Просмотр содержимого документа
«Психологический анализ педагогической деятельности учителя»
Отчет
по анализу психологического
компонента педагогической
деятельности учителя
Цели и задачи исследования:
1) анализ уровня взаимоотношений в системе «учитель- ученик» на уроках в учебной группе 4 класса;
2) анализ уровня организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся и учета индивидуально-личностых особенностей учащихся во время уроков;
3) анализ психологического компонента учебной деятельности учащихся, в том числе и учащихся «группы риска», анализ соотношения развивающего и дидактического компонентов уроков.
Предмет исследования: психологический компонент педагогической деятельности учителя начальных классов Р-вой Н.О.
Методы исследования: структурированное наблюдение, структурированное, стандартизированное интервьюирование.
Результаты анализа психологической подсистемы уроков:
Анализ психологической подсистемы уроков показал следующие результаты: учитель владеет навыками организации благоприятного эмоционального фона урока – использует персонифицированное обращение к учащимся, оказывает индивидуальную педагогическую поддержку каждому ученику. Объем и структура учебной информации соответствует интеллектуальным и индивидуальным особенностям детей.
Учитель при взаимодействии с детьми опирается на актуализацию уже сформированных учебных умений, использует разноуровневые задания и чередует виды деятельности с целью активизации внимания учащихся и профилактики умственного переутомления: опрос, работу с текстом учебника, работу в парах, в подгруппах, использует элементы различных педагогических технологий.
Учитель равномерно распределяет свое внимание между учащимися класса, дает возможность работать с заданиями в индивидуальном темпе. Анализ уровня работоспособности детей показал, что большинство учащихся сохраняют равномерный темп интеллектуальной деятельности, демонстрируют оптимальную эффективность учебной деятельности.
Р-ва Н.О. использует большое количество наглядности на уроках, учитель сохраняет умеренный темп подачи учебной информации, владеет умениями по саморегуляции (в случае признаков нарушения дисциплинарных требований со стороны учащихся) и поведенческой регуляции учащихся без применения приемов психологического давления. Учитель всегда четко и на понятном для детей уровне формулирует педагогическую задачу, привлекает учащихся к постановке цели и задач урока, что способствует повышению учебной активности учеников.
Учитель активно применяет на уроках физкультпаузы с целью сохранения оптимальной умственной работоспособности учащихся с использованием различных речедвигательных упражнений, что способствует улучшению эмоционального фона урока в сочетании с хорошим уровнем запоминания учебной информации.
Учитель постоянно использует стимулирование учебной деятельности учащихся посредством похвалы, одобрения, оказывает учащимся эмоционально-регулирующую и стимулирующую помощь в случае затруднений при выполнении учебного задания.
Таким образом, уровень психологического комфорта на уроках Р-вой Н.О. можно считать оптимальным, методы и приемы создания благоприятного психологического климата на уроках адекватными индивидуальным особенностям учащихся.
Педагог-психолог: Е.Н.Ануфриева