СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа творческого объединения "Юный эколог"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна. Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна. Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа творческого объединения "Юный эколог"»









Программа кружка

«Юный эколог»

(эколого-биологическое направление)

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Срок реализации: один год































СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса

  3. Учебно-тематический план кружка «Юный эколог»

  4. Содержание программы

  5. Методические рекомендации

  6. Список кружка «Юный эколог»

  7. Список рекомендуемой литературы



































  1. Пояснительная записка

Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса Стренга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация». Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации.

В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому данная программа является актуальной и педагогически целесообразна.

Программа обладает рядом преимуществ. Она не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, вариативна.

Содержание программы ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Цель: экологическое просвещение и создание условий для повышения уровня экологической культуры обучающихся.

Задачи:

образовательные: формировать систему экологических знаний в области биологии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;

развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой посредством фенологических наблюдений, творческой деятельности и практической работы;

воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры видеофильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму, сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.

Структура программы предлагает наличие теоретических, практических, экскурсионных занятий и часов для самостоятельной работы в зависимости от темы.

Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, итого 37 часов в год. Программа соответствует основному общему образованию и предназначена для занятий с обучающимися общеобразовательных школ, имеющих повышенную мотивацию в области изучения экологии в возрасте 12-15 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

2. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса


Учащиеся должны знать: что такое экология и что она изучает; значение экологических знаний; редких животных и растений Красной книги Ростовской области; видовое разнообразие биогеоценозов родного края; экологические основы рационального использования биологических ресурсов; последствия антропогенного влияния на природу; глобальные проблемы экологии.

Учащиеся должны уметь: видеть красоту родного края; давать оценку состоянию окружающей среды; находить пути решения экологических проблем; работать с разными источниками экологических знаний; аргументированно выступать в защиту природы; проводить простейшие наблюдения; осуществлять элементарные природоохранные мероприятия; разрабатывать плакаты и листовки экологического содержания; ухаживать за культурными растениями; презентовать собственные творческие работы; пропагандировать полученные знания.


3. Учебно-тематический план кружка «Юный эколог»


Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Теория

Прак

тика

I

Введение в экологию


2



1.

Значение экологических знаний в жизни людей

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии


1

-

2.

Краткая история экологии

Презентация


1

-

II

Основные среды жизни и адаптации к ним организмов


4



1.

Основные среды жизни и факторы среды

Лекция с элементами беседы


1

-

2.

Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания

Семинар


1

-

3.

Понятие о биогеоценозе. Биогеоценозы родного края

Экскурсия


-

1

4.

Охрана биогеоценозов

Видеоурок


1

-

III

Экология и практическая деятельность человека


5



1.

Экологические основы рационального использования биологических ресурсов

Лекция


1

-

2.

Экологизация сельского хозяйства и промышленности

Лекция с элементами беседы


1

-

3.

Последствия хозяйственной деятельности человека на территории Ступинского района

Круглый стол


1

-

4.

Мусору – вторую жизнь

Практическая работа


-

2

IV

Глобальная экология


7



1.

Биоразнообразие – шанс на спасение

Видеоурок с элементами беседы и дискуссии


1


2.

Спасение озонового слоя

Видеоурок


1


3.

Что такое парниковый эффект

Видеоурок


1


4.

Климат – проблема будущего

Видеоурок


1


5.

Исчезающая земля

Видеоурок


1


6.

Черное море – смерть или отсрочка приговора

Видеоурок


1


7.

Наш будущий мир

Видеоурок


1


V

Охрана природы


3



1.

Красная книга растений Московской области

Презентация


1


2.

Красная книга животных Московской области

Презентация


1


3.

Биосферные заповедники. Состояние и контроль.

Видеоурок


1


VI

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы


7



1.

Разработка плакатов и листовок

Практическая работа


-

1

2.

Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы

Самостоятельная работа

Агитбригада


-

3

3.

22 марта – Всемирный день воды

Семинар


1

-

4.

1 апреля – Всемирный день охраны птиц

КВН


1

-

5.

22 апреля – Всемирный День Земли

Экологический симпозиум


1

-

VII

Сохранение и использование эстетических ценностей природы


3



1.

«Весенние явления в природе». Сбор природного материала

Экскурсия

Самостоятельная работа


-

1

2.

Изготовление поделок из природного материала

Практическая работа


-

1

3.

Фотографирование объектов природы

Самостоятельная работа


-

1

VIII

Улучшение природной среды


4



1.

Посадка деревьев

Практическая работа


-

1

2.

Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников

Практическая работа


-

1

3.

Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними

Практическая работа


-

2

IX

Подведение итогов


2



1.

Смотр творческих работ обучающихся

Презентации, выставка


-

2

Итого:

37

21

16





4. Содержание программы


  1. Введение в экологию (2 ч.)

  1. Краткая история экологии. Введение понятия экологии – как науки о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. Обзор становления науки от введения термина «экология» в 1866 г. Э. Геккелем до наших дней. Значение трудов К. Мебиуса, В. Н. Сукачева, К. А. Тимирязева, Ч. Элтона, С. А. Северцова, В. И. Вернадского и др.

  2. Значение экологических знаний в жизни людей. О значении науки в жизни людей. Об экологической культуре и роли каждого человека в развитии биосферы и сохранении ее биоразнообразия.


  1. Основные среды жизни и адаптации к ним организмов (4 ч.)

  1. Основные среды жизни и факторы среды.

Знакомство с биологическим разнообразием организмов в наземно-воздушной, водной, почвенной, организменной среде обитания. Изучение биотических и абиотических факторов среды и их влияние на организмы.

  1. Основные пути приспособления живых организмов к условиям обитания.

Изучение специфики адаптаций организмов к различным средам. Влияние среды на выработку приспособлений.

  1. Понятие о биогеоценозе. Экскурсия «Биогеоценозы родного края» на реки Дорчанка с целью изучения биогеоценоза реки и степи. Обучающиеся фиксируют видовое разнообразие растительного и животного мира данных биогеоценозов, учитель помогает в определении видов. Отмечают следы хозяйственной деятельности человека.

  2. Охрана биогеоценозов. Просмотр видеофильма о биогеоценозах России, о деятельности человека по их охране.


  1. Экология и практическая деятельность человека (5 ч.)

  1. Экологические основы рационального использования биологических ресурсов. Возобновимость биологических ресурсов, достижение максимальной биологической продуктивности. Управление механизмами природных экосистем и возможность конструирования антропогенных ценозов с заданными свойствами.

  2. Экологизация сельского хозяйства и промышленности. Переход от практики использования на полях только продуцентов к практике всемерного использования естественных регуляторных механизмов в агроценозах. Экологически грамотное и экономически выгодное использование отходов животноводства. В основу экологизации промышленного производства должны быть положены главные принципы существования биосферы: цикличность процессов, устранение и полезное преобразование вредных отходов, экономное использование материальных ресурсов.

  3. Последствия хозяйственной деятельности человека на территории Ступинского района. Занятие проходит в форме круглого стола. Обучающиеся анализируют положительные и отрицательные следы деятельности человека, на которые они обратили внимание в ходе предыдущей экскурсии по изучению биогеоценозов Леонтьево. Разрабатывают меры по устранению отрицательных последствий деятельности человека.

  4. Практическая работа. «Мусору – вторую жизнь», развивающая креативное мышление и творческие способности обучающихся, которые из бытовых отходов изготавливают поделки.


  1. Глобальная экология (7 ч.)

Серия видеоуроков с элементами беседы и дискуссии, целью которых является знакомство обучающихся с глобальными экологическими проблемами и побуждение их к поиску решения нависнувшей над человечеством угрозы.

  1. Биоразнообразие – шанс на спасение.

  2. Спасение озонового слоя.

  3. Что такое парниковый эффект.

  4. Климат – проблема будущего.

  5. Исчезающая земля.

  6. Черное море – смерть или отсрочка приговора.

  7. Наш будущий мир.


  1. Охрана природы (3 ч.)

Данный раздел знакомит обучающихся с законами об охране природы, с редкими растениями и животными, нуждающимися в охране, с состоянием биосферы в наши дни и мероприятиями, направленными на сохранение уникальных уголков нашей природы.

  1. Красная книга растений Московской области.

  2. Красная книга животных Московской области.

  3. Биосферные заповедники. Состояние и контроль.


VI . Пропаганда и разъяснение идей охраны природы (7 ч.)

  1. Разработка плакатов и листовок. Практическая работа по оформлению экологических листовок и плакатов: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина» и др. Вывешивание в фойе школы, на информационных стендах хутора.

  2. Подготовка презентаций по охране окружающей среды и выступление перед обучающимися школы. Анализ литературы, сбор материала (экологических стихов, песен, речевок и др.), создание презентаций. Разучивание и репетиции. Выступление агитбригады (3 ч.).

  3. 22 марта – Всемирный день воды. Семинарское занятие с прослушиванием выступлений обучающихся на темы: «Вода –уникальный источник жизни», «Свойства воды», «Вода в природе», «Вода в живых организмах» и др.

  4. 1 апреля – Всемирный день охраны птиц. Проводится экологический праздник в виде КВНа с последующим развешиванием скворечников.

  5. 22 апреля – Всемирный День Земли. Проводится экологическая ролевая игра в виде симпозиума, где обсуждаются экологические проблемы Земли и рассматриваются пути выхода из сложившейся ситуации.


VII. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (3 ч.)

  1. «Весенние явления в природе». Экскурсия, в ходе которой проводятся фенологические наблюдения, акцентируется внимание на красоту разнообразие родной природы, проводится сбор сухого природного материала.

  2. Практическая работа «Изготовление поделок из природного материала» проводится с целью воспитания и развития эстетических ценностей.

  3. Практическая работа «Фотографирование объектов природы». Развитие умений видеть прекрасное в живых объектах природы.


VIII. Улучшение природной среды (4 ч.)

Серия практических работ, которыми можно варьировать, исходя из времени года и необходимости проведения. В ходе выполнения предполагается воспитание любви к окружающему миру через трудовую деятельность, воспитание трудолюбия и бережного отношения. В зависимости от условий тематику практических работ можно изменять.

  1. Посадка деревьев.

  2. Расчистка лесопарков, побелка, обрезка деревьев и кустарников.

  3. Посев цветочно-декоративных растений и уход за ними.


IX. Подведение итогов (2 ч.)

Смотр творческих работ обучающихся. Кружковцы готовят по экологической тематике творческую работу и защищают ее. Форма представления выбирается самими ребятами. Это может быть презентация, доклад, реферат, сочинение, эссе, публицистика в защиту природы, стихи, частушки и др. Проводится выставка поделок их природного материала и бытовых отходов.






5. Методические рекомендации


Занятия предусматривают использование активных форм и методов преподавания: экологические игры, практические работы, экскурсии, разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, КВНов, экологических презентаций, выступлений агитбригад. Эти формы занятий развивают у детей и подростков мышление, память, внимание, воображение. При этом используется коллективная, групповая и индивидуальная формы работы с обучающимися.

Структура курса:

  • теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека;

  • практическая часть включает в себя выполнение практических работ во время проведения экскурсий, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, выполнение презентаций, подготовка к научно-практической конференции, природоохранные мероприятия;

  • коммуникативная часть направлена на развитие навыков общения, выступления, ведения диалога, умение взаимодействовать при коллективной работе во время проведения игр, бесед, конкурсов, викторин.

Изучение теоретического материала построено в форме бесед и лекций (объяснительный метод) с использованием ИКТ. В заключение лекции, обучающимся задаются вопросы проблемного характера, на которые они отвечают, используя свои знания, приобретённые в школе и в жизни (проблемный метод). Также используется частично-поисковый метод, он основывается на самостоятельном изучении школьниками экологического материала из периодической печати, а также использование материала, взятого из телепередач, радио, интернета. Здесь развивается умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации, анализировать её, делать свои выводы. Обобщение знаний происходит в занимательной форме (игры, викторины, конкурсы).

На заключительном этапе обучающиеся применяют полученные знания на практике. Этот этап является наиболее важным в познании окружающего мира, в понимании беды родной природы и той посильной помощи, которую ребята могут оказать ей в ходе различных рейдов и экскурсий, а также во время проведения природоохранных мероприятий.









Утверждаю.

Директор

_________________

«___»_______2014 г.


Список кружка «Юный эколог»

(время занятий: вторник 15.15- 16.15 ч. мин)

  1. Дорончану Алексей

  2. Егорова Виктория

  3. Заказчикова Ксения

  4. Зиброва Анна

  5. Игнатова Виктория

  6. Несудимова Ангелина

  7. Никитин Валентин

  8. Орлов Дмитрий

  9. Попова Ольга

  10. Попович Мария

  11. Приходько Даниил

  12. Сотников Кирилл

  13. Становова Екатерина

  14. Фуранова Анастасия

  15. Юдина Ирина – командир



Руководитель кружка: Мосолова И. И.









7. Список рекомендуемой литературы для детей


  1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 г.

  2. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

  3. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001


Список рекомендуемой литературы для педагога


  1. Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992 г.

  2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003 г.

  3. Захлебный А.Н., Суравегин И.Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984 г.

  4. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

  5. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001г.

  6. Чернова Н.М., Былова А.М. «Экология»: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988 г.

  7. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4


24