Образовательная программа
по внеурочной деятельности
СТРАНА ГЕОМЕТРИЯ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.)
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ лицея № 12
Авторской программы Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. Математика и конструирование. 1-4 класс.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которое носит ярко выраженный практический характер.
Цель определяется как расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся.
Для достижения поставленных целей изучения математики и конструирования необходимо решение следующих практических задач:
формирование у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами,
развитие умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала,
формирование элементов конструкторского мышления учащихся.
Материал курса «Математика и конструирование» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение математики и конструирования во 1-4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю), что совпадает с программой.
класс 34 часа ( 1 час в неделю)
класс 35 часов ( 1 час в неделю)
класс 35 часов ( 1 час в неделю)
класс 3 часов ( 1 час в неделю)
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.
Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им; учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные результаты:
ориентируется в своей системе знаний: понимает, что
нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
самостоятельно;
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учится планировать учебную деятельность на уроке;
высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Предметные результаты:
знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;
делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.
Методы и формы контроля планируемых предметных результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Основное содержание 3 класс
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами:
склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъемного крана и модели транспортера.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса Учащиеся должны знать:
виды треугольников по сторонам и по углам;
свойства диагоналей прямоугольника и квадрата;
единицы площади и соотношения между ними;
термины: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), пирамида, грани пирамиды, ребра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развертка;
правила безопасной работы при использовании различных инструментов (циркуль, ножницы, шило, отвертка и др.);
названия, назначения деталей конструктора.
Учащиеся должны уметь:
делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;
строить треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений;
строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, используя свойства его диагоналей;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного треугольника;
делить окружность на 2, 4, 8 равных частей и на 3, 6, 12 равных частей;
изготавливать аппликации и модели несложных изделий по чертежам, по технологической карте; изготавливать несложный чертеж по рисунку аппликации;
рационально размечать материал;
делить отрезок пополам с использованием циркуля и линейки без делений; - изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»; - поддерживать порядок на рабочем месте.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность.
Ценность труда и творчества. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность.
Методы обучения:
учебная задача;
наблюдение, моделирование, упражнение;
Организационные формы обучения: урок (урок-игра, урок самостоятельной работы).
Календарно-тематическое планирование. 3 класс
№ п/п | Тема | Плановые сроки | Скорректированные сроки |
1 | Повторение пройденного. | | |
2 | Повторение пройденного. Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. | | |
3 | Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный равносторонний. | | |
4 | Построение треугольника по трем сторонам. | | |
5. | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. | | |
6 | Конструирование различных треугольников. Знакомство с правильной треугольной пирамидой. | | |
7 | Практическая работа № 1 «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос». | | |
8 | Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. | | |
9 | Практическая работа № 2 «Изготовление геометрической игрушки на основе равносторонних треугольников». | | |
10 | Периметр многоугольника. | | |
11 | Свойства диагоналей прямоугольника. | | |
12 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | | |
13 | Практическая работа № 3 «Изготовление аппликации «Домик». | | |
14 | Свойства диагоналей квадрата. | | |
15 | Закрепление изученного. | | |
16 | Практическая работа № 4 «Изготовление аппликации «Бульдозер». | | |
17 | Закрепление изученного. | | |
18 | Практическая работа № 5 «Изготовление композиции «Яхты в море». | | |
19 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. | | |
20 | Закрепление изученного. | | |
21 | Разметка окружности. | | |
22 | Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. | | |
23 | Практическая работа № 6 «Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей». | | |
24 | Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. | | |
25 | Практическая работа № 7 «Изготовление модели часов». | | |
26. | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | | |
27 | Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. | | |
28 | Вписанный в окружность треугольник. | | |
29 | Практическая работа № 8 «Изготовление аппликации «Паровоз». | | |
30 | Изготовление игры «Танграм». | | |
31 | Закрепление изученного | | |
32 | Оригами. Изготовление изделия «Лебедь». | | |
33 | Повторение и закрепление изученного | | |
34 | Техническое конструирование. Изготовление моделей подъемного крана и транспортера. | | |
35 | Резерв | | |
| | |
Описание материально-технической базы
1.Учебное пособие:
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. М.: Просвещение, 2010.
2. Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-
collection.edu.ru
Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru 3. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
Наглядные пособия.
Технические средства обучения: 1. интерактивная доска (экран)
проектор.
компьютер.
колонки 5. Учебно-практическое оборудование:
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.