СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психодиагностика и ее виды в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего необходима психодиагностика. Психодиагностика для детей разного возраста

Просмотр содержимого документа
«Психодиагностика и ее виды в ДОУ»

Консультации для родителей

«Виды психодиагностики детей в ДОУ»


Педагог-психолог Вовк Ю.С.


У большинства родителей очень часто возникает вопрос: «Зачем проводится психологическая диагностика в детском саду и нужна ли она вообще»?

Психодиагностика необходима, она позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша.

Благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.

При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений. Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт. Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить:


- особенности мышления и поведения;

- уровень кругозора;

- уровень психоречевого развития;

- способность к адаптации в социуме.

На основе полученных данных, педагог- психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.

Психологические диагностики включают в себя несколько этапов.


При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий любого контакта - это свидетельствует о каких-то сложностях в его развитии. Не менее важно и другое:

·         внешний вид малыша (чистота одежды, тела и лица);

·         инициативность в общении;

·         усидчивость в процессе диалога;

·         интерес к обсуждаемой теме;

·         общее самочувствие дошкольника;

·         умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;

·         состояние основных физических функций;

·         подвижность;

Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия. Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в детском саду.


ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4–5 ЛЕТ


Психологическая диагностика в детском саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов тестирования.


1. «Покажи и назови» – дошкольнику задают загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.


2. «Восемь предметов» – перед малышом выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д. Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.


3. «Лабиринт» – малышу показывают картинку с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету к другому.


4. «Найти такую же картинку» – перед малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен найти такую же.


5. «Найди домик» – выкладывают ячейки с изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить их по соответствующим ячейкам.


Подобные виды тестирования позволяют определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.


ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5–6 ЛЕТ


К детям в этом возрасте требования становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:


1. «Несуразица» – малышу показывают картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено неправильно.


2. «Времена года» – малышу предъявляют картинки с изображением времен года, но в различной последовательности. Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.


3. «Рыбка» – выкладывают разноцветные треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок вновь.


4. «Человек» – малышу дают чистый лист бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру человека, желательно с соблюдением всех пропорций.


5. «Что нарисовано» – малышу показывают различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка


Желательно, чтобы при этом тестировании малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является подготовительным к школе.


ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6–7 ЛЕТ


В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде. Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса. Кроме того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.