СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения физических задач" 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по физике "Методы решения физических задач" предназначен для учащихся 9-х классов, планирующих дальнейшее обучение в профильном физико- математическом классе. Расчитан на 17 часов., 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения физических задач" 9 класс»

Пояснительная записка.


Элективный курс «Методы решения физических задач» состоит из четырех частей: « Введение. Механика. Статика и гидростатика, тепловые явления. Электромагнитные явления. Оптика. Ядерная физика. Избранное». Предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ОГЭ за курс основной школы. Курс рассчитан на 17 часов, по одному часу в неделю.

Основные цели курса

-реализация творческие способности, познавательного интереса в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

- углубить полученные в основном курсе знания и умения; расширение отдельных тем

- передать технологию построения модели , устанавливать границы их применимости;

-применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использование современных информационных технологий;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

- предоставление учащемуся возможности оценить степень своей готовности к обучению по выбранным специальностям через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления

Задачи курса:

- углубление, систематизация и расширение знаний по физике;

- формирование осознанных мотивов учения;

- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

- выработка навыков цивилизованного общения

Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.

Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.

Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и методами решения задач Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам решения задач из материалов ОГЭ учащихся 9 класса.

При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ОГЭ учащихся 9 класса.

Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи. Работа учащихся оценивается в конце каждого полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, выполненные при помощи компьютера с использованием диска «Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы» – Волгоград. Учитель-2010.При проверке выполнения домашнего задания по решению трудных задач полезна методика, используемая при проведении турниров физиков, т. е ученики разбиваются на группы, одна из которых дает объяснение решения задания, вторая является оппонентом, а третья рецензентом. В дальнейшем группы меняются ролями. Игровые формы проведения занятий- это коллективные соревнования школьников в умении решать задачи. Они являются хорошим дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач.

После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня из материалов ОГЭ, уметь проводить экспериментальные измерения.



Содержание программы:

1. Введение-1 час

2. Механика– 7 часов

Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение. Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.

2 Статика и гидростатика. Тепловые явления. Электромагнитные явления.( 4 часа)

Сила Архимеда. Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса. Напряженность электростатического поля. Закон Кулона. Конденсаторы. Магнитное поле тока . Электрический ток . Закон Ома. Правило Киргофа для разветвленной цепи.

3 . Оптика. Ядерная физика (2 часа).

4. Избранное. (3 часа)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебный предмет «Физика».

Тема: «. Методы решения физических задач.»

Цели и задачи: изучение физики в школе и дальнейшая профориентация


урока

Наименование тем.

Кол-во часов

Формы контроля


1.Введение (1 час)



1

Правила решения физических задач. Методы решения физических задач

1



2.Механика (7 часов)



2

Операции над векторными величинами при решении физических задач

1


3

Алгоритм решения кинематических задач

1


4

Алгоритм решения задач по динамике

1


5

Графический метод решения задач.

1


6

Закон сохранения импульса. Алгоритм решения задач

1


7

Работа и энергия в механике. Закон сохранения энергии в механике..

1


8

Турнир физиков. Рецензирование.

1



2 Статика и гидростатика. Тепловые явления. Электромагнитные явления.( 4 часа)



9

Статика и гидростатика

1


10

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Тепловые двигатели.

1


11

Электрическое поле. Закон Кулона. Конденсаторы

1


12

Магнитное поле тока . Электрический ток . Закон Ома. Правило Киргофа для разветвленной цепи.

1



3 . Оптика. Ядерная физика (2 часа)



13

Атомное ядро.

1


14

Оптические задачи

1



4. Избранное. (3 часа)



15

Задачи-проблемы

1


16

Решение практических заданий . Подготовка к ОГЭ

1


17

Решение тестовых заданий ОГЭ

1




Литература для учителя:


  1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011.

  2. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998

  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2009.

  4. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.

  5. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение

  6. Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.

  7. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989.

  8. И. Л. Касаткина «Репетитор по физике.»ООО «Феникс» 2008

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. 1С. Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тесты.

  2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тестирующие программы. Ч. I, II.- CD-ROM

  3. Физика. Электронные уроки и тесты. CD-ROM

  4. Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы – Волгоград. Учитель-2010.





Литература для учащихся:


  1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011

  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2009.