СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения "Юный патриот"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы патриотического объединения "Юный патриот"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения "Юный патриот"»


«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБУ «Молодежный Центр «АЛАН»


____________________Г.К. Валиева

«___»___________________20___год



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Молодежный Центр «АЛАН»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан







Рабочая программа объединения

«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»




срок реализации 3 года

(14-18 лет)






Педагог дополнительного образования

Дорофеева Марина Валерьевна




Пояснительная записка

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. 
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к  выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.

Программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения.

Программа ориентирована на обучающихся 14-18 лет. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Формы занятий - индивидуальные и групповые.





Цель работы объединения «Юный патриот»:

- создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

 

Задачи:

      • Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.

      • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

      • Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.

      • Приобщение к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.

      • Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.

      • Повышение  качества патриотического воспитания.



Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.


Для успешной реализации данной программы применяются следующие методы:
обучение в сотрудничестве;

  • индивидуализации обучения;

  • работа в группах

  • коллективное взаимодействие;

  • исследовательская работа;

  • творческая деятельность.




Ожидаемые результаты реализации программы:


Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,

  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • любовь и бережное отношение к родной природе;

  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.












Учебно-тематический план занятий




Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Мой дом и моя семья.

5

3

2

2.

Село, в котором я живу.

5

2

3

3.

Моя малая Родина.

6

4

2

4.

Татарстан – субъект Российской Федерации.

4

2

2

5.

Россия – родина моя.

6

3

3

6.

Героические периоды истории моей страны.

6

2

4

7.

Народный костюм.

4

1

3

8.

Народные детские игры.

4

2

2

9.

Юные сыны России

8

4

4

10.

Доброта спасёт мир.

3

1

2

11.

Что я знаю о своих правах.

5

2

3

12.

Обряды и обычаи.

5

2

3

13.

Красота вокруг нас.

3

2

1

14.

Я – гражданин России.

5

2

3

15.

Подвигу народа жить в веках.

5

3

2

16.

Личность в истории Татарстана.

6

3

3

17.

Песни военных лет.

7

2

5

18.

Русский народ – настоящий патриот.

6

3

3

19.

Татары – русские навеки вместе.

3

1

2

20.

Достопримечательности республики Татарстан.

6

3

3

21.

Что ты знаешь о ветеранах ВОВ.

7

4

3

22.

Великая Отечественная война в памяти татрстанцев.

11

3

8

23.

« Этих дней не смолкнет слава».

4

2

2

24.

В память о войне 1941-1945 гг.

5

2

3

25.

Знай и люби свой край!

3

1

2

26.

Итоговые занятия.

12

3

9


Итого

144

62

82










Информационная карта образовательной программы


1.

Полное название

Программа кружка «Юный патриот»


2.

Автор программы



3.

Педагог, реализующий программу

Дорофеева Марина Валерьевна

4.

Дата создания, утверждения

2016 год


5.

Вид программы

Типовая


6.

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание


7.

Срок реализации

3 года


8.

Возраст обучающихся

14-18 лет


9.

Цели и задачи

Цель:

- создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно-нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

 Задачи:

      • Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.

      • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

      • Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.

      • Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.

      • Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.


10.

Аннотация к программе (краткое содержание)

  Данная программа  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа рассчитана  на обучающихся 14-18 лет, реализуется в течении 3-х лет.

В объединении занимаются 15 учащихся.

Занятия проводятся на базе МБУ «Молодежный Центр «Алан»

Формы работы объединения различные:  выступления, деловые игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность,  коллективные творческие дела,  выставки и др.

 

11.

Приложение (методические разработки, рекомендации)


12.

Прогнозируемый результат

Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,

  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

  • любовь и бережное отношение к родной природе;

  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


13.

Особенности работы по данной программе

обучающиеся будут учиться общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умения публичного выступления.

У








Содержание программы кружка «Юный патриот»

Сентябрь - Октябрь

  1. Мой дом и моя семья. - 5 ч.

  1. Составление своей родословной.

  2. Герб моей семьи.

  3. Семейные реликвии.

  4. «Я горжусь своей семьёй». Творческий отчёт.



  1. Поселок, в котором я живу. - 5 ч.

  1. « Будущее нашего поселка». Составление проекта.

  2. « Мой любимый уголок родного поселка». Фотоконкурс.

  3. « Лучший знаток истории поселка». Интеллектуальный аукцион.

  4. « Если бы я был депутатом!» Эссе.

  5. «Ими гордится наш поселок». Конкурс визиток.



3. Моя малая Родина. - 6 ч.

  1. История создания района.

  2. О чем рассказывают названия деревень. Легенды и предания.

  3. Жители нашего района и их занятия. Составление проекта.

  4. Культурные традиции жителей нашего района.

  5. Наш район богат талантами.

  6. Памятные места нашего района. Заочная экскурсия.


Ноябрь

4. Татарстан – субъект Российской Федерации. - 4 ч.

1.Казань – столица Татарстана. Презентация.

2. Государственные символы.

3. Из истории городов республики.

4. Достопримечательности республики. Составление проекта.



5. Россия – родина моя. - 6 ч.

  1. « Откуда есть пошла Русская земля». Познавательно-деловая игра

  2. Путешествие по карте России.

  3. Символика в истории России.

  4. « Овеян славою флаг наш». Из истории флага.

  5. Конституция РФ – основа общественной системы. Практическое занятие.

  6. « Россия – все, чем я живу». Составление кластера.


6. Героические периоды истории моей страны. - 6 ч.

  1. « Три поля русской славы». Творческий отчёт, посвященный Куликовской битве, Бородинскому сражению, Ледовому побоищу.

  2. Подвиг во имя Отечества. Выступления, дискуссии.

  3. Выставка моделей боевой техники.

  4. «Слава русского оружия». Военно-патриотическая игра.

  5. День Народного Единства.

Декабрь



  1. Народный костюм. - 4 ч.



  1. Роль одежды в народной культуре.

  2. Мужской костюм и женская одежда русских и татар. Презентация.

  3. Искусство рукоделия (вышивка, резьба по дереву). Мастер – класс.



8. Народные детские игры. - 4ч.

  1. Особенности народной игры.

  2. Сходства и различие татарской и русской народной игры.

  3. Детские игры старожилов села Камские Поляны. Составление проектов.

  4. Татарские и русские считалки, потешки, зазывалки.

9. Юные сыны России. - 8 ч.

  1. « Славному сыну Отечества посвящается». Патриотическая викторина.

  2. « О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…». Поэтический вечер.

  3. «Мужество русского воина». Оформление уголков.

  4. «Военные династии». Фотостенд.

  5. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.

  6. А.И. Румянцев, его военная и дипломатическая деятельность.

  7. И.П.Болодурин- Герой Советского Союза.




Январь

10. Доброта спасёт мир. - 3 ч.

  1. «Добро и зло – вечные вопросы». Дискуссия.

  2. «Мир через культуру». Научно – практическая конференция.

  3. Рейд «Забота»  проведение практики шефства над ветеранами.





11. Что я знаю о своих правах. - 5 ч.


  1. « Я и мои права». Конвенция о правах ребёнка. Практикум.

  2. «Я имею право на…». Дискуссия.

  3. « Если бы я был депутатом!». Конкурс сочинений.

  4. «Я – гражданин России». Проект.

  5. «Дни защиты от экологической опасности». Акция.


12. Обряды и обычаи. - 5 ч.


  1. Религия татар сквозь призму веков.

  2. Обряды и обычаи. Научно – практическая конференция.

  3. Народный фольклор . Практикум.

  4. Спортивные победы Республики Татарстан. Презентация.


13. Красота вокруг нас. - 3 ч.


  1. « Любимый уголок моей страны». Информационный отчёт.

  2. «Населённый пункт будущего». Творческий проект.

  3. Экскурсия в природу.


Февраль


14. Я – гражданин России. - 5 ч.


  1. «Знаешь ли ты чины и звания родов войск». Викторина

  2. «Линейка Памяти», посвящённая Дню юного героя-антифашиста.

  3. 3.Отечества достойные сыны: А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов».

  4. Конкурс плакатов-анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии.

  5. Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?».


  1. Подвигу народа жить в веках. - 5 ч.


  1. « Парень из нашей школы». Беседа о выпускниках поселка, служивших в горячих точках.

  2. « Живая память» - встреча с матерями выпускников школ поселка, находящихся на службе.

  3. «Философский стол» на тему: « Я бы в армию пошел…»

  4. «Их именами гордится страна». Компьютерная презентация.


  1. Личность в истории Татарстана . - 6 ч.


  1. Муса Джалиль. Презентация.

  2. Патриарх Никон и его реформа. Дискуссия.

  3. Габдулла Тукай – народный поэт.

  4. Д.И. Менделеев и его открытия.


Март


17. Песни военных лет. - 7 ч.


  1. « Кто сказал, что надо бросить песню на войне». Конкурс песни на героико-патриотическую тему.

  2. «О чём говорит частушка?»

  3. « Поэзия войны». Подборка стихов.

  4. Инсценировка военно-патриотической песни.

  5. « Тебе, о Родина, сложил я песню эту!». Вечер инсценированной песни.


18. Русский народ – настоящий патриот. - 6 ч.


  1. « Русский народ – настоящий патриот». Беседа.

  2. « Рода войск в современной армии». Устный журнал.

  3. Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.

  4. « Российский солдат умом и силой богат». Интеллектуально-спортивное мероприятие.

  5. История военных наград.

  6. Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.


19. Татары – русские навеки вместе. – 3ч.


  1. Созидательная политика руководства Татарстана и её приоритеты.

  2. «Толерантность – путь к миру». Коллаж.


Апрель


20. Достопримечательности республики Татарстан. - 6 ч.


  1. Республиканский краеведческий музей . Презентация.

  2. Мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор.

  3. Казанский Кремль . Заочная экскурсия.

  4. Памятники Татарстана. Составление проекта.

  5. Театры и их роль в культурной жизни.

  6. «Что ты знаешь о достопримечательностях республики?» Беседа.



21. Что ты знаешь о ветеранах ВОВ. - 7 ч.


  1. Акция « Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.

  2. «Дискуссионные качели» на тему: « Любовь и война».

  3. « Что есть долг». Дискуссия.

  4. «Милосердие на поле брани». Сочинение – рассуждение.

  5. «И помнит мир спасённый!». Конкурс рисунков и стихов.

  6. «Живая летопись войны». Краеведческий поиск.

7. «Что такое неофашизм?» Беседа.


22. Великая Отечественная война в памяти татарстанцев. - 11 ч.


  1. Герои Советского Союза – уроженцы Татарстана.

  2. Татарстан – составная часть тыла.

  3. «Войной растрелянная молодость». Мероприятие о героях-комсомольцах.




Май


23. « Этих дней не смолкнет слава». - 4 ч.


  1. « Лучший знаток истории ВОВ». Викторина.

  2. Заочная экскурсия по городам-героям.

  3. «Войны священные страницы навеки в памяти людской». Проект.

  4. « Дети войны». Литературно-музыкальная композиция.


24. В память о войне 1941-1945 гг. - 5 ч.


  1. « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ». Фотостенд.

  2. « Мои родственники – участники ВОВ». Составление проекта.

  3. «Наша общая Победа «. Видеозапись интервью с ветеранами.

  4. Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.

  5. Праздник « Фронтовики, наденьте ордена!»


25. Знай и люби свой край! - 3 ч.


  1. « Знай и люби свой край!» Викторина.

  2. Экскурсия в природу.

  3. Красота природы поселка Камские Поляны». Фотостенд.


26. Итоговые занятия. - 12 ч.


  1. Выпуск газеты о работе объединения

  2. Отчет лекторской группы.

  3. Подведение итогов работы кружка и составление плана работы на следующий год.

  4. Походы выходного дня.












Список использованной литературы.


Нормативно-правовая база:

  1. Конституция и законы Российской Федерации.

  2. Закон «Об образовании».

  3. Конвенция ООН «О правах ребенка» .

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».


  1. Методические рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения. М: ОМК ВОЧ МДО,1995.

  2. Таран Ю.Н., Как разработать программу детского объединения. - Липецк,2006.

  3. В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва. «Вако», 2009г.

  4. Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.

  5. Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».Волгоград, «Учитель», 2009 г.

  6. Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.

  7. Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.

  8. Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».

  9. Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).

  10. П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.

  11. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.