СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность на уроках информатики" 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность на уроках информатики" 7 класс»

Пояснительная записка


Актуальность

В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей, так как наличие их высокого уровня, хотя и не гарантирует успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности, но создает для него определенную основу. Эта проблема непосредственно вытекает и из современных требований к выпускникам общеобразовательных школ. В документах по модернизации образования записано, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетентностей, касающихся интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сфер. В перечень ключевых компетентностей входят: умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми; готовность замечать проблемы и искать пути их решения и др., основу которых, по сути, составляют коммуникативные способности.

В программе по информатике отводится недостаточное количество уроков с групповыми формами работы для учащихся 5-х классов, недостаточное количество тем, которые помогли бы подготовить учащихся к выполнению проектной деятельности.

Данный курс поможет сформировать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся 5-х классов. Также курс введен для того, чтобы сдружить учащихся, научить их работать в группах, сформировать навыки проектной деятельности, реализовать межпредметные связи, развить познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Таким образом, для формирования функциональной грамотности школьников, на данном вариативном курсе, необходимо развивать логическую грамотность, умение применять полученные знания жизни; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-техническую подготовленность. Данный курс позволяет формировать функциональную грамотность, инструментом развития которой являются задания творческого характера, а именно проекты.

Занятия по курсу «Проектная деятельность на уроках информатики» проводятся с использованием идей 7 модулей Программы, которые направлены на развитие критического мышления учащихся, умения рефлексировать свою деятельность, анализировать, выбирать главное и систематизировать знания. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволит учащимся глубже взглянуть на поставленную проблему, а групповая работа способствует сплочению коллектива, умению оценивать, слушать и слышать одноклассников.


Учебные цели и задачи курса

  1. Формирование и отработка навыков создания проектов на компьютере, тематических документов и материалов по школьным дисциплинам;

  2. привитие культуры работы с документами и материалами;

  3. выработка коммуникативных умений;

  4. расширение технологических навыков;

  5. подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;

  6. демонстрация межпредметных связей информатики и других дисциплин;

  7. выработка знаний о правилах оформления документов;

  8. освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.

Формы организации учебных занятий

При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерные практикумы-проекты.

Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление проектов, тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и примеры готовых проектов.

Сам курс имеет модульно-блочную структуру. Каждый блок связан с определенным этапом разработки проекта и начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности работы на данном этапе, перечисляются используемые средства. Если предлагаемое к использованию средство (программное) ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством. Обучение практическим навыкам можно организовать в эффективной форме практикумов-проектов. Практикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной и продуктивной деятельности, предоставляют учащемуся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своего творчества. Таким образом, они создают предпосылки для реализации индивидуальной образовательной траектории. Свойства практикумов-проектов воплощаются за счёт предоставления учащимся широкого выбора содержательного направления проекта при его фиксированной структуре и алгоритмизации технологической стороны. Ученик получает детальное руководство по тому, как реализовать тот или иной элемент осваиваемой информационной технологии. Практикумы-проекты нацелены на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических проектов, документов и материалов.

Изложение блока можно проводить по-разному. Предлагается использовать два варианта: первый заключается в параллельном изложении возможностей реализации проекта средствами разных программ, второй предполагает рассмотрение решений сначала с помощью одного программного средства, потом другого. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, частично приведенные в таблице.


Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, коммуникативными умениями и способами деятельности:

  1. знают этапы разработки проектов;

  2. знают специфику оформления проектов, документов и материалов по школьным дисциплинам;

  3. умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;

  4. владеют навыками поиска тематической информации в Интернет, энциклопедиях, справочниках и т.д.;

  5. владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;

  6. умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);

  7. имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;

  8. владеют способами продуктивной деятельности.

Как следствие, повышение активности учащихся в сетевых конкурсах различных творческих и исследовательских работ, качества подготовки рефератов, проектов на научной конференции школьников. Итоговый проект защищается на уроке, возможно выступление на научных конкурсах «Зерде».


Структура содержания вариативного курса

1 модуль - Подготовительный этап разработки проекта (2 часа)

Выбор научно-предметной области проекта. Постановка цели проекта или исследования (как правильно определить цель и каким требованиям она должна отвечать). Методы сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме и проекта, с помощью различных средств ИКТ. Определение задач согласно поставленной цели. Программы сканирования и распознавания материалов: Fine Reader.



2 модуль – Планирование работы над проектом (3 часа)

Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.

Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop. Создание видео. Другие программные средства.


3 модуль – Этап моделирования (2 часа)

Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы. Автофигуры текстового процессора Word. Гиперсвязи в документах. Принципы освоения новых программных средств. 


4 модуль – Реализация проекта (4 часа)

Создание проектной работы по выбранной теме учебной дисциплины. (Учащийся или группа выбирают тему проектной работы по интересам, по рекомендации учителей предметников)

Темы по информатике:

  1. Представление информации. 

  2. Передача информации. 

  3. Обработка информации. 

  4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 

  5. Информационные процессы в обществе. 

  6. Основные устройства ИКТ

  7. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира

  8. Создание и обработка информационных объектов

  9. Базы данных

  10. Поиск информации

  11. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

  12. Проектирование и моделирование 

  13. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

  14. Организация информационной среды 

  15. Информационные модели и системы

  16. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

  17. Основы социальной информатики

  18. Телекоммуникационные технологии


5 модуль – Оформление проекта (2 часа)

Правила оформления и структура пояснительной записки к проекту. Формулирование выводов по работе над проектом. Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения , и т.д.).


6 модуль – Подготовка проекта к представлению аудитории (2 часа)

Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. Защита проекта. Экспертная или общественная оценка проекта: актуальность, технический уровень, качество графики на экране дисплея, эргономический уровень, научность представленного материала, дидактический уровень. Самоанализ, перспективы работы и рефлексия.


7 модуль – Защита проектов (2 часа)


Календарно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Из них на

Форма проведения

Образовательный продукт

Дата

теор

практ

1 модуль - Подготовительный этап разработки проекта (2 часа)

1

Проекты и их виды

1

+

+

Урок-практикум

Методические рекомендации

Кластер


2

Этапы работы над проектом

1

+

+

Урок-практикум

Методические рекомендации

Кластер


2 модуль – Планирование работы над проектом (2 часа)

3

Электронные документы

1

+

+

Урок-практикум

Презентация


4-5

Создание видео

2

+

+

Урок-практикум

Презентация, видео


3 модуль – Этап моделирования (2 часа)

6

Редактор формул

1

+

+

Урок-практикум

Памятка


7

Гиперсвязи в документах

1

+

+

Урок-практикум

Памятка


4 модуль – Реализация проекта (4 часа)

8-11

Создание проектной работы

4

+

+

Урок-практикум

Проект


5 модуль – Оформление проекта (2 часа)

12-13

Правила оформления и структура

2

+

+

Урок-практикум

Проект


6 модуль – Подготовка проекта к представлению аудитории (2 часа)

14-15

Создание презентации к защите проекта

2

+

+

Урок-практикум

Проект, презентация


7 модуль – Защита проектов (2 часа)

16

Защита проекта

1


+

Урок-практикум

Видео защиты проекта


17

Защита проекта

1


+

Урок-практикум

Видео защиты проекта


Список литературы для учителя


1. Кишик A. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.

2. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.

3. Пономаренко С . Adobe Illustrator 10. СПб: БХВ-Петербург, 2002.

4. Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.

5. Русских С.И. Графические объекты Word//Информатика и образование. 2001. №6.

6. Симонович С.В. Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: АСТ-Пресс, 2002.

7. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2007.

8. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.


Список литературы для учащихся


1. Интерактивная энциклопедия науки и техники «От плуга до лазера 2.0» («Новый диск»).

2. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Adobe Photoshop 7.0» («Кирилл и Мефодий»).

3. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Corel DRAW 9.0» («Кирилл и Мефодий»).

4. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Excel 2003» («Кирилл и Мефодий»).

5. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Word 2003» («Кирилл и Мефодий»).

6. Компьютерная проектная среда «Живая физика» (ИНТ).

7. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Естественные науки» («1С»).

8. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Физика» («1С»).

9. Мультимедийный курс «Открытая физика 2.0» («Физикон»).

10. Образовательный компьютерный курс «Физика в картинках» («Физикон»).

11. Обучающий диск «Обучение: математика и анализ на компьютере» («Медиа-Сервис 2000»).

12. Электронный альбом для компьютерных экспериментов «Живая геометрия» (ИНТ).

13. Электронный учебник-справочник «Алгебра. 7—11 класс» («Кордис & Медиа», «Кудиц»).

Интернет – ресурсы

http://www.rusedu.info/ - ИТ в образовании