СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Ярославль и ярославцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Ярославль и ярославцы" включает в себя пояснительную записку, тематическое и календарное планирование. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Ярославль и ярославцы"»


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ярославль и ярославцы» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)

Программа внеурочной деятельности составлена на основе Программы Новожиловой В.А., Трениной С.Д., Холодяковой И.Е. »Ярославль и ярославцы».

Направленность: духовно-нравственное

Разработанная программа предоставляет возможность детям знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Ярославля, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Программа дополняет и расширяет знания по истории Ярославля, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.

Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Ярославля и Ярославской области в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Программа уделяет большое внимание и экспедиционной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, научно-исследовательскую работу.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Ярославль и ярославцы» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучащихся.


Цель программы:

Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Ярославля и родного края.

Задачи программы:

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции

Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 10-11 лет.


Форма организации внеурочной деятельности «Краеведческий клуб»

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю из расчета 34 учебных недели)

Указанные часы распределяются на: аудиторные занятия; экскурсионно-экспедиционные занятия; индивидуальные занятия.


Метапредметные и личностные результаты освоения курса.


Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Ярославль и ярославцы»:

Личностные:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.



Содержание курса внеурочной деятельности.


Содержание курса «Ярославль и ярославцы» для 4-его класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:


1. Город, в котором мы живем . (10 ч)

-загадки архитектуры Спасского монастыря

- Ярославль-сказка в камне

-памятники архитектуры и живописи

-история ярославских изразцов, их особенности

2. История родного города (6ч)

-город 1612 г

-современный Ярославль

3.Наш край(9ч)

- биография знаменитых ярославцев

- история возникновения Заволжского района Ярославской области


4.Праздники (4ч)

-история имен, традиции празднования именин

-День музея

5.Путешествие в мир рукотворных предметов. (3 ч)

- чудеса из железа

-знакомство с различными изделиями кузнецов

Календарно-тематическое планирование учебного материала.



занятия

Тема занятия

Форма/место проведения занятия

Дата

План

Факт


Повторение (1 ч).




1

Вводное занятие. Урок России «Ярославль- столица Золотого кольца» Инструктаж на рабочем месте. Повторение правил техники безопасности в музее, автобусе. Мы – экскурсанты.

Беседа

01.09

03.09

01.09

03.09

Город, в котором мы живем (10 ч)


2

Загадки архитектуры Спасского монастыря.


Интерактивная беседа

08.09

10.09

08.09

10.09

3

Загадки архитектуры Спасского монастыря.


Экскурсия в музее

15.09

17.09

15.09

17.09

4

Загадки архитектуры Спасского монастыря.


Закрепление, выполнение творческих заданий

22.09

24.09

22.09

24.09

5

«Ярославль-сказка в камне.». Средневековый храм - памятник архитектуры и живописи XVIIв. Церковь Николы Надеина.

экскурсия

29.09

01.10

29.09

01.10

6

«Ярославль-сказка в камне».

17 столетие – «золотой век» Ярославля. Церковь Ильи Пророка. Основные части храма. Изразцы.

сообщения детей

06.10

8.10

06.10

8.10

7

«Ярославль-сказка в камне».

17 столетие – «золотой век» Ярославля. Церковь Рождества Христова.

сообщения детей

13.10

15.10

13.10

15.10

8

Храмы-памятники и часовни. Местные чтимые иконы и праздники.

Просмотр видео экскурсии.

20.10

22.10

20.10

22.10

9

«Ярославль-сказка в камне».

17 столетие – «золотой век» Ярославля.

Обобщение темы.

Закрепление, выполнение творческих заданий

27.10

29.10

27.10

29.10

2 четверть

10

История ярославских изразцов, их особенности.

презентация.

17.11

19.11

17.11

19.11

11

История ярославских изразцов, их особенности.

Закрепление, выполнение творческих заданий

24.11

26.11

24.11

26.11


История родного города (6ч)




12

Яркие страницы в истории Спасского монастыря. Грозное время Смуты 1612 года.

Беседа в школе

01.12

03.12

01.12

03.12

13

Город 1612

Квест в музее

08.12

10.12

08.12

10.12

14

Грозное время Смуты.

Закрепление, выполнение творческих заданий

15.12

17.12

15.12

17.12

15

История Ярославля «Город с открытки»

Беседа в школе. Исследовательская работа.

22.12

24.12

22.12

24.12

16

Знакомьтесь, Ярославль

Обзорная экскурсия по историческому центру города (ЮНЕСКО)

29.12

29.12

17

История Ярославля.

Защита исследовательских работ




Наш край (9ч)




18

Страницы жизни великого артиста.

Беседа в школе



19

В гостях у Л.В. Собинова.

Экскурсия в дом-музей Л.В. Собинова.



20

Страницы жизни великого артиста.

Составление брошюры



21

История возникновения Заволжского района Ярославской области


презентация



22

80 лет Заволжскому району


Экскурсия



23

Будущее Заволжского района


Сочинение



24

Биография первой женщины космонавта В.Н. Терешковой

презентация



25

«Земля - наш общий дом»


Квест в планетарии



26

50-летие полета первой женщины космонавта В.Н. Терешковой

Сообщения обучающихся




Праздники (3ч)




27

История твоего имени.


Беседа, работа со словарями



28

Традиции празднования именин.

Разучивание с игр, забав

Выставка рисунков и поделок



29

Именины.

праздник




Путешествие в мир рукотворных предметов. (3 ч)





30

Чудеса из железа

Беседа в школе



31

Чудеса из железа

Экскурсия в музей



32

Чудеса из железа

Закрепление, выполнение творческих заданий



33

Праздник Всемирный день музея

Праздник в музее



34

Подведение итогов года.

Награждение грамотами и значками «Я - Ярославец»


















































































8