СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ. История наших имен уходит корнями в древний мир. Секция « история»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема.

Существует тысячи имён: старых и новых,  популярных и редких. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Анкетирование показало, что обучающиеся моего класса не все знают историю происхождения своих имен. Надо ликвидировать этот пробел и узнать, откуда пришли наши имена  и что они означают?

Объект исследования:    обучающиеся МОУ Саргазинская  СОШ   

Предмет исследования:  имена обучающихся  5 класса 

 Цель  проекта:

  •   выяснить историю происхождения и значение  имен  обучающихся  нашего класса».
  •      Задачи:

  •  провести теоретическое изучение трудов, касающихся проблемы происхождения и значение  имен   
  • определить страну происхождения имен одноклассников
  •  исследовать значение имени
  •  разработать «Антропонимический  календарь» происхождения и значения  имен, обучающихся моего класса.
  •    Методы:

  •  теоретический анализ литературы и Интернет- источников
  • анкетирование
  •  практический анализ результатов анкетирования
  •  математическая статистика, анализ диаграмм
  • База исследования: учащиеся 5 класса МОУ Саргазинской СОШ    (поселок - станция-Смолино, состав  респондентов позволяет сделать вывод о том, что исследованы среднестатистические  школьники  провинциальной школы.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ. История наших имен уходит корнями в древний мир. Секция « история»»

XXIV-я районная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»











ПРОЕКТ

История наших имен уходит корнями в древний мир

Секция « история»









Проект выполнили: Бунькова Марина,

Ковалева Анастасия

5 класс. МОУ Саргазинская СОШ.

Руководитель проекта:

Морозова Светлана Александровна

















С.Долгодеревенское -2017

Содержание



Введение………………………………………………… 2-4


I. Теоретическое изучение проблемы истории


происхождения имен…………………………………


1.1 Определение терминов и понятий………………… 5


1.2 Антропонимика – наука о личных именах ………… 6


II. Происхождение и значение имен нашего класса ……7

Заключение………………………………………………… 8-9

Источники………………………………………………… 10


Приложения…………………………………………………11 -13

























Введение



«Нет меж живущих людей, да не может  и быть безымянных:
    В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
    Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…» 

Гомер. »[1].

На уроках истории в 5 классе мы изучали Историю Древнего мира. Читая учебник, слушая учителя, мы заметили, что часто героев древности – зовут так же, как и нас: Анастасия, Елизавета, Александр, Филипп. Мы задумались – неужели имена людей такие древние? Нам никогда не приходило в голову, что имена, так же как и люди – имеют родину, то место, где они появились. Эта тема нас так сильно заинтересовала, что мы решили глубже изучить её, мы решили исследовать историю своих имен и имен ребят нашего класса .

Актуальность исследования Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падения, имя вспоминают родные и близкие после того, как человек умирает. Имена бывают разные, для носителя оно всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится, не задумывается о значении своего имени, почему родители так его назвали. Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между народами. Изучение имен необходимо. Имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Поэтому каждый человек должен знать историю происхождения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.

Проблема.

Существует тысячи имён: старых и новых, популярных и редких. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Анкетирование показало, что обучающиеся моего класса не все знают историю происхождения своих имен. Надо ликвидировать этот пробел и узнать, откуда пришли наши имена и что они означают?

Объект исследования: обучающиеся МОУ Саргазинская СОШ

Предмет исследования: имена обучающихся 5 класса

Цель проекта:

  • выяснить историю происхождения и значение имен обучающихся нашего класса».

Задачи:

  • провести теоретическое изучение трудов, касающихся проблемы происхождения и значение имен

  • определить страну происхождения имен одноклассников

  • исследовать значение имени

  • разработать «Антропонимический календарь» происхождения и значения имен, обучающихся моего класса.

Методы:

  • теоретический анализ литературы и Интернет- источников

  • анкетирование

  • практический анализ результатов анкетирования

  • математическая статистика, анализ диаграмм

База исследования: учащиеся 5 класса МОУ Саргазинской СОШ (поселок - станция-Смолино, состав респондентов позволяет сделать вывод о том, что исследованы среднестатистические школьники провинциальной школы.



Новизна проекта заключается в том, что большинство людей не знают происхождения и значения своих имен. Через весь проект проходит мысль о неразрывной связи истории развития общества и истории имя наречения. Мы попытаемся внести ясность в историю происхождения и значения небольшой группы имен, носителями которых являются ученики 5 класса МОУ Саргазинская СОШ. Созданный календарь имен поможет ученикам больше узнать об истории происхождения своего имени.



Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные результаты можно будет использовать на уроках русского языка и истории для формирования осознания общности всех национальностей и народностей людей на Земле, для понимания исторических событий и их влияние на общество, семью и каждого отдельно взятого человека.


















I. Теоретическое изучение проблемы истории происхождения имен

1.1. Определение терминов и понятий

«Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», - утверждал американский педагог и писатель Дейл Карнеги.

В древнерусском языке личное имя называли РЕКЛО, НАЗВИЩЕ, ПРОЗВИЩЕ, НАЗВАНИЕ, ПРОЗВАНИЕ, ПРОИМЕНОВАНИЕ.

Русский философ Алексей Федорович Лосев в своей книге «Философия имени» [3, с.8] писал: «Без имени было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир...».

В «Словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля [6] читаем: «Имя человека – иносказательно качество его, а потому слава его или известность, достоинство».

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [7] дается следующее определение имени:

«Имя – 1) известный, знаменитый человек; 2) фамилия, семейное название; 3) личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа».

«Наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других», - так сказано об имени в «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой [5].

В статье 58 Семейного кодекса Конституции РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» мы можем прочесть:

  1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

  2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.















1.2 Антропонимика – наука о личных именах

Еще в Древней Греции существовали научные школы, которые занимались вопросами ономастики - искусством давать имена. Ученые, историки и философы изучали вопросы о происхождении имен, об их лексических и фонетических изменениях, о влиянии имен на жизнь человека. Абсолютная необходимость личных имен для общества и сложность в их изучении потребовали специальную науку — антропонимику. Ее название образовано из древнегреческих слов (такова научная традиция): антропос — «человек» и онома - «имя». Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году.Антропонимика, успешно развивается во многих странах мира. Выходят специализированные журналы (во Франции, Швеции, США, Польше, Чехословакии и др.) Состоялось 15 международных конгрессов по ономастике. Есть специальные научные институты и общественные организации. В крупнейших странах выпущено по нескольку словарей имен, словарей фамилий . В1903 году издан замечательный «Словарь древнерусских личных собственных имен» Н. М. Туликова, вобравший в себя сведения из опубликованных к тому времени архивных документов. Нестандартный научный метод в изучении имени человека был разработан ученым, доктором химических наук, доктором астрологии Феликсом Казимировичем Величко, в настоящее время он является главным консультантом журнала «Гороскоп». Его метод основывается на исследовании смыслового и эмоционального оттенка каждой буквы имени человека с их последующим оригинальным расчетом.
Большой вклад в эту науку внес русский ученый и богослов Флоренский Павел Александрович, выпустивший в начале 20 века философский труд «Имена».Особое внимание заслуживают книги Хигера Бориса Юрьевича - профессор, академик, доктор психологических наук, который написал порядка 40 книг, посвященных изучению имени и его влиянию на характер и судьбу человека















II. Происхождение и значение имен нашего класса

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
С.Я Маршак.

Анастасия. Воскрешенная (греч). Обычно натуры сложные, противоречивые. Горды, строги и настойчивы. Лукавы и привлекательны. Изменчивы и неуловимы.

Красивое имя Алиса имеет несколько трактовок. По одной из них, оно имеет французские корни и произошло от древнего имени Alis – краткого варианта от Adelais, значение которого переводится как «благородный род», «благородное сословие». Также его происхождение связывают с латинским словом «alis», что означает «крылья». И, наконец, некоторые историки считают, что в переводе с древненемецкого оно приобретает значение «малышка»

Имя Владислав имеет древнерусское происхождение и говорит само за себя. Оно означает «владеть (володѣти) славою». По поверью наших предков, названные этим именем люди просто обречены прославиться, и это нередко оправдывается в жизни. Существует как мужской вариант, так и женский – Владислава. Обе версии равноценны и одинаково часто используются при выборе имени для девочки или мальчика.

  Кирилл. Господин (греч). Уверенные, умеющие подать себя. Очень разные: общительны, но в своем кругу; претенциозны, но одарены; работоспособны, но иногда ленивы.

   Максим. Превеликий (латин). Зрелый, с разнообразными способностями. Хорошо знают свои возможности. Если сосредоточены, то весьма преуспевающие в обществе. Рано мужают. Линия жизни – восхождение

Марина. Морская (латин). Часто - баловень судьбы. Нетерпелива и импульсивна. Может придать делу большой размах. С воображением, вольная, не знает, как поступит через миг.

Вячеслав: наиславнейший (имя Вячеслав славянского происхождения).





Заключение


Мы начали свою работу с того, что опросили ребят нашего класса (8 человек) – знают ли они происхождение своего имени. Анкета, которую заполнили ребята, состояла из трех вопросов:

1. Как ты думаешь, что такое имя?

2.Что означает твое имя?

3. Откуда родом твое имя?

Результаты анкетирования:

По первому вопросу: 75%- не знают ( 6 ), 25%- знает верно (2)

По второму вопросу: 75%- не знают (6 ) , 25 % - знают ( 2)

По третьему вопросу: 100 % не знают.

Таким образом, значение (перевод) своего имени знают - 25% ребят, а вот страну происхождения – не знает никто. Приложение 2

Затем мы приступили к изучению информации о значении имен и их происхождении. Собранная нами информация была составлена в таблицу: «Антропонимический календарь происхождения и значения имён, обучающихся моего класса». Приложение 3

Мы поняли, что основными странами происхождения наших имен, является Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Русь. Работа над проектом по изучению истории наших имен нам очень понравилась. Она помогла нам узнать происхождение и значение собственных имен, а так же имен наших одноклассников. Мы поняли, что, не смотря на то, что мы живем в России, наши имена могут быть родом из других древних стран, таких как Греция, Рим, Палестина. И попали они к нам благодаря тесному культурному и религиозному общению наших предков в глубокой древности.


Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. Имя много значит для человека и может повлиять на его характер. Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Лев Владимирович Успенский так говорил, призывая нас знать и помнить историю данного нам имени: «И сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собою даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее изо всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету»[9].




































Источники


  1. Гомер. Одиссея. http://Gomer.ru/

  2. Значение современных имён. http://www.predskazanie.ru/male.shtml

  3. Лосев А.Ф. Философия имени. –ЭКСМО, Пресс,1999. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_im/

  4. Марийские имена. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Словари русского языка: Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой.

  6. Словари русского языка: Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. http://slovorus.ru/

  7. Словари русского языка: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

  8. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991

  9. Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. – М.: Армада-пресс, 2002.



























Приложение № 1


Анкета «Знаете ли вы, происхождение своего имени»



1 Как ты думаешь, что такое имя?

2.Что означает твое имя?

3.Откуда родом твое имя?





































Приложение № 2



15