1. | 5 ч. | Где мы живём? Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; рассуждения, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - применение методов информационного поиска; - смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений. |
2. | 20 ч. | Природа Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. |
3. | 9 ч. | Жизнь города и села Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. |
4. | 9 ч. | Здоровье и безопасность Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра |
5. | 7 ч. | Общение Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска; - смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра |
6. | 18 ч.
Всего 68 | Путешествия Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей. | Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; - подведение под понятие; - использование знаково-символических средств, моделирование; - построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; - постановка и формулирование проблемы; - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска; - смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: - самоопределение; - учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; - смыслообразование Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - планирование; - волевая саморегуляция: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); - прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. |