СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психосоциальная реабилитация.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психосоциальная реабилитация.»

Психосоциальная реабилитация

Психосоциальная реабилитация

Реабилитация  - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи. Термин реабилитация происходит от латинского слова  habilis  – «способность»,  rehabilis  – «восстановление способности». Реабилитация  – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Цель реабилитации  – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ ) дает определение реабилитации: « Реабилитация  представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут ».

Реабилитация  - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи. Термин реабилитация происходит от латинского слова  habilis  – «способность»,  rehabilis  – «восстановление способности».

Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ ) дает определение реабилитации: « Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут ».

Реабилитацию можно разделить на: медицинскую, физическую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально – экономическую.

Реабилитацию можно разделить на: медицинскую, физическую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально – экономическую.

К частным задачам реабилитации относятся:

·        восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

·        восстановление трудоспособности, то есть утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;

·        предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, то есть осуществление мер вторичной профилактики.

Цель  реабилитации  – наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания.

Физическая  реабилитация  – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств,  психо-эмоциональной   устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя: ·        физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.); ·        механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия); ·        массаж; ·        традиционные методы лечения (аккупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие); ·        трудотерапия; ·        психотерапия; ·        логопедическая помощь; ·        лечебная физкультура; ·        реконструктивная хирургия; ·        протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь); ·        санаторно-курортное лечение; ·        технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парентерально, другие технические средства); ·        информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации; ·        другие мероприятия, услуги, технические средства.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

·        физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.);

·        механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия);

·        массаж;

·        традиционные методы лечения (аккупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие);

·        трудотерапия;

·        психотерапия;

·        логопедическая помощь;

·        лечебная физкультура;

·        реконструктивная хирургия;

·        протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь);

·        санаторно-курортное лечение;

·        технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парентерально, другие технические средства);

·        информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации;

·        другие мероприятия, услуги, технические средства.

Психотерапия   – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Потенцирование   - это метод усиления специфического лечебного фактора с помощью словесного внушения. Опосредование   – это метод косвенного внушения с помощью использования лечебных факторов вне связи с их специфическим действием для получения какого-либо психологического эффекта. Психотерапевтическое воздействие медсестры на больного условно можно разделить на 3 этапа: ·        предварительную беседу о назначении применяемого лечения; ·        воздействие во время прохождения лечения; ·        заключительную беседу.

Психотерапия   – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения.

Потенцирование   - это метод усиления специфического лечебного фактора с помощью словесного внушения.

Опосредование   – это метод косвенного внушения с помощью использования лечебных факторов вне связи с их специфическим действием для получения какого-либо психологического эффекта.

Психотерапевтическое воздействие медсестры на больного условно можно разделить на 3 этапа:

·        предварительную беседу о назначении применяемого лечения;

·        воздействие во время прохождения лечения;

·        заключительную беседу.

План анализа возможных проблем пациента в связи с применением фактора . 1.      Ощущения во время процедуры (ожидаемые, патологические) 2.       Эмоциональные реакции пациента на данный фактор (недоверие, ожидание боли, ожога, боязнь облучения). 3.       Влияние фактора на жизненные циклы (особенности реакций у детей, пожилых, во время полового созревания, во время менструального цикла, во время беременности, во время климактерического периода). 4.       Возможные сестринские вмешательства ( подготовка пациента к процедуре  – уход за кожей, гигиена, информирование, оценка состояния, эмоциональная коррекция, одежда;  оценка ответной реакции пациента на процедуру –  ожидаемая, патологическая; помощь в составлении режима дня – контроль за питанием, диурезом, стулом, временем отдыха) 5.       Ожидаемые результаты - положительная физиобальнеореакция, активное отношение пациента к своему здоровью, готовность сотрудничать с медперсоналом.

План анализа возможных проблем пациента в связи с применением фактора .

1.      Ощущения во время процедуры (ожидаемые, патологические)

2.       Эмоциональные реакции пациента на данный фактор (недоверие, ожидание боли, ожога, боязнь облучения).

3.       Влияние фактора на жизненные циклы (особенности реакций у детей, пожилых, во время полового созревания, во время менструального цикла, во время беременности, во время климактерического периода).

4.       Возможные сестринские вмешательства ( подготовка пациента к процедуре  – уход за кожей, гигиена, информирование, оценка состояния, эмоциональная коррекция, одежда;  оценка ответной реакции пациента на процедуру –  ожидаемая, патологическая; помощь в составлении режима дня – контроль за питанием, диурезом, стулом, временем отдыха)

5.       Ожидаемые результаты - положительная физиобальнеореакция, активное отношение пациента к своему здоровью, готовность сотрудничать с медперсоналом.

Основные принципы реабилитации К основным принципам  реабилитации   относятся: ·        раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ), ·        комплексность использования всех доступных и необходимых РМ, ·        индивидуализация программы реабилитации, ·        этапность реабилитации, ·        непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации, ·        социальная направленность РМ, ·        использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Основные принципы реабилитации

К основным принципам  реабилитации   относятся:

·        раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ),

·        комплексность использования всех доступных и необходимых РМ,

·        индивидуализация программы реабилитации,

·        этапность реабилитации,

·        непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

·        социальная направленность РМ,

·        использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Средства медицинской и физической реабилитации К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия),  физиотерапия,   аэротерапия , хореотерапия (танцы), мануальное воздействие и др. Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: произвольная экономизация дыхания, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим – психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Средства медицинской и физической реабилитации

К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия),  физиотерапия,   аэротерапия , хореотерапия (танцы), мануальное воздействие и др.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: произвольная экономизация дыхания, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим – психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

5 этапов медицинской реабилитации Первый - превентивный этап  преследует цель предупредить развитие клинических проявлений болезни коррекцией метаболических нарушений

5 этапов медицинской реабилитации

Первый - превентивный этап преследует цель предупредить развитие клинических проявлений болезни коррекцией метаболических нарушений

Второй - стационарный этап медицинской реабилитации  предусматривает мероприятия по обеспечению минимальной по объему гибели тканей в результате воздействия патогенного агента, предупреждению осложнений болезни, обеспечению оптимального течения репаративных (восстановительных) процессов

Второй - стационарный этап медицинской реабилитации предусматривает мероприятия по обеспечению минимальной по объему гибели тканей в результате воздействия патогенного агента, предупреждению осложнений болезни, обеспечению оптимального течения репаративных (восстановительных) процессов

Третий - поликлинический этап медицинской реабилитации должен обеспечить завершение патологического процесса

Третий - поликлинический этап медицинской реабилитации должен обеспечить завершение патологического процесса

Четвертый - санаторно-курортный этап медицинской реабилитации  завершает стадию неполной клинической ремиссии. Лечебные мероприятия должны быть направлены на профилактику рецидивов болезни, а также ее прогрессирования.

Четвертый - санаторно-курортный этап медицинской реабилитации завершает стадию неполной клинической ремиссии. Лечебные мероприятия должны быть направлены на профилактику рецидивов болезни, а также ее прогрессирования.

На пятом (метаболическом) этапе медицинской реабилитации  создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся после завершения клинической стадии.

На пятом (метаболическом) этапе медицинской реабилитации создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся после завершения клинической стадии.

В докладе ВОЗ сказано:  « Психосоциальная реабилитация – это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе. Мероприятия по психосоциальной реабилитации меняются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные   вмешательства (больница или общество), а также от культурных и социально-экономических условий страны. Но основу этих мероприятий, как правило, составляют: · трудовая реабилитация; · трудоустройство; · профессиональная подготовка и переподготовка; · социальная поддержка; · обеспечение достойных жилищных условий; ·  образование; · приобретение и восстановление навыков общения; · приобретение навыков независимой жизни; · реализация увлечений и досуга, духовных потребностей.

В докладе ВОЗ сказано:  « Психосоциальная реабилитация – это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе.

Мероприятия по психосоциальной реабилитации меняются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные   вмешательства (больница или общество), а также от культурных и социально-экономических условий страны.

Но основу этих мероприятий, как правило, составляют:

· трудовая реабилитация;

· трудоустройство;

· профессиональная подготовка и переподготовка;

· социальная поддержка;

· обеспечение достойных жилищных условий;

·  образование;

· приобретение и восстановление навыков общения;

· приобретение навыков независимой жизни;

· реализация увлечений и досуга, духовных потребностей.

Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение психосоциальной реабилитации: - ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение психосоциальной реабилитации:

- ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

- Приказ МЗ и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 566н г. Москва "Об утверждении Порядка оказания мед. помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения"

Цель психосоциальной реабилитации :  это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

Принципы психосоциальной реабилитации:

1. Индивидуальный подход;

2. Комплексность проводимых психологических мероприятий;

3. Активное участие в реабилитации самого пациента, вовлечение в реабилитационный процесс его близких и родных.

Направления работы при психокоррекции: Сенсорная комната – это пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными (слуховыми), визуальными (зрительными), обонятельными (запахи) и тактильными (кожной чувствительности) стимулами; Групповые формы психологической коррекции: медитативные сеансы, психологические тренинги. Механизмы стресса и формирования психогений. Стресс  -  это состояние психофизиологического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стрессор  -  неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения - стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть - холод, голод, жажда, психические и физические травмы.

Направления работы при психокоррекции:

  • Сенсорная комната – это пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными (слуховыми), визуальными (зрительными), обонятельными (запахи) и тактильными (кожной чувствительности) стимулами;
  • Групповые формы психологической коррекции: медитативные сеансы, психологические тренинги.

Механизмы стресса и формирования психогений.

Стресс  -  это состояние психофизиологического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Стрессор  -  неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения - стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть - холод, голод, жажда, психические и физические травмы.

Выделяют три основных этапа в развитии стресса: Стадия мобилизации .   На данном этапе активируется реакция тревоги. Она мобилизует все адаптивные ресурсы организма, готовит его к срочным действиям. Усиливается энергообмен, увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, учащается дыхание, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Стадия сопротивления .  Все системы организма возвращаются к нормальному режиму работы, и начинается разработка новых программ действий (приспособления, адаптации к новым обстоятельствам). Стадия истощения .  В том случае, когда организм не смог адаптироваться к новым условиям среды, выработать новую программу действий, происходит истощение ресурсов. Таким образом, сильный или хронический стресс является основой для возникновения психосоматических заболеваний.

Выделяют три основных этапа в развитии стресса:

  • Стадия мобилизации .   На данном этапе активируется реакция тревоги. Она мобилизует все адаптивные ресурсы организма, готовит его к срочным действиям. Усиливается энергообмен, увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, учащается дыхание, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам.
  • Стадия сопротивления .  Все системы организма возвращаются к нормальному режиму работы, и начинается разработка новых программ действий (приспособления, адаптации к новым обстоятельствам).
  • Стадия истощения .  В том случае, когда организм не смог адаптироваться к новым условиям среды, выработать новую программу действий, происходит истощение ресурсов.

Таким образом, сильный или хронический стресс является основой для возникновения психосоматических заболеваний.

Психогении ( от греч. psyche — душа и ge n ao — порождаю) — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.

Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.

Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - забота, уход лечение) - это определенная стратегия психологического вмешательства, направленная на упорядочение нарушенной деятельности организма.

Цели:   избавление пациента от эмоционального стресса, содействие в разрешении его жизненных проблем; помощь в изменении тех личностных особенностей и моделей поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала для плодотворной работы и созданию зрелых отношений с другими людьми; создание условий для личностного роста и выявления, активизации скрытых, нереализованных возможностей.

Профессиональная психологическая помощь подразделяется на психотерапию, психологическое консультирование, психодиагностику и профориентацию, организационное консультирование, индивидуальный тренинг и ряд других новых форм. Специфика психотерапии как основной, исходной, формы психологической помощи состоит в психологическом воздействии, направленном на изменение психических состояний и личностных свойств пациента. Очевидно, что эти изменения должны быть позитивными, способствовать благополучию человека, повышать его жизнеспособность.

Профессиональная психологическая помощь подразделяется на психотерапию, психологическое консультирование, психодиагностику и профориентацию, организационное консультирование, индивидуальный тренинг и ряд других новых форм.

Специфика психотерапии как основной, исходной, формы психологической помощи состоит в психологическом воздействии, направленном на изменение психических состояний и личностных свойств пациента. Очевидно, что эти изменения должны быть позитивными, способствовать благополучию человека, повышать его жизнеспособность.

Методы психотерапии: 1. Суггестивная психотерапия.  Внушение (суггестия) — восприятие субъектом информации, поступающей извне, в полном объёме, некритично, без субъективно-личностной переработки; 2. Рациональная психотерапия .  Убеждение — восприятие субъектом информации, поступающей извне, критично, посредством субъективной смыслово-логической (когнитивной) и эмоциональной переработки; 3. Групповая психотерапия ; 4. Психоанализ; 5. Бихевиоральная терапия .(англ. Behavior - поведение) Основной принцип терапии — тренинговый, позитивный эффект, основан на феномене угасания реакции; 6. Экзистенциальная терапия .  ( англ.   existential therapy ) — направление в  психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.

Методы психотерапии:

1. Суггестивная психотерапия.  Внушение (суггестия) — восприятие субъектом информации, поступающей извне, в полном объёме, некритично, без субъективно-личностной переработки;

2. Рациональная психотерапия .  Убеждение — восприятие субъектом информации, поступающей извне, критично, посредством субъективной смыслово-логической (когнитивной) и эмоциональной переработки;

3. Групповая психотерапия ;

4. Психоанализ;

5. Бихевиоральная терапия .(англ. Behavior - поведение) Основной принцип терапии — тренинговый, позитивный эффект, основан на феномене угасания реакции;

6. Экзистенциальная терапия . ( англ.   existential therapy ) — направление в  психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.

Основными направлениями, или подходами, в психотерапии являются три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий). Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. Феноменологическая (экзистенциально-гуманистическая) психотерапия  – это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более   осознанной . Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь. Цель жизнеизменяющей психотерапии – помочь пациенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.

Основными направлениями, или подходами, в психотерапии являются три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий).

Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное.

Феноменологическая (экзистенциально-гуманистическая) психотерапия  – это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более   осознанной . Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь.

Цель жизнеизменяющей психотерапии – помочь пациенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.

Когнитивно-поведенческая психотерапия   основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации. Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный курс, №10-20, 1-2 раза в неделю. Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при:   депрессии,   панических атаках, различного рода   фобиях, тревожных и   обсессивно-компульсивных (навязчивых) расстройствах. Для людей, склонных к самоанализу и рефлексии, когнитивно-поведенческая психотерапия - лучшее средство психотерапевтической помощи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия   основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации.

Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный курс, №10-20, 1-2 раза в неделю.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при:   депрессии,   панических атаках, различного рода   фобиях, тревожных и   обсессивно-компульсивных (навязчивых) расстройствах.

Для людей, склонных к самоанализу и рефлексии, когнитивно-поведенческая психотерапия - лучшее средство психотерапевтической помощи.

Дыхание для расслабления Для того, чтобы справиться со стрессом и негативными переживаниями, иногда достаточно просто наладить дыхание. В этом поможет техника абдоминального дыхания. Нужно медленно набрать в легкие воздух, затем задержать воздух, неторопливо сосчитав до четырех. Точно так же на четыре счета выдохнуть - и на четыре счета снова задержать дыхание, не вдыхая (так называемый квадрат дыхания, используемый на занятиях йоги). С помощью этой дыхательной практики можно сразу убить двух зайцев. Во-первых, волей-неволей заставить себя дышать медленно и избежать гипервентиляции легких. Во-вторых, отвлечь возбужденный ум от проблемы, вызвавшей бурную реакцию, и переключить его на счет от одного до четырех.

Дыхание для расслабления

Для того, чтобы справиться со стрессом и негативными переживаниями, иногда достаточно просто наладить дыхание. В этом поможет техника абдоминального дыхания. Нужно медленно набрать в легкие воздух, затем задержать воздух, неторопливо сосчитав до четырех. Точно так же на четыре счета выдохнуть - и на четыре счета снова задержать дыхание, не вдыхая (так называемый квадрат дыхания, используемый на занятиях йоги).

С помощью этой дыхательной практики можно сразу убить двух зайцев. Во-первых, волей-неволей заставить себя дышать медленно и избежать гипервентиляции легких. Во-вторых, отвлечь возбужденный ум от проблемы, вызвавшей бурную реакцию, и переключить его на счет от одного до четырех.

Групповая психотерапия  — это использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека.  Специфика групповой психотерапии заключается в том, что одним из основных психотерапевтических инструментов является сама группа людей, их опыт, чувства и взаимоотношения между собой. Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением психотерапии, она представляет собой форму работы с группой, которая может опираться на различные теоретические подходы (гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, психодинамическое направление и т.д.). Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика.  Групповая динамика  — это совокупность взаимоотношений и  взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая также и группового психотерапевта.

Групповая психотерапия  — это использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. 

Специфика групповой психотерапии заключается в том, что одним из основных психотерапевтических инструментов является сама группа людей, их опыт, чувства и взаимоотношения между собой. Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением психотерапии, она представляет собой форму работы с группой, которая может опираться на различные теоретические подходы (гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, психодинамическое направление и т.д.).

Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика.

Групповая динамика  — это

совокупность взаимоотношений и 

взаимодействий, возникающих

между участниками группы, включая

также и группового психотерапевта.

К  процессам групповой динамики  относятся: руководство,   лидерство,   формирование группового мнения, сплочённость группы,   конфликты между участниками группы,   групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек.

К  процессам групповой динамики  относятся: руководство,   лидерство,   формирование группового мнения, сплочённость группы,   конфликты между участниками группы,   групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек.

Понятие и способы формирования позитивного мышления, умения позитивно формулировать цели. Позитивное мышление  – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Принципы формирования позитивного мышления содержат три основных направления: Позитивные утверждения  — «аффирмации». — убеждающие высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь (способности, умения, качества и отношения). Базовая аффирмация звучит так: «С каждым днем, мне становится  все лучше и лучше». Позитивный настрой — вера, что все получится   — это внутреннее ощущение или вера, что у нас получится, что мы сможем. Ключевыми фразами в таком мышлении являются: «Я смогу», «Я достоин», «У меня получится», «У меня выйдет», «Я сделаю» и девизом жизни людей с позитивным настроем является лозунг: «Если не я, то кто же?»  

Понятие и способы формирования позитивного мышления, умения позитивно формулировать цели.

Позитивное мышление  – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир.

Принципы формирования позитивного мышления содержат три основных направления:

  • Позитивные утверждения  — «аффирмации». — убеждающие высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь (способности, умения, качества и отношения). Базовая аффирмация звучит так: «С каждым днем, мне становится  все лучше и лучше».
  • Позитивный настрой — вера, что все получится   — это внутреннее ощущение или вера, что у нас получится, что мы сможем. Ключевыми фразами в таком мышлении являются: «Я смогу», «Я достоин», «У меня получится», «У меня выйдет», «Я сделаю» и девизом жизни людей с позитивным настроем является лозунг: «Если не я, то кто же?»

 

Есть известный пример о полупустом и наполовину полном стакане. Позитивное мышление  — умение оптимистично смотреть на мир – главная составляющая успеха и личностного роста, способность человеческого ума концентрироваться на положительных мыслях в любой сложившейся ситуации.

Есть известный пример о полупустом и наполовину полном стакане.

  • Позитивное мышление  — умение оптимистично смотреть на мир – главная составляющая успеха и личностного роста, способность человеческого ума концентрироваться на положительных мыслях в любой сложившейся ситуации.
Общее содержание реабилитации в отношении больных и инвалидов состоит в следующем: 1.Функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе  полное восстановление (реституция); компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например¸ при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы, приспособление к работе левой рукой). 2. Приспособление к труду (трудотерапия). 3. Непосредственная социально-психологическая реабилитация – приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включая в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

Общее содержание реабилитации в отношении больных и инвалидов состоит в следующем:

1.Функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе  полное восстановление (реституция); компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например¸ при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы, приспособление к работе левой рукой).

2. Приспособление к труду (трудотерапия).

3. Непосредственная социально-психологическая реабилитация – приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включая в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

Принципы составления программ реабилитации. При составлении реабилитационных программ необходим строго индивидуальный подход к каждому конкретному больному. Программа должна быть составлена с учетом мероприятий, направленных на практическое осуществление всех аспектов восстановительного лечения – медицинского, физического, психического, профессионального, социального. Программа реабилитации должна быть составлена с учетом комплексной оценки состояния больного, позволяющей судить об эффективности восстановительного лечения. Комплексная оценка состояния больного поможет определить его реабилитационный потенциал, выяснить характер и степень нарушения функции поврежденного органа или системы, определить возможность полного или частичного морфологического и функционального восстановления их. Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность программы с последующей ее коррекцией.

Принципы составления программ реабилитации.

При составлении реабилитационных программ необходим строго индивидуальный подход к каждому конкретному больному.

  • Программа должна быть составлена с учетом мероприятий, направленных на практическое осуществление всех аспектов восстановительного лечения – медицинского, физического, психического, профессионального, социального.
  • Программа реабилитации должна быть составлена с учетом комплексной оценки состояния больного, позволяющей судить об эффективности восстановительного лечения.
  • Комплексная оценка состояния больного поможет определить его реабилитационный потенциал, выяснить характер и степень нарушения функции поврежденного органа или системы, определить возможность полного или частичного морфологического и функционального восстановления их.
  • Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность программы с последующей ее коррекцией.
При составлении программы необходимо соблюдать ступенчатость проводимых воздействий: восстановительные мероприятия назначаются поэтапно, с учетом динамики функционального состояния больного. После выполнения реабилитационной программы необходимо оценить степень восстановления функционального состояния пациента: произошло ли полное или частичное восстановление, или произошла компенсация и замещение функций; адаптировался ли пациент к повседневной и профессиональной жизни, или необходима переподготовка, и т.д. Анализ результатов реабилитационных мероприятий позволяет подобрать наиболее эффективный и адекватный комплекс реабилитационных средств.
  • При составлении программы необходимо соблюдать ступенчатость проводимых воздействий: восстановительные мероприятия назначаются поэтапно, с учетом динамики функционального состояния больного.
  • После выполнения реабилитационной программы необходимо оценить степень восстановления функционального состояния пациента: произошло ли полное или частичное восстановление, или произошла компенсация и замещение функций; адаптировался ли пациент к повседневной и профессиональной жизни, или необходима переподготовка, и т.д.
  • Анализ результатов реабилитационных мероприятий позволяет подобрать наиболее эффективный и адекватный комплекс реабилитационных средств.
Методы социально-психологической реабилитации: метод биологической обратной связи (БОС-терапия); телесно-ориентированная терапия; когнитивно-поведенческая терапия; рациональная психотерапия; гештальт-терапия; реконструктивно-личностная психотерапия; тренинги и групповая терапия; двигательные и творческие методики. деятельность. К средствам психосоциальной реабилитации можно отнести следующие системы: здравоохранения ; образования ; профессиональной подготовки и переподготовки; средства массовых коммуникаций и массовой информации; организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

Методы социально-психологической реабилитации:

  • метод биологической обратной связи (БОС-терапия);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • рациональная психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • реконструктивно-личностная психотерапия;
  • тренинги и групповая терапия;
  • двигательные и творческие методики.

деятельность.

К средствам психосоциальной реабилитации можно отнести следующие системы:

  • здравоохранения ;
  • образования ;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов): - характер динамики основного болезненного процесса; - длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре; - характер инвалидности; - психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;  начало возвращения к трудовой деятельности. Основные методы психической реабилитации: - различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.); - психогигиена; - психопрофилактика; - в некоторых случаях – лекарственные препараты седативного или психотропного действия; - благожелательная обстановка в семье и коллективе; - эстетотерапия; - физические тренировки; - лечение трудом (трудотерапия).

Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

- характер динамики основного болезненного процесса;

- длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;

- характер инвалидности;

- психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;

  • начало возвращения к трудовой деятельности.

Основные методы психической реабилитации:

- различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.);

- психогигиена;

- психопрофилактика;

- в некоторых случаях – лекарственные препараты седативного или психотропного действия;

- благожелательная обстановка в семье и коллективе;

- эстетотерапия;

- физические тренировки;

- лечение трудом (трудотерапия).

Объекты социальной защиты Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в  трудной жизненной ситуации : граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие; инвалиды ВОВ и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают; дети с девиантным (лат. deviatio — отклонение)    поведением; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери; граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом; лица без определенного места жительства.

Объекты социальной защиты

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в  трудной жизненной ситуации :

  • граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
  • инвалиды ВОВ и семьи погибших военнослужащих;
  • инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
  • вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • дети с девиантным (лат. deviatio — отклонение)   поведением;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.
Социальный статус   -  это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. Совокупность всех социальных статусов личности называется « статусным набором » .   Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется   главным статусом .   В малых, первичных социальных группах большое значение имеет   личный статус   человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств. Механизмы психологической защиты индивида: 1. Вытеснение; 2. Отрицание ; 3. Реактивные образования ; 4. Регрессия ; 5. Изоляция ; 6. Идентификация ; 7. Проекция; 8. Замещение (смещение); 9. Рационализация ; 10. Сублимация .

Социальный статус   -  это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями.

Совокупность всех социальных статусов личности называется « статусным набором » .   Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется   главным статусом .   В малых, первичных социальных группах большое значение имеет   личный статус   человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.

Механизмы психологической защиты индивида:

1. Вытеснение;

2. Отрицание ;

3. Реактивные образования ;

4. Регрессия ;

5. Изоляция ;

6. Идентификация ;

7. Проекция;

8. Замещение (смещение);

9. Рационализация ;

10. Сублимация .

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам: У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе; Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей; Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают. Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения.

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  • У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе;
  • Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей;
  • Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Адаптированная образовательная программа   - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образовательная программа   - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых и слабовидящих обучающихся; глухих и слабослышащих; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с тяжелыми нарушениями речи; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройством аутистического спектра; со сложными дефектами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ, не имеющими основного общего или среднего общего образования. В организациях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, создаются специальные условия для получения образования указанной категорией обучающихся.  

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • слепых и слабовидящих обучающихся;
  • глухих и слабослышащих;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройством аутистического спектра;
  • со сложными дефектами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ, не имеющими основного общего или среднего общего образования.

В организациях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, создаются специальные условия для получения образования указанной категорией обучающихся.

 

  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 06-281

  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 06-281 "О направлении Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях"

  При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии .

  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

  Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся, являющимся инвалидами, предоставляются меры социальной поддержки .

Выпускникам профессиональных образовательных организаций с инвалидностью оказывается содействие в поиске работы .

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: 1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 6) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Социально-средовая реабилитация направлена на приспособление инвалида к окружающей среде. Виды услуг, предоставляемых  в реабилитационном центре по этому направлению: Социально-средовая диагностика; Обучение социальной независимости; Обучение социальному общению; Оказание помощи в решении личных проблем. Социально-бытовая реабилитация  - это процесс ознакомления пациента с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует пациента в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий.

Социально-средовая реабилитация направлена на приспособление инвалида к окружающей среде.

Виды услуг, предоставляемых  в реабилитационном центре по этому направлению:

  • Социально-средовая диагностика;
  • Обучение социальной независимости;
  • Обучение социальному общению;
  • Оказание помощи в решении личных проблем.

Социально-бытовая реабилитация  - это процесс ознакомления пациента с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует пациента в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий.