Согласованно Утверждено
Зам. директора по ВР Директор МКОУ «Желанновская СШ"
_______ Гергель О.П ________________ Колищак А.И.
_______________2016г ________________ 2016г
Тематическое планирование
по внеурочной деятельности - кружка
«Поиграем, посчитаем»
(Интеллектуальное направление)
Автор: учитель начальных классов
Седлецкая Раиса Петровна
2016 – 2017 уч.год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОИГРАЕМ, ПОСЧИТАЕМ!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящей рабочей программе обозначены целевые ориентиры, изложены ожидаемые результаты, принципы, содержание и методы и способы организации внеурочной деятельности учащихся 1-2 классов.
Главный целевой ориентир курса «Поиграем, посчитаем!» - содействие интеллектуальному развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности и участия в ней.
Контактируя с окружающим миром, человек каждый раз сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. В силу тех или иных обстоятельств окружающая действительность вызывает у него интерес – специфическую направленность личности, формирующуюся в зависимости от индивидуальных возможностей. Прежде всего, познавательный интерес возникает в том случае, если круг интересов разнообразен, если человек выбирает то, что наиболее важно для него.
Как известно, основной формой обучения в образовательном учреждении является урок. В настоящее время актуальным стало проведение внеурочных занятий, призванных систематизировать и углублять знания, формировать умения, совершенствовать навыки. Но еще важнее заинтересовать ребенка тем или иным предметом и научить его учиться. Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – это основополагающая задача творчески мыслящего учителя. А нестандартные формы занятий мотивируют детей не только к достижению результата, но и к деятельности. А такая мотивация является в младшем школьном возрасте ведущей.
Для решения нестандартной задачи требуется использовать знания, выходящие за пределы школьной программы («включить воображение»), опираться в рассуждении на логику. Развитию этих умений способствуют занятия внеурочной деятельностью по курсу «Поиграем, посчитаем!». Решение нестандартных задач – главная цель данной программы.
Достижение главной цели курса реализуется в соответствии с принципами:
Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей.
Принцип системности. Устанавливается связь между урочной и внеурочной деятельностью учащихся. Занятия внеурочной по курсу «Поиграем, посчитаем!» неразрывно связаны с материалом программы по математике.
Принцип креативности. Педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным творчеством.
Принцип успешности. Усилия педагогов направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Достигаемые ребенком результаты ценны для одноклассников, представителей его ближайшего социального окружения.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Сформировать способность полноценно и обоснованно аргументировать свои выводы и действия, оперируя известными теоретическими положе-ниями, логически правильно выстраивать рассуждения, доказательно и последовательно излагать свои мысли – одна из важнейших задач обучения математике. Данная рабочая программа призвана решать задачи математического образования с использованием игровых и групповых технологий обучения.
Игровые технологии обучения эффективны для воспитания познавательных интересов и активизации мыслительной деятельности учащихся. Они способствуют комфортному состоянию детей на занятиях, стимулируют желание изучать предмет.
Групповые технологии содействуют развитию навыков общения, укреплению межличностных отношений. Благодаря методам групповой работы дети учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга, что способствует воспитанию толерантности, формированию лидерских качеств личности.
Формы занятий с применением игровых и групповых технологий в практической деятельности учителя:
Дидактические игры.
КВН.
Математические бои.
Математические праздники.
Занятия-соревнования.
Олимпиады.
Цели и задачи курса
Основными целями курса, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
Формирование у учащихся умений добывать знания, систематизировать их и применять на практике;
Создание для каждого ребенка возможности достижения высокого уровня математической подготовки и усвоения знаний.
Задачи курса:
Приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
Формирование в процессе изучения математики специфических качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе ( в частности логического мышления);
Овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе.
Изучение математики в начальной школе представляет собой первый этап системы математического образования и развития учащихся. Специфика курса «Поиграем, посчитаем!» заключается в его тесной взаимосвязи с учебным предметом «Математика». Занятия по курсу и уроки математики в начальной школе представляют собой единую образовательную область. Содержание курса рационального распределено по степени сложности и представляет собой последовательную цепь заданий, углубляющих изучаемый на уроках математики материал.
Содержание учебного занятия
Одно из десяти занятий внеурочной деятельностью, предусмотренных учебным планом, отводится на курс «Поиграем, посчитаем!». Общий объем времени по изучению курса составляет 67 часов за 2 учебных года. Программой предусмотрены 33 часа в первом классе ( 1 час в неделю, 33 учебных недели), 34 часа во втором классе ( 1 час в неделю, 34 учебных недели).
Продолжительность одного занятия в первом классе – 35 минут, во втором – 45 минут.
С учетом специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Отбор содержания подчиняется требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:
Числа и арифметические действия над ними.
Работа с текстовыми задачами.
Геометрические фигуры и величины.
Величины и зависимости между ними.
Алгебраические представления.
Математический язык и элементы логики.
Работа с информацией и анализ данных.
Результаты изучения курса
Результатами обучения должны выступать универсальные учебные действия, которые представлены познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными результатами.
Личностными результатами изучения курса являются:
Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни, формулировать вопросы и устанавливать какие из предложенных задач могут быть им успешно решены;
Проявление познавательного интереса к математике.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные УУД:
Формулировать ответы на вопросы;
Сравнивать предметы, объекты, находить общее и различия;
Группировать предметы на основе существенных признаков;
Осуществлять синтез как составление целого из частей;
Устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного);
Извлекать информацию, представленную в разных формах ( в виде схемы, иллюстрации, текста);
Уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
Самостоятельно создавать способы решения проблемы, применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях;
Строить алгоритм поиска необходимой информации;
Определять логику решения практической задачи.
Регулятивные УУД:
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Определять цель деятельности выполнения задания на занятии;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Составлять план и последовательность действий;
Сопоставлять свою работу с образцом;
Оценивать свою работу по критериям, выработанными в классе.
Коммуникативные УУД:
Уметь выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другой внимательно слушает);
Участвовать в диалоге на занятии (отвечать на вопросы учителя; слушать, слышать, понимать речь других; строить понятные для партнера высказывания, оформлять свою мысль в устной форме);
Делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, работать в группе, выполнять роль лидера или исполнителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Путешествие в царство геометрических фигур | |
2 | В волшебной стране Зазеркалья (сравнение групп предметов) | |
3 | Веселое сложение и вычитание | |
4 | С кем дружат числа 1, 2, 3? | |
5 | Представляем число и цифра 5! Число пять и его предыдущее | |
6 | Думаем, считаем, отгадываем | |
7 | Угадай число (числа 1-6) | |
8 | Путешествие Точки. (Отрезок. Треугольник, четырехугольник, пятиугольник, их вершины и стороны). | |
9 | Необычный дом – здесь живет задача. | |
10 | Как подружиться с задачей? | |
11 | Веселые задачи | |
12 | Сказочное число 7. математический бой. | |
13 | К этой цифре ты привык – это цифра снеговик. Снежная восьмерка | |
14 | Знакомимся: «Я – самое большое однозначное число!» | |
15 | Необычное число. Знакомство с числом 0 | |
16 | Задачи со сказочным сюжетом | |
17 | Неожиданные задачи | |
18 | Веселые задачи | |
19 | Решаем, считаем, сравниваем | |
20 | Магия фигур (многоугольники) | |
21 | Измеряем, взвешиваем (масса и объем) | |
22 | Путешествие в страну составных задач | |
23 | В Городе заколдованных чисел (уравнения) | |
24 | Мистер х.(решаем уравнения) | |
25 | Поиграем с числом 10 | |
26 | Раз- десяток, два – десяток… | |
27 | Десяток дружит с единицей | |
28 | Складываем и вычитаем уже в пределах 20! | |
29 | Путешествие по стране двузначных чисел | |
30 | Неожиданные задачи в стране двузначных чисел | |
31 | «Мы играем и считаем!» (математическая игра) | |
32 | Наша первая олимпиада | |
33 | «Ура! Каникулы!» (математический праздник) | |