Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия села Месягутово в д. Кадырово
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО и.о.зам. директора по УР зам.директора по УВР
протокол № __ ФМБОУ гимназия села ФМБОУ гимназия села
от ___________. Месягутово в д. Кадырово Месягутово в д. Кадырово
______/_____________ /________/Галлямова Ф.М. /________/ Ахмедьянов К.З.
_____ /______ 2016 г. Приказ
№____от________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5 класс
основного общего образования
Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год
Составила:
Давлетова Р.С.,
учитель
английского языка
2016 г.
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г., авторской программы по английскому языку для 5 класса общеобразовательных школ / В.Г. Апальков, Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Английский в фокусе – Москва, «Просвещение», 2011 г., и учебника Английский в фокусе. 5 класс. / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по предмету Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008 г., и авторской программы по английскому языку для 5 класса общеобразовательных школ / В.Г. Апальков, Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Английский в фокусе. – Москва, «Просвещение», 2011 г.
УМК: Английский в фокусе 5.
Компоненты УМК:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- языковой портфель;
- книга для чтения с CD;
- контрольные задания;
- книга для учителя;
- аудиокурс для занятий в классе.
Федеральный базисный план отводит 102 часа для образовательного изучения английского языка в 5 классе из расчёта 3 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется непрерывное изучение английского языка в 5-9 классах в объеме 507 часов.
Цели и задачи обучения английскому языку
Предлагаемый курс английского языка имеет цель комплексного решения задач, стоящих перед предметом «иностранный язык», а именно формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных компонентом ФГОС по иностранным языкам и примерной программой.
Эта цель подразумевает решение следующих задач:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие в воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Основные принципы:
1) коммуникативная направленность всего процесса обучения;
2) дифференцированное и интегрированное обучение всем видам речевой деятельности;
3) активный, деятельностный и сознательный характер процесса обучения;
4) личностно-ориентированный подход к изучению иностранного языка;
5) одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся;
6) использование всех видов наглядности;
7) максимальная повторяемость материала;
8) постепенное, неспешное усвоение языкового материала;
К концу 5 класса учащиеся должны знать речевые образцы с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем временах; модальный глагол can, глаголы в повелительном наклонении в утвердительной и отрицательной формах, безличные предложения и оборот there is (there are) в настоящем и прошедшем времени. На элементарном уровне употреблять артикль и системы английских местоимений, знать количественные числительные до 100 и выше, предлоги места, направления, союзы, наречия.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе, построенную на программном языковом материале, писать диктанты и письма, вести несложную беседу с речевым партнером, широко используя речевые клише, запрашивая уточняющие сведения и стимулируя ответную реакцию. Монологическое высказывание может включать до 5-6 фраз в связи с изученной учебной ситуацией; читать и понимать слова. словосочетания и небольшие тексты, употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени, правильно употреблять артикль, ставить общие и специальные вопросы.
Содержание учебной программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | Повторение | 6 | Англоязычные страны. Английский алфавит. Глаголы. Числительные. Лексика классного обихода. | Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка. | Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение. | Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников, адекватно произносить и различать на слух звуки, соблюдать правила ударения в словах и фразах. |
2 | «Школьные дни» | 10 | Школьные предметы, принадлежности. Счет 11-20. Личные местоимения. Глагол to be. Любимые предметы. Школы в Англии и в России. Приветствие. Граждановедение. | Освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута. | Работать с различными источниками информации, сделать электронную презентацию. | Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников, ориентироваться в иноязычном тексте, прогнозировать его содержание по заголовку. |
3 | «Это Я» | 9 | Страны и национальности. Континенты и столицы. Коллекции. Сувениры. Подарки. Глагол have got. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | Генерировать идеи, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования. | Заполнять анкеты и формуляры, кратко излагать результаты проектной работы. |
4 | «Мой дом – моя крепость» | 9 | Дома и комнаты. Порядковые числительные. Мебель. Спальня. Типичный английский/русский дом. Тадж-Махал. There is/there are. Предлоги места. | Уважение к своей семье и народу, к другим семьям и народам, принятие ценностей других народов. | Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение. | Начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя. |
5 | «Семейные узы» | 10 | Семья. Внешность. Знаменитые люди. Симпсоны. Домашние питомцы. Повелительное наклонение. Глагол can. | Развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. | Собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования. | Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе. |
6 | «Животные со всего света» | 10 | Животные в Индии. Части тела животных. Домашние животные и животные фермы. Твои питомцы. Жизнь насекомых. Present Simple. | Развитие у школьников гуманного отношения к животным. | Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации. | Читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания. |
7 | «С утра до вечера» | 9 | Мой рабочий день. Работа. Выходные. Биг Бен. Наречие. Предлоги времени. Present Continuous. | Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа. | Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов. | Понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (распорядок дня), делать краткие сообщения. |
8 | «В любую погоду» | 11 | Погода. Времена года. Одежда. Занятия в праздники. Климат Аляски/Камчатки. Сравнение Present Simple и Present Continuous. | Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом. | Формирование проектных умений. | Применять правила написания слов, делать краткие сообщения, основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды). |
9 | «Особые дни» | 9 | Фестивали. Масленица. Продукты и напитки. Безопасность на кухне. Исчисляемые и неисчисляемые существительные some, any, much, many. | Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. | Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими. | Делать краткие сообщения, описывать события, читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации. |
10 | «Жить в ногу со временем» | 9 | Магазины и продукты. Город Сергиев Посад. Событие. Фильмы. Must/mustn’t, was/were. | Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность. | Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. | Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, понимать основное содержание несложных аутентичных текстов. |
11 | «Каникулы» | 10 | Виды каникул. Занятия и чувства. Здоровье. Шотландия. «Орленок». Безопасный кемпинг. | Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка. | Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля. | Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | Контрольные работы |
по плану | фактич. |
Повторение (6 уроков) |
1 | Англоязычные страны | | | |
2 | Английский алфавит. Повторение правил чтения | | | |
3 | Английский алфавит. Повторение правил чтения | | | |
4 | Числительные | | | |
5 | В классе. Повторение лексико-грамматического материала. Развитие навыков говорения | | | |
6 | Входной контроль | | | 1 |
Модуль 1. Школьные дни (10 уроков) |
1 | Введение ЛЕ и чтение | | | |
2 | Чтение и говорение по теме. Личные местоимения | | | |
3 | Глагол to be | | | |
4 | Любимые предметы. Чтение и аудирование по теме | | | |
5 | Школы в Англии | | | |
6 | Проект «Школы в России» | | | |
7 | Говорение по теме «Приветствие» | | | |
8 | Изучающее чтение по теме «Граждановедение» | | | |
9 | Повторение по модулю | | | |
10 | Тест по модулю №1 | | | 1 |
Модуль 2. Это – я (9 уроков) |
1 | Введение ЛЕ по теме «Страны и национальности» | | | |
2 | Мои вещи. Введение тематической лексики и чтение. Множественное число имен существительных | | | |
3 | Моя коллекция. Числительные от 21 до 100. Контроль чтения | | | 1 |
4 | Изучающее чтение по теме «Праздники в Великобритании» | | | |
5 | Проект «Праздники в России и РБ» | | | |
6 | Развитие навыков говорения по теме «Покупка сувениров». Контроль аудирования | | | 1 |
7 | Изучающее чтение по теме «Англоязычные страны». Контроль говорения | | | 1 |
8 | Повторение по модулю. Словарный диктант | | | 1 |
9 | Тест по модулю №2 | | | 1 |
Модуль 3. Мой дом – моя крепость (9 уроков) |
1 | Введение тематической лексики по теме «Дома». Чтение и аудирование по теме | | | |
2 | Заселяемся. Лексика и конструкция there is/there are | | | |
3 | Моя спальня. Предлоги места. Чтение по теме | | | |
4 | Поисковое чтение по теме «Типичный английский дом» | | | |
5 | Говорение по теме «Русские дома» | | | |
6 | Диалог этикетного характера | | | |
7 | Развитие навыков поискового чтения и письменной речи. Тадж-Махал | | | |
8 | Повторение по модулю. Контроль говорения | | | 1 |
9 | Тест по модулю №3 | | | 1 |
Модуль 4. Семейные узы (10 уроков) |
1 | Формирование лексических навыков по теме «Моя семья» | | | |
2 | Развитие навыков письменной речи по теме «Моя семья» | | | |
3 | Кто есть кто. Говорение и чтение. Введение лексики | | | |
4 | Знаменитые люди. Развитие навыков поискового чтения | | | |
5 | Развитие навыков устной речи и чтения по теме «Американские телевизионные семьи» | | | |
6 | Проект «Знаменитые люди» | | | |
7 | Развитие навыков устной речи по теме «Описание людей». Контроль аудирования | | | |
8 | Контроль говорения. Развитие навыков чтения по теме «Моя семья» | | | |
9 | Повторение по модулю. Словарный диктант | | | 1 |
10 | Тест по модулю №4 | | | 1 |
Модуль 5. Животные со всего света (10 уроков) |
1 | Контроль чтения. Формирование навыков аудирования, чтения. Введение лексики по теме «Удивительные животные» | | | 1 |
2 | В зоопарке. Развитие навыков чтения, говорения, аудирования. Введение лексики | | | |
3 | Present Simple | | | |
4 | Развитие навыков чтения и говорения. Введение лексики по теме «Мой питомец» | | | |
5 | Изучающее чтение по теме «Пушистые друзья» | | | |
6 | Проект «Животные моей страны» | | | |
7 | Развитие навыков говорения по теме «У врача» | | | |
8 | Развитие навыков изучающего чтения по теме «Насекомые» | | | |
9 | Повторение по модулю. Словарный диктант | | | 1 |
10 | Тест по модулю №5 | | | 1 |
Модуль 6. С утра до вечера (9 уроков) |
1 | Формирование лексических навыков, говорения, чтения, аудирования по теме «Распорядок дня» | | | |
2 | Настоящее длительное время. Профессии | | | |
3 | Формирование навыков письменной речи. Электронное письмо | | | |
4 | Чтение с извлечением полной информации по теме «Достопримечательности» | | | |
5 | Чтение и говорение по теме «Достопримечательности России» | | | |
6 | Развитие навыков говорения. Диалог побуждения | | | |
7 | Изучающее чтение текста по теме «Солнечные часы». Контроль говорения | | | 1 |
8 | Повторение по модулю. Словарный диктант | | | 1 |
9 | Тест по модулю №6 | | | 1 |
Модуль 7. Погода (11 уроков) |
1 | Формирование лексических навыков, говорения, чтения, аудирования по теме «Погода» | | | |
2 | Одежда. Формирование лексических навыков. Present Simple или Present Continuous | | | |
3 | Present Simple или Present Continuous | | | |
4 | Формирование навыков письма по теме «Открытка другу» | | | |
5 | Изучающее чтение текста «Климат Аляски» | | | |
6 | Проект «Климат моей страны» | | | |
7 | Развитие речевых навыков по теме «Покупка одежды» | | | |
8 | Изучающее чтение текста. Контроль чтения | | | 1 |
9 | Повторение по модулю. Контроль аудирования | | | 1 |
10 | Словарный диктант | | | 1 |
11 | Тест по модулю №7 | | | 1 |
Модуль 8. Особые дни (9 уроков) |
1 | Формирование лексических навыков, говорения, чтения, аудирования по теме «Праздники» | | | |
2 | Неопределенно-личные местоимения | | | |
3 | День рождения. Развитие навыков ознакомительного чтения | | | |
4 | День благодарения. Изучающее чтение | | | |
5 | Праздники в России. Развитие навыков устной речи и чтения | | | |
6 | Диалоги этикетного характера | | | |
7 | Правила безопасности. Развитие навыков чтения с извлечением основной информации | | | |
8 | Словарный диктант. Повторение по модулю | | | 1 |
9 | Тест по модулю №8 | | | 1 |
Модуль 9. Жить в ногу со временем (9 уроков) |
1 | Формирование лексических навыков, говорения, чтения, аудирования по теме «Магазины» | | | |
2 | Past Simple (правильные глаголы) | | | |
3 | Past Simple (неправильные глаголы). Чтение, говорение, письмо по теме «Фильмы» | | | |
4 | Чтение с извлечением полной информации по теме «Оживленные места Лондона» | | | |
5 | Развитие речевых навыков по теме «Музеи» | | | |
6 | Диалоги этикетного характера по теме «Спрашиваем дорогу» | | | |
7 | Развитие навыков изучающего чтения по теме «Британские монеты» | | | |
8 | Повторение по модулю. Словарный диктант | | | 1 |
9 | Тест по модулю №9 | | | 1 |
Модуль 10. Каникулы (10 уроков) |
1 | Формирование лексических навыков, говорения, чтения, аудирования по теме «Каникулы» | | | |
2 | Future Simple | | | |
3 | Развитие навыков поискового чтения по теме «Здоровье» | | | |
4 | Развитие навыков поискового и изучающего чтения текста «Шотландия». Контроль аудирования | | | 1 |
5 | Развитие речевых навыков по теме «Отдых в лагере». Контроль чтения | | | 1 |
6 | Диалоги этикетного характера | | | |
7 | Развитие навыков изучающего чтения по теме «Отдых». Контроль говорения | | | 1 |
8 | Повторение по модулю. Словарный диктант | | | 1 |
9 | Тест по модулю №10 | | | 1 |
10 | Итоговый тест | | | 1 |
31 |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по английскому языку
Чтение и понимание иноязычных текстов
Основным показателем успешности овладения чтением, является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (про смотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения замедлен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократ- но обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения постав ленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует по этому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
-разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
-оценка «2» - от 0 до 50%;
-оценка «3» - от 51% до 70%;
-оценка «4» - от 71% до 85%;
-оценка «5» - от 86% до 100%.