Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
естественно-научного направления
(1 – 4 классы)
«Я познаю мир»
Составитель:
Королёва Ольга Николаевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Гагарин, 2022 год
1.Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.
Новизна программы. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности. Программа составлена на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей»
С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся создан кружок «Я познаю мир».
Программа курса внеурочной деятельности кружка ««Я познаю мир»» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для детей 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данного кружка является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), брейн-рингами, интеллектуальными играми.
Использование приёмов технологии проблемного обучения позволяет- повысить исследовательскую активность, развивает творческое мышление, любознательность, формирует критичность мышления, навыки самостоятельной работы и способность к самообучению. Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.
Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся будут знать:
правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;
свойства и явления природы;
основы проектно - исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы(выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); будет владеть понятиями, что такое «проект», «исследование», «гипотеза», «эксперимент», «опрос», «анкета».
Обучающиеся будут уметь:
применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;
вести наблюдения за окружающей природой;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
отличать наблюдение от опыта и эксперимента, работать с помощью простейшего оборудования;
выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, научится оформлять результаты исследования;
проводить наблюдение, исследование, эксперименты с помощью педагога;
работать в группе;
овладеет навыками публичного выступления, социологического опроса, интервьюирования.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по курсу «Я познаю мир»
В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
1 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся должны знать:
1) Что изучают предметы физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ.
3) Историю развития химии, физики, биологии, астрономии, географии и экологии.
4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева.
5) Влияние человека на природу.
6) признаки химических и физических явлений.
7) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.
3.Содержание программы внеурочной деятельности по курсу
«Я познаю мир»
4 класс (76 ч)
Содержание занятий для I модуля:
1.1.Введение в образовательную программу(1 ч)
Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.
Практическая часть. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.
1.2.Нескучная биология(15 ч)
Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и первооткрыватели в области биологии. Живые и неживые организмы. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и плесень. Микроскоп, его строение. Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и полезные растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли. Местная фауна. Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за домашним питомцем.
Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (белки и их функции); опыт «Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий, микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт «Лабиринт для картошки» (свет необходим для фотосинтеза); опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни растений); опыт «Как двигается улитка?» (приспособления для передвижения);эксперименты с проращиванием семян фасоли; опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха» (отличие холоднокровных и теплокровные животных).
1.3. Занимательная химия(20 ч)
Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Основные ученые и первооткрыватели. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и ее свойства. Химические реакции: соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего они нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и щелочи, что это такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны. Углерод - важный элемент на Земле.
Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт «Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар» (виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный раствор»; опыт «Смесь масла и воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» ( взаимодействие щелочи с кислотой); опыт «Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной кислоты и молока); опыт «Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах); опыт «Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический стакан», «Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства)
Ожидаемые результаты по I модулю.
Обучающиеся должны знать:
-что изучает биология, как наука;
- растения, их виды, условия необходимые для роста, части растений;
-животные, их виды, среда обитания, условия жизни;
- строение микроскопа, его основные части;
- что изучает химия как наука;
- основные элементы строения вещества - элементарные частицы - атом и молекула;
- агрегатные состояния веществ и их превращения.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать ядовитые растения от лекарственных;
- пользоваться справочниками-определителями;
- пользоваться микроскопом самостоятельно;
- проводить самостоятельно простейшие опыты и эксперименты;
- проводить опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Содержание занятий для II модуля:
2.1. Физика без формул (12 ч)
Теоретическая часть.Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.
Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (направления магнитного поля, силовые линии); опыт «Всегда ли можно верить компасу?» (магнитное поле, действие металлов на компас); опыт «Обнаружение электрического поля» (наблюдаем электрическое поле); опыт «Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка); опыт «Что идет из чайника?» (газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции); опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и кинетическая энергия» и «Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты»(масса и вес движущегося тела); опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик Декарта»(давление).
2.2.Загадочная астрономия (6 ч)
Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет-гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два брата-близнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета — снежный дирижабль. Метеоры — «падающие звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. Опасные астероиды. Что такое созвездие? Стороны света. Почему звёздное небо вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года.
Практическая часть. Опыт «Луна и Земля»(центробежная сила); опыт «Как нарисовать элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы» (смена времен года); опыт «Звезды – соседи»(движение звезд по кругу); опыт «Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы); опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты).
2.3.Увлекательная география (16 ч)
Теоретическая часть.Разделы географии (геология, минералогия, картография, метеорология). Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Драгоценные минералы. Географическая карта. Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли. Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака. Погодные явления.
Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света на спектр); опыт «Облако в бутылке» (как формируются облака); опыт «Круговорот воды в природе» (процесс постоянного перемещения воды на Земле); опыт «Как появляется радуга» (преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в океане» (влияние нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?» (отрицательная роль айсберга в жизни человека); опыты с песком и глиной (свойства песка и глины); опыт «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему происходит извержение); работа с научной литературой, контурными картами, глобусом.
Ожидаемые результаты по окончанию обучения по II модулю.
Обучающиеся будут знать:
- примеры физических приборов, физические величин и физические явлений, понимать, в чем их отличия;
- от чего зависит сила тяжести;
- что такое тепло и как оно передаётся;
- понятие электричества и электромагнитных волн;
- виды полезных ископаемых и минералов;
- различные стихийные бедствия и способы действия в случае опасности;
- понятие «созвездие», виды небесных светил в порядке удалённости от Земли;
- стороны света;
- принципы ориентирования на карте и глобусе;
- понятие суток, причину смены дня и ночи;
- понятие года и изменения в природе в разные времена года;
- основные слои Земли, материки и океаны Земли;
- основные природные явления.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться картами и глобусом;
- различать на карте элементы рельефа;
- самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения;
- пользоваться физическим оборудованием;
-самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой;
- различать основные созвездия на небе;
- определять стороны света по компасу;
- подготовить проект по выбранной теме, сформулировать гипотезу и задачи для её исследования; защитить свой проект перед сверстниками.
Содержание занятий для III модуля:
Итоговые занятия (2ч)
Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год. Подготовка к отчетному выступлению «Волшебные чудеса науки»
Практическая часть. Итоговая аттестация в виде защиты творческого проекта (дети пишут сами при небольшой помощи педагога на протяжении изучения II модуля программы). Отчетное показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки».
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов по учебному плану |
1 | I модуль «Занимательные науки»: Введение в образовательную программу Нескучная биология Занимательная химия | 36 1 15 20 |
2 | II модуль «Волшебные чудеса науки»: 2.1.Физика без формул 2.2.Загадочная астрономия 2.3.Увлекательная география | 34 12 6 18 |
3 | III модуль Итоговые занятия | 4 |
| Всего | 76 |
Календарно- тематический план
4 класс
№ урока по плану | Раздел/Тема урока | Содержание примерной ООП НОО | Дата | ЭОР |
I модуль «Занимательные науки» |
1.1.Введение в образовательную программу (1 ч) |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с программой. Инструктажи. ТБ. | Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности. Практическая часть.Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение. | | |
1. 2.Нескучная биология (15 ч) |
2(1) | Что такое биология? | Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и первооткрыватели в области биологии. Живые и неживые организмы. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и плесень. Микроскоп, его строение. Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и полезные растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли. Местная фауна. Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за домашним питомцем. Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (белки и их функции); опыт «Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий, микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт «Лабиринт для картошки» (свет необходим для фотосинтеза); опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни растений); опыт «Как двигается улитка?» (приспособления для передвижения); эксперименты с проращиванием семян фасоли; опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха» (отличие холоднокровных и теплокровные животных). | | https://avidreaders.ru/serie/pochemuchkiny-opyty-i-eksperimenty |
3(2) | Что такое биология? (Опыт – «Пациент, скорее жив?») | |
4(3) | Микробиология | |
5(4) | Микробиология (Опыт – «Почему нужно мыть руки?» | |
6(5) | Микробиология (Опыт «Взаимоотношение бактерий и плесени») | |
7(6) | Фотосинтез .Р астения и свет . | |
8(7) | Фотосинтез (Опыты – «Листописание», «Тормоз для растения») | | |
9(8) | Превращение побегов и корней | | |
10(9) | Эксперименты с проращиванием семян | | |
11(10) | Как изучать зверей? (Опыт – «Собираем коллекцию следов») | | |
12(11) | Как изучать зверей? | | |
13(12) | Холоднокровные и теплокровные | | |
14(13) | Холоднокровные и теплокровные (Опыт – «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха») | | https://avidreaders.ru/serie/pochemuchkiny-opyty-i-eksperimenty/ |
15(14) | Холоднокровные и теплокровные | | | |
16(15) | Холоднокровные и теплокровные (Опыт – «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха») | | | |
1.3.Занимательная химия ( 20 ч) |
17 (1) | Что изучает химия? | Теоретическая часть.Основные термины химии. Основные ученые и первооткрыватели. Применение химии в повседневной жизни. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и ее свойства. Химические реакции: соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего они нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и щелочи, что это такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны. Углерод - важный элемент на Земле. Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт «Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар» (виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный раствор»; опыт «Смесь масла и воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» ( взаимодействие щелочи с кислотой); опыт «Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной кислоты и молока); опыт «Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах); опыт «Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический стакан», «Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства) | | https://avidreaders.ru/serie/pochemuchkiny-opyty-i-eksperimenty/ |
18 (2) | Великие химики | | |
19 (3) | Химия вокруг нас. | | |
20 (4) | Химия вокруг нас. | | |
21 (5) | Что такое молекулы. | | https://yandex.ru/video/preview/8432117225059878442 |
22 (6) | Что такое молекулы. | | |
23 (7) | Состояние и молекулярное строение вещества (Опыт – «Движение молекул жидкости») | | |
24 (8) | Состояние и молекулярное строение вещества (Опыт – «Движение молекул жидкости») | | |
25 (9) | Превращение вещества (Опыт –«Коллекция кристаллов») | | https://ферма-тоцких.рф/novosti/effektnye-eksperimenty-zanimatelnaya-nauka-kak-provesti-doma-opyt-po-himii-chtoby-zainteresovat-rebenka.html |
26 (10) | Превращение вещества (Опыт –«Хрустальные» яйца (состояние веществ) «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); | |
27 (11) | Превращение вещества (Опыт – опыт «Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция); | | https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/15-samyh-prostyh-opytov-dlya-detej-doma/ |
28 (12) | опыт «Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический стакан», «Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства) | | https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/15-samyh-prostyh-opytov-dlya-detej-doma/ |
29 (13) | Раствор (Опыт – «Исчезающий сахар»). | | |
30 (14 | Эмульсия (Опыт – «Смесь масла и воды») | | |
31 (15) | Кислоты и щелочи (Опыт – «Домашний лимонад» опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции);) | | |
32 (16) | Кислоты и щелочи опыт | | |
33 (17) | Индикаторы | | |
34 (18) | Индикаторы (Опыт – «Натуральный индикатор кислотности» и «Умный йод») | | |
35 (19) | Решение олимпиадных заданий | | |
36 (20) | Решение олимпиадных заданий | | | |
II модуль «Волшебные чудеса науки» |
2.1.Физика без формул ( 12 ч) |
37 (1) | Что такое физика? | Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна. Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (направления магнитного поля, силовые линии); опыт «Всегда ли можно верить компасу?» (магнитное поле, действие металлов на компас); опыт «Обнаружение электрического поля» (наблюдаем электрическое поле); опыт «Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка); опыт «Что идет из чайника?» (газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции); опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и кинетическая энергия» и «Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты» (масса и вес движущегося тела); опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик Декарта» (давление). Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света на спектр); опыт «Как появляется радуга» (преломление солнечных лучей в дождевых каплях) | | |
38 (2) | Физические явления вокруг нас | | https://yandex.ru/video/preview/3440735924191643601 |
39 (3) | Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. | | |
40 (4) | Силы в природе . Опыты Перетягивание стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции); опыт «Потенциальная и кинетическая энергия» и «Куда «исчезает» энергия» | | |
41 (5) | Вещество и поле (Опыт «Всегда ли можно верить компасу?») | | |
42 (6) | Опыт «Обнаружение электрического поля»; опыт «Собираем электроскоп» | | https://yandex.ru/video/preview/7484748451893387516 |
43 (7) | Основные состояния вещества (Опыт – «Что идет из чайника?» и «Испарение твердых веществ») | | |
44 (8) | Центробежная «сила» (Опыт – «Сила в бессилии») | | |
4 5 (9) | Масса и вес (Опыт – «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты») | | |
46 (10) | Давление (Опыт - «Ныряльщик Декарта») | | https://www.youtube.com/watch?v=M9c2O-xOhxE |
47 (11) | Оптические иллюзии | | | |
48(12) | Семицветная арка (Опыт – «Как появляется радуга?») | | | |
2.2.Загадочная астрономия ( 6 ч) |
49 (1) | Что изучает астрономия? | Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет-гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два брата-близнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета — снежный дирижабль. Метеоры — «падающие звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. Опасные астероиды. Что такое созвездие? Стороны света. Почему звёздное небо вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года. Практическая часть. Опыт «Луна и Земля» (центробежная сила); опыт «Как нарисовать элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы» (смена времен года); опыт «Звезды – соседи» (движение звезд по кругу); опыт «Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы); опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты). | | https://yandex.ru/video/preview/11878788611633710496 |
50 (2) | Эти уникальные планеты. | | |
51 (3) | Естественные спутники. | | |
52 (4) | Загадочная Луна Иллюзия луны (Опыт – «Велика ли Луна?») | | |
53 (5) | Смена времен года (Опыт – «Смена времен года при помощи глобуса и лампы») | | |
54 (6) | Звездное небо над головой (Изучаем карту звездного неба) | | https://yandex.ru/video/preview/5309596361581893642 |
2.3.Увлекательная география ( 18 ч) |
55 (1) | Что изучает география? (Работа с глобусом и картой) | Теоретическая часть.Разделы географии (геология, минералогия, картография, метеорология). Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Драгоценные минералы. Географическая карта. Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли. Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака. Погодные явления. Практическая часть.; опыт «Разлив нефти в океане» (влияние нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?» (отрицательная роль айсберга в жизни человека); опыты с песком и глиной (свойства песка и глины); опыт «Облако в бутылке» (как формируются облака);опыт «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему происходит извержение); работа с научной литературой, контурными картами, глобусом. | | |
56 (2) | Картография, геология, минералогия, метеорология. | | |
57 (3) | Великие географические открытия ( фильм про географические открытия) | | https://topogis.ru/geograficheskiye-otkrytiya-novogo-vremeni-soobshcheniye-dlya-4-klassa-po-okruzhayushchemu-miru.php |
58 (4) | Великие географические открытия (Работа с научно - познавательной литературой) | | |
59 (5) | Материки ( просмотр видеофильма) | | https://yandex.ru/video/preview/6891340574573101419 |
60 (6) | Материки (работа с контурными картами) | | |
61 (7) | Океаны (работа с контурными картами) | | |
62 (8) | Такие разные океаны | | https://yandex.ru/video/preview/12067004542733125806 |
63 (9) | Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. | | |
64 (10) | Как появились вулканы? (Опыт – «Извержение вулкана») | | https://yandex.ru/video/preview/9940586912350785386 |
65 (11) | Полезные ископаемые. | | |
66 (12) | Драгоценные минералы. | | |
67(13) | Метеорология – наука о погоде. | | |
68(14) | Круговорот воды в природе. | | https://yandex.ru/video/preview/14955149102880897400 |
69(15) | Облака. Погодные явления. | | |
70(16) | Погодные явления. Ветер. | | |
71(17) | Как появляются ледники? | | |
72(18) | Айсберги – плавающие горы (Опыт – «Почему опасен Айсберг?») | | |
III модуль Итоговые занятия (4 ч) |
73 (17) | Итоговая аттестация (Защита творческого проекта | Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год. Подготовка к отчетному выступлению «Волшебные чудеса науки» Практическая часть. Итоговая аттестация в виде защиты творческого проекта (дети пишут сами при небольшой помощи педагога на протяжении изучения II модуля программы). Отчетное показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки». | | |
74(18 | Итоговая аттестация (Защита творческого проекта | | |
75(1)1 | Показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки» | | |
76(2) | Показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки») | | |
1