СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Приёмы быстрого счёта".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по математике ученицы 5 класса. Проект, презентация к проекту, брошюра.

Просмотр содержимого документа
«брошюра»

Просмотр содержимого документа
«проект по математике»

Просмотр содержимого презентации
«быстрый счет»

«Устный счет - гимнастика для ума» Приемы быстрого счета Выполнила: ученица 5 класса «Б» Гладышева Елизавета. Руководитель: учитель математики Громова Татьяна Владимировна

«Устный счет - гимнастика для ума»

Приемы быстрого счета

Выполнила: ученица 5 класса «Б»

Гладышева Елизавета.

Руководитель: учитель математики

Громова Татьяна Владимировна

Актуальность темы

Актуальность темы

  • Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы естественно-математического цикла.
  • Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
  • Я остановлюсь на способах сложения, вычитания, умножения, деления, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.
  • Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий.
  • Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, дают выигрыш в вычислительной работе.
Актуальность темы

Актуальность темы

  • Немногие умеют считать быстро и правильно. Говорят, если хотите научиться плавать, вы должны войти в воду, а если хотите уметь решать задачи, то должны начать их решать. Научиться считать быстро, считать в уме можно только при большом желании и систематической тренировке в решении задач.
  • А ведь приёмы быстрого устного счёта известны давно. Великолепные способности к устному счёту таких блестящих математиков, как Гаусс, фон Нейман, Эйлер или Валлис, вызывают настоящий восторг. Об этом много написано. Я хочу рассказать и показать некоторые известные вычислительные секреты. И тогда перед вами откроется совсем другая математика. Живая, полезная и понятная.
Содержание

Содержание

  • Актуальность.
  • Счёт на пальцах.
  • Умножение чисел от 10 до 20.
  • Умножение на 11.
  • Умножение на 22, 33, …, 99.
  • Умножение на 25.
  • Умножение на 5, 50, 25, 125.
  • Уменьшение и увеличение суммы в выражении.
  • Умножение на число, оканчивающееся на 5.
  • Вычитание из 1000.
  • Способы быстрого сложения натуральных чисел.
  • Способы быстрого вычитания натуральных чисел.
  • Быстрое возведение в квадрат.
  • Приём перекрёстного умножения (способом Ферроля) при действии с двузначными числами.
  • Умножение однозначного или двузначного числа на 37.
  • Легко запомнить!
Цель проекта  Изучить и научиться применять некоторые способы быстрого счета, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.

Цель проекта

Изучить и научиться применять некоторые способы быстрого счета, для производства которых достаточно устного счета или применения ручки и бумаги.

1. Изучить литературу по данной теме. Изучить литературу по данной теме. 2. Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике. Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике. 3. Провести исследования среди школьников 5 – 10 классов. Провести исследования среди школьников 5 – 10 классов. 4.  Сделать выводы по результатам исследования.  Сделать выводы по результатам исследования. Задачи проекта

1.

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Изучить литературу по данной теме.

2.

  • Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике.
  • Освоить несколько быстрых и удобных способов устного счета, которые могут пригодиться в математике.

3.

  • Провести исследования среди школьников 5 – 10 классов.
  • Провести исследования среди школьников 5 – 10 классов.

4.

  • Сделать выводы по результатам исследования.
  • Сделать выводы по результатам исследования.

Задачи проекта

Счёт на пальцах Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9.   Допустим, нам нужно умножить 7 на 9. Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева). Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.

Счёт на пальцах

Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9.   Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.

Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева).

Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.

Умножение чисел от 10 до 20 Можно очень просто умножать такие числа!

Умножение чисел от 10 до 20

Можно очень просто умножать такие числа!

  • К одному из чисел надо прибавить количество единиц другого, умножить на 10 и прибавить произведение единиц чисел.
  • Пример 1. 16∙18=(16+8) ∙ 10+6 ∙ 8=288, или
  • Пример 2. 17 ∙ 17=(17+7) ∙ 10+7 ∙ 7=289.
Умножение на 11  Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.  Примеры: 72 ∙ 11 = 7 (7 + 2) 2 = 792; 35 ∙ 11 = 3 (3 + 5) 5 = 385.  Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.  Пример .  94 ∙ 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.

Умножение на 11

  • Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
  • Примеры:

72 ∙ 11 = 7 (7 + 2) 2 = 792;

35 ∙ 11 = 3 (3 + 5) 5 = 385.

  • Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
  • Пример .

94 ∙ 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.

Умножение на 22, 33, ..., 99

Умножение на 22, 33, ..., 99

  • Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 ∙ 11; 55 = 5 ∙ 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.
  • Пример 1. 24 ∙ 22 = 24 ∙ 2 ∙ 11 = 48 ∙ 11 = 528
  • Пример 2. 23 ∙ 33 = 23 ∙ 3 ∙ 11= 69 ∙ 11 = 759
Умножение на 25

Умножение на 25

  • Чтобы умножить какое-нибудь число, нужно данное число разделить 4.
  • Ответ - полные сотни, остаток – неполные (1, 2, 3 или 25, 50, 75).
  • Пример. 135 25=(135:4=100:4+35:4)=33 сотни, остаток 3 (или неполная (3/4)сотня – 75)=3375.
Умножение на 5, на 50,  на 25, на 125 При умножении на эти числа можно воспользоваться следующими выражениями:  a ∙ 5=a ∙ 10:2 a ∙ 50=a ∙ 100:2  a ∙ 25=a ∙ 100:4 а ∙ 125=а ∙ 1000:8  Пример: 43 ∙ 50=43 ∙ 100:2=4300:2=2150 Пример: 27 ∙ 25=27 ∙ 100:4=2700:4=675 a ∙ 5=a ∙ 10:2 a ∙ 50=a ∙ 100:2 a ∙ 25=a ∙ 100:4 а ∙ 125=а ∙ 1000:8

Умножение на 5, на 50, на 25, на 125

  • При умножении на эти числа можно воспользоваться следующими выражениями:

a ∙ 5=a ∙ 10:2 a ∙ 50=a ∙ 100:2

a ∙ 25=a ∙ 100:4 а ∙ 125=а ∙ 1000:8

Пример: 43 ∙ 50=43 ∙ 100:2=4300:2=2150

Пример: 27 ∙ 25=27 ∙ 100:4=2700:4=675

a ∙ 5=a ∙ 10:2 a ∙ 50=a ∙ 100:2

a ∙ 25=a ∙ 100:4 а ∙ 125=а ∙ 1000:8

Увеличение и уменьшение суммы в выражении Если от суммы двух чисел отнять разность тех же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число, то есть (a+b)-(a-b)=2b Пример. (3+2)-(3-2)=2∙2=4  Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то получится удвоенное большее число, то есть  (a+b)+(a-b)=2a

Увеличение и уменьшение суммы в выражении

  • Если от суммы двух чисел отнять разность тех же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число, то есть (a+b)-(a-b)=2b
  • Пример. (3+2)-(3-2)=2∙2=4
  • Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то получится удвоенное большее число, то есть

(a+b)+(a-b)=2a

  • Пример. (3+2)+(3-2)=3 ∙ 2=6
Умножение на число, оканчивающиеся на 5 Чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило (срабатывает всегда). Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.  Пример: 28 ∙ 15 = (28 : 4) ∙ (15 ∙ 4) = 7 ∙ 60 = 420.

Умножение на число, оканчивающиеся на 5

Чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило (срабатывает всегда).

Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.

Пример:

28 ∙ 15 = (28 : 4) ∙ (15 ∙ 4) = 7 ∙ 60 = 420.

Вычитание из 1000  (вы пришли в магазин с крупной купюрой) Чтобы выполнить вычитание из 1000 и быстро рассчитать сдачу, можете пользоваться этим простым правилом: Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10!!!  Пример: 1000-648   Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3   Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5   Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2   Ответ: 352

Вычитание из 1000 (вы пришли в магазин с крупной купюрой)

Чтобы выполнить вычитание из 1000 и быстро рассчитать сдачу, можете пользоваться этим простым правилом:

Отнимите от 9 все цифры, кроме последней.

А последнюю цифру отнимите от 10!!!

Пример: 1000-648  Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3  Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5  Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2  Ответ: 352

Способы быстрого сложения натуральных чисел Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а второе уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится.  Пример.  762+639=(762+8)+(639-8)=770 + 631=1401

Способы быстрого сложения натуральных чисел

  • Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а второе уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится.

Пример.

762+639=(762+8)+(639-8)=770 + 631=1401

Способы быстрого вычитания натуральных чисел Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.  Пример:  529-435=(529-5)-(435+5)=524-440=84

Способы быстрого вычитания натуральных чисел

  • Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.

Пример:

529-435=(529-5)-(435+5)=524-440=84

Быстрое возведение в квадрат Этот прием поможет быстро возвести в квадрат двузначное число, которое заканчивается на 5. Умножьте первую цифру саму на себя +1, а в конце допишите 25. Вот и все!     Пример: 25 2 = (2 ∙ (2+1)) добавляем 25   2 ∙ 3 = 6   625

Быстрое возведение в квадрат

  • Этот прием поможет быстро возвести в квадрат двузначное число, которое заканчивается на 5. Умножьте первую цифру саму на себя +1, а в конце допишите 25. Вот и все! 

Пример:

25 2 = (2 (2+1)) добавляем 25  2 3 = 6  625

Прием перекрестного умножения (способом Ферроля)  при действии с двузначными числами Этот прием невероятно прост. Древние греки и индусы в старину называли его «способом молнии» или «умножение крестиком»  Пример: 24 ∙ 32 = 768    Последовательно производим следующие действия: 1. 4 ∙ 2 = 8 – это последняя цифра результата. 2. 2 ∙ 2 = 4; 4 ∙ 3 = 12; 4 + 12 = 16.  6 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем. 3. 2 ∙ 3 = 6, 6 + 1 = 7 – это первая цифра в ответе.   Ответ: 768.

Прием перекрестного умножения (способом Ферроля) при действии с двузначными числами

  • Этот прием невероятно прост.
  • Древние греки и индусы в старину называли его «способом молнии» или «умножение крестиком»

  • Пример: 24 ∙ 32 = 768

Последовательно производим следующие действия:

1. 4 ∙ 2 = 8 – это последняя цифра результата.

2. 2 ∙ 2 = 4; 4 ∙ 3 = 12; 4 + 12 = 16.

6 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем.

3. 2 ∙ 3 = 6, 6 + 1 = 7 – это первая цифра в ответе.

Ответ: 768.

Умножение однозначного или двузначного числа на 37 37 ∙ 3=111 37 ∙ 6=222 37 ∙ 9=333 37 ∙ 12=444 37 ∙ 15=555 и т.д Легко запомнить!!! 7 ∙ 11 ∙ 13=1001 77 ∙ 13=1001 77 ∙ 26=2002 77 ∙ 39=3003 и т.д

Умножение однозначного или двузначного числа на 37

37 ∙ 3=111

37 ∙ 6=222

37 ∙ 9=333

37 ∙ 12=444

37 ∙ 15=555 и т.д

Легко запомнить!!!

7 ∙ 11 ∙ 13=1001

77 ∙ 13=1001

77 ∙ 26=2002

77 ∙ 39=3003 и т.д

Легко запомнить!!!   11 ∙ 11 =121 111 ∙ 111 = 12321 1111 ∙ 1111 = 1234321 11111 ∙ 11111 =123454321 .......................... 111111111 ∙ 111111111 = 12345678987654321

Легко запомнить!!!

  11 ∙ 11 =121

111 ∙ 111 = 12321

1111 ∙ 1111 = 1234321

11111 ∙ 11111 =123454321

..........................

111111111 ∙ 111111111 = 12345678987654321

Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме.  Валентин Берестов (1928-1998)

Ну-ка в сторону карандаши!

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.

Валентин Берестов (1928-1998)

Результаты исследования Фамилия, имя Время выполнения расчётов Старов Иван Романчук София Качество выполнения 82 секунды 97 секунд Борисов Кирилл Способ выполнения Без ошибок, правильно всё. Обычные расчеты Допущена 1 ошибка Киселёва Екатерина Обычные расчеты Мокин Дмитрий 71 секунда Ильинский Сергей Допустил 1 ошибку Копанцев Дмитрий 74 секунды Расчеты столбиком 72 секунды Без ошибок Кирейчев Сергей Зудов Артём 85 секунд Допустил 2 ошибки Частично использовал быстрый счет Расчеты столбиком и в уме Филатова Анастасия Допустил 2 ошибки 62 секунды 79 секунд Сеген Илья Допустил 1 ошибку Расчеты столбиком Расчеты столбиком Без ошибок 57 секунд Голятина Ирина Валентиновна Частично использовала быстрый счет Допустил 1 ошибку 50 секунд Машкова Раиса Евгеньевна Расчеты столбиком Без ошибок, правильно всё. Суслова Марина Юрьевна С помощью быстрого вычисления Игнатьева Надежда Борисовна

Результаты исследования

Фамилия, имя

Время выполнения расчётов

Старов Иван

Романчук София

Качество выполнения

82 секунды

97 секунд

Борисов Кирилл

Способ выполнения

Без ошибок, правильно всё.

Обычные расчеты

Допущена 1 ошибка

Киселёва Екатерина

Обычные расчеты

Мокин Дмитрий

71 секунда

Ильинский Сергей

Допустил 1 ошибку

Копанцев Дмитрий

74 секунды

Расчеты столбиком

72 секунды

Без ошибок

Кирейчев Сергей

Зудов Артём

85 секунд

Допустил 2 ошибки

Частично использовал быстрый счет

Расчеты столбиком и в уме

Филатова Анастасия

Допустил 2 ошибки

62 секунды

79 секунд

Сеген Илья

Допустил 1 ошибку

Расчеты столбиком

Расчеты столбиком

Без ошибок

57 секунд

Голятина Ирина Валентиновна

Частично использовала быстрый счет

Допустил 1 ошибку

50 секунд

Машкова Раиса Евгеньевна

Расчеты столбиком

Без ошибок, правильно всё.

Суслова Марина Юрьевна

С помощью быстрого вычисления

Игнатьева Надежда Борисовна

Выводы:   Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень … Я рассмотрела лишь немногие способы быстрого счета. Все рассмотренные мной методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.

Выводы:

 

Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень … Я рассмотрела лишь немногие способы быстрого счета.

Все рассмотренные мной методы устного вычисления говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.

Использованные ресурсы:

Использованные ресурсы:

  • Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
  • Балк М.Б., Балк, Г.Д. Математика и ее история. – Москва. Просвещение, 1971.
  • Волина В.В. Мир математики. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  • Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.
  • Депман И.Я. Возникновение системы мер и способов измерения величин. – Москва. Учпедгиз, 1956. – 136 с.
  • Катлер Э. Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу.
  • Перельман Я.И. Быстрый счёт. 30 простых приёмов устного счёта.
  • Татарченко Т.Д. Способы быстрого счета на занятиях кружка, «Математика в школе», 2008, №7, стр.68
  • http://www.superidea.ru Развитие творческого мышления и интеллекта
  • http://www.all-fizika.com Техника быстрого счета. Быстрый счет в уме.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!