Пояснительная записка.
Элективный курс «Методы решения физических задач» состоит из четырех частей: « Введение. Механика. Статика и гидростатика, тепловые явления. Электромагнитные явления. Оптика. Ядерная физика. Избранное». Предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ОГЭ за курс основной школы. Курс рассчитан на 17 часов, по одному часу в неделю.
Основные цели курса
-реализация творческие способности, познавательного интереса в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- углубить полученные в основном курсе знания и умения; расширение отдельных тем
- передать технологию построения модели , устанавливать границы их применимости;
-применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использование современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
- предоставление учащемуся возможности оценить степень своей готовности к обучению по выбранным специальностям через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления
Задачи курса:
- углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
- формирование осознанных мотивов учения;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- выработка навыков цивилизованного общения
Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.
Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и методами решения задач Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам решения задач из материалов ОГЭ учащихся 9 класса.
При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ОГЭ учащихся 9 класса.
Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи. Работа учащихся оценивается в конце каждого полугодия с учетом накопленных баллов за тесты, выполненные при помощи компьютера с использованием диска «Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы» – Волгоград. Учитель-2010.При проверке выполнения домашнего задания по решению трудных задач полезна методика, используемая при проведении турниров физиков, т. е ученики разбиваются на группы, одна из которых дает объяснение решения задания, вторая является оппонентом, а третья рецензентом. В дальнейшем группы меняются ролями. Игровые формы проведения занятий- это коллективные соревнования школьников в умении решать задачи. Они являются хорошим дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач.
После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня из материалов ОГЭ, уметь проводить экспериментальные измерения.
Содержание программы:
1. Введение-1 час
2. Механика– 7 часов
Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение. Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.
2 Статика и гидростатика. Тепловые явления. Электромагнитные явления.( 4 часа)
Сила Архимеда. Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса. Напряженность электростатического поля. Закон Кулона. Конденсаторы. Магнитное поле тока . Электрический ток . Закон Ома. Правило Киргофа для разветвленной цепи.
3 . Оптика. Ядерная физика (2 часа).
4. Избранное. (3 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный предмет «Физика».
Тема: «. Методы решения физических задач.»
Цели и задачи: изучение физики в школе и дальнейшая профориентация
№ урока | Наименование тем. | Кол-во часов | Формы контроля |
| 1.Введение (1 час) | | |
1 | Правила решения физических задач. Методы решения физических задач | 1 | |
| 2.Механика (7 часов) | | |
2 | Операции над векторными величинами при решении физических задач | 1 | |
3 | Алгоритм решения кинематических задач | 1 | |
4 | Алгоритм решения задач по динамике | 1 | |
5 | Графический метод решения задач. | 1 | |
6 | Закон сохранения импульса. Алгоритм решения задач | 1 | |
7 | Работа и энергия в механике. Закон сохранения энергии в механике.. | 1 | |
8 | Турнир физиков. Рецензирование. | 1 | |
| 2 Статика и гидростатика. Тепловые явления. Электромагнитные явления.( 4 часа) | | |
9 | Статика и гидростатика | 1 | |
10 | Внутренняя энергия. Количество теплоты. Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Тепловые двигатели. | 1 | |
11 | Электрическое поле. Закон Кулона. Конденсаторы | 1 | |
12 | Магнитное поле тока . Электрический ток . Закон Ома. Правило Киргофа для разветвленной цепи. | 1 | |
| 3 . Оптика. Ядерная физика (2 часа) | | |
13 | Атомное ядро. | 1 | |
14 | Оптические задачи | 1 | |
| 4. Избранное. (3 часа) | | |
15 | Задачи-проблемы | 1 | |
16 | Решение практических заданий . Подготовка к ОГЭ | 1 | |
17 | Решение тестовых заданий ОГЭ | 1 | |
Литература для учителя:
ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011.
Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2009.
Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.
Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение
Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.
Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989.
И. Л. Касаткина «Репетитор по физике.»ООО «Феникс» 2008
Информационно-компьютерная поддержка.
1С. Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тесты.
Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тестирующие программы. Ч. I, II.- CD-ROM
Физика. Электронные уроки и тесты. CD-ROM
Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы – Волгоград. Учитель-2010.
Литература для учащихся:
ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2009.