Мастер-класс «Проблемы и перспективы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: обосновать целесообразность обучения иностранным языкам на раннем этапе и дать информацию о степени разработанности проблемы в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей; познакомить участников мастер-класса с приемами и методами обучения детей английскому языку; сформировать интерес и мотивацию к дальнейшему изучению предмета «иностранный язык».
Задачи мастер-класса:
охарактеризовать содержание обучения иностранным языкам на раннем этапе;
показать формы и принципы организации занятий по иностранному языку для дошкольников;
передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
повышение уровня профессиональной и коммуникативной компетентности участников мастер-класса;
Оборудование: стулья по количеству участников, конспект.
Раздаточный материал: материал для практической части –кукла Jane, мешочек с фруктами (яблоко, банан, груша, лимон, апельсин), постеры с изображением животных, карточки английских слов.
Общая продолжительность занятия: 1час 30 мин.
Презентация занятия с дошкольниками: 25 минут.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Тема сегодняшнего мастер-класса: «Проблемы и перспективы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста»
Актуальность. Политика нынешнего образования такова, что с 2020 года английский язык будет обязательным для изучения и сдачи во всех школах России. Поэтому вопросы изучения иностранного языка становятся все более актуальными в нашем сообществе. Уже в первом классе дети начинают изучать английский язык, и, чем раньше ребенок начнет знакомиться с английским языком, тем легче и охотнее он будет осваивать его, и легче пройдет адаптация к школьному обучению у наших дошкольников.
Согласно ФГОС все виды деятельности с детьми в дошкольном учреждении должны проходить в форме игры. Исходя из этого, цель изучения английского языка в дошкольном образовательном учреждении– познакомить детей с английским языком, через создание условий, которые обеспечивают социально-личностное, познавательно-речевое развитие детей, а также готовность детей к школьному образованию
Задачи изучения английского языка в дошкольном образовательном учреждении:
- познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее особенностями, культурой.
- познакомить детей с лексикой и простыми фразами по изучаемым темам.
- развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке.
- развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух)
Проблемы и перспективы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Современный ребенок живет в условиях межкультурной интеграции. Он сталкивается с иностранной речью в средствах массовой информации, кино, различных сетевых ресурсах, путешествуя по миру с родителями. Изучение иностранных языков в младшем возрасте приобретает новый смысл для современного поколения, открывая большие возможности для познания, успешной социализации, активного взаимодействия с окружающими, построения собственной картины мира.
Обращаясь к теоретическим исследованиям, как в отечественной психологии (И. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Ю. П. Азаров), так и в зарубежной (Т.Элиот, Дж.Брунер, Б.Уайт, Р.Робертс,) можно сделать вывод о том, что ребенок овладевает иностранным языком гораздо легче, чем взрослые в силу наличия физиологических особенностей развития речевых зон в раннем возрасте. Большинство исследователей сходится во мнении, что начинать занятия по иностранному языку наиболее благоприятно в промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно.
Раннее изучение иностранного языка оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка — памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, что благоприятно сказывается на общем уровне развития ребенка. Изучение иностранного языка оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, так как дошкольный возраст-это период наибольшей чувствительности к языковым явлениям. Знакомство с другим языком развивает фонематический слух и дает понятие о звуковом разнообразии мира, стимулирует процесс осмысления новых грамматических структур, стимулирует осмысление особенностей родного и изучаемого языка, подталкивает к сравнению своей культуры и менталитета другой страны, что существенно обогащает знания о мире. Получают развитие такие личностные качества, как: коммуникабельность, активность, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, ответственность.
Любая деятельность ребенка в данном возрасте — это знакомство с окружающей действительностью. Чем больше сфер для познания и открытия запускается в раннем возрасте, тем больше инструментов для общения с миром и самореализации будет у ребенка в дальнейшем. В младшем возрасте у детей очень большие познавательные потребности и знакомство с чем-то новым сопровождается большим интересом, а это, в свою очередь, служит хорошей основой для создания ситуации успеха в процессе обучения, выработки устойчивой привычки получать новую информацию и использовать ее. У ребенка, таким образом, формируется мотивация активной познавательной и исследовательской деятельности.
Наиболее предпочтительной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая позволяет активизировать не только речемыслительную деятельность, но и сделать процесс обучения более интенсивным и занимательным. Игра -это естественный путь познания окружающего мира в дошкольном возрасте, которая делает возможным многократное повторение материала, способствует созданию условно-коммуникативных ситуаций, которые лежат в основе коммуникативного подхода в изучении иностранного языка.
Эффективным методом преподавания английского языка дошкольникам является создание ситуаций с элементом неизвестного: загадки, кроссворды, ребусы; поиск и нахождение различных предметов по описанию; ситуации фантазирования воображаемой ситуации (что было бы, если бы мы сейчас попали в страну игрушек, в зоопарк, в сказку и т. д.).
В процессе обучения дошкольников целесообразно использовать:
приемы, способствующие лучшему запоминанию учебного материала: жесты, мимизация, ассоциация;
распределение ролей – масок;
блочную подачу учебного материала;
проведение праздников;
подвижные игры и зарядки на английском языке;
изобразительную деятельность;
постановку драматических сценок, спектаклей;
работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки);
работа с картинкой;
инсценировка коротких ситуаций.
воспроизведение ситуативных диалогов;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов; рифмовок;
разучивание и исполнение песен;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Организуя занятия иностранным языком нужно помнить, что у детей разная память, разные способности к восприятию информации на слух и различные артикуляционные возможности, поэтому начальное обучение языку должно проходить на слух. Ребенок должен слышать названия окружающих его предметов, простые словосочетания, песенки и т.д. Занятия должны быть ограничены по времени, вследствие, быстрой истощаемости психических процессов у маленьких детей. Педагогу важно чередовать активные и пассивные методы обучения, использовать подвижные игры, просмотры видео и прослушивание аудиосказок.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте лучше отложить, если ребенок испытывает трудности в овладении родным языком. Он начал поздно говорить и неправильно выговаривает многие звуки, имеет нарушенный темп речи, проблемы логопедического характера. Раннее обучение должно соответствовать внутреннему психологическому развитию ребенка, его возрастным особенностями, чтобы максимально использовать и активизировать возможности, которые имеет ребенок на каждом этапе своего развития. И вопрос о том, стоит или не стоит начинать учить ребенка иностранному языку в 3-5 лет нужно решать индивидуально, учитывая все особенности развития, здоровья и характера ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что раннее обучение может быть как отрицательным, так и положительным фактором в дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы оно соответствовало внутреннему психологическому развитию ребенка, а также было организовано в соответствии с его возрастными психологическими особенностями, чтобы оно не нарушало естественного хода вещей, но максимально использовало и активизировало возможности, которые предоставляет ребенку природа на каждом этапе его развития.
Презентация занятия с дошкольниками
Ведущий: Ребята, здравствуйте! Я очень рада побывать у вас в гостях! Мне очень интересно посмотреть, как вы тут живете в своем детском саду! И знаете ли вы, куда отправляются все дети, когда вырастают и заканчивают ходить в детский сад?-В школу! -Правильно! А вот я как раз работаю в школе! Ко мне приходят ученики и мы с ними проводим веселые и интересные уроки, поем песенки и учим стишки..но не на русском языке, а на английском, потому что я учитель английского языка! И я сегодня пришла к вам в гости не одна! Посмотрите, кто это? Это Кукла- Jane. И я вам скажу по секрету, что прилетела она из другой страны-Англии! На нашей планете есть очень много стран. И в каждой из этих стран живут такие же ребятишки, девчонки и мальчишки, как вы! Но говорят они на разных языках. Мы с вами живем в России и говорим на русском языке, а вот Jane живет в Англии а каждое утро мама будит ее и говорит так: “Good morning”. Давайте все вместе скажем доброе утро, чтобы поприветствовать Jane ! “Good morning”. На английском языке говорят больше 1 млрд человек в мире!!!На Английском!!Представляете, сколько друзей можно найти на планете, если уметь разговаривать на английском языке!!так вот сегодня мы проведем наш 1 урок английского языка!
Сегодня Я буду переводчиком, чтобы вы смогли узнать, что же нам говорит кукла Jane. На английском привет звучит так: «Hello»! Давайте мы ее поприветствуем на английском языке. Кукла машет рукой каждому, говоря «Hello», участники приветствуют ее по-английски в ответ. Нашей героине очень хочется познакомиться с вами! Послушайте, как это спросить по-английски!
«Как тебя зовут?» – спросили Джейн?
«Как тебя зовут?» – What is your name?
Ответит, засмущавшись, Джейн,
Ответ такой: «My name is Jane!».
Ребята отвечают на вопрос, как их зовут! И приветствуют друг друга!
Игра «Фрукты». Кукла пришла к нам не с пустыми руками! Ребята, посмотрите, какую красивую корзину принес с собой кукла. Давайте проверим! (участники снимают накидку с корзины и обнаруживают там фрукты). Ребята, Katy предлагает нам поиграть в игру «Эхо». Сейчас он будет вам показывать фрукты и называть их по-английски, а вы будете его эхом, повторяйте за ним слова. Договорились?А теперь мы будем доставать из волшебного мешочка фрукты и называть их!
Фрукты в мешочке:
Apple-яблоко
Banana-банан
Pear-груша
Plum-слива
Lemon-лемон
2) Yes and No.
Расскажу-ка я вам одну историю. Живут в английской стране два брата Yes and No. Они знакомы каждому, кто говорит по-английски. Познакомьтесь с ними и вы. Слово yes всегда со всеми соглашается. Отвечает да на все вопросы. А слово No используют, когда нужно сказать нет. Попробуйте не перепутать братьев и вы, отвечайте все вместе.
За грибами идём в лес,
Вы идёте с нами?– yes!
Хулиган обидел Лёву
Хорошо ли это? – no!
В Новый год мы ждём чудес.
Ждём Снегурку в гости? – yes!
В школу ночью пол второго
Вы придёте дети? – no!
На небе звёздочек не счесть.
Я права, ребята? – yes!
Дождик льёт и что такого!
Пойдём гулять тогда мы? – no!
Английский с вами учим здесь.
Интересно это? – yes!
Звери тоже ходят в школу,
Знали вы про это? – no!
Well done!
3) Должна вам заметить, что англичане очень уважают свое Я. Они всегда пишут слово Я с большой буквы. Посмотрите, слово Я похоже на человечка.
Однажды утром проснулась I, открыла глаза. И сказала: I see – я вижу. Оглянулась, увидела ручку и сказала: I see a pen. Вышла I на улицу, заметила там курицу и удивилась: I see a hen. Шла она по тропинке гулять , и встретила петуха сказала: I see a cock. Вернулась после прогулки домой и увидела часы, которые вовсю звали ее к обеду .I see a clock, обрадовалась I. Так понравилось ей путешествие, что стала она вспоминать, что видела. Заметили, какую бормоталку придумала .
Давайте проговорим ее все вместе.
I see a pen
I see a hen
I see a cock
I see a clock
Well done!
4) Игра “Snowmen and Sun”
Дети –снеговики, учитель – солнце. По команде – Run! -снеговики убегают от солнца на стульчики.
Слова песни:
Snow, snow
Snowmen – grow! (снеговики растут- встают с корточек, тянут руки вверх)
Sun, sun
Snowmen – run! (снеговики убегают).
5) let's have some activities
One, one, one
I can run!
Two, two, two,
I can jump too!
Three, three, three,
Look at me!!
Наше занятие подошло к концу! А теперь я прощаюсь с вами. Good-bye! Вы замечательно работали! Поаплодируйте себе! Я хочу пожелать вам совершить кругосветное путешествие под девизом: «Английский – это легко, интересно, полезно» Спасибо за внимание!