м
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сборник дидактических игр по разделу
«Количество и счет» (4-7 лет)
Зерноград
2024 г.
Составитель: Скоробогатова Ксения Владимировна, студентка 4 «В» группы специальности «Дошкольное образование».
Руководитель: О.А. Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»
Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04 «Теория и методика математического развития детей» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а также для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает ряд последовательных дидактических игр, который способствует правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию, способствует правильной организации и проведения занятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 4
1. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в средней группе ДОО ……………………………………………………………………5
3. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в старшей группе ДОО ........……………………………………………………………… 7
4. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в подготовительной группе ДОО ........…………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений-это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности ( в области математики ).
Счетная деятельность является одним из основных элементов математической подготовки дошкольников. Она помогает развивать логическое мышление, внимание, память, абстрактное мышление и усидчивость. Кроме того, счетная деятельность способствует формированию представлений о числе, его свойствах и операциях над ним.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в средней группе ДОО
«Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой в пределах 5.
Материал и оборудование: счетные палочки.
Правила игры: количество играющих не должно превышать 4-5 человек. Играть вместе, не мешать друг другу. Отобрать нужное количество палочек и построить из них цифру. Выигрывает тот, кто смог самостоятельно справиться с игровой задачей, правильно передать образ цифры.
Ход игры: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
«Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 5.
Материал и оборудование: мяч.
Правила игры: передавая мяч, каждый называет свой номер, а затем бросают мяч в рассыпную и тот, кто поймает, должен назвать свой номер.
Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
«Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Материалы и оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Правила игры: посчитать картинки и показать советующую цифру.
Ход игры: педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграф, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку. В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.
Материал и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 5.
Правила игры: раздаются карточки, выбирается водящий. По сигналу нужно построиться в прямом или обратном порядке (как задаст водящий).
Ход игры: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 5 до 1, пересчитываются по порядку.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в старшей группе ДОО «Исправь ошибку»
Цель: упражнять в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Материал и оборудование: доска с цифрами, предметы.
Ход игры: несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза и исправляют ошибку разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
«Подбери столько же разных предметов»
Цель: Закрепить представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материал и оборудование: предметы (игрушки, вещи, посуда)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить число 3 (4, 5) с помощью разных предметов (посуды, одежды, обуви) После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число 3 (4, 5)? Сколько предметов каждого вида?»
Воспитатель добавляет ещё один предмет и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов? Сколько каких предметов? Какое теперь мы число составили?»
«Найди на один меньше»
Цель: учить уменьшать числа на один.
Материал и оборудование: фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, назвать число меньше или больше последнего. Тот, кто первый назовет правильное число, получает флажок.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Материал и оборудование: игрушки
Ход игры: В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в подготовительной группе группе ДОО
«Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.
«Угадай, какой по счету цветок»
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).
Содержание. На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.
«Числовая лесенка»
Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Материал. Наборное полотно с числовой лесенкой (до 10).
Содержание. В., обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т.
«Угадайте, какое число пропущено?»
Цель: закрепить знания и последовательности чисел.
Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сборник дидактических игр по разделу
«Количество и счет» (4-7 лет)
Зерноград
2024 г.
Составитель: Скоробогатова Ксения Владимировна, студентка 4 «В» группы специальности «Дошкольное образование».
Руководитель: О.А. Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»
Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04 «Теория и методика математического развития детей» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а также для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает ряд последовательных дидактических игр, который способствует правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию, способствует правильной организации и проведения занятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 4
1. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в средней группе ДОО ……………………………………………………………………5
3. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в старшей группе ДОО ........……………………………………………………………… 7
4. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в подготовительной группе ДОО ........…………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений-это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности ( в области математики ).
Счетная деятельность является одним из основных элементов математической подготовки дошкольников. Она помогает развивать логическое мышление, внимание, память, абстрактное мышление и усидчивость. Кроме того, счетная деятельность способствует формированию представлений о числе, его свойствах и операциях над ним.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в средней группе ДОО
«Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой в пределах 5.
Материал и оборудование: счетные палочки.
Правила игры: количество играющих не должно превышать 4-5 человек. Играть вместе, не мешать друг другу. Отобрать нужное количество палочек и построить из них цифру. Выигрывает тот, кто смог самостоятельно справиться с игровой задачей, правильно передать образ цифры.
Ход игры: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
«Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 5.
Материал и оборудование: мяч.
Правила игры: передавая мяч, каждый называет свой номер, а затем бросают мяч в рассыпную и тот, кто поймает, должен назвать свой номер.
Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
«Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Материалы и оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Правила игры: посчитать картинки и показать советующую цифру.
Ход игры: педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграф, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку. В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.
Материал и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 5.
Правила игры: раздаются карточки, выбирается водящий. По сигналу нужно построиться в прямом или обратном порядке (как задаст водящий).
Ход игры: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 5 до 1, пересчитываются по порядку.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в старшей группе ДОО «Исправь ошибку»
Цель: упражнять в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Материал и оборудование: доска с цифрами, предметы.
Ход игры: несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза и исправляют ошибку разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
«Подбери столько же разных предметов»
Цель: Закрепить представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материал и оборудование: предметы (игрушки, вещи, посуда)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить число 3 (4, 5) с помощью разных предметов (посуды, одежды, обуви) После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число 3 (4, 5)? Сколько предметов каждого вида?»
Воспитатель добавляет ещё один предмет и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов? Сколько каких предметов? Какое теперь мы число составили?»
«Найди на один меньше»
Цель: учить уменьшать числа на один.
Материал и оборудование: фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, назвать число меньше или больше последнего. Тот, кто первый назовет правильное число, получает флажок.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Материал и оборудование: игрушки
Ход игры: В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в подготовительной группе группе ДОО
«Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.
«Угадай, какой по счету цветок»
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).
Содержание. На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.
«Числовая лесенка»
Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Материал. Наборное полотно с числовой лесенкой (до 10).
Содержание. В., обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т.
«Угадайте, какое число пропущено?»
Цель: закрепить знания и последовательности чисел.
Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.
Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических игр в ДОУ (4-7 лет)»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сборник дидактических игр по разделу
«Количество и счет» (4-7 лет)
Зерноград
2024 г.
Составитель: Скоробогатова Ксения Владимировна, студентка 4 «В» группы специальности «Дошкольное образование».
Руководитель: О.А. Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК»
Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой МДК 03.04 «Теория и методика математического развития детей» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов специальности «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а также для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает ряд последовательных дидактических игр, который способствует правильной организации непосредственной образовательной деятельности дошкольников по математическому развитию, способствует правильной организации и проведения занятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 4
1. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в средней группе ДОО ……………………………………………………………………5
3. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в старшей группе ДОО ........……………………………………………………………… 7
4. Подбор дидактических игр по разделу «Количество и счет» в подготовительной группе ДОО ........…………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений-это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности ( в области математики ).
Счетная деятельность является одним из основных элементов математической подготовки дошкольников. Она помогает развивать логическое мышление, внимание, память, абстрактное мышление и усидчивость. Кроме того, счетная деятельность способствует формированию представлений о числе, его свойствах и операциях над ним.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в средней группе ДОО
«Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой в пределах 5.
Материал и оборудование: счетные палочки.
Правила игры: количество играющих не должно превышать 4-5 человек. Играть вместе, не мешать друг другу. Отобрать нужное количество палочек и построить из них цифру. Выигрывает тот, кто смог самостоятельно справиться с игровой задачей, правильно передать образ цифры.
Ход игры: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
«Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 5.
Материал и оборудование: мяч.
Правила игры: передавая мяч, каждый называет свой номер, а затем бросают мяч в рассыпную и тот, кто поймает, должен назвать свой номер.
Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
«Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Материалы и оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Правила игры: посчитать картинки и показать советующую цифру.
Ход игры: педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграф, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку. В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.
Материал и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 5.
Правила игры: раздаются карточки, выбирается водящий. По сигналу нужно построиться в прямом или обратном порядке (как задаст водящий).
Ход игры: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 5 до 1, пересчитываются по порядку.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в старшей группе ДОО
«Исправь ошибку»
Цель: упражнять в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Материал и оборудование: доска с цифрами, предметы.
Ход игры: несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза и исправляют ошибку разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
«Подбери столько же разных предметов»
Цель: Закрепить представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материал и оборудование: предметы (игрушки, вещи, посуда)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить число 3 (4, 5) с помощью разных предметов (посуды, одежды, обуви) После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число 3 (4, 5)? Сколько предметов каждого вида?»
Воспитатель добавляет ещё один предмет и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов? Сколько каких предметов? Какое теперь мы число составили?»
«Найди на один меньше»
Цель: учить уменьшать числа на один.
Материал и оборудование: фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, назвать число меньше или больше последнего. Тот, кто первый назовет правильное число, получает флажок.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Материал и оборудование: игрушки
Ход игры: В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Подбор дидактических игр по разделу
«Количество и счет» в подготовительной группе группе ДОО
«Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.
«Угадай, какой по счету цветок»
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).
Содержание. На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.
«Числовая лесенка»
Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.
Материал. Наборное полотно с числовой лесенкой (до 10).
Содержание. В., обращаясь к детям, говорит: «Вы научились хорошо считать. А знаете ли вы, в каком порядке идут числа? Посмотрите на числовую лесенку. Рассмотрите ее внимательно. Она вам подскажет, в каком порядке идут числа, какие числа больше, какие - меньше. Сколько ступенек у лесенки? Пересчитаем их по порядку. Я буду называть ряд, а вы называйте который он по счету? Какое самое число на числовой лесенке? Какие числа идут до него? Сколько кружков в пятом ряду? Какое число идет до 5?6 больше или меньше 5? 5 больше, какого числа? А какого числа оно меньше? Посмотрите, какое число идет до 3 и поле 3? 2 больше или меньше 3? А 4 больше или меньше 3? Сколько кружков в 9 ряду? Какое число идет до 9? Какое после 9? 8 больше или меньше 9? Почему?» и. т.
«Угадайте, какое число пропущено?»
Цель: закрепить знания и последовательности чисел.
Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.