МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА
РАССМОТРЕНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
МО учителей начальных классов от «____»____08____2024 г. | Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 107» от «____»__08_____2024 г | Приказом директора МБОУ «СОШ № 107» от «_31____»___08__2024 г. |
Протокол №___01_________ | Протокол №____01________ | №___ОД_ |
| | |
| . | _____________/Малько Г.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для учащихся 1 - 4 классов
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Чанчикова Г.Г.
г. Барнаул 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4.;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05. 2021. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28. 08. 2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28. 12. 2018 N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.11.2022 № 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20);
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 107»;
- Программа воспитания МБОУ «СОШ № 107».;
- Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 107».
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе
Цель курса: развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Основными задачи:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Указание количества часов в год и неделю по учебному плану
Учебный курс предназначен для обучающихся в расчете 135 часов: 1 класса - 1 час в неделю/ 33 часа в год, 2–4-х классов - 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
Изменения, внесенные учителем в авторскую программу по предмету, если таковые имеются, и обоснования их целесообразности
Нет.
Формы организации занятий и виды деятельности
Форма организации: дискуссионный клуб.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.).
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Формой промежуточной аттестации является зачет. Методом контроля уровня достижения учащихся является Формой проведения промежуточной аттестации является защита проекта или исследовательской работы. Основное требование проекта - презентация должна соответствовать цели проекта.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи
о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства.
Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было. Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно -нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.
Планируемые результаты освоения курса
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности особенно важна и является после решения воспитательных задач - существенной и приоритетной.
Тематическое планирование
1 - 2 классы
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь |
| День знаний « Образ будущего. Ко Дню знаний» | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 02.09.24 |
| «Век информатики»120 лет агентству ТАСС | 1 | 9.09.24 |
| Дорогами России | 1 | 16.09.24 |
| Путь зерна | 1 | 23.09.24 |
| День учителя «Учитель – важнейшая в обществе профессия» | 1 | 30.09.24 |
Октябрь |
| Легенды о России Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ | 07.10.24 |
| Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. | 1 | 14.10.24 |
| Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. | 1 | 21.10.24 |
Ноябрь |
| Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 11.11.24 |
| Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. | 1 | 18.11.24 |
| С заботой к себе и окружающим Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. | 1 | 25.11.24 |
Декабрь |
| День матери Мать, мама – главные в жизни человека слова. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 02.12.24 |
| Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра) Милосердие и забота – качества волонтёров. | 1 | 09.12.24 |
| День Героев Отечества Участники СВО – защитники будущего нашей страны. | 1 | 16.12.24 |
| Как пишут законы? Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? | 1 | 23.12.2024 |
Январь |
| Одна страна – одни традиции Новогодние традиции, объединяющие все народы России. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 13.01.25 |
| День российской печати | 1 | 20.01.25 |
| День студента День российского студенчества: история праздника и его традиции. | 1 | 27.01.25 |
Февраль |
| БРИКС (тема о международных отношениях) Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ много полярности мира. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 03.02.25 |
| Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? | 1 | 10.02.25 |
| Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия Искусственный интеллект – помощник человека. | 1 | 17.02.25 |
Март |
| Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 03.03.25 |
| Арктика – территория развития Российские исследователи Арктики. | 1 | 10.03. 25 |
| Международный женский день Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. | 1 | 17.03.25 |
| Массовый спорт в России Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. | 1 | 31.03.25 |
Апрель |
| День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека История и традиции Артека. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 04.04.25 |
| Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. | 1 | 14.04.25 |
| Моя малая Родина (региональный и местный компонент) Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. | 1 | 21.04.25 |
| Герои космической отрасли Россия – лидер в развитии космической отрасли. | 1 | 28.04.25 |
Май |
| Гражданская авиация России Значение авиации для жизни общества и каждого человека. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 05.05.25 |
| Медицина России Охрана здоровья граждан России –приоритет государственной политики страны | | 12.05.25 |
| Что такое успех? (ко Дню труда) Труд – основа жизни человека и развития общества. | 1 | 19.05.25 |
| 80-летие Победы в Великой Отечественной войне День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. | 1 | 26.05.25 |
| Жизнь в Движении 19 мая – День детских общественных организаций. | 1 | |
| Ценности, которые нас объединяют Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. | 1 | |
3-4 классы
№ | Тема занятия | Количество часов | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь |
| День знаний « Образ будущего. Ко Дню знаний» | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 2.09.2024 |
| «Век информатики»120 лет агентству ТАСС | 1 | 9.09.2024 |
| Дорогами России | 1 | 16.09.2024 |
ъ | Путь зерна | 1 | 23.09.2024 |
|
| День учителя учителя «Учитель – важнейшая в обществе профессия» | 1 | 30.09.2024 |
Октябрь |
| Легенды о России Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 07.10. 2024 |
| Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. | 1 | 14.10.2024. |
| Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. | 1 | 21.10. 2024 |
Ноябрь |
| Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 11.11.2024 |
| Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. | 1 | 18.11.2024 |
| С заботой к себе и окружающим Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. | 1 | 25.11.2024 |
Декабрь |
| День матери Мать, мама – главные в жизни человека слова. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 02.12.2024 |
| Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра) Милосердие и забота – качества волонтёров. | 1 | 09.12.2024 |
| День Героев Отечества Участники СВО – защитники будущего нашей страны. | 1 | 16.12.2024 |
| Как пишут законы? Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? | 1 | 23.12.2024 |
Январь |
| Одна страна – одни традиции Новогодние традиции, объединяющие все народы России. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 13.01.2025 |
| День российской печати | 1 | 20.01. 2025 |
| День студента День российского студенчества: история праздника и его традиции. | 1 | 27.01. 2025 |
Февраль |
| БРИКС (тема о международных отношениях) Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ много полярности мира. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 3.02.2025 |
| Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? | 1 | 10.02.2025 |
| Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия Искусственный интеллект – помощник человека. | 1 | 17.02.2025 |
Март |
| Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 03.03.2025 |
| Арктика – территория развития Российские исследователи Арктики. | 1 | 10.03.2025 |
| Международный женский день Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. | 1 | 17.03.2025 |
| Массовый спорт в России Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. | 1 | 31.03.2025 |
Апрель |
| День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека История и традиции Артека. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 07.04.2025 |
| Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. | 1 | 14.04.2025 |
| Моя малая Родина (региональный и местный компонент) Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. | 1 | 21.04.2025 |
| Герои космической отрасли Россия – лидер в развитии космической отрасли. | 1 | 28.04.2025 |
Май |
| Гражданская авиация России Значение авиации для жизни общества и каждого человека. | 1 | https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ https://patriotsport.moscow/razgovory-o-vazhnom/ http://school-collection.edu.ru/collection/ | 05.05.2025 |
| Медицина России Охрана здоровья граждан России –приоритет государственной политики страны | | 12.05.2025 |
| Что такое успех? (ко Дню труда) Труд – основа жизни человека и развития общества. | 1 | 19.05.2025 |
| 80-летие Победы в Великой Отечественной войне День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. | 1 | 26.05.2025 |
| Жизнь в Движении 19 мая – День детских общественных организаций. | | |
| Ценности, которые нас объединяют Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. | 1 | |
Лист экспертной оценки рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Наименование курса _________________________________Класс (классы) ___________
Составитель программы________________________________________________________
Дата заполнения «___» __________ 20 ____ год
Критерии оценки | Отметки эксперта | Замечания эксперта |
Соответствие структуре и требованиям к содержанию структурных компонентов, определенной Положением |
Титульный лист | | |
1.Соотвествие структуре, определенной Положением: пояснительная записка содержание курса планируемые результаты: - метапредметные, предметные и личностные результаты тематическое планирование | | |
Учитель – эксперт МО ________________ /________________________________
Учитель – разработчик __________________/____________________________
«Принято»
На заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № ______________________
Руководитель МО______ /Сурняева А.Е.
Лист корректировки рабочей программы
В связи с _________________________________________ произведена корректировка рабочей программы по ____________________________ в ___ классе
Количество пропущенныхуроков | Корректируемый раздел (часов по плану/ часов после корректировки) | Корректируемые темы (кол-во часов по плану/ кол-во часов после корректировки) | За счет чего произведена корректировка (объединение уроков) | Сроки проведения план/факт |
| | | | |
Учитель ____________________________
Дата _________________