СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для первой младшей группы детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет воспитателям расширить своё представление об особенностях развития детей 2-3 лет.

а также поможет планировать свою работу втечение года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для первой младшей группы детского сада»

Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативная база

1.2.Актуальность и новизна

1.3.Цели и задачи рабочей программы, направление группы (коррекционно-развивающей работы)

1.4.Принципы и подходы

1.5.Характеристика возрастных особенностей воспитанников

1.6.Организация образовательного процесса

1.7.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

II. Основная часть

2.1.Календарно-тематический план

2.2.Расписание организованной образовательной деятельности

2.3.Циклограмма совместной деятельности педагога с детьми в режиме дня

2.4.Содержание образования

2.5.Оценка результатов освоения детьми ООП

2.6.Особенности организации образовательного процесса (режим дня, двигательный режим, модель организации образовательного процесса в группе)

2.7.Условия и средства реализации Рабочей программы (среда групповой комнаты, среда детского сада, территория детского сада)

2.8.Взаимодействие с родителями (перспективный план работы с семьей)

Список литературы




  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативная база

Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа рассчитана на 2015-2016 учебный год.

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

-Конституция РФ;

-Конвенция о правах ребенка;

-Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва от «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)»;

-Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

-ФГОС ДО;

-Устав МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13» (утвержден).

1.2.Актуальность и новизна

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей первой младшей группы.

1.3.Цели и задачи рабочей программы, направление группы (коррекционно-развивающей работы)

Главная цель образовательного процесса в учреждении: обеспечить условия качественного, обогащенного, многогранного развития и воспитания каждого ребенка в равной степени в разных видах деятельности на основе единства обязательных требований. Позитивная социализация и разностороннее развитие ребенка в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры, представлений о здоровом образе жизни;

2.Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

3.Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

4.Содействие развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

5.Стимулирование творческой активности, воображения воспитанников, желания включаться в творческую деятельность;

6.Обеспечивание полноценного художественно-эстетического развития детей, формирование основ их общей культуры на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

7.Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.4.Принципы и подходы

Основные принципы и подходы дошкольного образования:

1)Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;

2)Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3)Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4)Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)Сотрудничество Организации с семьей;

6)Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8)Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)Учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5.Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных действий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. В этом возрасте актуально развитие навыков речи, умения слушать и отвечать на вопрос. Закладываются навыки эмоционального отношения к жизни. Поощряются любые попытки ребенка говорить, проявляя доброжелательность и терпение. При этом не стоит быть переводчиком его речи, а просто отвечать на вопрос или жест. Развитие органов чувств (умение видеть, слышать, ощущать, обонять, осязать) необходимо ребенку для получения информации из окружающего мира. В этот период очень важно дать реализоваться естественной потребности ребенка в самостоятельных действиях. Нет нужды постоянно его опекать, быть около него, все делать за него. Можно находиться поодаль, но в досягаемой зоне. Пусть сам попробует и поищет. В этом возрасте не очень важны обучающие программы, важно само поведение взрослых, что они делают, как делают, как общаются. При этом не надо делать за ребенка то, чего он может сам сделать, и до чего сам додуматься. Любое обучение происходит не за партой, а в обыденной повседневной жизни: на прогулке обращают внимание ребенка то на одно, то на другое, как бы раскрывая перед ним кусочек удивительной жизни природы, города, и раскрывая мир предметов, людей, отношений. Но в любой познавательной деятельности ребенка обязательно участие взрослого в качестве помощника или равноправного партнера. Педагог не наставляет, не натаскивает, и не заталкивает знания. Он просто создает среду, способствующую и стимулирующую развивающую деятельность ребенка и обучает ребенка своим поведением, тем как делает, что делает, как общается. Ведь степень зрелости мозга определяет его познавательные возможности и перегружать его не стоит. Важно не то, чтобы ребенок рано научился чему-либо, а чтобы он пошел по этому пути самостоятельно, проявляя настойчивость и напряжение. Тогда ребенок приобретает не столь навыки, которые позволяют идти по проторенной взрослыми дорожке, сколько умение находить новые пути и быть гибким, уметь старое заменять на новое (при изменении жизненных условий). Это и есть основа творческих способностей. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта. Проблемой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению занимались Э.Тойрндайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др., которые провели исследования и доказали, что период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье подготовят ребёнка к этому ответственному периоду. В частности, доказано, что в первую неделю посещения дошкольного образовательного учреждения полностью проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем на 73%). Адаптация детей раннего возраста - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Адаптационный процесс делится на 3 фазы:

1) Острая фаза или период адаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частыми респираторными заболеваниями (длится в среднем один месяц).

2) Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, по отдельным параметрам наблюдаются замедленные темпы развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем от 3до 5месяцев).

3)Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают лучше ориентироваться и вести себя спокойнее. Длительность адаптационного периода зависит от многих причин: от особенностей нервной системы и возраста ребёнка; от состояния его здоровья; от разницы в методах воспитания; от резкого контакта между той обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении. Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего, нужно учитывать, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменениям условиям среды, к температурным колебаниям, несовершенно, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому маленький ребёнок нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского дошкольного учреждения, от состояния здоровья зависит психологическое здоровье ребёнка. Часто болеющие дети становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, а это может существенно задержать развитие мышления, восприятия, речи. Воспитатель должен знать "зоны ближайшего развития ребёнка" при введении его в группу, это поможет определить, что уже сформировано в ребёнке, а что надо сформировать. Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками также длителен и не прост и начинается он с кратковременных действий с другими детьми и только позже он становится более длительным. С первых дней жизни начинают развиваться навыки общения со взрослыми, в процессе которого ребёнок приобретает социальный опыт, познаёт окружающий мир, у него складываются привязанности к близким. Постепенно круг общения расширяется. Дети 2-3 года жизни могут вступать в контакты не только с близкими людьми, как взрослыми, так и детьми. Развитие детей 2-3 лет:

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой). ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Итак, отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 2-3 лет : - им присуще наглядно-действенное мышление; - их интеллектуальное развитие зависит от того насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами; - речь находится в стадии формирования; - обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния; - внимание, мышление, память непроизвольны.

1.6.Организация образовательного процесса

Сетка занятий в первой младшей группе

Познание предметного и социального мира

1,5

27

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, музыка)

1,5

2

27

72

Развитие речи

1

36

Физическое развитие

2

72

Сенсорное развитие

1

36

Художественная литература

0,5

18


II.Основная часть

2.2.Расписание организованной образовательной деятельности

День недели

НОД

Приоритетная образовательная область

Понедельник

1.Развитие речи

2.Физическая культура

Речевое развитие

Физическое развитие

Вторник

1.Музыка

2.Познание предметного и социального мира/Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Среда

1.Сенсорное развитие

2.Рисование

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Четверг

1.Музыка

2.Познание предметного и социального мира

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Пятница

1.Лепка

2.Физическая культура

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие


2.4.Содержание образования

Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности.

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

1. Развитие трудовой деятельности.

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

По развитию игровой деятельности:

• Формировать начальные навыки ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре, самостоятельно воспроизводить разнообразные игровые действия с игрушками;

• По показу воспитателя включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой; стимулировать появление игровых сюжетов и использование предметов-заместителей. Побуждать в игре рядом и вместе друг с другом спокойно играть;

По приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:

• Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

• Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым. Побуждать желание пожалеть другого человека, если он обижен, огорчен, расстроен.

По формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу:

• Формировать представление о членах своей семьи, о сверстниках и взрослых, об особенностях их внешнего вида.

По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

знакомить с помещениями группы детского сада, с правилами пользования предметами обихода во время бытовых и игровых процессов;

продолжать учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья (например, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы и т.д.).

По развитию трудовой деятельности:

• продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя, учить узнавать и называть некоторые трудовые действия, привлекать к выполнению простейших трудовых действий формировать представления о способах обращения ко взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности; По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам;

• поддерживать желание помогать взрослым в хозяйственно-бытовом труде.

По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

• дать первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, выделение его направленности на заботу о детях и близких им людях;

воспитывать уважение к людям любой профессии, подчеркивать значимость результатов их труда.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие.

Задачи:

1. Сенсорное развитие.

3. Формирование элементарных математических представлений.

4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие:

• Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия (большой мяч - маленький мяч);

• Учить называть свойства предметов, выделять форму, цвет и величину предметов;

• Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев, сенсомоторные пространственные координации «глаз-рука»;

• Учить составлять пирамидки разных цветов из трех и более деталей.

Формирование элементарных математических представлений:

• Формировать умение различать понятия «много-мало», «много и один»;

• Учить различать предметы по величине, форме.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

• Расширять знания об окружающем мире: о человеке, о живой и неживой природе, о явлениях природы;

• Создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми действиями в пределах одной роли;

• Обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

• Учить устанавливать связь между словом и свойством предмета (в ходе выполнения конкретных действий в различных ситуациях: «Дай мне красный кубик») развивать наглядно-действенное мышление через развитие мыслительных действий, имеющих направленный характер с учетом достигаемого результата;

• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по сенсорным признакам. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Образовательная область «Речевое развитие»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

2. Развитие всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3. Практическое овладение детьми нормами речи.

Формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развитие у детей литературной речи.

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

По развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

• слышать речь взрослого, обращенную к группе детей;

• побуждать детей к общению на близкие ему темы из личного опыта, из жизни близких людей и животных;

• поддерживать стремление детей активно включаться в общение всеми доступными средствами (речевыми и неречевыми), откликаться на вопросы предложения взрослого;

• способствовать развитию речи как средству общения со взрослыми и сверстниками, учить понимать обращенную к нему речь и элементарным способам общения, умению обратиться с просьбой.

По развитию всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

• развивать понимание речи и активизировать словарь;

• учить по словесному указанию воспитателя находить предметы по названию, цвету, размеру;

• упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков;

• учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.

По практическому овладению детьми нормами речи:

• развивать разговорную речь детей, учить употреблять речевые формы вежливого общения, способствовать появлению у ребенка первых форм монологической речи;

• поддерживать речевую активность и инициативу детей, вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.

По формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:

• знакомить детей с доступными их пониманию произведениями русской, зарубежной классики, рассказами, сказками, стихами современных авторов.

По развитию у детей литературной речи:

• учить детей передавать словом, действием, жестом содержание произведения, уметь подхватывать слова и строки знакомых стихов, читать некоторые из них наизусть; драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок учить рассматривать рисунки в книгах и называть знакомые предметы;

По приобщению к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса:

• приучать слушать народные песенки, сказки, авторские произведения; запоминать и узнавать знакомое произведение, постоянно включая его в повседневную жизнь детей;

развивать эстетическую способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением и эмоциональный отклик на литературное произведение.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи:

1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

2. Развитие детского творчества.

3. Приобщение к изобразительному искусству.

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

1. Развитие музыкально-художественной деятельности.

2. Приобщение к музыкальному искусству.

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности.

По развитию продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):

• формировать понятие о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют; из глины, пластилина, пластической массы – лепят;

• развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно одной и другой рукой;

• учить рисовать разные линии, пересекать их, уподобляя предметам; подводить к рисованию предметов округлой формы;

• учить держать карандаш и кисть свободно; правильно и бережно относиться к материалу;

• знакомить с пластическими материалами; учить отламывать кусочек глины от целого куска, раскатывать его между ладонями прямыми и круговыми движениями, делать пальцами углубление, соединять две формы в один предмет;

• приучать к аккуратному пользованию с материалами, правильно их использовать.

По развитию детского творчества:

• подводить к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания и изображения побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовали сами по приобщению детей к изобразительному искусству;

• знакомить с народными игрушками: дымковской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, имеющими региональную специфику и соответствующими возрасту детей обращать внимание детей на характер игрушек, их форму, цветовое оформление;

• конструирование: расширять знания о предметах и действиях с ними и их назначением.

Общие:

• развивать интерес к звуку, музыкальному звуку;

• развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки.

По развитию музыкально-художественной деятельности:

• развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт;

• развивать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр развивать элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому; учить петь без напряжения, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова; слушать вступление и заключение;

• развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движение;

• воспитывать интерес к музыке, желание ее слушать и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

По приобщению детей к музыкальному искусству:

• развивать умение вслушиваться в музыку; стимулировать интерес к слушанию песен и отдельных пьес изобразительного характера; слушать произведения как созданные композиторами специально для малышей, так и классическую музыку;

• обогащать слуховой опыт детей в процессе слушания знакомых мелодии, звучащих на разных муз. инструментах.

Образовательная область «Физическое развитие»

Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

1. Развитие физических качеств.

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

• воспитание интереса к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице;

• создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

• осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.);

• учить сохранению правильной осанки в различных положениях;

• воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности;

По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости.

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

• реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр;

• согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность;

• развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности;

• учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога;

• учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить);

• учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;

• развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;

способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения.

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей:

• оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям;

• осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;

• способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления;

• приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию;

• развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

• воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

• развивать умения и навыки называть свое имя; выражать свои потребности и интересы в речи;

• воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

2.5.Оценка результатов освоения детьми ООП

Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования включает целевые ориентиры возможных достижений детей, что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. МО и науки РФ).

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

2.6. Особенности организации образовательного процесса

п/п

Режим дня

Время

1.

Прием детей. Утренняя гимнастика

7:00-8:20

2.

Подготовка к завтраку. Завтрак

8:20-8:45

3.

Самостоятельная деятельность детей

8:45-9:00

4.

НОД педагога с детьми

9:00-9:08

5.

Игры. Самостоятельная деятельность детей

9:08-9:50

6.

2 завтрак

9:50-10:00

7.

Подготовка к прогулке. Прогулка

10:00-11:30

8.

Возвращение с прогулки. Игры

11:30-11:45

9.

Подготовка к обеду. Обед

11:45-12:00

10.

Подготовка к дневному сну. Сон

12:00-15:00

11.

Подъем. Воздушные и водные процедуры

15:00-15:20

12.

Подготовка к полднику. Полдник

15:20-15:40

13.

НОД педагога с детьми

15:40-15:50

14.

Самостоятельная деятельность детей

15:50-16:40

15.

Подготовка к ужину. Ужин

16:40-17:00

16.

Подготовка к прогулке. Прогулка. Самостоятельная деятельность детей. Уход домой

17:00-19:00



Особенности организации образовательного процесса

1.Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

2.Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, при восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании). Она может быть непосредственно-образовательной деятельностью, осуществляемой в ходе режимных моментов. Программа реализуется также в самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. НОД подразумевает фронтальные и подгрупповые формы.

3.Образовательный процесс носит светский характер.

4.Национально-культурные особенности осуществления образовательного процесса:

а)образовательный процесс осуществляется на русском языке;

б)в образовательной деятельности уделяется большое внимание произведениям устного творчества, хороводным играм, музыке и танцам, ДПИ русского народа, одновременно у детей воспитывается уважение к другим народам, интерес к мировому сообществу;

в)в образовательном процессе учитываются культурные традиции жителей города Россошь.

5.При организации режима дня учитываются климатические особенности местоположения учреждения: континентальный климат, т.е. холодная зима и жаркое лето. В связи с этим, в Программе представлено несколько вариантов режима дня.

6.В образовательном процессе максимально используются возможности социального окружения.

Развитие ребенка в образовательном процессе осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.

Особенностью организации образовательной деятельности рабочей программы является ситуационный подход.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными, так и нематериальными. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Используются ситуации выбора (практического и морального).

Образовательные ситуации включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей ЗУН, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации запускают инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность в организованной образовательной деятельности выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, безопасного поведения.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленной на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой деятельности. Художественно-творческая деятельность связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся муз. руководителем ДОО в спец. Оборудованном помещении.

Двигательная активность организуется в процессе занятий физ. культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольной организацией с положением действующего СанПин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает: наблюдения; индивидуальные игры и игры с подгруппами детей; создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества; трудовые поручения; беседы и разговоры с детьми по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций; индивидуальная работа с детьми; двигательную деятельность детей; работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: подвижные игры; наблюдения за объектами и явлениями природы; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность; свободное общение воспитателя с детьми.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора. Творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

2.7.Условия и средства реализации Рабочей программы

Для детей первой младшей группы характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Пространство группы разбито на небольшие микропространства. Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, хороводных, развивающих, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых литературных произведений. Некоторая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки.

В группе оборудованы уголки по изобразительной деятельности, уголок природы, спортивный уголок, уголок сюжетно-ролевых игр. В группе есть мини-музей «Открытки».

В детском саду существует музей «Русская изба», который знакомит детей с традициями русского народа, воспитывает чувство любви к Родине.




















Список методической литературы:

1.Комплексные занятия в первой младшей группе. – Воронеж, 2010. – 272 с.

Автор-составитель: Т.М. Бондаренко.

2.Комплексные занятия с детьми раннего возраста. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004. – 112 с.

Автор-составитель: М.Г. Борисенко.

3.Познание предметного мира. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87 с.

Автор-составитель: З.А. Ефанова.

4.Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в первой младшей группе детского сада. – Воронеж, 2012. – 160 с.

Автор-составитель: Н.А. Карпухина.

5.Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие. – Воронеж, 272 с.

Автор-составитель: Н.А. Карпухина.

6.Программная разработка образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013. – 160 с.

Автор-составитель: Н.А. Карпухина.

7.Художественное творчество. Освоение содержания образования образовательных областей по программе «Детство»: планирование, конспекты в первой младшей группе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169 с.

Автор-составитель: Н.Н. Леонова.

8.Рисование с детьми раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Мозаика, 2006. – 64 с.

Автор-составитель: Е.А. Янушко.