Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность. Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным и верящим в возможность совершенствования мира. Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В дошкольном отделении вот уже много лет планомерно проводится работа по духовно – нравственному воспитанию и приобщению к основам народной культуры. В процессе работы мы разрабатываем перспективное планирование и конспекты занятий по блокам «Ребенок в мире социальных отношений» и «Приобщение детей к истокам народной культуры». В каждом конспекте отражается красота родного края и нравственные качества. Во время педпроцесса мы знакомим детей с народной культурой: праздниками, обрядами, традициями, оформляем мини – музеи в дошкольном отделении и группе. В результате данной деятельности была организована предметно-развивающая среда и налажено тесное сотрудничество с родителями. Дети совместно со взрослыми исследуют особенности каждого народного и православного праздника, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, а также с важными датами и событиями общественной жизни. Наиболее полюбившиеся мероприятия это: «Моя семья», «Именины», «День Ангела», «Рождество», «Пасха», «Масленица», «Троица». Все мероприятия проходят в непринужденной обстановке с участием родителей. В сценарий каждого праздника обязательно включаем традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение. В теплой, почти домашней обстановке проходят все календарные и православные праздники. Педагогический коллектив нашего ДО считает, что чем дальше уходят от нас традиции и обычаи старины, тем меньше остается возможности нашему подрастающему поколению соприкоснуться с немыми свидетелями прошлых столетий. Но ведь праздники продолжают жить в народе и вызывают к себе интерес у подрастающего поколения. Светлое, радостное общение детей и взрослых во время подготовки и проведения народных праздников – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. И задача нас, взрослых, в том, чтобы сохранить русские праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое. В них история народная и корни наши духовные. |