Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №69»
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«МЫ – ЭТО МНОГО Я»
Срок реализации программы 2019-2024г. (5 лет)
СОСТАВЛЕНА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
МБОУ «Школа № 69»
Проницыной Натальей Николаевной
ПРОКОПЬЕВСК, 2019
Пояснительная записка
Программа «МЫ – ЭТО МНОГО Я» рассчитана на работу классного руководителя в течение пяти лет, начиная с пятого по девятый класс. Название программы отражает основное содержание работы: необходимость сплочения классного сообщества в «МЫ» через раскрытие индивидуальности каждого «Я» ( «Я+ Я +…= МЫ») и осознания собственной значимости для классного коллектива.
Система воспитания в школе предполагает единство цели, работу на конечный результат, преемственность, свободу развития личности. Создавая программу воспитания учащихся 5 класса, мы совместно с родителями, опираясь на модель выпускника начальной школы, разработали модель выпускника 9 –ых классов, учитывающую планируемые результаты воспитания. ( Модели выпускника 4-ых и 9-ых классов смотри
ниже Рис. 1, 2)
На схеме модели выпускника начальных классов мы видим, что всё исходит от понимания и осознания ребёнком, что он сам – личность (Я уважаю себя и уважаю других). Важным аспектом развития личности является здоровье.
Ребёнок должен обладать:
- определёнными физическими стандартами;
- психологическим здоровьем;
- потребностью в здоровом образе жизни.
Следующим аспектом воспитания личности ребёнка является развитие самостоятельности: он должен иметь навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, быть организованным, ответственным за возложенное на него поручение или дело, быть честным по отношению к себе и другим членам детского коллектива, научиться контролировать своё поведение.
Третьим аспектом формирования личности является умение правильно и красиво говорить на родном языке, умение слушать собеседника.
Модель выпускника начальной школы (4 класс) Рис. 1
Здоровье Самостоятельность
- соответствие физическим стандартам - умения добывать знания
-
психологическое здоровье - организованность
- потребность в здоровом образе жизни - ответственность
- честность
- творческий потенциал
- самоконтроль
Коммуникативная культура
- культура речи
- культура общения
- осознание себя как часть природы
Проблемы
Здоровье
- перегрузка
- наполняемость.
2. Личность: творческий
потенциал.
Культура речи не
только на уроках.
Нравственный аспект
- гуманизм: отзывчивость, сострадание, доброта,
любовь к окружающим, товарищество
- патриотизм (школа, родной край)
- культура поведения
- сознательное отношение к учёбе, труду
- экологическая культура
Модель выпускника основной школы (9 класс) Рис. 2
Цель
Преобразование знаний в умения,
Способности ими воспользоваться
Задачи
1. Создание условий для формирования душевных
и этических качеств личности.
2. Развитие творческих способностей личности.
3. Гуманизация межличностных отношений.
Согласно модели выпускника начальной школы, ученики в среднем звене испытывают ряд затруднений. Одной из проблем является состояние здоровья: перегрузка во время дня. Это вызывает трудности в реализации творческого потенциала личности ребёнка, в раскрытии его индивидуальности. Актуальной задачей для класса, так же, как и для общества является развитие культуры речи в урочное и внеурочное время.
По представлениям родителей и классного руководителя выпускник девятого класса основной школы должен преобразовывать знания в умения и уметь ими пользоваться. Для этого родители и классный руководитель должны создавать условия для формирования духовных и этических качеств личности, развивать творческие способности ребёнка, содействовать гуманизации межличностных отношений.
Реализуя программу воспитания «Мы это много Я» учащихся и модель выпускника (См. рис. 2) используем рекомендации, в которых говорится, что школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы:
- научить их учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
Научить учиться - значит, научить ребенка грамотно ориентироваться
в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию, сформировать у ребенка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления, идти в ногу со временем и использовать научно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.
Научить жить - значит, формировать у ребенка привычку к здоровому образу жизни, умение в равной мере адаптироваться в обществе и противостоять злу и насилию. Такой выпускник умеет самозащищаться, обладает зрелостью суждений, помыслов и поступков, высокими нравственными качествами. Он способен проявлять индивидуальность и социальную зрелость; готовность к жизни в семье и обществе, способность брать ответственность на себя вне зависимости от обстоятельств.
Научить жить вместе - значит, сформировать у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию ИНОЙ ТОЧКИ зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру.
Н
аучиться работать и зарабатывать - значит, развить в будущем выпускнике стремление к труду и привычку работать, быть успешным и конкурентно способным. Будущий выпускник должен не только определиться с выбором профессии, но и четко представлять себе «за» и «против» будущей профессии, добиваться поставленной цели, проявлять при этом предприимчивость и инициативу, не бояться трудностей, которые придется преодолеть на пути к профессиональному становлению.
Данная программа создавалась для работы в новом классном коллективе – 5 классе МБОУ «Школа № 69» города Прокопьевска и была реализована с 2019 по 2024 г.
Программа «Мы - это много Я» состоит из следующих подпрограмм:
Работа с ученическим коллективом будет реализована в V этапов.
Подготовительный этап: предполагает согласование с обучающимися и их родителями цели и способов реализации программы. За это время проходит эмоциональная «настройка» ребёнка и взрослого на предстоящую работу, определяются ожидания, разрабатывается программа.
I этап: 5 – 6 классы «Я + Я +…= МЫ»
II этап: 7 – 8 классы «Я и другие»
III этап: 9 класс « Я и моё будущее»
Заключительный этап: предполагает подведение итогов совместной работы классного руководителя, учащихся и их родителей. Данный этап предполагается реализовать в форме театрализованного представления (праздника). (См. рис. 3)
«МЫ – это много Я» Рис. 3
III этап: 9 класс «Я и моё будущее»
II этап: 7 – 8 классы «Я и другие»
I этап: 5 – 6 классы « Я + Я + …= МЫ»
Для организации работы с родителями создана подпрограмма
«Я и взрослые», которая будет реализовываться в IV этапа. (См. рис. 4)
I этап: адаптационный. Предполагает знакомство с семьёй, с требованиями, которые предъявляет новый классный руководитель, знакомство с программой «Мы – это много Я»
II этап: диагностический. Выявление запросов, потребности семьи, их ожидания, выявление воспитательного потенциала семьи.
III этап: деятельностный. Предполагает организацию совместной с педагогическим коллективом деятельности: организация родительского самоуправления, выявление активных родителей, планирование воспитательной работы, включение родителей в дела, подведение итогов деятельности.
IV этап: заключительный.
Работа с родителями предполагает коллективную, групповую, индивидуальную деятельность, согласуются подходы педагогов и семьи к воспитанию детей. Воспитательная работа в классе строится с учётом активного участия родителей в деятельности коллектива.
«Я и взрослые» Рис. 4
III этап: деятельностный
II этап: диагностический
I этап: адаптационный Школа №69
Цель программы «МЫ – это много я»:
формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.
I этап: 5 – 6 классы « Я+Я + …= МЫ»
Цель подпрограммы:
создание психолого-педагогических условий для адаптации обучающихся, удовлетворяющих потребности в самоутверждении и активности.
Задачи:
изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;
сплочение классного коллектива через организацию его жизнедеятельности в соответствии с нормами нравственности и творчества;
формирование первичного опыта социальной активности при организации и проведении мероприятий в классе;
формирование установки на восприятие каждого члена коллектива, толерантности;
создание комфортных условий пребывания учащихся в пятом, шестом классе через использование здоровьесберегающих технологий.
II этап: 7 – 8 классы «Я и другие»
Цель подпрограммы:
формирование опыта самопознания на основе нравственных ценностей.
Задачи:
развитие толерантности как основы культурного поведения и взаимоотношения подростков со старшими, сверстниками, младшими в процессе учебной, неучебной самоуправленческой деятельности;
реализация личностного потенциала в процессе самоуправления;
создание условий для самопознания, реализация творческого и учебного потенциала;
освоение норм правового поведения как основы самооценки.
III этап: 9 класс. «Я и моё будущее»
Цель подпрограммы:
создание условий для жизненного самоопределения, путём осознания личностно значимых ценностных ориентаций.
Задача:
формирование потребности в жизненно – профессиональном самоопределении.
Подпрограмма «Я и взрослые»
Цель подпрограммы:
создание атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе их совместной деятельности.
Задачи:
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
выявление воспитательных возможностей семьи;
формирование мотивации родителей к участию в жизни класса;
обеспечение помощи родителям в решении проблем воспитания.
Цели и задачи, поставленные в программе «Мы – это много Я» способствуют формированию наиболее актуальных, на наш взгляд, ценностей. Среди них мы выделяем нравственность, ответственность за свои поступки, толерантность, стремление к сосуществованию, сотрудничеству, сотворчество.
Сформированность именно этих ценностей позволяет школе воспитывать выпускника высоко нравственного, легко адаптирующегося в постоянно развивающемся обществе, занимающего активную гражданскую позицию.
Пути формирования этих ценностей мы схематично изобразили ниже.
Формирование нравственной личности
Сфера Сфера
познания практической
деятельности
Нравственная личность
- гуманная личность;
- толерантная
личность;
- ответственная за
свои поступки личность;
- физически развитая
личность;
- практическая личность;
- творческая личность;
- свободная личность.
Сфера
ф
изического Сфера
р
азвития общения
Сфера
игры
Нравственность
Обычаи, Обязанности
нравы перед
обществом
Реальные Регулятор
взаимоотношения общественной
между людьми жизни
Нравственная
с
вобода личности
внутренние самодеятельность сознательность,
мотивы и творчество воля
человека
Сосуществование,
сотрудничество,
сотворчество
Механизм реализации подпрограммы «Я + Я + …= МЫ»
5 – 6 классы
Задачи | Средства | Предполагаемый результат | Диагностика |
1. Изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. 2. Сплочение классного коллектива через организацию его жизнедеятельности в соответствии с нормами нравственности и творчества. 3. Формирование первичного опыта социальной активности при организации и проведении мероприятий в классе. 4. Формирование установки на восприятие каждого члена коллектива, толерантности. 5. Создание комфортных условий пребывания учащихся в пятом, шестом классе через использование здоровьесберегающих технологий. | Цикл классных часов «Я +Я+…=МЫ» (См. Приложение 2) Мастер – класс Пресс-конференция Экскурсии, походы Персональные выставки поделок и рисунков Праздник-выставка «Вот чему мы научились» Подготовка общешкольных и классных дел Работа малых инициативных групп Совместное планирование и анализ дел класса Индивидуальные беседы Совместные дела с подшефным 1 А классом. Посещение классным руководителем семей своих учеников Огоньки «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» Творческие мастерские Сочинения и творческие работы | 1. Осознание себя как личности, открытие собственного Я, овладение наиболее простыми способами самооценки, самоанализа. 2. Снижение социальной тревожности. 3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. 4. Умение соревноваться с другими, объективно сравнивать свои результаты с успехами других. 5. Проявление интереса к другому человеку как к личности, проявление толерантности. 6. Активизация приобретённых коммуникативных умений. | 1.Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. (5 кл.) 2. Тест школьной тревожности Филлипса (5,6 кл.) 3. Социометрия, методика А. Н. Лутошкина «Самооценка коллектива через эмоционально- символические аналогии» (5, 6 кл) 4. Опросник В. С. Магуна (5, 6 кл.) 5. Метод педагогического наблюдения. (5,6 кл.) 6. КТД «Поэма о классе» (6 кл.) 7. Методика получения обратной связи В. Кореневской. (5 кл.) |
Механизм реализации подпрограммы. 7-8 классы « Я и другие»
Задачи | Средства | Предполагаемый результат | Диагностика |
1. Развитие толерантности как основы культурного поведения и взаимоотношения подростков со старшими, сверстниками, младшими в процессе учебной, неучебной самоуправленческой деятельности. 2. Реализация личностного потенциала в процессе самоуправления. 3.Создание условий для самопознания, реализация творческого и учебного потенциала. 4. Освоение норм правового поведения как основы самооценки. | Цикл классных часов по толерантности «Я и другие» Тренинги Сюжетные и ролевые игры Оказание посильной помощи пожилым людям. Участие в городских акциях: «Неделя добра», «Рука к руке», в декаднике добровольчества Коллективные творческие дела в классе и школе Посещение театра, музеев, выставок Спортивные и интеллектуальные игры Огоньки , конкурсы Совместная работа с Домом Творчества и ДК «Ясная Поляна» Круглые столы Встречи с интересными людьми Творческие мастерские, персональные выставки. Сочинения и творческие работы | 1. Владение приёмами, позволяющими развить у себя качества толерантной личности, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию. 2. Проявление инициативы, самостоятельности, творчества высокий уровень самоуправления. 3. Осознание себя как личности, открытие собственного Я, овладение способами самооценки, самоанализа. 4. Сознательное отношение учащегося к своему здоровью. Отсутствие ухудшения состояния здоровья учащихся. | 1. Опросник В. С. Магуна (8 кл.) 2. Методика М. И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». (7 кл.) 3. Метод педагогического наблюдения. (7,8 кл.) Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. (8 кл.) 4. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. Опросники по определению степени вовлечённостив ПАВ. (7,8 кл.) |
Механизм реализации подпрограммы « Я и моё будущее»
9-е классы
Задача | Средства | Предполагаемый результат | Диагностика |
Формирование потребности в жизненно – профессиональном самоопределении. | Цикл классных часов по профориентации «Я и моё будущее» Тренинги Сюжетные и ролевые игры Коллективные творческие дела в классе и школе Посещение театра, музеев, выставок Спортивные и интеллектуальные игры Огоньки, конкурсы Круглые столы Встречи с интересными людьми Творческие мастерские Сочинения и творческие работы Сотрудничество со службой занятости, с представителями разных профессий Экскурсии в техникумы, колледжи, институты | 1. Осознание выпускниками индивидуальной целостности и уникальности, стремления к самопознанию. 2.Построение партнёрских отношений в общении со сверстниками и взрослыми. 3.Самостоятельное жизненное самоопределение, формирование жизненных целей и планов. | 1. Психологические тесты Айзенка и др. 2.Методика «Наши отношения» Л. М. Фридман. 3. Профориентационные тесты «ОПГ», «ДДО», «Карта интересов» и др.; карточно-бланковая игра «Комплимент» |
Механизм реализации подпрограммы
«Я и взрослые» 5 - 9 -е классы
Формы работы | Задачи работы | Способы работы |
Коллективная Групповая Индивидуальная | 1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. 2. Выявление воспитательных возможностей семьи. 3. Обеспечивать помощь родителям в решении возникающих проблем. 4. Формирование мотивации родителей к участию в жизни класса. 5. Обеспечение помощи родителям в решении проблем воспитания. | Составление портрета – модели будущего выпускника. Родительский лекторий по различным психолого-педагогическим темам. Согласование подходов педагогов и семьи в воспитании детей. Организация бесед родителей с учителями-предметниками. Работа родительского комитета. Родительские конференции, круглые столы. Работа малых инициативных групп родителей. Работа проблемных групп родителей. Помощь в организации и проведении классных мероприятий. Совместные профориентационные мероприятия (рассказ родителей о своих профессиях, экскурсии на свои предприятия, в свои учреждения, организации). |