СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир географии", 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир географии", 9 класс»

Программа внеурочной деятельности

«Мир географии».

9 А, Б классы

Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9класс

Количество часов: 9 - 34 часа

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Фундаментального ядра содержания общего образования.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

Учебно-методические пособия:

География. Подготовка к ОГЭ. А.Б. Эртель, изд. «Легион» 2020 г.

География 8-9 классы (работа с различными источниками информации, диагностика предметных и метапредметных результатов, подготовка к ГИА, изд. «Легион»)

Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников; формирование географического образа мира, своей Родины во всем многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Задачи:

  1. формирование интереса к географии;

  2. создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

  3. организация учебной деятельности обучающихся, направленной на развитие навыков работы с различными источниками информации (статистическими, картографическими, электронными ресурсами и т. Д.), т. Е. формирование универсальных учебных действий школьников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

  4. развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  5. развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;

  6. формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  7. развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

  8. развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

  9. формирование представления об изменениях административной карты РФ; о населении России, развитии экономики.

  10. формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм.

Актуальность курса.

На изучение курса отводится 34 часов (1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

В соответствии с годовым календарным учебным планом МБОУ СШ №7 в 2019-2020 учебном году программа составлена на 34 часа в 9 А классе и на 33 часа в классе, т.к. 05.05 выходной и праздничный день.

Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации, что важно для подготовки к олимпиадам и государственной итоговой аттестации ОГЭ в 9 классе.

Изучение курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты». В будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. Введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт, графиков, диаграмм, статистических данных.

Основные принципы построения программы:

преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Формы подведения итогов: программой предусмотрена диагностические работы в конце учебного года (метапредметная викторина).

Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия, практические занятия. Самостоятельная работа, викторина, занятия — презентации.

Программа носит практико-ориентированный характер.Это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.

Результаты обучения.

Личностные результаты.

- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.

Регулятивные УУД:способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;умение управлять своей познавательной деятельностью;умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты.

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Учащиеся будут иметь представление:

- о формировании облика планеты и жизни на Земле;

- о силах, способствующих формированию облика нашей Земли;

- природе материков, океанов, стран;

Учащиеся должны знать:

- историю формирования нашей планеты Земли;

- знать закономерности формирования географической оболочки.

-знать особенности природы материков

- примеры чудес природы материков и достопримечательностей изучаемых стран

Учащийся должен уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - определять на карте местоположение географических

- понимать смысла собственной действительности.

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Учащиеся будут иметь опыт:

сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельного выбора будущей профессии, общения в процессе учебной деятельности.

При проведении занятий используются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.

Содержание курса

 «Занимательная география» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу, которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.









Содержание программы.

Раздел 1. Уроки понимания карты. Путешествия по картам (22 часа).

Тема 1. Топографическая карта (7 часов).

Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта.Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие).Комплексный анализ содержания топографической карты.Практическое занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа).

Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).

Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.

Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России.

Пр. работа: Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.

Тема 3. Политико-административная карта России (1 час.)

Политико-административная карта России.

Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа).

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности (ГИА).Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.(ГИА).

Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород(ОГЭ). Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.

Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды).Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. (выполнение заданий ОГЭ). Планетарные особенности Земли.

Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.(выполнение заданий ОГЭ № 29).

Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.(задание 28 ОГЭ).

Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (3 часа).

Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

Тема 9 Экономика России (1 час).

Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.(отработка задания ОГЭ повышенной сложности № 23). Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

Тема 10. Мы познаем мир (4 часа в 9 А, 3 часа в 9 Б).

Регионы России. Путешествуем по России. Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

1

Тема 1. Топографическая карта


7

2

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России.


3

3

Тема 3. Политико-административная карта России.


1

4

Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России. (по карте часовых поясов)


2

5

Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.


7

6

Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных, для различных типов климата России.


4

7

Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России.


2

8

Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: «Население России».


3

9

Тема 9 Экономика России.


1

10

Тема 10. Мы познаем мир


4

3


ИТОГО

9 А

34

9 Б

33


Календарно-тематическое планирование

9 А

9 Б

Тема

Кол-во часов

Оборудование




Тема 1. Топографическая карта 7



1

05.09

03.09

Введение.Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон».

1

Топографическая карта.

Атласы.


2

12.09

10.09

Стороны горизонта.Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).

1

Топографическая карта.

Атласы.

3

19.09

17.09

Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие)


1

Топографическая карта.

Атласы.


4

26.09

24.09

Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали

Построение профиля рельефа местности.(Практическое занятие).

1

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

5

03.10

1.10

Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. (Практическое занятие).

1

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

6

10.10

08.10

Комплексный анализ содержания топографической карты.

1

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал

7

17.10

15.10

Практическое занятие. Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте (ОГЭ).



1

Топографическая карта.

Атласы.

Раздаточный материал




Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России. 3



8

24.10

22.10

Мы определяем географические координаты (Практическое занятие)

1

Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл.

9

07.11

05.11

Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Пр. работа. Расположить города в порядке увеличения и ли уменьшения высоты над уровнем моря.

1

Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл.


10

14.11

12.11

Границы России.

Пр. работа: Определение стран, с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.

1

Физическая карта мира и России. Атласы 6-7 кл.





Тема 3. Политико-административная карта России. 1



11

21.11

19.11

Политико-административная карта России.

1

Политико-административная карта России. Атласы




Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов.

1


12

28.11

26.11

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. (ГИА)

1

Карта часовых поясов России.

13

05.12

03.12

Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.(ГИА)

1

Карта часовых поясов России.




Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 7



14

12.12

10.12

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой»

1

Физическая карта мира и России.


15

19.12

17.12

Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры.

1

Физическая карта мира и России. Атласы

16

26.12

24.12

Вулканы. Землетрясения.

1

Физическая карта мира и России. Атласы

Видеофильм «Вулканы».

17

16.01

14.01

Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных пород.(ОГЭ)

1

Геохронологическая таблица.

Атласы.

18

23.01

21.01

Острова и полуострова на физической карте мира и России.

1

Физическая карта мира и России. Атласы.

19

30.01

28.01

Моря, заливы и проливы на карте мира и России.

1

Физическая карта мира и России.

20

06.02

04.02

Реки, озера, ледники на карте мира и России

1

Физическая карта мира и России. Атласы.




Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 4



21

13.02

11.02

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. (выполнение заданий ОГЭ по карте погоды

1

Физическая карта мира и России. Атласы.

22

20.02

18.02

Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует(выполнение заданий ОГЭ).

1

Климатическая карта. Атласы. Раздаточный материал.

23

27.02

25.02

Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня(выполнение заданий ОГЭ № 29).

1

Физическая карта мира и России. Атласы.

Раздаточный материал

24

05.03

03.03

Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта(задание 28 ОГЭ).

1

Физическая карта мира и России. Атласы.

Раздаточный материал




Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы.Заповедники России. 2



25

12.03

10.03

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами (задание ОГЭ № 16) Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.

1

Раздаточный материал

26

19.03

17.03

Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

1

Карта мира и России. Атласы.




Тема 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России.

1


27

02.04

31.03

Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле.

1

Атласы. Раздаточный материал.

28

09.04

07.04

Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа. Определение миграционного прироста населения (ОГЭ).

1

Атласы. Раздаточный материал.

29

16.04

14.04

Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

1

Атласы.




Тема 9 Экономика России. 1



30

23.04

21.04

Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.(отработка задания ОГЭ повышенной сложности № 23).

1

Тренировочные варианты ОГЭ




Тема 10. Мы познаем мир 3



31

30.04

28.04

Регионы России. Путешествуем по России.

1

Презентация. «Моя страна»

32

07.05

12.05

Видеопутешествие по странам мира.

1

Видеофильм «По странам мира».

33

34

14.05/21.05

19.05

-

Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

1

1

Тренировочные варианты ОГЭ

ИТОГО

34

33