ

ИНМ

2

66

67

1. Подведение итогов.

2. Поощрение и стимулирование одаренных учащихся


2



Принятые сокращения:

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ИНМ – изучение нового материала

ЗИМ – закрепление изученного материала

СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков








При подготовке одаренных детей к олимпиаде

по физической культуре к теоретико-методическому

курсу используем следующие учебники и учебные пособия.


  1. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ.ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.

  2. Физическая культура: Учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ.ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.

  3. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е издание, стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха. – 6-е иизд – М. Просвещение, 2010.

  5. Физическая культура: учеб. Для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха. – 6-е иизд – М. Просвещение, 2010.

  6. Олимпиада по предмету «Физическая культура». Методическое пособие. /Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А Красников – Москва: Физическая культура, 2016.

  7. Физическая культура. 9 – 11 классы: организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания /авт.-сост.: А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Олимпийские задания по физической культуре. 9 – 11 классы /авт.-сост. И.Н. Марченко, В.К. Шлыков – Волгоград: Учитель, 2010.

  9. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Планета, 2013. – (Серия «Готовимся к олимпиаде)

  10. Учеб. Пособие для учреждений образования России. – 7-е изд., перераб. И доп./В.С.Родченко и др. – М.: Физическая культура и спорт, 2003. – 144 с.:ил.











Методическое указание

Содержание тестовых заданий теоретико-методического конкурса ежегодно изменяется и усложняется, причем на часть вопросов не предлагаются варианты ответа, необходимо точно знать правильный ответ. При подготовке школьников к теоретико-методическому конкурсу необходимо формировать систему знаний по разделам теории и методики физического воспитания и спорта, используя учебники, учебные пособия, как для школ, так и для вузов. Для оценки уровня теоретической подготовки можно использовать задания, опубликованные в журнале «Физическая культура в школе», тесты предыдущих олимпиад, но при этом учить школьников размышлять при ответе на вопросы, а не механически заучивать ответы тестовых заданий. Самый оптимальный вариант подготовки к муниципальному, республиканскому и Всероссийскому этапам олимпиады – это система учебно-тренировочных сборов, во время которых для работы со школьниками необходимо привлечение тренеров-специалистов по гимнастике или акробатике, волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетике, целенаправленно дополнительно заниматься теоретической подготовкой.

Работа учителя с одаренными детьми - это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями талантливых школьников. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и талантливого учащегося ведет к взаимному обогащению. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с физической культурой, но именно она может стать пространством для его личностного роста.