Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий"
Приложение к ППССЗ
Утверждена приказом директора колледжа
от «29» июня 2017 № 202
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.12 Экономика
основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Социально-экономический профиль
БАРНАУЛ 2017
ОДОБРЕНО на заседании ПЦК информатики, математических, естественнонаучных дисциплин и физической культуры Протокол № 10 от «28» июня 2017 год Председатель / Цеплакова Н.В | УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по учебной и инновационной деятельности _____________ Лядова С.А. « 29 » июня 2017 год | | |
Рабочая программа ОУДп.12 Экономика составлена в соответствии с ФГОС СОО, с учетом «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» и примерной программой учебной дисциплины Экономика, ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.
Составитель: Г.М. Белозерцева, преподаватель
Рецензенты:
Внутренний – Бубнова Е.В преподаватель высшей квалификационной категории.
Внешний - Тимошова Наталья Николаевна, МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа №2, учитель высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 10 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 23 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 27 |
- Лист ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
| 28 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий», по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Экономика, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259.
Программа составлена на основании нормативных документов:
Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Программа составлена на основании нормативных документов локального уровня:
Учебный план КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Положение об образовательной программе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»;
Программа составлена в соответствии с научно-методично - методическим основанием:
Методические материалы, разъясняющие отдельные законодательные нормы (Письмо Минобрнауки РФ от 17.03.2015.№06 — 259.);
Примерная программа учебной дисциплины Экономика, ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.
Место учебной дисциплины «Экономика» в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина Экономика входит в состав обязательной предметной области ФГОС среднего общего образования, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), социально-экономический профиль, базовый уровень.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы «Экономика» направлено
на достижение следующих целей:
освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе
качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской Федерации;
− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
− умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Учебная дисциплина «Экономика» включает следующие разделы:
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение экономики и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Изучение экономики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися.
В рабочей программе учитываются междисциплинарные и межпредметные связи.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программой предусматривают обладание работниками общей компетенции – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» на практических занятиях по дисциплине Экономика задания формируются с учетом требований к обладанию будущими специалистами общими и профессиональными компетенциями и способностями каждого обучающегося, что позволяет развивать активную познавательную, творческую и профессиональную деятельность. При выполнении заданий обучающиеся используют знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин (Обществознание, Право, Естествознание и др.) и профессиональных модулей (Бухгалтерский учёт, Экономика организации и др.).
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает подготовку
выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, индивидуального проекта с презентациями и др.
Выполнение практических работ и оформление отчетов по практическим работам основано на самостоятельном проведении экспериментов, исследований обучающихся, что требует гораздо большей активности и самостоятельности. Практические работы дают возможность использовать экономические знания для решения жизненных ситуаций и профессиональных задач.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2 Тематический план учебной дисциплины
ОУДп.12 Экономика
Наименование разделов и тем | Максималь-ная учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов | Самостоя-тельная работа студента |
Всего | Теория | Практи-ческие занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 3 | 2 | 2 | | 1 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | 18 | 12 | 11 | 1 | 6 |
Раздел 2. Семейный бюджет | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 3. Товар и его стоимость | 6 | 4 | 3 | 1 | 2 |
Раздел 4. Рыночная экономика | 18 | 12 | 11 | 1 | 6 |
Раздел 5. Труд и заработная плата | 15 | 10 | 8 | 2 | 5 |
Раздел 6. Деньги и банки | 15 | 10 | 8 | 2 | 5 |
Раздел 7. Государство и экономика | 15 | 10 | 8 | 2 | 5 |
Раздел 8. Международная экономика | 12 | 8 | 7 | 1 | 4 |
Всего по дисциплине: | 108 | 72 | 60 | 12 | 36 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОУДп.12 Экономика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение Обоснование актуальности изучения экономики как со- ставной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, рас- крытие ее связи с другими учебными предметами и прак- тикой рыночной экономики | Содержание учебного материала: Роль экономической деятельности в современном обществе, его социальной, культурной, образовательной сферах. Значение экономики при освоении специальностей СПО. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики | 1 |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | | 18 |
Тема 1.1 Потребности человека и ограниченность ресурсов | Содержание учебного материала: Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Индивидуальное задание: Кривая производственных возможностей | 1 |
| Виды учебной деятельности обучающихся: Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов | |
Формы организации учебных занятий: Урок |
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала: Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента. | 1 |
Практические занятия: | 6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Поощрительные системы оплаты труда. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово- хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.) | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость | Содержание учебного материала: Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Цена и стоимость товара | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 1.4 Типы экономических систем | Содержание учебного материала: Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Участие государства в хозяйственной деятельности. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Модели смешанной экономики | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 1.5 Собственность и конкуренция | Содержание учебного материала: Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция и её виды. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. | 3 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Эссе: Антимонопольная политика государства. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 1.6 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена | Содержание учебного материала: Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. | 2 |
Практические занятия : № 1. Место и роль знаний по экономике в жизни общества. Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли. Кривая спроса и цены. Типы экономических систем. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Эластичный спрос и предложение | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Раздел 2. Семейный бюджет | | 6 |
Тема 2.1. Семейный бюджет | Содержание учебного материала: Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. | 2 |
Практическое занятие: № 2. С согласия родителей просчитать семейный бюджет. Проанализировать два основных вида семейных доходов. Инфляция и ее последствия для семейного бюджета. Безработица и ее экономическое влияние на семью. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Планирование семейного бюджета | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Раздел 3. Товар и его стоимость | | 6 |
Тема 3.1 Товар и его стоимость | Содержание учебного материала: Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. | 3 |
Практическое занятие: № 3. Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Классификация товаров | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Раздел 4. Рыночная экономика | | 18 |
Тема 4.1 Рыночный механизм, Рыночное равновесие. Рыночные структуры | Содержание учебного материала: Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон предложения. . Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Агрегированная функция спроса. Концепция равновесия рынка | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа. |
Тема 4.2 Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы | Содержание учебного материала: Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Некоммерческие предприятия | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 4.3 Организация производства | Содержание учебного материала: Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | 4 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Методы измерения производительности труда | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство» | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа. | |
Тема 4.4 Производственные затраты, Бюджет затрат | Содержание учебного материала: Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. | 3 |
| Практические занятия: № 4. Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы коммерческих организаций. Расходы организации, экономическое содержание | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Структура доходов предприятия | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия | |
Формы организации учебных занятий: Лекция с элементами беседы | |
Раздел 5. Труд и заработная плата | | 15 |
Тема 5.1. Рынок труда, Заработная плата и мотивация труда | Содержание учебного материала: Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Социальное страхование работников | 3 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда» | |
Формы организации учебных занятий Лекции | |
Тема 5.2 Безработица. Политика государства в области занятости | Содержание учебного материала: Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Эссе: Причины и последствия безработицы | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа. | |
Тема 5.3 Наёмный труд и профессиональные союзы | Содержание учебного материала: Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. | 2 |
Практические занятия : № 5. Основные способы купли-продажи рабочей силы. Заработная плата (позиция работника и работодателя). Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Правовая основа деятельности профсоюзов | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Раздел 6. Деньги и банки | | 15 |
Тема 6.1 Деньги и их роль в экономике | Содержание учебного материала: Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа. | |
Тема 6.2. Банковская система | Содержание учебного материала: Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Реферат: Возникновение и эволюция банковской системы в России. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа. | |
Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые биржи | Содержание учебного материала: Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Конспект: Биржи в России. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение видов ценных бумаг, их характеристики. Изучение назначения и методов работы фондовых бирж. | |
Формы организации учебных занятий Урок, практическая работа. | |
Тема 6.4 Инфляция и её социальные последствия | Содержание учебного материала: Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. | 2 |
Практическое занятие: № 6. Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Экономическое понятие функции денег. Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Государственная система антиинфляционных мер. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций | |
Формы организации учебных занятий: Урок, | |
Раздел 7. Государство и экономика | | 15 |
Тема 7.1 Роль государства в развитии экономики | Содержание учебного материала: Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Социальная реабилитация и благотворительность | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, формулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Тема 7.2 Налоги и налогообложение | Содержание учебного материала: Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Тема 7.3 Государственный бюджет, Дефицит и профицит бюджета | Содержание учебного материала: Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Тема 7.4 Показатели экономического роста. Экономические циклы | Содержание учебного материала: Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | 1 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике | |
Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 7.5 Основы денежно-кредитной политики государства | Содержание учебного материала: Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. | 1 |
Практическое занятие: № 7. Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики. Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики. Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало? Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба». Отличительные черты развития налоговой системы в России. Принципы налогообложения и способы взимания налогов. Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран. Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Раздел 8. Международная экономика | | 12 |
Тема 8.1 Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик | Содержание учебного материала: Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Эссе: Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик» | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют | Содержание учебного материала: Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. | 2 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Международные валютно-финансовые организации. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияю- щих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Тема 8.3 Глобализация мировой экономики | Содержание учебного материала: Глобальные экономические проблемы. | 1 |
Практические занятия: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Доклад: Россия на рынке технологий. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического со- общества | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Тема 8.4 Особенности современной экономики России | Содержание учебного материала: Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. | 2 |
Практическое занятие: № 8. Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках. Особенности международной торговли. Сформулируйте теорию сравнительных издержек. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов. Порядок регулирования работ международных валютных бирж. Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса? Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик? | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: Электронные рынки как феномен мировой экономики. | 1 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны | |
Формы организации учебных занятий: Урок, практическая работа | |
Всего | 108 |
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины «Экономика» имеется учебный кабинет социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект справочной и нормативной документации;
- учебная литература;
- методические пособия для проведения практических занятий.
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедийное оборудование.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.
Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 670 с. -
Кожевников, Н.Н. Экономика Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2014. — 288 с.
Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2014.
Филиппова О. И., Волкова Л. А., Малецкая Н. В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
-
Дополнительные источники
Е.Ф.Борисов, Волков Ф.Н. − Основы экономической теории−М− Высшая школа, 2013 , 228 с
Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М 2014.-216с
Камаев В.Д. − Учебник по основам экономической теории− М.; Владос, 2012. 375 с
О.Д.Мамедов− Современная экономика− Ростов на Дону; Феникс, 20147. 260с
Райзберг Б.А. Стародубцева Е.Б Курс экономики: учебник под редакцией Райзберга Б.А. –М.: ПРИОР 2012.-112 с.
А.Оганесян− Экономика предприятия, Конспект лекций− М.; 2014. 336с
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Интернет-ресурсы:
Лекции по основым экономики. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2060118/page:20/
Липсиц И.В. Экономика. Учеблик, [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ528.htm
3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение дисциплины «Экономика» должно предшествовать изучению учебной дисциплины «Обществознание».
В целях реализации компетентностного подхода следует использовать в образовательном процессе активные и интерактивные форм проведения учебных занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, групповые дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.
Групповые и индивидуальные устные консультации для обучающихся проводятся на всем протяжении процесса освоения дисциплины «Экономика».
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения: практических занятий, тестирования, устного или письменного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты освоения учебной дисциплины | Критерии и показатели оценки освоения учебной дисциплины | Формы контроля и оценки |
1 | 2 | 3 |
Личностные: − развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; − формирование системы знаний об экономической жизни общества, опреде- ление своих места и роли в экономическом пространстве; − воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные: − овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; − овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; − формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации; − генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений; Предметные: − сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; − понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности; − сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; − владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; − умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; − сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; − умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); − способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; − понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире. | -демонстрирует грамотное отношение к экономическим процессам в стране, уважение к законам и обществу; - проявляет интерес к изучению экономики; -применяет знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Ставит задачи, формулирует гипотезы, анализирует, сравнивает, обобщает, систематизирует, выявляет причинно — следственные связи, формулирует выводы; для решения поставленных задач применяет методы: наблюдение, сравнительный анализ для получения языковой информации использует различные источники, умеет оценить ее достоверность Демонстрирует: - знание основных методов научного познания, используемых в экономике:, -знание понятий, теорий, законов и закономерностей экономики; - умение применять экономические методы познания при решении практических задач; - производить расчеты по формулам ; - находить необходимую информацию по экономике из разных источников; | собеседование тестирование наблюдение Наблюдение защита индивидуального проекта выполнение практических заданий устный опрос, письменный индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения. Текущий контроль в форме: - защиты практических работ; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной индивидуальной самостоятельной, исследовательской работе согласно инструкции (представление пособия, презентации, реферата, доклада, информационного сообщения). Промежуточная аттестация в форме экзамена. |
Лист внесения изменений
№ п\п | Наименование изменения | Куда вносится изменение | Кто вносит изменение | На основании чего вносится изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
0