СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Я рисую"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Я рисую"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»



РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

классных руководителей


________С.С. Полякова










(дата)


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»


__________________ Н. Ф. Байкова








ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я РИСУЮ»

(коррекционно-развивающее направление)

5 «А» КЛАСС









Составитель: Горбова Оксана Васильевна

учитель
















Новодвинск

2022 - 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа внеурочной деятельности «Я рисую» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)


Цель программы

  • формирование у детей школьного возраста с ТМНР, эстетического отношения и художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности.


Задачи программы:

1.Образовательные:

  • Познакомить детей с различными видами изобразительного искусства с помощью различных техник, в том числе нетрадиционных способов рисования;

  • Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

  • Формировать представления о краске и цвете, технике смешивания красок на палитре;

  • Знакомить с различными видами формы и размера, учить выявлять основные особенности предметов, сравнивать, находить отличия;

  • Знакомить с понятием композиция и сюжет, учить осуществлять различные построения на листе бумаги.

2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

  • Развивать художественно - творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;

  • Развивать умение анализировать свой рисунок, дополнять и совершенствовать его;

  • Коррекция мотивационной сферы основы поведения ребёнка, чувствования, эмоционального реагирования;

  • Коррекция психических процессов и личностной сферы детей;

  • Снятие эмоциональной напряжённости;

  • Развитие познавательной деятельности, самостоятельности и уверенности в себе;

  • Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.


3.Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

  • Способствовать воспитанию в детях интереса к занятиям.


Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями.


Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:


Описание места учебного курса в учебном плане


В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).

Срок реализации программы 1 учебный год.


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего в год

9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа


Формы реализации программы:

-практические занятия;

-творческие конкурсы (рисунков, поделок);

-коллективные игры

-просмотр и обсуждение видеоматериала;

-творческие задания;



Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:


-Результаты деятельности обучающихся, их индивидуальные художественные продукты (аппликация, рисунок, поделка).

-Выставки учащихся

-Участие в конкурсах


Планируемые результаты освоения содержания для учащихся.


Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  1. владеть некоторыми видами изобразительных  искусств (живопись, графика);

  2. основам изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство);

  3. узнавать отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А. Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков);

  4. значению изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш);

  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);

  3. применять приобретенные знания и умения в практике и повседневной жизни;

  4. восприятию и оценке произведений искусства;

  5. самостоятельной деятельности в рисунке (с натуры, по памяти, воображению).


Личностные результаты:

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения, духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки.


Регулятивные результаты:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание и уважение к искусству и культуре своей Родины;

  • обретение практического опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • развитие образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.


Познавательные результаты:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • восприятие темы, сюжета, содержания произведения.


Коммуникативные результаты:

  • умение ориентироваться в информации по искусству;

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

  • развивать умение видеть  положительные черты своих товарищей;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить);

  • слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группе.



Межпредметные связи


Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).

Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Кол. часов

Тема урока

Виды деятельности

Дата

план

факт

I четверть

1

1ч.

Как стать художником?

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

02.09.


2

1ч.

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительновыразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитан

09.09.


3

1ч.

«Белая берѐзка»

Рисование осенней берѐзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

16.09.


4

1ч.

«Яблоко с листочком и червячком»

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование яблока акварельными красками и червячка- ватными палочками

23.09.


5

1ч.

«Падают, падают листья»

Рисование осенних листьев приѐмом «примакивания» тѐплыми цветами (красным, жѐлтым, оранжевым

30.09.


6

1ч.

«Грибы на пенѐчке»

Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка)

07.10.


7

1ч.

«Мышка-норушка»

Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа.

14.10.


8

1ч.

«Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь)»

Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чѐрного или тѐмно-синего цвета. Развитие воображения

21.10.


9

1ч.

«Сороконожка в магазине»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа

28.10.


II четверть

10

1ч.

«Град, град!»

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами

11.11.


11

1ч.

«Вьюга-завирюха»

Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка.

18.11.


12

1ч.

«Серпантин»

Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жѐлтого, зелѐного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.

25.11.


13

1ч.

«Снеговик-великан»

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

02.12.


14

1ч.

«Волшебные снежинки»

Рисование шестилучевых снежинок из трѐх линий с учѐтом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей)

09.12.


15

1ч.

«Праздничная ѐлочка»

Рисование и украшение пушистой нарядной ѐлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

16.12.


16

1ч.

«В некотором царстве»

Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения.

23.12.


III четверть

17

1ч.

«Зимние забавы»

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приѐмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы.

13.01.


18

1ч.

«Клякса»

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать еѐ выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности

20.01.


19

1ч.

«Как розовые яблоки, на ветках снегири!»

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

27.01.


20

1ч.

«Замѐрзшее дерево»

Учить создавать в рисунке образ замѐрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности.

03.02.


21

1ч.

«Весело качусь я под гору в сугроб»

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

10.02.


22

1ч.

«Весѐлый клоун»

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

17.02.


23

1ч.

«Подарим маме цветы»

Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелѐной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приѐмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения

03.03.


24

1ч.

«Весѐлые матрѐшки »

Знакомство с матрѐшкой как видом народной игрушки. Рисование матрѐшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

10.03.


25

1ч.

«Красивые салфетки»

Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки,круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

17.03.


IV четверть

26

1ч.

«Я рисую море»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

31.03.


27

1ч.

«Морская азбука»

Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

07.04.


28

1ч.

«Превращения камешков»

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приѐмов рисования на камешках различной формы

14.04.


29

1ч.

«Наш аквариум»

Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

21.04.


30

1ч.

«Кошка с воздушными шариками»

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

28.04.


31

1ч.

«Зелѐный май»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

05.05.


32

1ч.

«Путаница»

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности

12.05.


33

1ч.

«Праздничный салют»

Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г. Москвы; прививать любовь к нашей Родине, еѐ традициям

19.05.


34

1ч.

«Красивое платье»

Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду.

26.05.