СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов»

ПРОТОКОЛ №3

заседания методического объединения учителей начальных классов

от 16.01.2020г.


Присутствовало: 4 учителя начальных классов


«Современные стратегии работы с текстом»


Цель: Освоить современные стратегии и приёмы работы с текстом, а

также научиться применять их на уроке.


ПОВЕСТКА ДНЯ

1. Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников.

2. Развитие мышления обучающихся при формировании умений работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

3. Педагогические находки формирования интереса к чтению у обучающихся. Анализ состояния техники чтения учащихся начальной школы за І семестр 2019-2020 учебного года.

4. Проектные задачи на уроках литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира.

5. Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения.


СЛУШАЛИ:

По первому вопросу заслушали выступление Носули О.Л.

Каждый современный учитель понимает, что сформировать традиционные знания, умения, навыки для этого недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.

Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых является технология продуктивного чтения, способствует обеспечению нового качества образования за счёт сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных ГОС:

  • Коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);

  • Познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать её);

  • Личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);

  • Регулятивных (приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки).

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности.

Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;

  • Развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  • Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей;

  • Формирование эстетического вкуса;

  • Овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты заставляют нас по новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой.

Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных УУД, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации: фактуальную (о чём сообщается), концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям-предметникам следующее:

  • Выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

  • Формировать у учащихся интерес к чтению путём внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

  • Определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;

  • Предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

  • Повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперёд;

  • Организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

  • Обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

По второму вопросу заслушали выступление Ефременко И.Р.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Существует достаточное количество методических пособий по русскому языку в начальной школе, но очень мало таких, в которых были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать творческое мышление учащихся на уроках русского языка, не выходя за рамки курса. Мало методических пособий по применению технологии проблемного обучения в начальных классах. Поэтому возникает необходимость создания продуманной системы упражнений по развитию творческого мышления учащихся.

Практическая значимость такой работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления, системы заданий по развитию творческого потенциала, системы уровневых заданий на основе личностно-ориентированной технологии обучения.

При формировании творческого мышления выделяют три основных условия формирования творческого мышления:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации.

Анализ развития творческого потенциала и уровень развития орфографического навыка говорит о том, что уже в начальных классах учащиеся могут усваивать программный материал по орфографии проблемным методом. На первом этапе применения проблемного метода обучения учащиеся открывают правила правописания в основном с помощью учителя; в последствии, при многократном использовании данного метода самостоятельность учащихся заметно повышается. Эти учащиеся, как правило, хорошо знают, долго помнят формулировки правил, не допускают ошибочных написаний сразу после их изучения, навык правильного написания достаточно устойчив. Те учащиеся, которые открывали правила на низком уровне проблемности, допускают во всех письменных работах меньше ошибочных написаний, чем те, которые не открывали их вовсе.

Наиболее эффективное средство для создания у школьников проблемных ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определённого класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача; школьники должны убедиться в том, что решение задач на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам. Учитель сознательно заостряет конфликт, подчёркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие.

В проблемном обучении при создании конфликтных ситуаций обычно используется материал, в основе усвоения которого лежит углублённое понимание основных отношений между его существенными признаками, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач и т. д. Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределённости, и возникновение здесь ошибок вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит на них внимание школьников и добьётся понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления.

Итак, учебная проблема может существовать в двух формах: как вопрос не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание, и как тема урока. На проблемном уроке учитель "проводит" учеников через звено постановки проблемы одним из двух возможных путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой специфический развивающий эффект.

Первый путь лежит через создание проблемной ситуации. По критерию эмоционального переживания проблемные ситуации делятся на 2 типа - "с удивлением" и "с затруднением". В основе проблемных ситуаций "с удивлением" лежат два типа противоречий:

- между двумя или больше положениями (фактами, мнениями);

- между житейским(ошибочным) представлением учащихся и научным фактом.

В основе проблемных ситуаций "с затруднением" лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам даётся практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.

Второй путь к учебной проблеме - подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.

Используя в своей работе метод подводящего диалога при определении темы и задач урока, добилась того, что практически все учащиеся класса уже могут определить тему предстоящего урока.

Одним из важнейших средств развития мышления, творческих способностей, речи учащихся, усвоения учебного материала, создания основы для развития интереса является самостоятельная работа. Исходя из индивидуальных особенностей детей, необходимо использовать поуровневое обучение. Задания необходимо подбирать так, чтобы при единой познавательной цели и общем содержании , они отличались разной степенью трудности. Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и интересов.

По третьему вопросу выступила руководитель ШМО Радько А.В., которая отметила, что на протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?» Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Моя работа по развитию интереса к чтению на уроках литературного чтения реализуется по следующим направлениям:

  • Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углублённое, поисковое, просмотровое).

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

  • Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание.

Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек-малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

  • Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.). Учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями.

  • Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, т.е. работа с текстом.

Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились на каждом уроке. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. Годы работы убедили, что чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Поэтому одной из главных задач на уроке мы видим в том, чтобы ребёнок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.

Далее Алла Викторовна привела примеры упражнений для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «ЧИТАЮЩАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ СОЗДАНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО В СЕМЬЕ».

Алла Викторовна проанализировала результаты проверки техники чтения в начальной школе. Проверка показала, что большинство обучающихся 2-4 классов имеют навыки беглого, осознанного, выразительного чтения. Вместе с тем, в каждом классе есть учащиеся, чтение которых нельзя считать удовлетворительным по всем параметрам.

По четвёртому вопросу выступила Иськова Н.А.

Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Использование метода проектов в начальной школе способствует:

  • формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

  • формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализует принцип связи обучения с жизнью.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

  • Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

  • Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;

  • Оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

  • Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;

  • Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;

  • Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  • Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

- учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах; 
- на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.

По пятому вопросу слушали руководителя ШМО Радько А.В., которая раскрыла структуру проверки уровня начитанности и читательских умений работы с текстом художественного произведения. А также ознакомила с некоторыми вариантами диагностических работ обучающихся 1-4 классов, разработанных с учётом содержания тем учебных программ по предметам УМК.


ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Использовать приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.

  2. Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приёмов обучения, инновационных технологий.




Руководитель МО Радько А.В.

Секретарь Ефременко И.Р.