СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая програма по информатике 7 класс ФГОС. Босова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 4 города Благовещенска»
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы
______________Н.К.Фурсова
«______»_____________2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике
предмет
учитель Доломанова Анастасия Алексеевна
II ступень, 7 класс
ступень образования, класс
Рассмотрена на заседании Проверена
кафедры учителей________________________ зам. директора по УВР
________________________________________
«_____»______________2016 г. «_____»___________2016 г.
Протокол №1
Рук. кафедры ___________________________ ____________Е.Н. Абрамова
г. Благовещенск, 2016 год
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №4, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), методическим письмом « О преподавании информатики в 2014-2015 учебном году», а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение информатики в 7 классе реализуется по программе расширенного курса в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени
Содержание предмета информатики для 7 классаСтруктура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
№ | Название темы | Количество часов |
| Информация и информационные процессы | 9 |
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 6 |
| Обработка графической информации | 8 |
| Обработка текстовой информации | 6 |
| Мультимедиа | 4 |
| Резерв | 2 |
| Итого: | 35 |
Тема | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (6 часов) | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Обработка графической информации (8часа) | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Обработка текстовой информации (6 часов) | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Преподавание пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Интернет-ресурсы.
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika
Используемые ИКТ: Таблицы, плакаты в электронном виде по темам, презентации к урокам, интерактивные тесты, учебные пособия по темам в электронном виде.
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Класс: 7 класс
Количество часов за год всего 35 часов, в неделю 1час.
Плановых контрольных работ 3
Проверочных работ 5
Практических работ 4
I триместр | ||||||||||
п/п | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Компьютерный практикум | Контроль знаний | Примечание (ЦОР) | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) | ||||||||||
1/1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | УИНЗ | Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ. Уметь работать с учебником. Иметь навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | Информация, информационная технология, техника безопасности и организация рабочего места | Компьютерное тестирование на знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. | Зачет, подпись в журнале по ТБ | Презентация «Введение в курс информатики и ИКТ»; плакат «Техника безопасности» | Введение Краткое сообщение на тему «Информатика – это наука о ….», «ИКТ в современном мире», «Компьютер и здоровье». | | |
2/2 | Информация и её свойства | УИНЗ | Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества | Информация; сигнал (непрерывный, дискретный); виды информации; свойства информации. | | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Информация и её свойства» | §1.1, вопросы 1–8 | | |
3/3 | Представление информации. Практическая работа №1 «Ввод символов» | УИНЗ КУ | Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. | Знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки; формы представления информации. | Практическая работа №1 «Ввод символов» (в текстовом процессоре выполнить задание 4.1) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Представление информации» | §1.2, вопросы 1–9 | | |
4/4 | Дискретная форма представления информации | УИНЗ КУ | Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ. | Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода | | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Двоичное кодирование» | §1.3, вопросы 1–5, 7-8 | | |
5/5 | Единицы измерения информации | УИНЗ КУ | Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения | Бит, информационный вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации | Работа с приложением «Калькулятор» | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Измерение информации»; плакат «Единицы измерения информации» | §1.4, вопросы 1–3, 5 | | |
6/6 | Информационные процессы. Обработка информации | УИНЗ КУ | Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | Информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации. | | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Информационные процессы» | §1.5 (п.1, 2, 3), вопросы 1–8 | | |
7/7 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | УИНЗ КУ | Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию | Информационные процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приёмник. | Работа с ресурсом сети Интернет «Бумага и прочие писчие материалы», «Информация в живой природе», «Информация в технике» на сайте http://school-collection.edu.ru | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Информационные процессы» | §1.5 (п.4, 5, 6), вопросы 9–14, сообщение «История средств хранения информации» | | |
8/8 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Практическая работа №1 «Ввод символов» | УИНЗ КУ | Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них | WWW – Всемирная паутина, Web – страница, Web – сайт, браузер, поисковые системы, поисковый запрос | Практическая работа №1 «Ввод символов» | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Всемирная паутина» | §1.6, вопросы 1–8 | | |
9/9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа №1 | УОИСЗ | Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации | Информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача); поисковый запрос | Компьютерное тестирование | Тест | Интерактивный тест «Информация и информационные процессы» или тест к главе 1 | | | |
10/1 | Основные компоненты компьютера | УИНЗ | Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора
| Компьютер, процессор, память, устройства ввода информации, устройства вывода информации | Работа с ресурсом сети Интернет «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» на сайте http://school-collection.edu.ru | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства» | §2.1, вопросы 1-9 | | |
II триместр | ||||||||||
11/2 | Персональный компьютер | УИНЗ КУ | Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессор | Персональный компьютер; системный блок: материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жесткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть, сервер, клиент | Работа с ресурсом сети Интернет «манипулятор «мышь» в Википедии | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Персональный компьютер» | §2.2, вопросы 1-4 | | |
12/3 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | УИНЗ КУ | Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки) | Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Программное обеспечение компьютера» | §2.3 (п. 1, 2), вопросы 1-9 | | |
13/4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | УИНЗ КУ | Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь называть группы программ прикладного и общего назначения. | Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа, приложение общего назначения, приложение специального назначения | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Программное обеспечение компьютера» | §2.3 (п.3,4,5), вопросы 10, 12-18 | | |
14/5 | Файлы и файловые структуры | УИНЗ КУ | Знать определение файла. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов. | Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла | Работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Файлы и файловые структуры» | §2.4, вопросы 1-16 | | |
15/6 | Пользовательский интерфейс | УИНЗ КУ | Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой. | Пользовательский интерфейс, командный интерфейс, графический интерфейс, основные элементы графического интерфейса, индивидуальное информационное пространство | Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств. | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Пользовательский интерфейс» | §2.5, вопросы 1-12 | | |
16/1 | Формирование изображения на экране компьютера. Пространственное разрешение на экране монитора Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» | УИНЗ | Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла. | Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана | Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания 3.1–3.4) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Формирование изображения на экране монитора» | §3.1, вопросы 1-7 | | |
17/2 | Формирование изображения на экране компьютера. Решение задач | УЗЗ КУ | Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла. | Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана | | Самостоятельная работа (проверка теоретических знаний и умения решать задачи) | | §3.1 , задачи | | |
18/3 | Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерное представление цвета | УИНЗ | Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла. Иметь представление о компьютерном представлении цвета | Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана | | Индивидуальный, фронтальный опрос | | | | |
19/4 | Компьютерная графика. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» | УИНЗ КУ | Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты | Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов | Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания 3.5–3.9) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Компьютерная графика» | §3.2, вопросы 1-3, 5-10 | | |
20/5 | Компьютерная графика. Растровая и векторная графика | УИНЗ КУ | Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты | Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов | | | | §3.2 | | |
21/6 | Компьютерная графика. Форматы графических файлов | УИНЗ КУ | Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты | Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов | | Индивидуальный, фронтальный опрос | | §3.2 | | |
22/7 | Создание графических изображений. Интерфейс графических редакторов Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» | УИНЗ КУ | Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. | Графический редактор, растровый графический редактор, векторный графический редактор, интерфейс графических редакторов, палитра графического редактора, инструменты графического редактора, графические примитивы
| Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задание 3.10) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Компьютерная графика» | §3.3 (1,2), вопросы 1-9 | | |
III триместр | ||||||||||
23/8 | Создание графических изображений. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» Проверочная работа №3 | УОИСЗ | Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла. | Пространственное разрешение монитора, компьютерное представление о цвете, видеосистема персонального компьютера, компьютерная графика, графический редактор, пиксель | Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания 3.11–3.12) Компьютерное тестирование | Тест | интерактивный тест «Обработка графической информации» или тест к главе 3 | | | |
24/1 | Текстовые документы и технологии их создания. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
| УИНЗ КУ | Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов | Документ, текстовый документ, структурные элементы текстового документа, технология подготовки текстовых документов, текстовый редактор, текстовый процессор | Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.1–4.5) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Текстовые документы и технологии их создания» | §4.1, вопросы 2-6 | | |
25/2 | Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
| УИНЗ КУ | Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы). | Набор (ввод) текста, клавиатурный тренажёр, редактирование (правка) текста, режим вставки/замены, проверка правописания, поиск и замена, фрагмент, буфер обмена | Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.6–4.9) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Создание текстовых документов на компьютере» | §4.2, вопросы 1-12 | | |
26/3 | Прямое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» Стилевое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
| УИНЗ КУ | Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании. Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы. Уметь форматировать символы и абзацы | Форматирование, шрифт, размер, начертание, абзац, выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, стиль, параметры страницы | Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.10–4.12) Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.13–4.16) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Форматирование текста»
| §4.3 (1,2,3), вопросы 1-3
| | |
27/4 | Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» Оценка количественных параметров текстовых документов. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» | УИНЗ КУ | Иметь представление о вставке в документ графических объектов Знать виды списков (нумерованные и маркированные). Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы | Нумерованные и маркированные списки, многоуровневые списки, таблица, диаграмма, графические изображения | Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.17–4.18) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Визуализация информации в текстовых документах» | §4.4, вопросы 1-8 Сообщение «Инфографика» | | |
| УИНЗ КУ | Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате. Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения | Программы распознавания документов, компьютерные словари, программы–переводчики Кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объем текста | Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.19–4.20) Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.21) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода» Презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов» | §4.5, вопросы 1-7 Сообщение «Сетевые серверы по компьютерному переводу» или «Технологии сканирующего листания» §4.6, вопросы 1-9 | | | |
| | | ||||||||
28/5 | Контрольная работа № 2 | УК | Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла, объем текстового файла | Доклад, реферат, учебная публикация, переписка, комплексные информационные объекты, шаблон | Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники» | Индивидуальный, фронтальный опрос | Тест к главе 4 | §4.1–4.6, | | |
29/9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №4. Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники» | УОИСЗ | Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации | Текстовый документ, текстовый редактор, текстовый процессор, форматирование, абзац, страница, список, таблица | Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники» Компьютерное тестирование | Тест | интерактивный тест «Обработка текстовой информации» | Работа над рефератом | | |
Глава 5. Мультимедиа (4 часа) | ||||||||||
30/1 | Технология мультимедиа. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | УИНЗ КУ | Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта | Технология мультимедиа, мультимедиа продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения | Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.1) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Технология мультимедиа» | §5.1, вопросы 1-7 | | |
31/2 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | УИНЗ КУ | Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора | Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации | Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Компьютерные презентации» | §5.2, вопросы 1-8 | | |
32/3 | Создание мультимедийной презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа»
| УИНЗ КУ | Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора | Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации | Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Компьютерные презентации» | §5.3, вопросы 1-8 | | |
33/4 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа №5. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» | УОИСЗ | Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о монтаже информационного объекта. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера | Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации | Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2) Компьютерное тестирование | Тест | интерактивный тест «Мультимедиа» или тест к главе 5 | | | |
Итоговое повторение (2 часа) | ||||||||||
34/1 | Резерв учебного времени | | | |||||||
35/2 | | | | |||||||
ИТОГО: | 35 | |