Ежегодный городской конкурс научно-исследовательских работ «Хетагуровские чтения»
Название работы: «Слава хлебу на столе!»
Авторы:
Евлоева Фатима,
Мурзабекова Динара
МБОУ СОШ №37 1 «А» класс
Научный руководитель:
Мурзабекова Х.М.
учитель начальных классов
г.Владикавказ, 2014г., апрель
1. Вступительное слово. Актуализация проекта.
Предметом исследования нашего занятия является Хлеб.
Тема нашего проекта: «Слава хлебу на столе!» или «Хлеб- всему голова!»
-Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава всем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Хлеб - продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с хлебом!
Гипотеза - мы предположили, что такое небрежное отношение к хлебу большинства ребят связано с тем, что ребята не знают, сколько труда потрачено и сколько людей разных профессий задействовано в приготовлении хлеба.
Объект исследования: хлеб.
Предмет нашего исследования: отношение людей к хлебу.
Цель исследования: узнать как можно больше о хлебе и подтвердить, или опровергнуть нашу гипотезу.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей возникновения хлеба, традициями, связанными с хлебом, отношением людей к хлебу в разное время.
2. Провести анкетирование, среди учащихся нашей школы, с целью выяснения частотности употребления хлеба, выявления уровня знаний о пользе хлеба, об отношении к хлебу.
3. Изучить состав хлеба, его пищевую ценность. Познакомиться с процессом его производства.
4.Проводить самостоятельные исследования.
5.Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход реализации проекта:
-
Беседа о хлебе.
-
Происхождение слова «хлеб».
-
Основная часть.
3.1 Проращивание зерна.
3.2 Экскурсия в хлебопекарню.
4. Профессия хлебороб, хлебопёк.
5. Значение хлеба.
6. Заключительная часть.
-
Стихи, пословицы, поговорки о хлебе.
6.2 Лепка поделок из пресного теста.
Испокон веков хлеб был не простой едой. Хлебом и солью встречали друзей. У наших предков хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода. К хлебу относились как к практически живому существу. Он являлся ключевым элементом множества обрядов: свадебного, похоронного, без него не обходился ни один праздник. На земле, с ее сотворения, сменилось великое множество цивилизаций, но от первых цивилизаций (например, традиций Акртиды, Хванираты) сохранилась культура Хлеба.
2. Происхождение слова "хлеб”
Действительно, с историей хлеба связано очень много обрядов, традиций. Например, в Польше при рождении девочки закладывают тесто, замешанное на меду. Подобно сыру, тесто зреет до дня её свадьбы. В Словакии пряник, выпеченный из медового теста, по народному обычаю преподносят невесте. Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери. А у нас в России дорогих гостей и невесту встречают хлебом-солью.
Слово «хлеб» имеет Древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос». Оказывается, именно отсюда произошло готское слово «хлайфс», очень напоминающее слово «хлеб».
Народы Древнего мира одинаково высоко ценили и почитали Хлеб. Хлеб был не только пищей, но и нёс в себе много дополнительной информации.
3.Основная часть.
Главными продуктами в Древнем Египте считались хлеб и мясо. Египтяне настолько любили хлеб, что у них было шестнадцать видов хлеба.
В Древней Греции и Риме сброженный хлеб считался деликатесом, доступным только богатым. Для рабов выпекался чёрный хлеб. Специально выпекался хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх (особенно белый разрыхленный хлеб).
С III века до н.э. в домашних хозяйствах Рима стали приготовлять хлебные лепешки. Хлеб в Риме пекли разных сортов. Многие мучные изделия привозили с островов (например, родосское печенье). Самым дорогим был белый хлеб; пекли также черный хлеб, называвшийся деревенским, "лагерный” (для войска), "плебейский” (для бесплатных раздач бедноте или для продажи по твердым ценам).
Помимо привычной круглой формы стали выпекать хлеб в форме кубиков, лиры или плетёнки, ракушки, свиньи, зайца, цирковых сцен и даже Медузы и бога Приапа.
Работу над проектом мы начали в декабре, когда, на уроке чтения, учительница рассказала нам, как тяжело растить хлеб и сколько людей и машин работают на полях, чтобы подать нам на стол душистый хлебушек.
3.1 Опыт 1.
Я решила проращивать зерно. Замочила пшено, поставила одно в тёмное место, а другое на подоконник. То пшено, которое стояло в тёмном месте прорастало долго, и ростки были тоненькие, а то, которое получало достаточно света и тепла росло быстрее. Значит, растение любит свет, тепло и влагу.
3.2 Опыт 2.
А я проращивала зерно в земле и оно тоже быстро проросло. Значит, растение любит почву, влагу, свет и тепло.
4. Профессии хлеборобов и хлебопёка.
Мало зёрнышко и грамма не весит. А вырастить его всенародные силы нужны. На нашем столе хлеб появляется благодаря нелёгкому труду 120 профессий – агрономов, трактористов, комбайнёров, мукомолов, пекарей и других.
Этапы выращивания и приготовления хлеба:
-
Вспахивание поля.
- < >
Высеивание семян.
-
Уход за всходами.
-
Сбор урожая.
- < >< >< >< >В Индии, например, преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. У многих народов Хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспечённый хлеб, можно лечить насморк, а черствый – помогает при заболевании желудка и кишечника.
Египтяне, считая зёрна хлеба святыней, клали их в могилы с умершими. Зерно было обнаружено в гробницах фараонов, захороненных более пяти тысяч лет назад. В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб, которому, как утверждают археологи, четыре тысячи лет. Этот самый древний в мире хлеб хранится в Лондоне, в Британском музее.
6. Заключительная часть.
Ученикам нашего класса было дано задание собрать пословицы, поговорки и загадки о хлебе. Их оказалось так много!
- "Чья земля – того и хлеб”.
- "Чей хлеб ешь, того и обычай тешь”.
- "Хлеб везде хорош – и у нас и за морем”.
- "Брось хлеб позади, очутится впереди” и другие.
Так же считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия.
А в результате анкетирования, мы узнали, что практически все учащиеся нашей школы любят хлеб. Употребляют его несколько раз в день. В основном все едят купленный в магазине хлеб. Больше половины ребят предпочитают белый хлеб, хотя считают чёрный хлеб полезней. И на вопрос о бережном отношении только половина ребят ответила, что вторично используют оставшийся или подсохший хлеб, а остальные выбрасывают или скармливают животным.
Этого делать нельзя! 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали 250 грамм хлеба, а жители города по 125 грамм. Задумайтесь над этим. Это не должно повториться! И это никогда нельзя забывать!
Говорят в народе метко:
От зари и до зари
Хлеб растёт не для объедков
Съесть не можешь – не бери!
Запомните, ребята, правила:
- Никогда не берите хлеб грязными руками!
- Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть!
- Не заворачивайте хлеб в газету!
- Не кладите хлеб в сумку с овощами, если не хотите заболеть!
- Никогда не бросайте хлеб и не играйте им!
Правил может быть много, но самое главное нужно помнить о ценности хлеба и о том, как он приходит к нам на стол!
- Работа над проектом нас очень заинтересовала и мы решили продолжить её дальше.
- Спасибо за внимание!
Информационные источники:
-
Е. А. Назарова «Трудом взращенный».
-
М. Алексеев «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе».
- < >
И. С. Марченко и др. «Новейший полный справочник школьника».
-
Информация из интернета.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Слава хлебу!"»
Евлоева Фатима, мурзабекова динара
«Слава хлебу на столе!»
Участники проекта:
Учитель: Мурзабекова Х.М.
Уч-ся 1 «А» класса
Родители
Ход реализации проекта:
- 1.Беседа о хлебе.
- 2.Проращивание зерна.
- 3.Экскурсия на хлебозавод.
- 4.Загадки,пословицы,поговорки о хлебе.
- 5.Анкетирование.
- 6.Лепка из теста «хлебобулочных изделий».
Актуальность проекта:
Испокон веков хлеб был не простой едой.
Хлебом и солью встречали гостей.
Хлеб символ жизни , здоровья, труда , благополучия и богатства.
Хлеб является ключевым объектом множества обрядов.
Происхождение слова «хлеб»
Слово « хлеб »имеет древнегреческое происхождение.
Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках - « клибанос ». Отсюда произошло готское слово « хлайф », напоминающее слово « хлеб ».
Рейд в столовую
Отношение молодого поколения к хлебу
Гипотеза:
Если мы будем знать сколько затрачено труда для того , чтобы хлеб пришёл к нам на стол , то будем бережнее относиться к нему.
Тип проекта: Исследовательский
Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу.
Проращивание зерна
Растение любит свет , тепло и влагу
Этапы выращивания и приготовления хлеба:
- 1. Вспахивание поля.
- 2. Боронование.
- 3. Высеивание семян.
- 4. Уход за всходами.
- 5. Сбор урожая.
- 6. Молотьба.
- 7. Просушка.
- 8. Помол.
- 9. Выпекание.
Хлебороб – самая важная профессия
Хлебопёк – это звучит гордо!
Загадки о хлебе
Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе
Анкетирование
- 1. Любите ли вы хлеб?
- 2. Сколько раз в день употребляете его?
- 3. Какой хлеб вы кушаете?
- 4. Какой хлеб предпочитаете?
- 5. Употребляете ли подсохший хлеб?
Это не должно повториться! Это нельзя забывать!
Правила обращения с хлебом
Никогда не брать хлеб грязными руками!
Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть!
Не кладите хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.
Не заворачивайте хлеб в газету!
Информационные источники:
- 1. Е.А.Назарова «Трудом взращенный».
- 2. М. Алексеев «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе».
- 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- 4. И.С.Марченко и др. «Новейший полный справочник школьника».
- 5. Информация из интернета.