СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология. Память.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология. Память.»

Память

Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.

Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Классификация памяти по объекту запоминания:

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через органы чувств.

Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. 

Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.

Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.

Классификация памяти по степени волевой регуляции:

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется при наличии задачи, а так же волевых усилий.

Классификация памяти по продолжительности сохранения информации:

Мгновенная память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Оперативная память — это мнемический процесс, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Т. е. это процесс, обуславливающий существующую ситуацию («память сейчас»).
Примером может служить ситуация, когда мы удерживаем «в уме» промежуточные ответы в задаче.

Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала в течение неограниченного срока.

Генетическая память — это вид памяти, который обусловливается  механизмом наследственности и выражается в инстинктах, рефлексах.

Классификация памяти по степени осознаваемости:

Эксплицитная память — это память с осознанием предмета запоминания.
Она проявляется уже на втором году жизни. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее.

Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

Эффекты и феномены памяти

  1. Специально выделяется феномен реминисценции — это отсроченное непроизвольное воспроизведение. Реминисценция означает, что воспроизведение заученного материала со временем не ухудшается, а, наоборот, улучшается. 

  2. Если испытуемому предложить ряд стимулов для заучивания, а затем попросить его воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первых и последних стимулов будет выше, чем стимулов, расположенных в середине ряда. Этот феномен получил название «эффект первичности и недавности».

  3. Эффект Зейгарника подразумевает, что лучше запоминается незавершенный гештальт — прерванное действие.

  4. В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингауз открыл кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени.

Нарушения памяти

Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания.

Гипомнезия — это ослабления памяти, возникающие с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозгового (атеросклероза мозговых сосудов, травм, опухолей, интоксикаций и т.д.).

Гипермнезия — это аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями.

Парамнезия — это ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.