СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины Экономика

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  ОУД Экономика  предназначена  для   специальностей  СПО  на  базе  9 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины Экономика»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий"






Приложение к ППССЗ

Утверждена приказом директора колледжа

от «29» июня 2017 202













Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДп.12 Экономика

основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Социально-экономический профиль



















БАРНАУЛ 2017





ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК информатики, математических, естественнонаучных дисциплин и физической культуры

Протокол № 10 от «28» июня 2017 год


Председатель / Цеплакова Н.В


УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по учебной и инновационной деятельности

_____________ Лядова С.А.

« 29 » ­­­июня 2017 год





Рабочая программа ОУДп.12 Экономика составлена в соответствии с ФГОС СОО, с учетом «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» и примерной программой учебной дисциплины Экономика, ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.



Составитель: Г.М. Белозерцева, преподаватель


Рецензенты:

Внутренний – Бубнова Е.В преподаватель высшей квалификационной категории.

Внешний - Тимошова Наталья Николаевна, МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа №2, учитель высшей квалификационной категории.







СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

27

  1. Лист ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

28


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий», по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Экономика, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259.

Программа составлена на основании нормативных документов:

  • ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года №413, с изменениями от 31 декабря 2015 года, Приказ Минобрнауки РФ №1578);

  • ФГОС СПО (ППКРС);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Программа составлена на основании нормативных документов локального уровня:

  • Учебный план КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

  • Положение об образовательной программе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»;

  • Программа составлена в соответствии с научно-методично - методическим основанием:

  • Методические материалы, разъясняющие отдельные законодательные нормы (Письмо Минобрнауки РФ от 17.03.2015.№06 — 259.);

  • Примерная программа учебной дисциплины Экономика, ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.


Место учебной дисциплины «Экономика» в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина Экономика входит в состав обязательной предметной области ФГОС среднего общего образования, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), социально-экономический профиль, базовый уровень.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «Экономика» направлено

на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

  • овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;

  • овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

  • понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает дости­жение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • метапредметных:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе

качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях,

закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

  • предметных:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

− умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Учебная дисциплина «Экономика» включает следующие разделы:

  • Экономика и экономическая наука;

  • Семейный бюджет;

  • Товар и его стоимость;

  • Рыночная экономика;

  • Организация производства;

  • Труд и заработная плата;

  • Деньги и банки;

  • Государство и экономика;

  • Международная экономика.

Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение экономики и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.

Изучение экономики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися.

В рабочей программе учитываются междисциплинарные и межпредметные связи.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программой предусматривают обладание работниками общей компетенции – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

В КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» на практических занятиях по дисциплине Экономика задания формируются с учетом требований к обладанию будущими специалистами общими и профессиональными компетенциями и способностями каждого обучающегося, что позволяет развивать активную познавательную, творческую и профессиональную деятельность. При выполнении заданий обучающиеся используют знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин (Обществознание, Право, Естествознание и др.) и профессиональных модулей (Бухгалтерский учёт, Экономика организации и др.).

При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает подготовку

выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, индивидуального проекта с презентациями и др.

Выполнение практических работ и оформление отчетов по практическим работам основано на самостоятельном проведении экспериментов, исследований обучающихся, что требует гораздо большей активности и самостоятельности. Практические работы дают возможность использовать экономические знания для решения жизненных ситуаций и профессиональных задач.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

12

контрольные работы

4

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2 Тематический план учебной дисциплины

ОУДп.12 Экономика


Наименование

разделов и тем

Максималь-ная учебная нагрузка студента, час

Количество

аудиторных часов

Самостоя-тельная работа студента

Всего

Теория

Практи-ческие занятия


1

2

3

4

5

6

Введение

3

2

2


1

Раздел 1. Экономика и экономическая наука

18

12

11

1

6

Раздел 2. Семейный бюджет

6

4

2

2

2

Раздел 3. Товар и его стоимость

6

4

3

1

2

Раздел 4. Рыночная экономика

18

12

11

1

6

Раздел 5. Труд и заработная плата

15

10

8

2

5

Раздел 6. Деньги и банки

15

10

8

2

5

Раздел 7. Государство и экономика

15

10

8

2

5

Раздел 8. Международная экономика

12

8

7

1

4

Всего по дисциплине:

108

72

60

12

36




2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУДп.12 Экономика



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Введение



Обоснование актуальности изучения экономики как со- ставной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, рас- крытие ее связи с другими учебными предметами и прак- тикой рыночной экономики

Содержание учебного материала:

Роль экономической деятельности в современном обществе, его социальной, культурной, образовательной сферах. Значение экономики при освоении специальностей СПО.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики


1

Формы организации учебных занятий:

Урок


Раздел 1. Экономика и экономическая наука


18

Тема 1.1 Потребности человека и ограниченность ресурсов

Содержание учебного материала:

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

2

Практические занятия:



Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Индивидуальное задание: Кривая производственных возможностей

1


Виды учебной деятельности обучающихся:

Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической

науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение».

Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов


Формы организации учебных занятий:

Урок

Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала:

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли.

Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента.

Основные теории происхождения процента.

1

Практические занятия:


6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Поощрительные системы оплаты труда.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово-

хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от

коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)


Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость

Содержание учебного материала:

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и

меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Цена и стоимость товара

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке.

Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике


Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 1.4 Типы экономических систем

Содержание учебного материала:

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика.

Участие государства в хозяйственной деятельности.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Модели смешанной экономики

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем


Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 1.5 Собственность и конкуренция

Содержание учебного материала:

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция и её виды. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

3

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Эссе: Антимонопольная политика государства.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах.

Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности.

Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии


Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 1.6 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Содержание учебного материала:

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

2

Практические занятия :

№ 1. Место и роль знаний по экономике в жизни общества. Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли. Кривая спроса и цены. Типы экономических систем.


1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Эластичный спрос и предложение

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе


Формы организации учебных занятий:

Урок


Раздел 2. Семейный бюджет


6

Тема 2.1. Семейный бюджет

Содержание учебного материала:

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный

располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.


2

Практическое занятие:

№ 2. С согласия родителей просчитать семейный бюджет. Проанализировать два основных вида семейных доходов. Инфляция и ее последствия для семейного бюджета. Безработица и ее экономическое влияние на семью. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Планирование семейного бюджета

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей


Формы организации учебных занятий:

Урок


Раздел 3. Товар и его стоимость


6

Тема 3.1 Товар и его стоимость

Содержание учебного материала:

Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

3

Практическое занятие:

№ 3. Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Классификация товаров

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства


Формы организации учебных занятий:

Урок


Раздел 4. Рыночная экономика


18

Тема 4.1 Рыночный механизм, Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Содержание учебного материала:

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон предложения. . Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

2

Практические занятия:

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Агрегированная функция спроса. Концепция равновесия рынка


2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа.

Тема 4.2 Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы



Содержание учебного материала:

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

2

Практические занятия:

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Некоммерческие предприятия

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них


Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 4.3 Организация производства

Содержание учебного материала:

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации

производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Показатели уровня производительности труда.


4

Практические занятия:



Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Методы измерения производительности труда

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство»


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа.


Тема 4.4 Производственные затраты, Бюджет затрат

Содержание учебного материала:

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.

Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

3


Практические занятия:

№ 4. Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы коммерческих организаций. Расходы организации, экономическое содержание

1


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Структура доходов предприятия

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия


Формы организации учебных занятий:

Лекция с элементами беседы


Раздел 5. Труд и заработная плата


15

Тема 5.1. Рынок труда, Заработная плата и мотивация труда



Содержание учебного материала:

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.


2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Социальное страхование работников

3

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда»


Формы организации учебных занятий

Лекции


Тема 5.2 Безработица. Политика государства в области занятости

Содержание учебного материала:

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости

населения.


2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Эссе: Причины и последствия безработицы

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа.


Тема 5.3 Наёмный труд и профессиональные союзы

Содержание учебного материала:

Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.


2

Практические занятия :

№ 5. Основные способы купли-продажи рабочей силы. Заработная плата (позиция работника и работодателя). Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Правовая основа деятельности профсоюзов

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов


Формы организации учебных занятий:

Урок


Раздел 6. Деньги и банки


15

Тема 6.1 Деньги и их роль в экономике

Содержание учебного материала:

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера

стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.


2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа.


Тема 6.2. Банковская система

Содержание учебного материала:

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.


2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Возникновение и эволюция банковской системы в России.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа.


Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые биржи

Содержание учебного материала:

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции.


2

Практические занятия:



Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Биржи в России.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение видов ценных бумаг, их характеристики. Изучение назначения и методов работы фондовых бирж.


Формы организации учебных занятий

Урок, практическая работа.


Тема 6.4 Инфляция и её социальные последствия

Содержание учебного материала:

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции.


2

Практическое занятие:

№ 6. Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие функции денег. Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Государственная система антиинфляционных мер.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций


Формы организации учебных занятий:

Урок,


Раздел 7. Государство и экономика


15

Тема 7.1 Роль государства в развитии экономики

Содержание учебного материала:

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.



2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Социальная реабилитация и благотворительность

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, формулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Тема 7.2 Налоги и налогообложение

Содержание учебного материала:

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Тема 7.3 Государственный бюджет, Дефицит и профицит бюджета

Содержание учебного материала:

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный

долг и его структура.

2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Тема 7.4 Показатели экономического роста. Экономические циклы

Содержание учебного материала:

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

1

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике


Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 7.5 Основы денежно-кредитной политики государства

Содержание учебного материала:

Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих»

и «дешевых» денег.

1

Практическое занятие:

№ 7. Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики. Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики. Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало? Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба». Отличительные черты развития налоговой системы в России. Принципы налогообложения и способы взимания налогов. Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран.

Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Раздел 8. Международная экономика


12

Тема 8.1 Международная торговля — индикатор интеграции

национальных экономик

Содержание учебного материала:

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Эссе: Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик»


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют





Содержание учебного материала:

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный

курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта,

паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия

в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

2

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Международные валютно-финансовые организации.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияю- щих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Тема 8.3 Глобализация мировой экономики

Содержание учебного материала:

Глобальные экономические проблемы.

1

Практические занятия:


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Россия на рынке технологий.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического со- общества


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Тема 8.4 Особенности современной экономики России

Содержание учебного материала:

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.

2

Практическое занятие:

№ 8. Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках. Особенности международной торговли. Сформулируйте теорию сравнительных издержек. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов. Порядок регулирования работ международных валютных бирж. Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса? Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Электронные рынки как феномен мировой экономики.

1

Виды учебной деятельности обучающихся:

Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны


Формы организации учебных занятий:

Урок, практическая работа


Всего

108




3 условия реализации программы дисциплины


3.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины «Экономика» имеется учебный кабинет социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект справочной и нормативной документации;

- учебная литература;

- методические пособия для проведения практических занятий.

Технические средства обучения:

-компьютер, мультимедийное оборудование.


3.2 Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основная литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.

  2. Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  3. Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 670 с. -

  5. Кожевников, Н.Н. Экономика Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2014. — 288 с. 

  6. Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2014.

  7. Филиппова О. И., Волкова Л. А., Малецкая Н. В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дополнительные источники

  1. Е.Ф.Борисов, Волков Ф.Н. − Основы экономической теории−М− Высшая школа, 2013 , 228 с

  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М 2014.-216с

  3. Камаев В.Д. − Учебник по основам экономической теории− М.; Владос, 2012. 375 с

  4. О.Д.Мамедов− Современная экономика− Ростов на Дону; Феникс, 20147. 260с

  5. Райзберг Б.А. Стародубцева Е.Б Курс экономики: учебник под редакцией Райзберга Б.А. –М.: ПРИОР 2012.-112 с.

  6. А.Оганесян− Экономика предприятия, Конспект лекций− М.; 2014. 336с

  7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014

Интернет-ресурсы:

  1. Лекции по основым экономики. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2060118/page:20/

  2. Липсиц И.В. Экономика. Учеблик, [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ528.htm


3.3 Общие требования к организации образовательного процесса


Изучение дисциплины «Экономика» должно предшествовать изучению учебной дисциплины «Обществознание».

В целях реализации компетентностного подхода следует использовать в образовательном процессе активные и интерактивные форм проведения учебных занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, групповые дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.

Групповые и индивидуальные устные консультации для обучающихся проводятся на всем протяжении процесса освоения дисциплины «Экономика».


4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения: практических занятий, тестирования, устного или письменного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.

Результаты освоения учебной дисциплины

Критерии и показатели оценки освоения учебной дисциплины


Формы контроля

и оценки

1

2

3

Личностные:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, опреде-

ление своих места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе

качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях,

закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;


Предметные:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

− умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

-демонстрирует грамотное отношение к экономическим процессам в стране, уважение к законам и обществу;

- проявляет интерес к изучению экономики;

-применяет знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности.





Ставит задачи, формулирует гипотезы, анализирует, сравнивает, обобщает, систематизирует, выявляет причинно — следственные связи, формулирует выводы;

для решения поставленных задач применяет методы: наблюдение, сравнительный анализ

для получения языковой информации использует различные источники,

умеет оценить ее достоверность

















Демонстрирует:

- знание основных методов научного познания, используемых в экономике:,

-знание понятий, теорий, законов и закономерностей экономики;

- умение применять экономические методы познания при решении практических задач;

- производить

расчеты по формулам ;

- находить необходимую информацию по экономике из разных источников;


собеседование

тестирование

наблюдение














Наблюдение

защита индивидуального проекта

выполнение практических заданий

устный опрос, письменный индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения.




















Текущий контроль в форме:

- защиты практических работ;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

- отчёта по проделанной индивидуальной самостоятельной, исследовательской работе согласно инструкции (представление пособия, презентации, реферата, доклада, информационного сообщения).



Промежуточная аттестация в форме экзамена.



































Лист внесения изменений



№ п\п

Наименование изменения

Куда вносится изменение

Кто вносит изменение

На основании чего вносится изменение





























































0