ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
« Утверждаю»
Директор ГБПОУ СО « АПЛ»
______________ Бобров С.А.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 701н от 28.11.2013г.).
Укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное учреждение Саратовской области «Аткарский политехнический лицей»
Разработчики: Козицкий Н.Ф., преподаватель высшей категории ГБПОУ СО «АПЛ»
Утверждена
Решением педсовета
Протокол № от 2016г.
Председатель
____________С.А. Бобров.
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
промышленного цикла ГБПОУ СО «АПЛ»
протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
Председатель ___________Федотова В.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины. | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 701н от 28.11.2013г.).
Программа разработана в рамках выполнения работ по внесению изменений (дополнений) в образовательную программу по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения World Skills International, на основании компетенции World Skills Russia Сварочные технологии, с учетом профессионального стандарта Сварщик, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013г. № 701н, интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR Сварочные технологии, и является составной частью ПООП.
Укрупненная группа 15.00.00 Машиностроение
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
•Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
•Сварщик частично механизированной сварки плавлением
•Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе
•Газосварщик
•Сварщик ручной сварки полимерных материалов
•Сварщик термитной сварки
На базе: основного общего образования, среднего общего образования
1.2. Используемые сокращения
В настоящей Программе используются следующие сокращения:
ОК - общая компетенция;
ПООП - примерная основная образовательная программа;
ПК - профессиональная компетенция;
ПС – профессиональный стандарт;
СПО - среднее профессиональное образование;
ТО – техническое описание;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
УД - учебная дисциплина;
WSR - WorldSkills Russia;
WSI - WorldSkills International.
1.3. Место дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Сформировать у обучающихся теоретические знания в области материаловедения об основных свойствах и классификации сталей, цветных металлов и сплавов, полимерных материалов, практические навыки применения справочных таблиц для определения свойств материалов и выбора материалов для осуществления профессиональной деятельности.
Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций
Код | Общие компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать: наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; механические испытания образцов материалов.
Требования к результатам освоения дисциплины «Основы материаловедения» в части знаний, умений и практического опыта дополнены на основе:
- анализа требований ПС Сварщик, (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013г. № 701н);
- анализа требований компетенции ТО WSR Сварочные технологии;
- анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда;
- обсуждения с заинтересованными работодателями.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные сведения о металлах. Строение и свойства металлов | 48 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
Значение и содержание учебной дисциплины "Основы материаловедения" и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин. Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем. Новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения. |
Тема 1.1. Атомно-кристаллическое строение металлов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Общие сведения о металлах. Типы атомных связей и их влияние на свойства металлов. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Подготовка рефератов по темам: «История развития науки о металлах», «Типы атомных связей и их влияние на свойства металлов». | 3 | |
Тема 1. 2. Свойства металлов | Содержание учебного материала | 5 | 3 |
Основные свойства металлов, оказывающие влияние на определение их сферы применения: физические, химические, механические, технологические. Физические свойства металлов: плотность, плавление, теплопроводность, электропроводность, тепловое расширение. Химические свойства металлов: окисляемость, коррозионная стойкость, жаростойкость, жаропрочность. Механические свойства металлов: прочность, упругость, пластичность, вязкость, твёрдость. Способы определения механических свойств. Технологические свойства металлов: жидкотекучесть (литейность), ковкость (деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием (деформируемость), прокаливаемость, обрабатываемость резанием, свариваемость. |
Практическое занятие | | |
№ 1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов». № 2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов». | 4 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Механические и технологические испытания и свойства конструкционных материалов», «Связь между структурой и свойствами металлов». | 3 | |
Тема 1.3. Железо и его сплавы | Содержание учебного материала | 5 | 3 |
Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Производство чугуна и стали. Диаграмма состояния системы железо – углерод. Влияние химических элементов на свойства стали и чугуна. Классификация сталей по химическому составу, по назначению, по способу производства, по качеству, по степени раскисления. Конструкционные стали. Углеродистые инструментальные стали. Стали с особыми физическими свойствами. Маркировка сталей и сплавов. Цветные металлы и сплавы. Маркировка сплавов цветных металлов. |
Практическое занятие № 3: «Определение твердости металлов и сплавов по Бринеллю». | 2 4 | |
Практическое занятие № 4: «Микроструктурный анализ металлов и сплавов». |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Подготовка рефератов по темам: «Влияние легирования на свойства железоуглеродистых сплавов», «Стали с особыми свойствами и их применение в промышленности». | 3 | |
Тема 1. 4. Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов | Содержание учебного материала | | 2 |
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, прокат, обработка давлением и резанием, термообработка, химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. |
Практическое занятие № 5: «Исследование влияния скорости охлаждения на свойства стали». | 2 | 2 |
|
Расшифровка марок материала. Выбор марки материалов для изготовления изделий | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся |
Реферат: «Применение цветных металлов в локомотивостроении». Определение химического состав цветных материалов по справочной литературе. Домашняя работа (создание презентации выбранной темы урока). | 1 | |
Содержание учебного материала |
Тема 5. Металлокерамические твердые сплавы и минералокерамические сплавы | 5.1 | Порошковая металлургия | 2 |
5.2 | Металлокерамические твердые сплавы |
5.3 | Минералокерамические сплавы |
Практическая работа | 3 |
Расшифровка марок материала. Выбор марки инструмента для обработки стальных и цветных материалов | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся |
Реферат: «Применение твердых сплавов в машиностроении» Новые минералокерамические сплавы в машиностроении Определение химического состава твердых сплавов по справочной литературе | 2 | |
Содержание учебного материала |
Тема 6. Композиционные материалы | 6.1 | На металлической матрице | 2 |
6.2 | На неметаллической матрице |
Практическая работа | 2 |
Выбор марок материала применяемого для режущего инструмента. Определение состава по справочнику | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся |
Реферат: «Новые композиционные материалы применяемые в самолетостроении» Обозначение марок композиционных материалов Определение по справочной литературе химический состав композиционного материала. | 1 | |
Контрольная работа по теме |
| Содержание учебного материала | 2 | |
Тема 7. Неметаллы | 7.1 | Пластмассы | 2 |
7.2 | Абразивные материалы |
7.3 | СОТС |
7.4 | Прокладочные, уплотнительные материалы |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Преимущества и недостатки пластических масс по сравнению с металлическими материалами в современной технике Применение абразивного материала в машиностроении Виды СОТС применяемые на базовом предприятии | 1 | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
| 48 | | |
| | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования/А.М.Адаскин, В.М.Зуев. – 7-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2013.
Акулич Н.В Материаловедение и технология конструкционных материалов: Учеб. Пособие. – Минск «Новое знание», 2012.
Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2014
Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н. Заплатина – 4-е изд., перераб. - М: Издательский центр «Академия», 2012.
Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования/В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов В.С.Новосёлов; под ред. В.Н. Заплатина - М: Издательский центр «Академия», 2013.
Основы материаловедения (металлообработка): учебник для нач. проф. образования/ В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов и др.; под ред. В.Н. Заплатина – 4-е изд., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2010.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб.пособие. – ОИЦ «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Электронные ресурсы «Материаловедение». Форма доступа: http://materiology.info/map/mapsite.html
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
1 | 2 |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к профессии и освоение профессиональных компетенций с положительным результатом. Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация внутриорганизационным условиям труда. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Определение цели порядка работы. Обобщение результата. Использование в работе полученных ранее знаний и умений. Рациональное распределение времени при выполнении работ. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Эффективный поиск и использование информации, включая электронные ресурсы, для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникационных технологий. Работа с различными прикладными программами. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами, наставниками в ходе обучения и прохождения практики. Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Исполнение воинской обязанности в том числе с применением полученных профессиональных знаний. |
Умения: | |
Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов | Уметь пользоваться справочными таблицами для определения свойств углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.); Уметь пользоваться справочными таблицами для определения правил применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. | Выбирать металлические, неметаллические, охлаждающие и смазывающие материалы для осуществления профессиональной деятельности с учетом их основных свойств и маркировки. |
Знания: | |
Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.); | Знать наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (пластмасс, полиэтилена, полипропилена и т.д.); |
Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; | Знать правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
Механические испытания образцов материалов. | Знать методику проведения различных методов механических испытаний образцов материалов. |
5