Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа имени В.Митты»
Батыревского района Чувашской Республики
Авторская программа
работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по физической культуре
Разработчик программы: Учитель физической культуры высшей квалификационной категории Матюшкин В.В.
Пояснительная записка
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, творческими, коммуникативными способностями.
В положении о Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре указывается, что «олимпиада проводится с целью создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико-методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения». Олимпиады - одна из наиболее эффективных форм работы с учащимися. Они не только помогают выявить наиболее способных ребят, но и стимулируют углубленное изучение предмета. По сути, олимпиада - это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся.
Вот уже почти два десятка лет, как появились олимпиады по физической культуре, где большое внимание стало уделяться не только практической, но и теоретической стороне вопроса. А эти вопросы требуют не только углубленных знаний и эрудиции, но и поиска нестандартных решений, творческого подхода, оригинального мышления. Мы давно стали искать всевозможные формы и методы работы с одаренными детьми, но на первое место выдвигали развитие физических качеств, на второе – интеллектуальных способностей, а творчеству отводилась маловажная роль.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна и значима, прежде всего, потому, что полное раскрытие одаренности ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Российскому обществу нужны люди инициативные, интеллектуальные, творческие, обладающие нестандартным мышлением, а также здоровые и физически развитые.
В каждой школе есть одаренные ученики, которые любят физическую культуру и им предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме через сайты интернета. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка. Для достижения результата они с большой охотой приходили на уроки физической культуры, дополнительно занимались во внеурочное время, участвовали в различных спортивных соревнованиях.
В своей работе я использую следующие признаки одаренности – повышенная познавательная деятельность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых, поразительное упорство и трудолюбие, опережение других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений, владение общечеловеческими ценностями и нормами, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях.
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, определяет план действий по достижению поставленных целей.
Цели программы:
Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы (физкультурная деятельность) на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Подготовка к олимпиаде по предмету «Физическая культура»
Задачи программы:
совершенствование методики выявления одаренных детей;
совершенствование знаний, умений и навыков теории и практики предмета «Физическая культура»;
осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми;
расширение возможности для участия одаренных и способных школьников в районных, региональных олимпиадах, спортивных соревнованиях различного ранга;
совершенствование системы подготовки самообразования талантливых детей;
создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.
стимулирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Содержание программы направлено на освоение обучающихся знаний, умений и навыков, предусмотренного положением Всероссийской олимпиады среди школьников общеобразовательных учреждений по физической культуре.
При подготовке школьников к олимпиаде нужно применять разнообразные формы и методы работы. Практика показала, что более всего в работе подходят следующие формы работы:
совершенствование методики выявления одаренных детей;
убеждение учащихся и их родителей в необходимости раскрытия внутреннего потенциала ребёнка;
применение индивидуальных заданий на уроках;
работа по индивидуальным планам;
дополнительные занятия в спортивных секциях;
привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;
организация соревновательной практики;
самостоятельная подготовка учащихся;
сотрудничество со специалистами из ДЮСШ по спортивной гимнастике, баскетболу, футболу.
Ожидаемые результаты:
повышение качества образования по физической культуре;
формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
обеспечение участие в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и спортивных соревнованиях.
подготовка победителей и призеров Всероссийской олимпиады по физической культуре.
План мероприятий по программе работа с одаренными детьми
по подготовке к олимпиаде по физической культуре
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания. Диагностика одаренных детей. | Сентябрь. |
2. | Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по физической культуре и спорту. | Сентябрь. |
3. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь. |
4. | Участие в школьной и муниципальной олимпиадах. | Ноябрь, декабрь |
5. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | В течение года |
6. | Приобретение учебной литературы, компьютерных программ, спортивного оборудования и инвентаря для организации работы с одаренными детьми. | В течение года |
7. | Обобщение опыта работы с одаренными детьми других школ района, республики и организация совместных занятий. | Декабрь, январь, февраль. |
8. | Проведение предметных недель. | 1 раз в пол года. |
9. | Вовлечение способных учащихся к очным и заочным олимпиадам по физической культуре и спорту. | Ежегодно. |
10. | Подведение итогов работы с одаренными детьми. | Май |
11. | Распространение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно. |
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Состоит из практического и теоретико-методического заданий.
Практические задание включают обучение, закрепление и совершенствование выполнений упражнений базовой части программы «Физическая культура» по разделам: гимнастика, лёгкая атлетика, и спортивные игры (баскетбол, мини-
футбол ).
Теоретико-методические задание включает обучение раздела «Физическая культура и основы здорового образа жизни» базовой части программы «Физическая культура»: естественные основы; социально-психологические основы; культурно-исторические основы; теория и методика физического воспитания по видам спорта. Тестовые задания, сформулированные в соответствии с требованиями к уровню подготовленности обучающихся по образовательной области «Физическая культура».
План работы с одаренными детьми
по подготовке к олимпиаде по физической культуре
№ п/п | Содержание программного материала | Тип занятия | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1.Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по гимнастике, легкой атлетикой, спортивным играм (баскетбол, футбол). 2. Теоретическая подготовка по теме «Античные олимпийские игры» | Вводный | 2 |
2 |
3 | 1. Легкая атлетика - кросс 2 км, ОРУ на гибкость, беговые упражнения. 2. Акробатические упражнения – кувырки вперед и назад в группировке, горизонтальное и фронтальное равновесие | СЗУН | 2 |
4 |
5 | 1.Теоретическая подготовка по теме «Олимпийские игры Древней Греции». 2.Спортивные игры – баскетбол. Перемещения в стойке, остановки. Скоростное ведение мяча. Броски мяча одной от плеча с места. | СЗУН | 2 |
6 |
7 | 1.Легкая атлетика - кросс 3 км, ОРУ на гибкость. Развитие скоростно-силовых качеств. 2.Акробатика. Соединение элементов акробатики: упражнение в равновесии, два кувырка вперед слитно, один кувырок назад. | СЗУН | 2 |
8 |
9 | 1.Тестовые задания на тему: «Олимпийские игры в древности». Провести работу над ошибками. 2.Спортивные игры – футбол. Техника передвижений и остановок. Техника удара серединой стопы и остановка подошвой. | ЗИМ СЗУН | 2 |
10 |
11 | 1.Теоретическая подготовка по теме «Зарождение современного Олимпийского движения». 2.Легкая атлетика – кросс 2 км. ОРУ в движении. Развитие скоростных качеств. | ИНМ СЗУН | 2 |
12 |
13 | 1.Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Опорно-двигательная система»; «Мышцы и ткани». 2. Акробатика. Повторить соединения элементов акробатики: упражнение в равновесии, два кувырка вперед слитно, один кувырок назад. Совершенствование техники кувырка прыжком, длинного кувырка с 2-3 шагов разбега. | ИНМ СЗУН | 2 |
14 |
15 | 1. Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Кровь и кровеносная система»; «Органы и выделительная система». 2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с изменением направления движения Броски мяча одной от плеча из разных точек. Атака кольца после двух шагов разбега. | ИНМ СЗУН | 2 |
16 |
17 | 1. Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Нервная система»; «Дыхательная система»; «Обмен веществ». 2. Легкая атлетика – интервальный бег на отрезках 200-500 м с общим объемом 1-2 км, скорость — 90-95 процентов от максимума; отдых между отрезками 3-6 мин. Разнообразные прыжковые упражнения. | ИНМ СЗУН | 2 |
18 |
19 | 1. Теоретическая подготовка по медико-биологическим основам по темам: «Питательные вещества - углеводы, белки, витамины, жиры, микроэлементы, макроэлементы»; «Профилактика иммунной системы — укрепление здоровья» 2. Акробатика. Повторить акробатические соединения. Переворот в сторону. Два переворота в сторону с наглядной демонстрацией различных вариантов. | ИНМ СЗУН | 2 |
20 |
21 | 1. Тестовые задания по медико-биологическим основам. Провести работу над ошибками. 2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с изменением направления движения. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака кольца после двух шагов разбега с левой и с правой стороны. | ЗИМ СЗУН | 2 |
22 |
23 | 1. Теоретическая подготовка по теме: «Культурно-историческим основам физической культуры» 2. Легкая атлетика – бег с ускорением 5X100м. Переменный бег на отрезках 400-600 м, 50 м быстрым бегом + 50 м трусцой. | ИНМ СЗУН | 2 |
24 |
25 | 1. Теоретическая подготовка по теме: «Зарождение современного Олимпийского движения». 2. Акробатика. Повторить акробатические соединения из ранее разученных упражнений. Добиться четкого выполнения упражнений. Провести оценивание в баллах | ИНМ СЗУН | 2 |
26 |
27 | 1. Беседа на тему: « В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?», «Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении?» 2. Спортивные игры – футбол. Техника удара внутренней стороной стопы по воротам. Ведение мяча по прямой и с изменением направления движения. | СЗУН | 2 |
28 |
29 | 1. Беседа на тему: «Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его планировании?», «Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека». 2. Легкая атлетика – 15 минутный равномерный бег. ОРУ на развитие гибкости. | СЗУН | 2 |
30 |
31 | 1. Тест на ранее пройденные темы. Проверить и сделать работу над ошибками. 2. Акробатика. Повторить упражнения в упорах и равновесии. Акробатические соединения из ранее разученных упражнений. | ЗИМ СЗУН | 2 |
32 |
33 | 1. Беседа на тему: «От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости», «Какие приемы самоконтроля вам известны? Расскажите об одном из них и выполните (ортостатическую или функциональную пробу или антропометрические измерения)». 2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с обведением фишек ориентиров. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака кольца после двух шагов разбега с левой и с правой стороны | СЗУН | 2 |
34 |
35 | 1. Теоретическая подготовка по теме: «Международный олимпийский комитет и другие спортивные организации» | ИНМ | 2 |
36 | 2. Легкая атлетика – интервальный бег на отрезках 100-300 м с общим объемом 800 м - 1500 м, скорость — 90-95 процентов от максимума; отдых между отрезками 3-6 мин. Разнообразные прыжковые упражнения. | СЗУН | |
37 | 1. Теоретическая подготовка по темам: «Олимпийские символы, традиции и ритуалы»; «Олимпийские медали и награды». 2. Разучить акробатические соединения из программы муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. | ИНМ СЗУН | 2 |
38 |
39 | 1. Теоретическая подготовка по темам: «Паралимпийские игры»; «Хроники олимпийских событий». 2. Спортивные игры – футбол. Ведение мяча по прямой и с изменением направления движения. Техника удара серединой стопы по воротам с 10 м левой и правой ногой. Техника удара внутренней стороной стопы с 10 м левой и правой ногой. | ИНМ СЗУН | 2 |
40 |
41 | 1. Тестовые задания по теме «Олимпийские игры современности». Проверить и сделать работу над ошибками. 2. Легкая атлетика – бег с ускорением 5X100м. Переменный бег на отрезках 400-600 м, 50 м быстрым бегом + 50 м трусцой. | ЗИМ СЗУН | 2 |
42 |
43 | 1. Теоретическая подготовка по темам: «Основные понятия о здоровье и ЗОЖ»; «Личная гигиена». 2. Разучить акробатические соединения из программы регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. | ИНМ СЗУН | 2 |
44 |
45 | 1. Теоретическая подготовка по темам: «Питание»; «Двигательная активность и работоспособность». 2. Спортивные игры – баскетбол. Скоростное ведение мяча по прямой и с обведением фишек ориентиров. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака кольца после двух шагов разбега с левой и с правой стороны | ИНМ СЗУН | 2 |
46 |
47 | 1. Теоретическая подготовка по теме: «Закаливание организма». 2. Легкая атлетика – 20 минутный равномерный бег. ОРУ на развитие скоростно-силовых качеств. | ИНМ СЗУН | 2 |
48 |
49 | 1. Теоретическая подготовка по теме: «Контроль и самоконтроль». 2. Разучить акробатические соединения из программы прошлогоднего финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. | СЗУН | 2 |
50 |
51 | 1. Теоретическая подготовка по теме: «Факторы риска способствующие ухудшению здоровья». 2. Спортивные игры – баскетбол. Передача мяч двумя руками от груди. Броски мяча одной от плеча из разных точек после ведения. Атака из под кольца с левой и с правой стороны. | ИНМ СЗУН | 2 |
52 |
53 | 1. Тест на ранее пройденные темы. Проверить и сделать работу над ошибками. 2. Легкая атлетика – интервальный бег на отрезках 100-300 м с общим объемом 800 м - 1500 м, скорость — 90-95 процентов от максимума; отдых между отрезками 3-6 мин. | ЗИМ СЗУН | 2 |
54 |
55 | Провести мини-олимпиаду со следующими испытаниями: 1. Выполнение теоретико-методических заданий; 2. Акробатические соединения; 3. Спортивные игры – баскетбол+футбол. | ЗИМ | 2 |
56 |
57 | 1. Беседа на тему: «В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?». 2. Разучить акробатические соединения из программы прошлогоднего финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Выбираем упражнения из таблицы элементов трудностей. | СЗУН | 2 |
58 |
59 | 1. Беседа на тему: «Основные формы занятий физической культурой». Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на личном примере). 2. Спортивные игры. Прохождение на время по заданной схеме баскетбол+футбол. | СЗУН | 2 |
60 |
61 | 1. Решение заданий на перечисление, в закрытой и открытой форме. 2. Разучить акробатические соединения из программы прошлогоднего финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Выбираем упражнения из таблицы элементов трудностей. | ЗИМ ИНМ | 2 |
62 |
63 | 1. Решение заданий на перечисление и установление соответствия 2. Разучить акробатические соединения из программы финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре нынешнего года. Выбираем упражнения из таблицы элементов трудностей. | ЗИМ ИНМ | 2 |
64 |
65 | 1. Решение заданий – задача, кроссворд. 2. Спортивные игры. Прохождение на время испытаний финального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре нынешнего года. | ЗИМ ИНМ | 2 |
66 |
67 | 1. Подведение итогов. 2. Поощрение и стимулирование одаренных учащихся | | 2 |
|
Принятые сокращения:
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
При подготовке одаренных детей к олимпиаде
по физической культуре к теоретико-методическому
курсу используем следующие учебники и учебные пособия.
Физическая культура: Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ.ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.
Физическая культура: Учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ.ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.
Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е издание, стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
Физическая культура: учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха. – 6-е иизд – М. Просвещение, 2010.
Физическая культура: учеб. Для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха. – 6-е иизд – М. Просвещение, 2010.
Олимпиада по предмету «Физическая культура». Методическое пособие. /Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А Красников – Москва: Физическая культура, 2016.
Физическая культура. 9 – 11 классы: организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания /авт.-сост.: А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2009.
Олимпийские задания по физической культуре. 9 – 11 классы /авт.-сост. И.Н. Марченко, В.К. Шлыков – Волгоград: Учитель, 2010.
Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Планета, 2013. – (Серия «Готовимся к олимпиаде)
Учеб. Пособие для учреждений образования России. – 7-е изд., перераб. И доп./В.С.Родченко и др. – М.: Физическая культура и спорт, 2003. – 144 с.:ил.
Методическое указание
Содержание тестовых заданий теоретико-методического конкурса ежегодно изменяется и усложняется, причем на часть вопросов не предлагаются варианты ответа, необходимо точно знать правильный ответ. При подготовке школьников к теоретико-методическому конкурсу необходимо формировать систему знаний по разделам теории и методики физического воспитания и спорта, используя учебники, учебные пособия, как для школ, так и для вузов. Для оценки уровня теоретической подготовки можно использовать задания, опубликованные в журнале «Физическая культура в школе», тесты предыдущих олимпиад, но при этом учить школьников размышлять при ответе на вопросы, а не механически заучивать ответы тестовых заданий. Самый оптимальный вариант подготовки к муниципальному, республиканскому и Всероссийскому этапам олимпиады – это система учебно-тренировочных сборов, во время которых для работы со школьниками необходимо привлечение тренеров-специалистов по гимнастике или акробатике, волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетике, целенаправленно дополнительно заниматься теоретической подготовкой.
Работа учителя с одаренными детьми - это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями талантливых школьников. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и талантливого учащегося ведет к взаимному обогащению. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с физической культурой, но именно она может стать пространством для его личностного роста.