Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК классных руководителей ________С.С. Полякова | (дата) | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5» __________________ Н. Ф. Байкова |
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я РИСУЮ»
(коррекционно-развивающее направление)
5 «А» КЛАСС
Составитель: Горбова Оксана Васильевна
учитель
Новодвинск
2022 - 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности «Я рисую» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Цель программы
формирование у детей школьного возраста с ТМНР, эстетического отношения и художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1.Образовательные:
Познакомить детей с различными видами изобразительного искусства с помощью различных техник, в том числе нетрадиционных способов рисования;
Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
Формировать представления о краске и цвете, технике смешивания красок на палитре;
Знакомить с различными видами формы и размера, учить выявлять основные особенности предметов, сравнивать, находить отличия;
Знакомить с понятием композиция и сюжет, учить осуществлять различные построения на листе бумаги.
2.Коррекционно-развивающие:
Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
Развивать художественно - творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
Развивать умение анализировать свой рисунок, дополнять и совершенствовать его;
Коррекция мотивационной сферы основы поведения ребёнка, чувствования, эмоционального реагирования;
Коррекция психических процессов и личностной сферы детей;
Снятие эмоциональной напряжённости;
Развитие познавательной деятельности, самостоятельности и уверенности в себе;
Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
3.Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
Способствовать воспитанию в детях интереса к занятиям.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).
Срок реализации программы 1 учебный год.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
9 часов | 7 часов | 10 часов | 8 часов | 34 часа |
Формы реализации программы:
-практические занятия;
-творческие конкурсы (рисунков, поделок);
-коллективные игры
-просмотр и обсуждение видеоматериала;
-творческие задания;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
-Результаты деятельности обучающихся, их индивидуальные художественные продукты (аппликация, рисунок, поделка).
-Выставки учащихся
-Участие в конкурсах
Планируемые результаты освоения содержания для учащихся.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
владеть некоторыми видами изобразительных искусств (живопись, графика);
основам изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство);
узнавать отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А. Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков);
значению изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, карандаш);
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
применять приобретенные знания и умения в практике и повседневной жизни;
восприятию и оценке произведений искусства;
самостоятельной деятельности в рисунке (с натуры, по памяти, воображению).
Личностные результаты:
освоение художественной культуры как формы материального выражения, духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки.
Регулятивные результаты:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание и уважение к искусству и культуре своей Родины;
обретение практического опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
развитие образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные результаты:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
восприятие темы, сюжета, содержания произведения.
Коммуникативные результаты:
умение ориентироваться в информации по искусству;
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
развивать умение видеть положительные черты своих товарищей;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить);
слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группе.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Кол. часов | Тема урока | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
I четверть |
1 | 1ч. | Как стать художником? | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 02.09. | |
2 | 1ч. | «Радуга-дуга, не давай дождя!» | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительновыразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитан | 09.09. | |
3 | 1ч. | «Белая берѐзка» | Рисование осенней берѐзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник | 16.09. | |
4 | 1ч. | «Яблоко с листочком и червячком» | Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование яблока акварельными красками и червячка- ватными палочками | 23.09. | |
5 | 1ч. | «Падают, падают листья» | Рисование осенних листьев приѐмом «примакивания» тѐплыми цветами (красным, жѐлтым, оранжевым | 30.09. | |
6 | 1ч. | «Грибы на пенѐчке» | Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка) | 07.10. | |
7 | 1ч. | «Мышка-норушка» | Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. | 14.10. | |
8 | 1ч. | «Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь)» | Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чѐрного или тѐмно-синего цвета. Развитие воображения | 21.10. | |
9 | 1ч. | «Сороконожка в магазине» | Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа | 28.10. | |
II четверть |
10 | 1ч. | «Град, град!» | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами | 11.11. | |
11 | 1ч. | «Вьюга-завирюха» | Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка. | 18.11. | |
12 | 1ч. | «Серпантин» | Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жѐлтого, зелѐного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы. | 25.11. | |
13 | 1ч. | «Снеговик-великан» | Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. | 02.12. | |
14 | 1ч. | «Волшебные снежинки» | Рисование шестилучевых снежинок из трѐх линий с учѐтом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей) | 09.12. | |
15 | 1ч. | «Праздничная ѐлочка» | Рисование и украшение пушистой нарядной ѐлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. | 16.12. | |
16 | 1ч. | «В некотором царстве» | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. | 23.12. | |
III четверть |
17 | 1ч. | «Зимние забавы» | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приѐмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. | 13.01. | |
18 | 1ч. | «Клякса» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать еѐ выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности | 20.01. | |
19 | 1ч. | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. | 27.01. | |
20 | 1ч. | «Замѐрзшее дерево» | Учить создавать в рисунке образ замѐрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. | 03.02. | |
21 | 1ч. | «Весело качусь я под гору в сугроб» | Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). | 10.02. | |
22 | 1ч. | «Весѐлый клоун» | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). | 17.02. | |
23 | 1ч. | «Подарим маме цветы» | Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелѐной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приѐмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения | 03.03. | |
24 | 1ч. | «Весѐлые матрѐшки » | Знакомство с матрѐшкой как видом народной игрушки. Рисование матрѐшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. | 10.03. | |
25 | 1ч. | «Красивые салфетки» | Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки,круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. | 17.03. | |
IV четверть |
26 | 1ч. | «Я рисую море» | Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому. | 31.03. | |
27 | 1ч. | «Морская азбука» | Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита. | 07.04. | |
28 | 1ч. | «Превращения камешков» | Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приѐмов рисования на камешках различной формы | 14.04. | |
29 | 1ч. | «Наш аквариум» | Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). | 21.04. | |
30 | 1ч. | «Кошка с воздушными шариками» | Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). | 28.04. | |
31 | 1ч. | «Зелѐный май» | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. | 05.05. | |
32 | 1ч. | «Путаница» | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности | 12.05. | |
33 | 1ч. | «Праздничный салют» | Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г. Москвы; прививать любовь к нашей Родине, еѐ традициям | 19.05. | |
34 | 1ч. | «Красивое платье» | Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду. | 26.05. | |