ПРОЕКТ « ЧТО ПЕЧЁТ ПЕЧЕНЬ?»
Создание книжки-раскладушки «Анатомия для малышей» 4 кл.
Руководитель проекта: Митрофанова Татьяна Петровна - учитель
начальных классов высшей квалификационной категории.
Тип проекта: - исследовательский, практико-ориентированный
групповой
малой продолжительности
Планируемый результат: создание книжки-раскладушки « Анатомия для
малышей»
Задачи, реализуемые при работе над проектом: на основе самостоятельной
и творческой работы учащихся и знаний, полученных при чтении
дополнительной литературы систематизировать знания учащихся о роли
печени для организма человека.
Формировать понятийное мышление у младших школьников.
Совершенствовать детские учебные, групповые взаимодействия.
Ход урока.
1 этап. Мотивационный.
Учитель.
Перед вами Сборник образных таблиц и творческих заданий « Анатомия для малышей» (демонстрируется сборник). Он составлен способом творческого проектирования учащимися 4 класса и называется «Главное чудо света – человек».
А сегодня на уроке я предлагаю открыть новые чудеса, которые спрятались у нас внутри. И их, я вас уверяю, очень и очень много. А вы знаете, внутри нас спряталось дерево, которое растет вверх корнями!
Догадались, что это за дерево?
Ученик. (Многовариантность ответов.)
Учитель. Да, это бронхиальное дерево. (Показываю образную таблицу)
Следующее чудо нашего организма – это конвейер. Если на автомобильном конвейере машину собирают из тысячи деталей, то на этом ее разбирают на части.
Учитель. Догадались, как называется этот конвейер.
Ученик. Органы пищеварения.
Учитель. А на какие части разбирают машину?
Ученик. Белки, жиры, углеводы.
Учитель. А хотите полюбоваться на свой конвейер в натуральную длину?.( Показ образной таблицы).
1.Возьмем 10 – метровую бельевую веревку и положим ее во всю длину на
землю. Вначале из камешков выложим зубы – это будет рот.
2.Отмерим 40 см. «пищевода» и положим 2-х литровую банку.
Это будет….(желудок).
3. От банки отмерим 25 см. и положим камешек… (12- перстная кишка).
4 Теперь с другой стороны веревки отмерим 1 м 50 см и тоже положим
камень. Это…..(толстая кишка).
7 метров в середине – это (тонкая кишка)
А вы не хотите стать соавторами ребят и продолжить этот «Сборник», создав
книжку раскладушку о следующем чуде нашего организма?
А что это за орган, догадайтесь.
Учитель. Она добрая соседка желудка, у нее самый большой склад углеводов. Она одна делает сразу несколько важных дел, поэтому большая и тяжелая. И когда человек во время голода начинает есть «сам себя», она первая отдает себя на съедение.
Ученик. (Многовариантность ответов0.
Учитель: Ну, конечно, это печень. А что печет печень?
Ученик. (Мозговой штурм.)
Учитель. А сейчас мы постараемся решить эту проблему, работая по группам и используя способ творческого проектирования.
А что такое проект?
Ученик. Когда мы самостоятельно и творчески выполняем какую-нибудь работу и показываем ее другим – это мы выполняем проект.
Учитель. Работать самостоятельно и разрешить эту проблему вам помогут учебники: «Мы и окружающий мир» (стр. 40) авторы Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков и учебник «Естествознание», авторы Н.Я. Дмитриева и И.П. Товпинец (стр.50) и дополнительная литература.
2 этап. Планирующий.
Учитель: Уточним цель нашего проекта.
Главным продуктом его должна стать книжка-раскладушка для сборника
« Анатомия для малышей»
Каждая группа оформляет 1 лист для этой книжки, а затем защищает свой мини-проект
Первая группа – должна написать своеобразные стихи - пятистрочия по заданной схеме.
1 строчка – 1 слово – тема
2 строчка – 2 слово – определение к теме (прилагательные)
3 строчка – 3 слово – действия, относящиеся к теме.
4 строчка – 4-5 слов – развитие или продолжение 3 строчки
5 строчка – 1-2 слова – итог, вывод, идея, оценка, обобщение
(Предполагаемый результат)
Печень
Тяжелая, трудолюбивая
Производит, хранит, обезвреживает
Вредные отходы и яды.
Удивительная погранзастава!
Вторая группа – Должна создать образную таблицу, используя для этого предоставленные рисунки. Среди них надо выбрать только те, которые ассоциативно соответствуют функциям, присущим печени.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан с ролью печени для организма каким-то общим признаком.
б) Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству, назначению и т. д.
Третья группа – будет работать с дополнительными источниками и оформлять рубрику «Это интересно»
3 Этап. Информационно - оперативный.
(Дети работают с учебниками и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
4 Этап. Рефлексивно – оценочный.
Каждая группа защищает свой проект
Учитель. Вы согласны, что печень оказалась органом разных чудес?
Давайте еще посмотрим, сколько раз ее можно определить словом «самый».
Ученик.
Самый - … (тяжелый орган – весит 1,5-2 кг.)
Самый – горячий орган (при понижении t внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени).
Самый трудолюбивый орган (выполняет сразу несколько функций):
а) делает желчь и копит в специальном желчном пузыре
б) «запасное депо» - хранит пол литра крови и отдает ее, если человек потеряет много крови
в) «погранзастава» - пропускает через себя ежеминутно по полтора
литра крови и обезвреживает яды.
Учитель: Сейчас я скреплю ваши листы. Где можем применить вашу книжку?
Оцените свою работу. Чему научила вас проделанная работа? На каком этапе вам было интересно? Легко? Трудно?