Пояснительная записка
1 а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС НОО
Программа для обучающихся 1 класса призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Тематика и содержание занятий подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Актуальность.
Внеурочная деятельность «Учимся играя» помогает обеспечить систему образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию. Научить людей жить вместе – одно из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование в условиях социума призвана решить двуединую задачу: освоение обучающимися культуры хакасского народа и воспитание уважения к ценностям других культур. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее и потребует не измеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт определяет его действия и поступки.
Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края.
Задачи:
- приобщать детей к родному языку;
- формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия.
- воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций;
Формы работы:
- викторины, беседы и игры;
- выставки рисунков;
- соревнования;
- экскурсии;
- мероприятия, посвященные историческим датам.
Формы контроля:
Программа предполагает различные формы контроля.
Возможные критерии результативности.
- повышение активности учащихся во внеурочной деятельности, положительной динамики роста участия конкурсных программ, выставок, викторин, направленных на познавательную деятельность.
- увеличение количества учащихся во внеурочной деятельности
- рост уровня сплоченности детского коллективизма;
-повышение интереса учащихся к изучению родного края;
Описание места в плане внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в 1а классе ведется 1 час в неделю.
Итого: 35 часов в год, продолжительность занятий 40 мин.
Форма подведения итога:
- творческая игра «Чон ойныннары», «Чайаачы ойыннар».
В 1 а классе работа ведется по направлению исторические памятники, достопримечательности Республики, природа, экологические проблемы. Знаменитые люди нашей республики, произведения искусства, фольклора, традиции и обычаи
Планируемые результаты:
личностные - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к хакасской литературе, к культурам других народов.
- Сотрудничество в ходе реализации групповых творческих заданий.
метапредметные - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
Тематический план внеурочной деятельности «Учимся играя»
1 а класс.
№ | Тема раздела. | Содержание. | Количество часов |
Общее количество | Теоретических | Практических |
1 | Добукварный период. | Разговорные занятия. На темы «Подготовка к школе, о зверятах, о домашних птицах, о осенних полевых работах, о домашних работах, о школе, о встречах в цирке, о своей семье, воспоминания в детском саде» | 12 | 10 | 2 |
2 | Букварный период. | Изучаем языки и буквы хакасского алфавита. | 12 | 12 | |
3 | Послебукварный период. Развитие речи. Различные виды игр и праздники моего народа. | Мягкие , твердые, гласные звуки, буквы. Мягкие, твердые слоги. Звонкие глухие согласные звуки, буквы. Мягкие , твердые слова. Предложения. Тексты. Чтение и разбор. Письмо слогов, слов, предложений. Чтение, разбор текстов. Развитие устной и письменной речи. Дидактические, словесные игры, национальные игры и праздники моего народа. | 42 | 30 | 12 |
| | | | | |
Итого: | | | 66 | 52 | 14 |
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Учимся играя» 1а класс.
№/п | Раздел (тема), количество часов. | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Школа тимненiс | | | |
2 | Аннар даа агырчалар ба тан? | | | |
3 | Хустар чуртазынан. | | | |
4 | Чазыдагы куску тогыстар. | | | |
5 | Иб аразындагы куску тогыстар | | | |
6 | Мин школадабын | | | |
7 | Цирктагы тогазыглар | | | |
8 | Пiстiн собiренiн чуртазынан. Сурыглыг чоохтазыглар | | | |
9 | Ибдегi мал- хустар чуртазынан. | | | |
10 | Олган садын сагысха кирiп. | | | |
11 | Школа тимненiс | | | |
12 | Аннар даа агырчалар ба тан? | | | |
13 | I буква паза тапсаг | | | |
14 | Буква паза тапсаг у | | | |
15 | Буква паза тапсаг о | | | |
16 | Буква паза тапсаг F | | | |
17 | Буква паза тапсаг ч | | | |
18 | Буква паза тапсаг н | | | |
| Послебукварный период | | | |
19 | Гласнай тапсаглар | | | |
20 | Гласнай паза согласнай тапсаглар | | | |
21 | Согласнай тапсаглар | | | |
22 | Хатыг паза нымзах состер. | | | |
23 | Хатыг паза нымзах состер. Чыл пазы – пайрам. | | | |
24 | Тапсаглар паза буквалар. Чатхан – национальный инструмент | | | |
25 | Тапсаг паза буквалар. Ирте часхызын. | | | |
26 | Слог. Состерн слогтарга чарары. Парчыхтар. | | | |
27 | Слог. Состерн слогка чарары. Хыйга оскiчектер | | | |
28 | Слог паза состер. Тулгу паза Курку | | | |
29 | Слог паза состер Кем кустiг? | | | |
30 | Слог паза состер. Туруннар. | | | |
31 | Состер паза чоохтаглар. Нога тi ген , харагай , озан от коктер? | | | |
32 | Нога олар iди солалалчар. Нымах. | | | |
33 | Хопчы Пуур. Нымах. | | | |
34 | Чонымнын Пайрамнары. Чир ине | | | |
35 | Онымнын Пайрамнары. | | | |