Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение подготовки специалистов
Методическая разработка
урока практического занятия по теме: «Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя»
ПМ.05 – УП.05
«Выполнение работ по одной или нескольким
должностям служащих-водитель автомобиля»
20.02.04 «Пожарная безопасность»
разработал: мастер п/о
Кирсанов Е.В.
Волоколамск 2019г
Введение
Наряду с получением теоретических знаний ПДД большое значение имеет приобретение навыков по управлению автомобилем, так как это являются необходимой базой, для уверенного ориентирования на дорогах, прогнозирования складывающейся ситуаций и нахождения к ним правильных решений. Практическое вождение автомобиля расширяет и закрепляет знания, полученные студентами при изучении теоретического курса по управлению автомобилем, вырабатывает навыки, которые в дальнейшем станут залогом формирования мастерства техники управления и безопасного вождения в реальных дорожных условиях. Понимание физических процессов происходящих в результате работы, агрегатов и механизмов автомобиля, во время движения станет фактором, влияющим на умение содержать автомобиль в исправном техническом состоянии. В процессе обучения у студентов необходимо воспитывать чувство ответственности за свои действия, уважение к другим участникам движения и пешеходам. Все это в итоге влияет на безопасность дорожного движения.
Проект открытого занятия производственного обучения по вождению автомобиля категории «В».
Группа:
Специальность: 20.02.04 «Пожарная безопасность»
Мастер производственного обучения: Кирсанов Евгений Владимирович
Дата проведения: 12.09.2019
Тема: «Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.».
Вид занятия: урок практического обучения
Тип занятия: формирование первоначальных умений
Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий
Место проведения: площадка для приобретения первоначальных навыков вождения
Цель занятия: Научить кандидата в водители приемам плавного начала движения автомобиля с места, его разгону и торможению с переключением передач, движению по прямой задним ходом.
Задачи:
Образовательные:
-Ознакомление кандидата в водители с техникой безопасности при эксплуатации автомобиля;
-Ознакомление действиям органами управления при начале движения, переключении передач в восходящем и нисходящем порядке, при торможении и остановке;
-Закрепление навыков по действию органами управления транспортным средством.
Развивающие:
-Развитие внимания, мышечной памяти, быстроты реакции.
Воспитательные:
- Воспитание дисциплины, ответственности за свои действия при управлении автомобилем;
-Воспитание волевых качеств, исполнительности;
-Воспитание внимания и самооценки, самостоятельности при выполнении упражнений на площадке;
Материально-техническое оснащение урока: учебный автомобиль, площадка для обучения первоначальным навыкам вождения, карточка наезда ученика, инструкционная карта.
Квалификационные требования:
Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.
Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять движение задним ходом.
Межпредметные связи: ПДД
Ход урока
1. Организационная часть — 5 мин.
Проверка готовности обучающегося к занятиям (внешний вид, наличие индивидуальной карточки вождения).
2. Вводный инструктаж – 35 мин
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля-15 мин
Ежедневное ТО проводит сам инструктор, сопровождая объяснение и показ методическими указаниями. Затем кандидат в водители должен повторить за инструктором. Пример ЕТО:
• проверьте, нет ли на месте стоянки свежих следов подтекания охлаждающей жидкости, масла, топлива , тормозной жидкости из автомобиля;
• проверьте уровень масла в картере двигателя, жидкости в системе охлаждения, в бачке гидропривода тормозов, а также в бачке омывателя ветрового стекла. При необходимости доведите уровни до нормы;
• проверьте работу всех приборов освещения, звуковой и световой сигнализации, контрольных приборов, очистителя и омывателя ветрового стекла. Отрегулируйте, если необходимо, положение водительского сиденья, а также зеркал заднего вида;
Начало движения с места и разгон
1.Обездвижеть автомобиль с помощью ручника или педали тормоза, выжать сцепление (до упора в пол) — выключить передачу в нейтральное положение после этого отпустить педаль сцепления
2.Завести двигатель, посмотреть в зеркало заднего вида, пропустить движущиеся автомобили, включить левый указатель поворота
3. Выжать педаль сцепления, включить 1-ую передачу
4. Снять с ручного тормоза
5. Очень плавно отпустить сцепление до момента начала движения автомобиля, задержать его в этом положении на1-2 секунды(чтобы дать автомобилю разогнаться), добавить немного газу, (чтобы ускорить процесс и не дать заглохнуть двигателю) поле этого сразу быстро но плавно отпустить педаль сцепления.
6. Выруливаем и выравниваем автомобиль в полосу
7. Добавляем газ для придания автомобилю ускорения и отпустив его по достижению нужной скорости, сразу выжимаем сцепление (чтобы машина сохранила динамику разгона) переключаем рычаг КПП на 2-ю передачу.
Примечание: по ровной дороге передачу можно переключать раньше (в нижнем диапазоне ), а при подъёме позже(в верхнем диапазоне передачи)
8.Точно таким же образом переключаемся по порядку на следующие передачи с той лишь разницей , что сцепление задерживаем на меньшее время (доли секунды)
Последовательность действий при плавной остановке автомобиля:
Нормальное торможение осуществляется путем плавного торможения с последующим переходом на низшие передачи.
1. Отпусканием педаль газа с переносом носка правой ноги на педаль тормоза, плавно(не сильно) нажимаем его до снижения скорости низшей передачи и отпускаем тормоз при движении по прямой дороге (а при движении на спуск продолжаем держать чуть ослабив нажим)
2. Выжимаем сцепление.
3. Переключаем передачу на пониженную.
4. Отпускаем сцепление.
Для полной остановки в скоростном диапазоне первой передачи при выжитом сцеплении нажимаем тормоз сильнее до момента полной остановки машины. После остановки автомобиля выключаем передачу и отпускаем сцепление, продолжая жать на педаль тормоза или поставить стояночный тормоз.
- взглянуть в зеркало заднего вида;
- включить указатель правого поворота;
- перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза;
- плавным нажатием на педаль тормоза снизить скорость движения автомобиля;
- продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выжать педаль сцепления
- нажать педаль тормоза до упора;
- включить стояночный тормоз, отпустить педаль тормоза;
- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- отпустить педаль сцепления;
- выключить указатель поворота;
При покидании автомобиля или при заглушенном двигателе В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ включить передачу(так как ручной тормоз как фиксатор автомобиля –НЕ НАДЁЖЕН и используется только при необходимости)
При экстренном торможении последовательность действий та же, что и при нормальном. Только нажатие на педаль производится более сильно, сцепление выключается, когда педаль тормоза дойдет почти до упора. Более позднее выключение сцепления способствует снижению вероятности блокировки колес при торможении; повышает управляемость автомобиля.
Движение задним ходом по прямой
В процессе движения возникают ситуации, когда движение вперёд невозможно и необходимо прибегнуть к движению задним ходом. Нужно научиться управлять движением автомобиля задним ходом, при этом проявлять повышенную внимательность, осторожность, соблюдая требования правил безопасного движения. Вождение автомобиля задним ходом относится к маневрам повышенной сложности.
Во время выполнения этого маневра необходимо наблюдать за дорогой в зеркала заднего вида , смотреть необходимо в оба зеркала , чтобы контролировать обстановку со всех сторон . Если расстояние с какой либо стороны между бортом машины и объектом меньше, то больше смотреть надо именно в это зеркало не забывая при этом про другое. Изображение в зеркале видится по иному к тому же руль надо крутить в противоположную сторону –это по началу вызывает некоторые трудности, но они постепенно уходят при регулярной тренировке. В некоторых случаях, когда обзор затруднен необходимо прибегнуть к помощи другого человека, находящихся вне автомобиля , при этом руководствоваться необходимо командами которые он подает руками. Движение должно осуществляться достаточно медленно, для этого надо отпустить педаль сцепления только до момента начала движения и удерживать ее в этом положении пока осуществляется маневр. Если дальше отпускать педаль сцепления, то автомобиль начнет увеличивать скорость, что в своё время может привести к потере ориентации, та как автомобиль ведет себя иначе, чем при движении вперёд. Чтобы такого не случалось для снижения скорости педаль сцепления надо слегка утапливать обратно, а набранную скорость погасить тормозом до необходимой и опять тормоз отпустить и дальнейшее движение контролировать именно педалью сцепления.
Чтобы начать движение задним ходом необходимо:
-произвести запуск двигателя;
- до конца выжать сцепление;
-включить передачу заднего хода;
- отпустить стояночный тормоз;
-убедиться в безопасности перед началом движения;
-отпустить педаль сцепления до точки «схватывания сцепления», ногу оставить на сцеплении, в готовности выжать сцепление, если автомобиль начнет разгонятся;
-наблюдать за направлением движения автомобиля и за дорожной обстановкой;
- слегка вращать рулевое колесо в ту сторону, в которую вы хотите повернуть заднюю часть автомобиля.
Надо привыкнуть, что при повороте правого колеса вправо задняя часть автомобиля поворачивается вправо, а передняя движется влево( и наоборот), при этом необходимо контролировать положение кузова, чтобы передняя часть автомобиля не задела за предметы, находящиеся рядом.
Задним ходом надо двигаться медленно и всегда быть готовым остановиться. Если сомневаетесь в безопасности дорожной обстановки, остановитесь, выйдите, оцените ситуацию, выберите наиболее безопасный способ дальнейшего движения.
3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащегося – 70 мин.
Самостоятельная работа студента по выполнению задания под контролем мастера производственного обучения:
-точность и синхронность действий студента при управлении автомобилем;
-правильность выполнения приемов , при начале движения автомобиля с места;
-тренировка умений и навыков, студента, демонстрируемых при разгоне автомобиля по ровному участку дороги;
-правильность выполнения приемов при снижении скорости автомобиля;
-правильность действий при выполнении движения задним ходом.
-правильность действий при полной остановке автомобиля.
4. Заключительный инструктаж – 10 мин.
Анализ работы студента по выполнению задания
Выявить допущенные ошибки, их причины и способы исправления.
Отметить положительные моменты, тактично указать на слабые стороны. Оценить действия обучающегося в целом по выполнению упражнения.
Домашнее задание:
Повторение ПДД : стр. 6-9 Общие обязанности водителей;
Список литературы
1. Федеральный закон о безопасности дорожного движения : – М., 1996.
2. Программа подготовки водителей транспортных средств. – М., 2008.
3. Правила дорожного движения. – 2019 год.
4. Нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности дорожного движения. Водитель : сборник. – Т. 1. –
М., 2019.
5. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля / В.В. Волгин. – М., 2009.
6. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2009.
7. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 2014.
8. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 2003.
9. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения / Н. Нарицын. – М., 2006.
10. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.