Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино
«Рассмотрено» Руководитель МО: ________ (Сорокина И.М.) Протокол №______ от «_____» января 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ№1» г.Поворино _________(Иванов Д. Ю.) от «_____» января 2020г. | «Утверждено» Директор МКОУ «СОШ№1» г.Поворино _________(Родионова Н.Н.) от «_____»января 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Русский родной язык»
Класс: 6-Б
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый уровень
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 0,5 час в неделю, всего -18 часов
Рабочую программу составила: Мунтяну Е.В.
Год составления: январь 2020 года
Поворино, 2020 год
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации , владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (6 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы, их национально-культурное своеобразие. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т. п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т. п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (4 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить; глаголы звонИть, включИть и др. Варианты ударения внутри нормы: бАловать – баловАть, обеспЕчение – обеспечЕние.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и(директора, договоры); родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); родительный падеж множественного числа существительных женского рода на -ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); творительный падеж множественного числа существительных 3-го склонения; родительный падеж единственного числа существительных мужского рода (стакан чая – стакан чаю); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду одушевлённости-неодушевлённости (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандариновё; профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший –не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий «этика» – «этикет» – «мораль»; «этические нормы» – «этикетные нормы» – «этикетные формы». Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина.
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
Раздел 1. Язык и культура | 6 | 1 | - |
Раздел 2. Культура речи | 4 | 1 | 1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. | 7 | 0 | 1 |
Итого: | 17 |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ№1» г.Поворино _________(Иванов Д. Ю.) от «_____» января 2020г. | Приложение к Рабочей программе учителя МКОУ «СОШ №1» г. Поворино Утвержденного приказом по школе №_____ от «_____» января 2020г. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебного предмета «Русский родной язык»
Класс: 6-Б
Учитель: Мунтяну Е.В.
Учебный год: 2019- 2020 учебный год
Поворино, 2020 год
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата | |
|
Раздел 1. Язык и культура | План | Факт |
1 | Диалекты как часть народной культуры | 1 | Урок открытия новых знаний | 14.01.20 | |
2 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур | 1 | Урок открытия новых знаний | 21.01.20 | |
3 | Особенности освоения иноязычной лексики | 1 | Урок открытия новых знаний | 28.01.20 | |
4 | Современные неологизмы Отражение во фразеологии истории и культуры народа | 1 | Комбинированный урок | 4.02.20 | |
5 | Современные фразеологизмы | 1 | Комбинированный урок | 11.02.20 | |
6 | Современные фразеологизмы | 1 | Урок общеметодологической направленности | 18.02.20 | |
Раздел 2. Культура речи |
7 | Стилистические особенности произношения и ударения. | 1 | Комбинированный урок | 25.02.20 | |
8 | Нормы произношения отдельных грамматических форм. | 1 | Урок общеметодологической направленности | 3.03.20 | |
9 | Синонимы и точность речи | 1 | Комбинированный урок | 10.03.20 | |
10 | Особенности склонения имён собственных | 1 | Комбинированный урок | 17.03.20 | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. |
11 | 11 Эффективные приёмы чтения | 1 | Комбинированный урок | 7.04.20 | |
12 | Этапы работы с текстом Тематическое единство текста | 1 | Комбинированный урок | 14.04.20 | |
13 | Тексты описательного типа Разговорная речь. Рассказ о событии. | 1 | Урок развивающего контроля | 21.04.20 | |
14 | Научный стиль. Словарная статья Научное сообщение. Устный ответ | 1 | Урок рефлексии | 28.04.20 | |
15 | Речевой этикет | 1 | Урок открытия новых знаний | 5.05.20 | |
16 | Речевой этикет | 1 | Урок общеметодологической направленности | 13.05.20 | |
17 | Контрольный тест на тему: «Речевой этикет» | 1 | Урок общеметодологической направленности | 20.05.20 | |
18 | Анализ контрольных работ | 1 | Урок общеметодологической направленности | 27.05.20 | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино
Лист корректировки рабочей программы
Учителя: Мунтяну Е.В. по предмету: Русский родной язык __6-Б___класс
на 2019- 2020 учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10