СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прощание с букварём конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока для родителей в первом классе прощание с букварём, прошедшее 7 апреля 2016 года, родители могли увидеть, как дети научились читать, как они работают на уроке по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«прощание с букварём конспект урока»







Тридцать три родные буквы мы узнали к февралю

И за это все ребята благодарны букварю (азбуке)


Учитель:

Ребята, как вы думаете, о каком кладе говорится в этом четверостишье?

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Всё лучшее в них есть.

(возможные рассуждения ребят)

Учитель:

Каждый из вас по своему прав: это может быть библиотека, книжная полка в вашем доме, отдельная занимательная книга. Но главное это книги, в которых собраны знания. А чем можно открыть такой клад? (Рассуждения ребят). Правильно, ключ к этому кладу – знания, потребность в постоянном чтении, в приобретении новых знаний через книгу.


Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те – книг ряды,

Мой ключ – уметь читать.


  1. Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет…..

Все взволнованы немножко… в чём же тут секрет?


  1. Дочитали эту книгу школьники вчера,

А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.


  1. Почему мы наш учебник Азбукой зовём,

А другие называют книгу Букварём?


  1. Книгу, что знакомит с буквой,

Букварём назвали встарь.

В честь славянских «аз» и «буки»

Назван азбукой букварь


Учитель:


Дорогие мои ребята почти год уже вы отучились, вы многое узнали, научились читать и писать, а может быть кто – то из вас уже прочитал свои первые книги, давайте вспомним как всё начиналось, как вы учились, как вы отдыхали, в какие игры играли давайте посмотрим (слайды)







Мы уже говорили что книги это клад, а ключ к книге это уметь читать, а кто же вас научил читать, кто был верным помощником? Конечно же это ваша первая главная книга – Азбука, она стала вам хорошим другом и этот праздник мы посвящаем ей!

И конечно приглашаем к нам на праздник (входит азбука) посиди, посмотри и послушай, что будут говорить ребята.


  1. Над страной весенним утром

Занялась заря.

В школе праздник

Славный праздник –

Праздник чтения.

Первоклассники рядами

Стройными идут,

Первой книге, мудрой книге

Отдают салют!


Учитель:

-Ребята, прочитайте, что написано на доске


СПАСИБО, АЗБУКА!


Учитель:

Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему мы научились.


У каждой девчонки и мальчишки

Есть эта книжка – заветная книжка

Читают и ныне, читали всегда

Чудесную книгу с названием….

Все

АЗБУКА

1п

В середине марта в школе-

Праздник азбуки

Мы прочли её до корки

Нам по чтению – пятёрки!

Позади нелёгкий труд слогового чтения.

Нам сегодня выдают….

Удостоверения!


2п

В том что азбуку прочли

Полный курс наук прошли

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!





3п

В самом деле нет вопросов

Михалков, Маршак и Носов

Заходер, Барто,Чуковский

Хармс, Бианки и Житков.


4п

Паустовский, Маяковский

Горький, Пришвин и Сладков,

Лев Кассиль и Лев Толстой

Пушкин, Лермонтов, постой

Перечислить всех нельзя


Все

Все теперь наши друзья!


Учитель

Да, ребята, Азбука приобщила вас к великому чуду земли – к грамоте. Без неё невозможно получать знания ни в какой науке, а значит, невозможно жить. Долог путь человека к освоению грамоты. Как она появилась? У Киплинга люди передавали мысли на расстоянии с помощью рисунка на скалах, на бересте. Один рисунок – целое предложение. Потом поняли, что это не совсем точно. Стали использовать рисунком целое слово. Помните, как клоун Саня воспользовался рисунком для составления своей телеграммы (плакат Сани). Постепенно эти рисунки становились всё проще и превратились в линии – иероглифы (священные знаки). В Китае и Японии до сих пор пользуются иероглифами. Они любят свои иероглифы. Посмотрите на них. Красиво! Не правда ли? А азбука вас познакомила с нашим письмом, с нашими знаками.


Первоклассников сегодня мы на праздник соберём

Непременно приходите попрощаться с Азбукой!


Все п

До свидания!

А на следующий год наша Азбука научит

Тех, кто в первый класс придёт!


У.

Но как появились наши славянские буквы?


Учитель:

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы. И вот болгарский учёный Кирилл и его ученик Мефодий составили азбуку для славян, болгар, сербов, русских.

Они составили две азбуки: Кириллицу и глаголицу. Но глаголица была трудна и от неё вскоре отказались, а пользовались кириллицей.


Потрудились вы не мало.

Ведь по правде говоря,

Русской грамоты начало

На страницах азбуки


Все п

До свидания!

А на следующий год наша Азбука научит

Тех, кто в первый класс придёт!


Учитель:

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас. А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв аз и буки Азбука. А с изменением названия букв изменилось и название книги о них – Букварь


Вы прочтёте любые книги, разберётесь в словаре,

Потому что всюду буквы те же, что и в азбуке.

Все п

До свидания!

А на следующий год наша Азбука научит

Тех, кто в первый класс придёт!

Учитель:

В те далёкие времена печатать книги ещё не умели. Их писали от руки пером.


Уч.

Печатные книги возникли не сразу.

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века!

Без друзей, без людей в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.


Учитель:

Лишь 1564 году 11 марта была напечатана первая книга. Это сделал Иван Фёдоров, создав типографию, первый печатный станок. Вот к какой далёкой истории возникновения грамотности и книгопечатания вы прикоснулись, изучая азбуку. Расскажите, что вы можете сделать теперь благодаря Азбуке?


  1. Я могу получать знания из любых книг и узнавать новости со всех концов планеты.

  2. Я смогу общаться с самыми умными людьми своего времени и даже далёкого прошлого и могу написать свои мысли для далёких потомков.

  3. Я найду свою любимую музыку. Ведь ноты – это тоже книги.

  4. Я умею читать, значит я никогда не буду одинок.

  5. Книга торопит нас в дорогу мечте навстречу, и в светлый и в трудный час она трудный друг и советчик.


Учитель

Как много сделала для вас азбука. Так какая она?


  1. Она умная, она дала нам много знаний

  2. Она рассказала нам о звуках и буквах.

  3. Добрая – я иногда мял её листочки, но она меня прощала с всё равно учила меня.

  4. Она смешная на её страницах много забавных игр.


Учитель

Вы закончили изучать свою первую книгу. Я от души поздравляю вас с этой первой победой.


Тридцать три родные буквы вы узнали к февралю

И за это все ребята благодарны азбуке.


Все п

До свидания!

А на следующий год наша Азбука научит

Тех, кто в первый класс придёт!

Учитель

Конечно, эту победу вы одержали благодаря своему старанию и трудолюбию. Расскажите нам о трудностях, которые вы преодолели.


  1. Я читал даже ночью и иногда плакал, потому что не мог понять, что я прочитал.

  2. Я долго не понимала где слияние и грустила.

  3. Я так старался, что иногда засыпал над азбукой. И так бух! Носом в азбуку.

  4. Я клал азбуку под подушку и мне снилось то, о чём я читал.

  5. А я и во сне читал азбуку


Учитель

Смех и слёзы, радость и печаль,

За полгода довелось вам испытать

Но стараний ваших вам не жаль –

Книги вам теперь легко читать!


Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу

Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс

Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать: умею я теперь читать!

И вот за это говорю

Все

Спасибо азбука тебе!


(дети читают тексты)


Учитель

Даже став взрослым, человек с неизменной благодарностью вспоминает свою первую книгу












Мама


Детство, детство, заря туманная,

В небе крохотная звезда!...

Книжкой трудною, иностранною

Мне казался букварь тогда.

Там стояли знаки занятные,

Как солдаты, рядом в строю,

Молчаливые, непонятные,

Не пускали в тайну свою.

Всё же я к этим книжным жителям,

В их порядок строгий, уют

С терпеливым вошла учителем

И узнала как их зовут.

А когда взялась за учебники,

Сразу ожил весь шар земной:

Буквы – крохотные волщебники –

Чудеса творили со мной!

Устрашал вулкан извержением,

Пушкин вниз смотрел, на Кавказ

Бородинское шло сражение –

И всё это в избе у нас…

Детство, детство, заря туманная

С ветхой, старой ветлой вдали!...

Под крышу твою деревянную

Буквы целый мир привели:

То, что близко и что далёко,

Тот, кто умер и кто живёт, с юга, запада и востока

И оттуда, где вечный лёд.


Игра


Кто щагает с сумкой книг утром в школу (ученик)

Очень скоро встретит вас ваш весёлый, светлый (класс)

В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)

Если всё ты будешь знать, то получишь в школе (пять)

Если будешь знать едва, знай – получишь только (два)

То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)

Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)

Долгожданный дан звонок – это кончился (урок)


ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ (хоровые ответы) начинает учитель


  1. Сколько в слове гласных… (столько и слогов, это знает каждый из учеников)

  2. Мягкий знак – хитрый знак …(не назвать его никак, он не произносится, но часто в слово просится)

  3. Молчаливый твердый знак (не произносится никак)

  4. В сочетаниях ЖИ и ШИ (пишем только букву И)

  5. В сочетаниях ЧА и ЩА (пишем только букву А)

  6. В сочетаниях ЧУ и ЩУ (пишем только букву У)

  7. Если буква гласная …( вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение)

  8. Если слышишь парный звук (будь внимательным, мой друг, звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй)


А сейчас первоклассники почитают стихи

Про белочку

  1. Давно ль читали мы с трудом?

До – мик. Дом.

Ми – ша мал. Ми – ша мал.

Ми – ша дом сло – мал.

Давно ль мы звали маму

И впервые сами вслух читали маме

Ма – ма мы – ла ра – му.

Прошёл сентябрь, октябрь, ноябрь

Декабрь, январь, февраль

И одолели мы букварь

Поздравил нас четвёртый класс – вот нам какая честь!

Гостям решили мы рассказ про белочку прочесть

Но от волненья я прочла

Что в клетке булочка жила.


  1. В середине февраля
    В школе праздник букваря
    Мы прочли его до корки
    Нам по чтению – пятерки





  1. Букв сначала мы не знали,
    Мамы сказки нам читали.
    А теперь читаем сами,
    Подружились сказки с нами.
    И учительница наша
    Начинала с «Азбуки».
    И директор наш, ребята,
    С «Азбукой» ходил когда-то.
    Все ходили в первый класс,
    Наша очередь сейчас.

  2. У каждой девчонки ,и у мальчишки

Есть эта книжка, заветная книжка.

Мы её прочли от корки и до корки

  1. И все получили по чтению пятёрки.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!


Игра «Ремонт»

На плакате написаны наборы букв:

Брбн, стрт, сткн, нгрд, мрк, крндш


Прошу отремонтировать слова, здесь обычные слова, все их знает, каждый,

В них стояла буква «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одна

(только не сначала)

Но сегодня.. – Вот дела!

Буква «а» сбежала.

Ну и ну! Простыл и след!

Где набрались прыти?срочно дайте мне ответ,

Букву отыщите!

Прошу вас ребята, провести ремонтные работы и вставить в данные наборы букв букву «а» так, чтобы получились слова.


Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее,

Друзья я приглашаю вас на танец поскорее.

(танец)


А сегодня вас пришли поздравить ребята дошкольники кто – то из них уже осенью пойдёт в школу, а кто – то на следующий год. Сейчас они покажут вам необычный урок.


В. С букварём уселись куклы

На лугу, на траве.

Дружно куклы учат буквы

К. А, Бэ, Вэ!

Ты нам, ветер, не мешай, ты страницы не листай.

Ты буквы не прочтёшь, только их собьёшь.

В. Подошёл утёнок важно.

У. Кря! Кря! Кря!

В. И давай щипать бумажный корешок букваря.

К. Ты, утёнок, не мешай,

Кукол с толку не сбивай. Не кря, кря.

У. А как?

К.А, Бэ, Вэ. Вот так.

В. Подошла, стуча копытцем к ним коза.

К. Что тебе?

Кз. Я коза хочу учиться, бе, бе, бе.

К. Ты, коза, нам не мешай,

Кукол с толку не сбивай. Не бе, бе.

Кз. А как?

К.А, Бэ, Вэ. Вот так.

В. А потом пристал телёнок. Замычал.

Т. Му – му – му! Я телёнок несмышлённый, ничего не пойму.

К. Ты, телёнок, не мешай,

Кукол с толку не сбивай. Не му – му.

Т. А как?

К.А, Бэ, Вэ. Вот так.


(песня)



Азбука: Большое спасибо, ребята, за праздник, за такие хорошие слова. Но я вас ещё не всему научила. Подождите, сейчас я вам приведу гостью… (уходит и возвращается с Литературным чтением).

Литературное чтение: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой! А вы знаете кто я такая?...Я – литературное чтение. Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем друзьями. Вы становитесь читателями книг и должны знать, что книжки нельзя обижать.

Я – книга, я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Ой, уронил меня ты на пол.

Ай, супом ты меня залил.

Что здесь за звери7

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Азбука: Ребята, не забывайте правила читателей. Ну а мне пора в путь. Меня ждут другие ребята, которые ещё не научились читать.

1.Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру знаний вас ведут.

2.Вы теперь читаете сами,
Знаете слоги и слова.
Скажете Азбуке: "Спасибо!" –
Расставаться вам пора!

 3.Вам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных Вам дала немало!
И теперь Вы – лучшие друзья!

Все: До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!

5. Мы хотим сказать тебе "спасибо!"
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: "До свиданья!"
"Здравствуй", – новой книге говорим!

(ребятам вручаются учебники )

Какой же праздник без подарков? (вносят связку воздушных шаров) дорогие ребята это воздушные шары. Видите как они стремятся ввысь1 и вам я желаю так же тянуться вверх к солнцу, к звёздам, возвышаться умом, возрастать телом и душой. А ещё как видите, к шарикам прикреплены секретные карты (для каждого класса своя) с помощью этих карт вы сожете отыскать клады, в которых окажутся праздничные подарки, в честь окончания 3 четверти, в честь праздника прощания с Азбукой.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»


Вы красивые, как звёздочки и глаза блестят огнём

А улыбки ваши милые затмевают солнце днём!

Желаем только счастья вам и открываем вам секрет:

Что таких девочек и мальчиков прекраснее во всём

Иркутском районе просто нет!