Авторы проекта: Титова Ирина Николаевна, Дедерер Зинаида Викторовна
Дидактические цели: Расширить знания детей о птицах Калининградской области; исследовать область орнитологии.
Тип занятий: применение знаний и умений; интегрированный с дидактической игрой.
Формы и виды организации работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.
Методические задачи:
Учить детей наблюдать объекты окружающего мира; познакомить с разнообразием мира птиц.
Дать представление об условиях, необходимых для их жизни, особенностях питания и строения.
Воспитывать бережное отношение к животным (птицам).
Организовать участие детей в доступной природоохранной деятельности (операция «Кормушка»; Акция « Покормите, птиц зимой!» (прикорм водоплавающих птиц на городском озере)).
Формировать умение работать с учебными и научно-популярными текстами.
Учить созданию в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
Развивать навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (птицы).
Формировать умение работать в парной и групповой работе.
Предметные области: русский язык, литература, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд.
Место проведения: актовый зал, спортивный зал.
Возрастные группы: учащиеся 1, 4, 5 классов.
Самостоятельные исследования учащихся:
Почему птицы летают?
Зачем птицам перья?
Почему у птиц высокая температура тела?
Легко ли сделать кормушку?
Может ли птица мяукать как кошка?
Могут ли птицы нырять?
Где птицы строят свои гнезда?
Какую пользу приносят?
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и координатора команды.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы.
- Учиться работать по предложенному плану координатора.
- Учиться отличать: верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности команд на проектной задаче.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью координатора и других членов команды.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, журналах и других источниках информации.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты:
Ученик получит возможность:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать зимующих птиц,
различать зимующих птиц по рисункам и голосам в природе;
обсуждать формы кормушек, необходимость кормушек в зимний период для птиц, виды корма для птиц;
учиться работать в паре и в группе;
запомнить правила подкормки птиц;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых научатся:
составлять экспозицию выставки;
оформлять плакат и подготовить выступление;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;
отбирать фотографии для оформления плаката;
Примерные программы начального образования
Природа
Птицы, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Внешнее строение. Особенности питания. Размножение. Роль птиц в жизни людей, бережное отношение человека к ним.
Человек и природа
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, рисование, аппликация, подкормка птиц).
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира.
«Русский язык»
Текст-описание. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-описания. Создание простейших текстов в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
«Литература»
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению, конструирование, аппликация (объемная и плоскостная), мозаика.
Формирование 6 –тиразновозрастных групп (из учащиеся 1 -а, 4-а и 5-а классов) с опорой на загадки. (Ведущий читает загадку, а координаторы демонстрируют отгадку с названием птицы).
Организаторы раздают жетоны всем учащимся с названием птиц.
Формирование команд координаторами.
3.Организация работы групп в актовом зале.
Постановка цели проектной задачи.
- Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы решить Проектную межпредметнуюзадачу по теме: «Птицы Калининградской области».
- Целых 4 недели вы участвовали в различных мероприятиях:
Акция «Покормите птиц зимой»
Операция «Кормушка»
Круглый стол по теме: « Красная книга Калининградской области» с участием учениц 9-а класса
Историко-художественный музей г. Калининград и посетили выставочный зал «Природы»
Конкурс рисунков и творческих работ «Птицы глазами детей»
Экологическая викторина « Птицы – наши друзья»
(на базе детской городской библиотеки)
Сочинение текста – описания «Птица Калининградской области»
Классный час «Голоса птиц» (с использованием фоно материала)
Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе.
- Ребята, вы накопили очень много полезной информации для вашего проекта, оцените свою работу по десятибалльной системе.На пальчиках рук оцените свои знания, с которыми пришли на проектную задачу.
- Решение проектной задачи будет проводиться в два этапа. На каждый этап работы отводится 35 минут. На первом этапе вы будете выполнять тренировочные упражнения в парах. А на втором этапе покажете презентацию своих работ. В нее входит: презентация одного из мероприятий, которое предшествовало нашей проектной задаче с
оформлением плаката, модели кормушки из Лего- конструктора и птицы из мозаики.
- А сейчас позвольте представить вам экспертную комиссию:
Представление команд членами команд в соответствии с названием команды: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.
- И так мы начинаем. Представьте свои команды!
Координаторы получают конверт на первый этап с тренировочными упражнениями, для парной работы.
этап. Парная работа. Тренировочные упражнения:
Головоломка «Видна птица по полету»(см. приложение)
Задание «От буквы к слову»(см. приложение)
Кроссворд «Птицы»(см. приложение)
Работа с картой «Охраняемые территории Калининградской области»(см. приложение)
Подведение итогов экспертной комиссией I этапа работы.
Динамическая пауза(спортивный зал)
Презентация Проектной межпредметной задачи.
Заслушивание результатов экспертной комиссии
II этап.
Получение конвертов координаторами для второго этапа работы
Работа над проектной задачей.
защита плакатов
конструирование модели кормушки
мозаика птицы
12.Координатор команды заполняет опросный лист самооценки учащихся и сдает его в экспертную комиссию.(см. приложение)
13. Защита проектов. Продукт: плакат с использованием фотоматерала, модель кормушки из Лего-конструкторы, из мозаики – изображение птицы.
14. Подведение итогов.
15. Рефлексия.
а) Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе. (на пальчиках рук дети оценивают свои знания, с которыми уходят с проекта)
б)Эмоционально-психологическую оценку всему мероприятию по линеечной шкале, приклеивая на листе с кормушкой наклейку-птичку).
за участие в проектной межпредметной задаче «Птицы Калининградской области», посвященной 65-летию образования Калининградской области и 50-летию школы.
Вручение грамот за участие в конкурсе «Операция кормушка»,
Вручение грамот за участие в конкурсе рисунков и поделок «Мир глазами детей»,
Вручение грамот за участие в экологической викторине (зав. детской библиотекой: Разумейчик Людмила Петровна )
Привлечение родителей
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
В данном проекте помощь родителей необходима, в основном, при участии в операции «Кормушка», создание презентации изготовления кормушки, участия в Проектной межпредметной задачи.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
Цифровая камера
Проекционная система
Сканер
Принтер
Материалы на печатной основе
Андреева Т.Н. Голоса Земли/ Начальная школа, 2007. - № 3, с. 17 – 20 (приложение).
Бианки В.В. Синичкин календарь/Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Составитель Т.А. Бутенко; Художник Н.А.Фарбер. – Ростов н /Д: Книжное издательство, - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.
Вахрушев А.А., Алхутов СМ., Раутиан А.С. Окружающий мир. Мир и человек. Живые обитатели планеты. Учебник для 3 класса общеобразовательных школ. – «Дрофа», 2004.
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – «Лесная промышленность», 1971.
Крупицы опыта. В помощь начинающему учителю начальной школы. Методическое пособие. – Йошкар – Ола, 1996.
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как работать с приложением к журналу «Начальная школа» «Книга, здравствуй!» Серия «Второкласснику» IV четверть/Начальная школа, 1997. - № 3.
Скобцева Н.И. Встречай с любовью птичьи стаи/ Начальная школа, 2005. - № 3, с. 93 – 97.
Совместные праздники для школьников и родителей/Кол.авторов – М.: Глобус, 2007. – (Классное руководство).
План мероприятий
о подготовке и проведения проектной межпредметной задачи
Сроки проведения
Название мероприятия
Содержание мероприятия
класс
Ответственный учитель
29. 11. 12
Акция «Покормите, птиц!»
Выход учащихся на городское озеро для прикорма птиц