СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Вместе весело шагать"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Вместе весело шагать"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»



Утверждаю

Директор школы И. Л. Шадрина

Приказ №

от « » августа 2020






ПРОГРАММА

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»





Составитель:

Ваганова Инна Константиновна

педагог – психолог,

I КК



2020 г







Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П. Слободяник «Я учусь владеть собой». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.– М: Генезис. 2002 г., предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста (первоклассниками). Данная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС НОО, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий. Её реализация запланирована в рамках внеурочной деятельности.


Основная цель программы: создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые ещё эмоционально не готовы к роли школьника.

Особенность ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Программа помогает решать проблемы первоклассников психокоррекционными методами. Основная особенность программы заключается в формировании устойчивой саморегуляции школьников.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, конструктивно выходить из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.


Задачи программы:

- создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества

в разных видах деятельности;

- обучить детей приёмам саморегуляции,

- научить способам анализа своего поведения и поведения других людей,

- формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

- повышение эмоциональной стабильности,

- положительная самооценка,

- социальная адаптация.



Общая характеристика учебного курса

Для проведения занятий используются следующие методы:

- имитационные и ролевые игры,

- психогимнастика,

- рисуночные методы,

- элементы групповой дискуссии,

- техники и приёмы саморегуляции,

- метод направленного воображения,

- элементы социально-психологического тренинга.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, коммуникативных навыков.

Отработка навыков происходит в три этапа:

- получение информации о содержании того или иного навыка,

- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка),

- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Игра - один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов, формирования личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

В ходе игры дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, подчиняют свои интересы общим, уступать, т.е. приобретают навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе.

Именно в игровых ситуациях видится наиболее удачной работа по формированию личностных качеств, изложенных в требованиях ФГОС НОО: доброжелательность, умения сотрудничать, находить выходы из трудных ситуаций, нести ответственность за свои поступки.

Для решения задач по развитию таких метапредметных навыков, как формирование основ рефлексии, умения понимать причины успеха и неуспеха, успешно действовать в ситуациях неуспеха, расширены на 1 час темы «Как добиться успеха», «Как победить свой страх», «Учимся говорить себе стоп». Кроме того, в содержательную часть занятий введены диагностические процедуры, позволяющие контролировать эффективность реализации программы, а следовательно и успешность адаптации.

Предполагается изучение таких параметров, как уровень школьной тревожности, самооценка, эмоциональное восприятие школьной действительности. В качестве диагностического инструментария используются шкалы Дембо - Рубинштейна, методика В. Кореневской.

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 17 часов (занятия). Продолжительность одного занятия – 35 минут. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Место проведения — классная комната, спортивный зал (в зависимости от целей занятий). Для проведения занятий используется интерактивная доска, тематические плакаты, медиатека.


Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

Приращение личностного потенциала осуществляется через развитие самоосознания, умения находить выходы из трудных ситуаций, нести ответственность за свои поступки. Ребёнок учится объяснять самому себе, что он может сделать для того, чтобы помочь себе (и другим) справиться с трудной ситуацией, как это можно сделать. В результате появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка.

Основные параметры измерения

Измерители

Эмоциональная стабильность

Методика «Домики»

Самооценка

(методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой)

Методика «Лесенка»

Тревожность

Рисуночная методика

«Несуществующее животное»



Метапредметные результаты:

Освоение начальных форм рефлексии, развитие коммуникативных навыков, направленных на формирование умения договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Развитие навыков сотрудничества позволит овладеть начальными навыками социальной адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире.

Основные параметры измерения

Измерители

Социальная адаптация

Методика «Домики»

Комфортность в школе

(определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности)

Методика В. Кореневской,

рисуночный тест «Нарисуй школу»



Содержание программы

1. Знакомство

Создание положительного эмоционального фона. Упражнение «Моё имя». Введение ритуала приветствия и прощания.

Создание доверительной обстановки. Коммуникативные игры «Молекулы и атомы», «Пчёлы и змеи». Рефлексия.

2. Такие разные настроения

Что такое настроение. Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих

разные настроения.

Мысли и настроение. Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Развитие у детей умения управлять

своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Упражнение «Мысли и настроения».

Эмоциональные ощущения. Отличие эмоциональных ощущений друг от друга. Различные способы выражения эмоций.

Тренировка умения выражать эмоции в мимике. Музыкальные и рисованные образы эмоций. Диагностика

эмоционального восприятия школьной действительности.


3. Как справиться с плохим настроением

Управление настроением. Как искать выход из трудных ситуаций. Работа с художественным текстом.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку». Опыт «Сломалась игрушка». Рефлексия.

Трудная ситуация. Поиск выхода из трудной ситуации, которую невозможно изменить. Знакомство с методом

«позитивного переформулирования». Рефлексия, переосмысление своего опыта.

Упражнение «Даже если…» – «в любом случае…».

Трудная ситуация. Упражнение на закрепление умения изменять отношение к трудной ситуации.

Упражнение «Я справился». Рефлексия.

4 -5 . Как стать уверенным в себе

Мысли и поведение. Связь между мыслями и поведением. Примеры удачно решённых жизненных ситуаций,

разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях. Игра «Я справлюсь».

Саморегуляция. Способы саморегуляции. Работа с художественным текстом. Рефлексия.

Игра-упражнение «Мусорное ведро». Упражнение «Рисуем картинки в уме». Обучение элементам релаксации. Рефлексия.

6 . Как делать выбор

Что значит быть добрым. Осознание понятия добра. Работа с художественным текстом. Рефлексия.

Упражнение-релаксация «Волшебная чашка».

Выбор. Что значит делать выбор. Анализ и обсуждение жизненных ситуации. Вывод правила.

Ответственность. Знакомство с понятием ответственности за свой выбор. Ролевая игра «Магнит». Рефлексия.

Правила осуществления выбора. Развитие умения анализировать свои поступки и поступки других людей.

Упражнение-релаксация. «Рисуем картинки в уме». Игра-упражнение «Догадайся о выборе, если…».

7 - 8. Как добиваться успеха

Успех. Представление понятия «успех». Что мешает добиться успеха. Упражнение «Я смогу».

Диагностика тревожности «Несуществующее животное».

Условия достижения успеха. Работа с художественным текстом. Упражнение визуализации «Звезда удачи»,

«Нарисуй успех». Рефлексия.

Составляющие успеха. Применение полученных знаний в конкретных ситуациях. Ролевые игры: «Знакомство»,

«Подари подарок другу». Упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме».

9. Вот я какой!

Повышение самооценки детей. Упражнения «Ладошки», упражнения «Пересядьте все, кто….»,

коммуникативная игра «Я люблю всех, но особенно тех…», упражнение «Угадай, кто это».

Методика «Домики». Игра «Поймай свой хвост». Рефлексия.

10. Трудное слово «нет»

Когда трудно сказать «нет». Учимся говорить «нет». Осознание ответственности за свой выбор.

Работа с художественным текстом. Рефлексия.

Учимся говорить «нет». Упражнения на закрепление навыка через разыгрывание ситуаций. Рефлексия.

Визуализация образов – работа с плакатами. Психологические упражнения.


11 – 12. Чем мы отличаемся друг от друга

Уверенность в себе. Развитие уверенности в себе. Работа с художественным текстом «Соревнование». Рефлексия.

Игровые упражнения для выработки уверенности в собственных силах.

Помоги себе быть уверенным. Как помочь самому себе. Самонастрой. Упражнение «Мостик». Рефлексия.

Индивидуальность. Формирование представлений о неповторимости каждого человека. Игра-разминка «Изобрази радость».

Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки». Диагностика самооценки «Лесенка».

Тренинг развития коммуникативных умений. Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы».

Игра «Если нравится тебе, то делай так!» (Коррекция самооценки игровыми средствами).

13. Учимся говорить себе «стоп»

Саморегуляция. Саморегуляция в критических ситуациях. Понятие «тайм-аут». Игра «Если нравится тебе, то делай так».

Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях. Игры-релаксации, игры психогимнастические.

14. Мой лучший друг

Повышение значимости друг друга и дружбы в целом. Упражнения «Рисунок друга».Чтение стихотворения Т. Волгиной «Два друга»,

показать различные черты характера, но обратить внимание, что эти различия не помешали дружбе; учить общаться без слов. (Дети

дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли).

Игры на развитие чувства доверия и ответственности. «Камушки», «Слепой и поводырь». Рефлексия.

15. Чувственное восприятие себя

Внимания к окружающим людям. Упражнение «Как ты себя чувствуешь?», «Если бы я был…».

Чувства коллективизма. Упражнения «Клеевой дождик», «Многоножка».

16 -17. Как победить свой страх

Мой самый страшный страх. Рисуем свой страх. Работа с рисунками. Рефлексия. Игра «Найди свой выход из круга».

Предупреждение и коррекция страхов. Работа с художественным текстом «Ночные страхи». Психогимнастика.

Методика рисуночного теста «Нарисуй школу».

Коммуникативные игры «Ручеёк», «Путаница».

Завершающее занятие. Организация подведения итогов, обратной связи. «Похвали себя и других».














Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся

Вид

контроля

Примечание

Предметные результаты

УУД

(универсальные учебные действия)

план.

факт.

1



Знакомство

Знает значение слов «Здравствуйте», «До свидания». Использует несколько невербальных

и вербальных способов приветствия и прощания.

Знает правила общения.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Введение ритуала приветствия и прощания.


Коммуникативные игры.

Самоконтроль,

фронтальный


2



Такие разные настроения

Знакомство детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих

разные настроения.

Представление о взаимосвязи между мыслями и настроением.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

- способность отличать эмоциональные ощущения друг от друга.





Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Тренировка умения выражать эмоции в мимике.


Музыкальные и рисованные образы эмоций.









Диагностика

эмоционального восприятия школьной действительности.



Самоконтроль,

фронтальный


3



Как справиться с плохим настроением

Поиск выхода из трудной ситуации.

Знакомство с методом

«позитивного переформулирования».

Участвует в проведении игр.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

- способность отличать эмоциональные ощущения друг от друга.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.




Работа с художественным текстом.


Проигрывание игр.

Самоконтроль,

фронтальный


4



Как стать уверенным в себе

Примеры удачно решённых жизненных ситуаций,

разбор различных вариантов поведения в трудных ситуациях.

Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

- способность отличать эмоциональные ощущения друг от друга.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Работа с художественным текстом.


Обучение элементам релаксации.

Самоконтроль,

фронтальный


5



Как стать уверенным в себе

Закрепление умения работать с позитивными мыслями.



Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.


Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Работа с художественным текстом.


Обучение элементам релаксации.


Проведение псих- гимнастических упражнении.

Самоконтроль,

фронтальный


6



Как делать выбор

Объясняет понятия «добра».

Знакомство с понятием ответственности за свой выбор.

Участвует в проведении игр.






Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

- анализировать свои поступки и поступки других людей.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

-анализируют и обсуждают жизненные ситуации.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Работа с художественным текстом.



Проигрывание игр.

Самоконтроль,

фронтальный


7



Как добиваться успеха

Имеет представление о понятии «успех».

Участвует в проведении игр.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

-анализируют и обсуждают жизненные ситуации.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Работа с художественным текстом.



Проигрывание игр.




Самоконтроль,

фронтальный


8



Как добиваться успеха

Рисует «Несуществующее животное».

Участвует в проведении игр.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Диагностика тревожности.



Проигрывание игр.


Самоконтроль,

фронтальный


9



Вот я какой!

Выполняет методику «Домики».

Участвует в проведении игр.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Диагностика. Проигрывание игр на повышение самооценки.


Самоконтроль,

фронтальный


10



Трудное слово «нет»

Осознает ответственность за свой выбор.

Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Работа с художественным текстом.


Разыгрывание ситуации.


Визуализация образов – работа с плакатами.




Самоконтроль,

фронтальный


11



Чем мы отличаемся друг от друга

Имеет представление о неповторимости каждого человека.

Участвует в проведении игр.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Работа с художественным текстом «Соревнование».


Выполнение игровых упражнений для выработки уверенности себе.




Самоконтроль,

фронтальный


12



Чем мы отличаемся друг от друга

Выполняет диагностику.

Участвует в проведении игр.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.

Диагностика самооценки «Лесенка»


Работа с художественным текстом «Разноцветные камешки».


Выполнение игровых упражнений для выработки уверенности себе.




Самоконтроль,

фронтальный


13



Учимся говорить себе «стоп»

Отработка приёмов саморегуляции в игровых ситуациях.

Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.

Проигрывание психогимнастических

игр.


Самоконтроль,

фронтальный


14



Мой лучший друг

Повышает значимость почувствовать важность общения, дружбы и уважительного отношения друг другу.




Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.


Рисунок друга.

Проигрывание игр.

Самоконтроль,

фронтальный


15



Чувственное восприятие себя

Знает, что каждый человек индивидуальность, умеет находить в себе сильные стороны.

Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.

Коммуникативные игры.

Самоконтроль,

фронтальный


16



Как победить свой страх

Коррекция и профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие учащихся.



Выполняет диагностику.


Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.

Работа с художественным текстом «Ночные страхи».

Методика рисуночного теста В. Кореневской. «Нарисуй школу».

Самоконтроль,

фронтальный


17



Как победить свой страх

Снятие тревожности через изобразительную деятельность учащихся.

Участвует в проведении игр.



Завершающее занятие.

Личностные УУД

у учащегося будут сформированы:

- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.

Регулятивные УУД

учащийся научится:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной

деятельности.

Познавательные УУД

учащийся научится:

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

учащийся научится:

- проявлять интерес к общению и групповой работе.

Работа с рисунками.

Организация и подведение итогов, обратной связи «Похвали себя и других».

Самоконтроль,

фронтальный



Материально-техническое обеспечение учебного предмета. Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.







Литература для педагога

1. Абрамова, Г.С. Об улыбке, букве "Я", словах "надо" и "нельзя": материалы для психокоррекционных и развивающих занятий с младшими школьниками. - Волгоград, 1992.

2. Белопольская, И. Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ И.Л. Белопольская – М.: Когито -центр, 1994.

3. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание [Текст]/ Т.В. Бендас, В.В.Нагаев. – М., 1982.

4. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка [Текст]/ А.И.Захаров. – М.,1989.

5. Захаров, А.И. Как преодолеть страх у детей [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1980.

6. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст]/ К.Е. Изард. – М., 1980.

7. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/ О.А.Казанский. – М., 1994.

8. Клюева, Н.В. Касаткина, Ю.В. учим детей общению [Текст]/ – Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева. –Ярославль, Академия развития, 1996.

9. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.-160с.: ил.

10. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/:Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис,2002.

11. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/ Г.Л. Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

12. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004

12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 1996

13. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 .

14. Филлипова, Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2002.-144.: ил.

15. Чистякова, Г.И. Психогимнастика [Текст]/ Г.И.Чистякова. – М., 1990