ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»
Психологический тренинг
личностного роста
«Кто Я»
Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.
Необходимые материалы: большой лист ватмана или бумаги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.
Игра «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»
Цель: Осуществление эмоционального разогрева.
Содержание: Ведущий предлагает участникам представиться как актеру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.
Сегодня цель нашего занятия узнать себя, почувствовать свои чувства, мысли, научиться взаимодействовать с другими людьми. Постараться раскрыть свой внутренний мир, ваша самореализация.
Игра «ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ»
Цель: Развитие умения заявлять о себе.
Содержание:
Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются и проводится обсуждение, что является основным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях.
Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное — он о себе заявляет.
Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей.
Игра «СКОЛЬКО ТЫ ВЕСИШЬ?»
Цел: Обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.
Содержание: Участникам предлагается представить и показать себя в следующих ситуациях: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гулять и тд.
Обсуждение- вывод:
- Внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью — он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, все тело налито свинцом. Радость, влюбленность, счастье дают ощущение полета, невесомости.
Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятий могут говорить о своем самочувствии в килограммах или тоннах.
Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.
Игра «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...»
Цель: Формирование навыков самораскрытия.
Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.
Игра «МОЙ СОСЕД СЛЕВА»
Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.
Содержание: Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений.
Могут возникнуть затруднения в отношении ведущего изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.
Игра «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»
Цель: Формирование навыков адекватной самооценки.
Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой — слабые. Желающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяснить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сделать, можно найти всегда.
Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ведущий должен помочь им.
Игра «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»
Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.
Содержание: Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики можно записать.
«Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.
Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.
Ослик Иа — не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.»
Предложить подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. Обсудить, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.
«Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться разрешать ситуации.»
Игра «УШИ - НОС»
Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.
Содержание: Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик.
Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.
Выбираются 2 участника, один будет Пятачком, второй — Кроликом. Кролик кричит и обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Его задача — не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.
После выполнения задания следует обсуждение: какие чувства испытывали актеры? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?
Игра «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Содержание: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.
Это упражнение очень смешное, не нужно ведущего останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.
РЕФЛЕКСИЯ
В группе обсуждается занятие, что понравилось, что нет. Сколько «весит» каждый участник.
Медитация «Я - это я», под спокойную музыку.
«Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (или самой). Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнать все больше и больше разных вещей о себе самом (самой). Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел (а) и ощущал (а), что Я говорил (а) и что я делал (а), как Я думал (а) и как Я чувствовал (а). Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (ой). Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным (ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я - это Я, и Я – это замечательно.»
Педагог – психолог
ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец» Тропина Н.И.