Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
| Утверждена Приказ по школе № 3 от «___» ___________ 2019 г. Директор Городинская В.В. |
Рабочая программа учебного курса «Музыка»
основного общего образования
Предмет Музыка
Класс 8 А,Б,В
Кол-во часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год: 8 А,Б – 33 часа,8 В – 34 часа
Программа по предмету «Музыка» составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений, созданной под руководством Т.И.Науменко, В.В.Алеевев, Издательство: Дрофа, 2016
Составитель: учитель музыки высшей категории Анищенко Т.В.
2019-2020 год
I Раздел -СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 8 КЛАСС
1.О традиции в музыке (3 часа)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.
2 Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.
3 Мир человеческих чувств (11 часов)
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.
4 В поисках истины и красоты (7 часов)
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.
5 О современности в музыке (8часов)
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия
Заключительный урок –викторина (1 час)
Итоговое тестирование. Урок-викторина
II Раздел
Тематическое планирование
| I Раздел - ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ-8 часов | | |
1 | О традиции в музыке | 3 ч. | | |
| |
2 СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (5 ч) | 5 ч. |
3 | МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (11 ч) | 11 ч. | |
| В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ | 7 ч. | | |
| О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ | 8 ч. | |
| Итого за год | 34ч. | |
III Раздел Планируемые результаты освоения программы «Музыка» 8 класс
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
- наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения);
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- освоение содержания, претворяющего проблемы ≪вечных тем≫ в искусстве;
- умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
- установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
- сформированность навыков вокально-хоровой деятельности: умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации;
- потребностьв общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека и обществе, в развитии мировой культуры;
- общие музыкальные способности учащихся, а также образное, ассоциативное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоцианально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, музыкально-пластическое движение и др.)
- эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- музыкальный и общий культурный кругозор, музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- основы музыкальной грамотности: способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Учащиеся получат возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в 8 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
IV Раздел
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа предусматривает обучение по предмету «Музыка» в 8 классах в объеме 34 часа -1 час в неделю
В соответствии с годовым календарным графиком школы, расписанием занятий, календарно-тематическим планированием
8 «А» - 33 часа; 8 Б-34 ч.,8 В-34 ч.
№ п/п | Дата | Тема урока | примечание |
план | факт |
А | Б | В | А | Б | В | | |
1 четверть |
О традиции в музыке (3ч) |
1 | 6.09 | 07.09 | 07.09 | | | | . Музыка «старая» и «новая». | |
2 | 13.09 | 11.09 | 11.09 | | | | Настоящая музыка не бывает «старой». | |
3 | 20.09 | 18.09 | 18.09 | | | | Живая сила традиции | |
СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (5 ч) |
4 | 27.09 | 25.09 | 28.09 | | | | Искусство начинается с мифа. | |
5 | 4.10 | 2.10 | 5.10 | | | | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». | |
6 | 11.10 | 9.10 | 12.10 | | | | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. | |
7 | 18.10 | 16.10 | 19.10 | | | | «Благословляю вас, леса...» | |
8 | 25.10 | 23.10 | 26.10 | | | | К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». | |
| 8 | 8 | 8 | | | | 1 четверть | |
2 четверть |
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (11 ч) |
9 | 8.11 | 06.11 | 06.11 | | | | «Благословляю вас, леса...» | |
10 | 15.11 | 13.11 | 13.11 | | | | Образы радости в музыке. | |
11 | 22.11 | 20.11 | 20.11 | | | | «Мелодией одной звучат печаль радость». | |
12 | 29.11 | 27.11 | 27.11 | | | | «Мелодией одной звучат печаль радость». | |
13 | 6.12 | 04.12 | 04.12 | | | | «Слезы людские, о слезы людские...» | |
14 | 13.12 | 11.12 | 11.12 | | | | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. | |
15 | 20.12 | 18.12 | 18.12 | | | | Два пушкинских образа в музыке. | |
16 | 27.12 | 25.12 | 25.12 | | | | Два пушкинских образа в музыке. | |
| 8 | 8 | 8 | | | | За 2 четверть | |
| 16 | 16 | 16 | | | | За 1 полугодие | |
3 четверть |
17 | 17.01 | 18.01 | 15.01 | | | | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский «Ромео и Джульетта». | |
18 | 24.01 | 22.01 | 22.01 | | | | Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». | |
19 | 31.01 | 29.01 | 29.01 | | | | Мотивы пути и дороги в русском искусстве. | |
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ (7ч) |
20 | 7.02 | 05.02 | 05.02 | | | | Мир духовной музыки. | |
20 | 14.02 | 12.02 | 12.02 | | | | Колокольный звон на Руси. | |
21 | 21.02 | 19.02 | 19.02 | | | | Рождественская звезда. | |
22 | 28.02 | 26.02 | 26.02 | | | | Рождество Христово. | |
23 | 7.03 | 05.03 | 05.03 | | | | От Рождества до Крещения. | |
24 | 14.03 | 12.03 | 12.03 | | | | «Светлый Праздник». Православная музыка. | |
25 | 21.03 | 19.03 | 19.03 | | | | Искусство в жизни современного человека Как мы понимаем современность. | |
26 | 7.02 | 05.02 | 05.02 | | | | Мир духовной музыки. | |
| 10 | 10 | 10 | | | | За 3 четверть | |
4 четверть |
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ 8 ч |
27 | 4.04 | 02.04 | 02.04 | | | | Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана. | |
28 | 11.04 | 09.04 | 09.04 | | | | Диалог Запада и Востока в творчестве современных композиторов. | |
29 | 18.04 | 16.04 | 16.04 | | | | Новые области в музыке XX века (джазовая музыка). | |
30 | 25.04 | 23.04 | 23.04 | | | | Лирические страницы советской музыки. | |
31 | 2.05 | 30.04 | 30.04 | | | | Диалог времен в музыке А. Шнитке. | |
32 | 16.05 | 07.05 | 07.05 | | | | «Любовь никогда не перестанет» | |
33 | 23.05 | 14.05 | 14.05 | | | | Традиция и современность в музыке. | |
34 | | 21.05 | 21.05 | | | | Урок-концерт. | |
| 7 ч. | 8 ч. | 8 ч. | | | | Итого: за 4 четверть | |
| 17 ч. 33 ч. | 18 ч. 34 ч. | 18 ч. 34 ч. | | | | За 2 полугодие За год | |