Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ярославль и ярославцы» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)
Программа внеурочной деятельности составлена на основе Программы Новожиловой В.А., Трениной С.Д., Холодяковой И.Е. »Ярославль и ярославцы».
Направленность: духовно-нравственное
Разработанная программа предоставляет возможность детям знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Ярославля, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Программа дополняет и расширяет знания по истории Ярославля, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.
Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Ярославля и Ярославской области в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества.
Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Программа уделяет большое внимание и экспедиционной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города.
Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, научно-исследовательскую работу.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного города, улицы, дома. Программа «Ярославль и ярославцы» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного города, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучащихся.
Цель программы:
Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Ярославля и родного края.
Задачи программы:
воспитание бережного отношения к культурному наследию;
развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
формирование исторического сознания;
создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
обучение основам исследовательской работы;
воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
воспитание активной жизненной позиции
Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 10-11 лет.
Форма организации внеурочной деятельности «Краеведческий клуб»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю из расчета 34 учебных недели)
Указанные часы распределяются на: аудиторные занятия; экскурсионно-экспедиционные занятия; индивидуальные занятия.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Ярославль и ярославцы»:
Личностные:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание курса «Ярославль и ярославцы» для 4-его класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Город, в котором мы живем . (10 ч)
-загадки архитектуры Спасского монастыря
- Ярославль-сказка в камне
-памятники архитектуры и живописи
-история ярославских изразцов, их особенности
2. История родного города (6ч)
-город 1612 г
-современный Ярославль
3.Наш край(9ч)
- биография знаменитых ярославцев
- история возникновения Заволжского района Ярославской области
4.Праздники (4ч)
-история имен, традиции празднования именин
-День музея
5.Путешествие в мир рукотворных предметов. (3 ч)
- чудеса из железа
-знакомство с различными изделиями кузнецов
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
№ занятия | Тема занятия | Форма/место проведения занятия | Дата |
План | Факт |
| Повторение (1 ч). | | | |
1 | Вводное занятие. Урок России «Ярославль- столица Золотого кольца» Инструктаж на рабочем месте. Повторение правил техники безопасности в музее, автобусе. Мы – экскурсанты. | Беседа | 01.09 03.09 | 01.09 03.09 |
Город, в котором мы живем (10 ч) |
2 | Загадки архитектуры Спасского монастыря. | Интерактивная беседа | 08.09 10.09 | 08.09 10.09 |
3 | Загадки архитектуры Спасского монастыря. | Экскурсия в музее | 15.09 17.09 | 15.09 17.09 |
4 | Загадки архитектуры Спасского монастыря. | Закрепление, выполнение творческих заданий | 22.09 24.09 | 22.09 24.09 |
5 | «Ярославль-сказка в камне.». Средневековый храм - памятник архитектуры и живописи XVIIв. Церковь Николы Надеина. | экскурсия | 29.09 01.10 | 29.09 01.10 |
6 | «Ярославль-сказка в камне». 17 столетие – «золотой век» Ярославля. Церковь Ильи Пророка. Основные части храма. Изразцы. | сообщения детей | 06.10 8.10 | 06.10 8.10 |
7 | «Ярославль-сказка в камне». 17 столетие – «золотой век» Ярославля. Церковь Рождества Христова. | сообщения детей | 13.10 15.10 | 13.10 15.10 |
8 | Храмы-памятники и часовни. Местные чтимые иконы и праздники. | Просмотр видео экскурсии. | 20.10 22.10 | 20.10 22.10 |
9 | «Ярославль-сказка в камне». 17 столетие – «золотой век» Ярославля. Обобщение темы. | Закрепление, выполнение творческих заданий | 27.10 29.10 | 27.10 29.10 |
2 четверть |
10 | История ярославских изразцов, их особенности. | презентация. | 17.11 19.11 | 17.11 19.11 |
11 | История ярославских изразцов, их особенности. | Закрепление, выполнение творческих заданий | 24.11 26.11 | 24.11 26.11 |
| История родного города (6ч) | | | |
12 | Яркие страницы в истории Спасского монастыря. Грозное время Смуты 1612 года. | Беседа в школе | 01.12 03.12 | 01.12 03.12 |
13 | Город 1612 | Квест в музее | 08.12 10.12 | 08.12 10.12 |
14 | Грозное время Смуты. | Закрепление, выполнение творческих заданий | 15.12 17.12 | 15.12 17.12 |
15 | История Ярославля «Город с открытки» | Беседа в школе. Исследовательская работа. | 22.12 24.12 | 22.12 24.12 |
16 | Знакомьтесь, Ярославль | Обзорная экскурсия по историческому центру города (ЮНЕСКО) | 29.12 | 29.12 |
17 | История Ярославля. | Защита исследовательских работ | | |
| Наш край (9ч) | | | |
18 | Страницы жизни великого артиста. | Беседа в школе | | |
19 | В гостях у Л.В. Собинова. | Экскурсия в дом-музей Л.В. Собинова. | | |
20 | Страницы жизни великого артиста. | Составление брошюры | | |
21 | История возникновения Заволжского района Ярославской области | презентация | | |
22 | 80 лет Заволжскому району | Экскурсия | | |
23 | Будущее Заволжского района | Сочинение | | |
24 | Биография первой женщины космонавта В.Н. Терешковой | презентация | | |
25 | «Земля - наш общий дом» | Квест в планетарии | | |
26 | 50-летие полета первой женщины космонавта В.Н. Терешковой | Сообщения обучающихся | | |
| Праздники (3ч) | | | |
27 | История твоего имени. | Беседа, работа со словарями | | |
28 | Традиции празднования именин. | Разучивание с игр, забав Выставка рисунков и поделок | | |
29 | Именины. | праздник | | |
| Путешествие в мир рукотворных предметов. (3 ч) | | | |
30 | Чудеса из железа | Беседа в школе | | |
31 | Чудеса из железа | Экскурсия в музей | | |
32 | Чудеса из железа | Закрепление, выполнение творческих заданий | | |
33 | Праздник Всемирный день музея | Праздник в музее | | |
34 | Подведение итогов года. | Награждение грамотами и значками «Я - Ярославец» | | |
8