Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
«Обучая, развиваем»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Киселёвской средней общеобразовательной школы
имени Николая Васильевича Попова
на 2019-2022 учебный год
Составитель:
руководитель МО начальных классов,
Ковалева Валентина Владимировна
Пояснительная записка
Цель:
выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных обучающихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными обучающимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность.
Принципы работы с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.
Критерии выявления одаренности:
1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3) систематическое самообразование;
4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5) темпераментные особенности;
6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) Развитие умений самостоятельно работать;
6) Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7) Обучение творческим методам работы;
8) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9) Поощрение обучающихся.
Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
Умения:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.
План работы
№ | Направления реализации плана | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций из опыта работы учителей по вопросу «одаренные дети» | Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности (диагностика склонностей обучающихся) | Сентябрь Ноябрь Декабрь |
Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках». |
Опрос родителей с целью получения объективной информации |
Тематическое родительское собрание «Развитие способностей обучающихся» (1-4 классы) Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков в системе дополнительного образования | Ноябрь |
3 | Создание банка данных одаренных детей школы. | Составление и уточнение списков обучающихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности. | Сентябрь |
4 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми. | Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам). Формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий. | В течение года |
5 | Систематизация работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности. | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, компьютерных игр, электронных учебников и т.д. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых. Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция. Проведение предметных недель с активным участием одаренных обучающихся. Включение в план урока заданий повышенной сложности, создание ситуации успеха, привлечение одаренных к консультационной работе. | В течение года |
6 | Индивидуальные консультации для одарённых детей | | В течение года |
7 | Развитие творческих способностей детей | - конкурсы рисунков, - конкурс юных чтецов, - выставки творческих работ - защита исследовательских работ и творческих проектов. | В течение года По плану |
8 | Развитие спортивных способностей | - спартакиада, - спортивные игры, соревнования | В течение года По плану |
9 | Интеллектуальное развитие детей | Участие в районных, региональных, всероссийских, международных конкурсах | По плану |
Участие в общешкольных праздниках | В течение года |
Участие в школьном туре олимпиад. | Октябрь |
Участие в районном туре олимпиад. | Ноябрь |
Поэтический конкурс «Весенняя капель» | Март |
Участие в Неделе начальных классов | Март |
Подготовка и участие в конкурсе «Интеллектуальная карусель» | Апрель |
Конкурс «Самый умный» | Май |
| |
10 | Мониторинг результативности работы с одаренными детьми. | Пополнение банка данных одаренных детей, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, соревнования, предметные недели, проектная деятельность, общешкольная конференция, внутришкольный контроль. | Май |
11 | Анализ и обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Заседание школьного методического объединения. Круглый стол «Развитие творческого потенциала ребенка» (творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми) | Апрель |
12 | Итоги работы с одаренными детьми. | | Май |