СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные патриоты»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Юный патриот» разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные патриоты»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

с. Зеленый Дол» Энгельсского муниципального района Саратовской области



РАССМОТРЕНО

Руководителем ШМО

МОУ «СОШ с.Зеленый Дол»

_________Гасюк Г.И

Протокол №1 от «29» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР

МОУ «СОШ с.Зеленый Дол»

_______Ихсанова А.Е.

Протокол №1 от «30» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «СОШ с. Зеленый Дол»

____________Гайсина М.А.

Приказ №120 от «30» августа 2024 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку

«Юные патриоты»

Для обучающихся 8 класса

Направление – военно-патриотическое

на 2024-2025 учебный год








Составитель: Красникова Адэля Эркадыфовна

Учитель ОБЗР и истории




с. Зеленый Дол, 2024 год


Пояснительная записка


Рабочая программа «Юный патриот» разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.

Педагогическая целесообразность программы кружка “Юные патриоты” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы:

сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.

Задачи:

-создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края;

-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Ценностные ориентиры содержания кружка.



Программа дополнительного образования « Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ.



Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Срок освоения


Рабочая программа кружка «Юный патриот» разработана на

1 год. На реализацию программы отводится 34 часов, 1 час в неделю.



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно- творческую, познавательную виды деятельности.

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия, виртуальные экскурсии.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Режим занятий

Занятия по Программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций», ФГОС ООО, Устава ОУ.

Занятия проводятся 1 раз в неделю - вторник во второй половине дня продолжительностью 45 минут.

Планируемые результаты освоения курса

По окончании курса дети должны знать:

-о значимых страницах истории страны,

-о главных символах государства,

-о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

-о традициях и культурном достоянии своего края,

-о моральных нормах и правилах поведения,

-об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

-традиции и историю своей семьи,

-традиции и историю своей школы.

По окончании курса дети должны уметь:

- различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,

-определять на карте границы и крупные города России,

-рассказывать о родной стране, малой Родине,

-ориентироваться в историческом времени,

-бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,

-уважительно относиться к защитникам Родины,

-читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,

-уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Юные патриоты» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

-мотивации к учению и познанию,

-ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

-основы российской, гражданской идентичности,

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

-учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-узнавать государственную символику своего региона,

-описывать достопримечательности родного края,

-находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая

компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,

ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;


В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

  • патриотизм;

  • уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие;

  • настойчивость; дисциплинированность;

  • любовь к малой родине.

Формы контроля:

Текущий:

  • оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.

Итоговый контроль:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа представлена четырьмя блоками:

  1. блок – «Я – гражданин России» ( 10 ч.)

  2. блок – «Живые страницы прошлого » (8 ч.); 3 блок «Россия Родина моя» (8 ч);

4 блок – «Юные Россияне» (8 ч.).

Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

  1. блок – «Я-гражданин России» (8 ч.)

  1. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,

«символ», значение цветов и образов.

  1. Родной Смоленский край – частица России. Символика области. Смоленск - город герой. Достопримечательности области. Люди и их занятия. Понятия:

«гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».


  1. Родной Шумячский край – частица России. Символика района. Достопримечательности города. Люди и их занятия.


  1. блок – «Живые страницы прошлого » (8 ч.)


1. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Понятия: «предки», «друг», «заповедь».

  1. Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».

Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь»,

«долг», «бескорыстие».

  1. Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».

Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».

  1. Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Тверское суворовское училище.

Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».

  1. «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».

  1. «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Понятия: «держава», «армия», «флот».


  1. блок – «Россия – Родина моя» (8ч);


  1. Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.

Понятия: «город–герой», «защитник».

  1. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.

  2. Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

Понятия: «война», «подвиг», «награда».

  1. Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. Понятия: «авиатор», «полк».

  2. День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.

Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».

  1. Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Понятия: «летопись», «династия».

  1. Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.

Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».


  1. блок – «Юные Россияне» (8 ч.).

  1. День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Понятия: «космос», «космонавт»


  1. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии

«Бессмертного полка».

Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».

  1. Песни военных лет. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.

Понятие: «современник», «творчество».

  1. Беседа о ветеранах, детях Великой Отечественной войны. Защита проектов.

Понятия: «ветеран», «подвиг».

  1. Военно-спортивная игра « Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры «Богатырские потешки».

Понятие: «потешки».

  1. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета».

  2. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.





Учебно-тематический план кружка «Юные патриоты»

на 2024 – 2025 учебный год.

№ п/п

Разделы, темы

Кол- во

часов

Теория

Практика

Вид

деятельности


дата

I блок. Я

гражданин России

(10ч)







1

Россия – Родина моя.

Символы государства – герб и флаг. Гимн

России.

2

1

1

Беседа,

прослушивание гимна России, стихотворений

о Родине.

03.09


10.09

2

Родной Саратовский край – частица России.

Символика области.

2

1

1

Презентация

17.09


24.09

3

Саратов - город воинской

славы.

2

1

1

Презентация

01.10

08.10

4

Родной Саратовский край

– частица России. Символика района.

2

1

1

Устный журнал

15.10

22.10


5

Достопримечательности Энгельса. Люди и их занятия.

2

1

1

экскурсия

05.11

12.11

II. Живые страницы прошлого (8 ч.)







1

Как жили наши предки

славяне.

1

1


Урок-

путешествие


19.11

2

Славна богатырями

земля русская.

1


1

Урок-игра

26.11

3

Сказочного богатыря

узнаешь на поле брани.

1


1

Викторина по

сказкам

03.12

4

Русские полководцы.

Александр Невский и Дмитрий Донской.

1



Презентация

10.12

5

Русские полководцы. А.В.Суворов.

1

1


Презентация

17.12

6

«Храни в памяти имена великих людей и в

своих походах и действиях с

благоразумием следуй их примеру» (А.В.

Суворов)


1


Учебный диалог


24.12

7

«Потешные бои» юного

царя Петра I

2

1

1

Презентация,

игра


14.01

21.01

III. блок

«Россия Родина моя» (8ч);







1

Путешествие по городам - героям. Город

– герой Москва.

1

1


Презентация

28.01

2

Блокада Ленинграда. Дорога жизни.

1

1


Виртуальная экскурсия


04.02

3

Шумячи в годы Великой Отечественной

войны. Земляки – герои.

1

1


Экскурсия в краеведческий музей.

Презентация

11.02

4

Женщины-авиаторы в

Великой Отечественной войне.

1

1


Презентация

18.02

5

День защитника Отечества.

Государственный

праздник День защитника Отечества. История праздника.

Есть профессия - Родину защищать.

1

1


Устный журнал


25.02

6

Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная

летопись семьи. Династии военных.

1

1


Презентация

04.03

7

Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои.

Современные войны и судьбы детей.

2

1

1

Презентация

11.03


18.03

IV.

«Юные Россияне» (8 ч.)







1

День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин.

Современный космос на благо людей.

1


1

Урок- путешествие


01.04

2

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии «Бессмертного полка»

1

1


Музыкально- литературная композиция



08.04

3

Песни военных лет.

1

1


Музыкальное

попури

15.04


4

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.

1



Конкурс

22.04

5

Ветеран Великой Отечественной войны.

Защита проектов.

1



Защита проектов.


29.04

6

Военно-спортивная игра «Богатырские

потешки».

1


1

Игра-

соревнование


06.05

7

Конкурс рисунков

«Мы за Мир!» Дети за мир на планете.

Понятия: «мир»,

«планета».

1

1

1

Конкурс

13.05

8

Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Отзывы и пожелания.

1


1

Учебный диалог


20.05


Итого

34

18

13


Список литературы для учителя:



  1. Голубева Т.С. Государственная символика России , 2001.- с. 14-16.

  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.

  3. Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.

  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.

  5. Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.

  6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.

  7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005




Проверочный тест. Входной контроль. (сентябрь-октябрь)

Цель: проверить уровень сформированности у обучающихся

первоначальных знаний о своей семье, родном городе, государственных символах страны.

Критерии оценки знаний учащихся

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – высокий уровень; 8-9 баллов – средний уровень ; 6-7 баллов - низкий уровень;

менее 6 баллов – не сформированы понятия.








































  1. Закончи предложение:

Наша страна называется

  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Екатеринбург; г) Новосибирск.

  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мэр; г) президент.


  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

  1. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это






  1. Раскрась российский флаг в его цвета:











  1. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребѐнка называется:

а) Конституция РФ;б) Конвенция о правах ребѐнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.



  1. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребѐнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

  1. Закончи предложение:

Я имею право на



  1. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?



















  1. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?



12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля

4 ноября

12 июня



День России

День защитника Отечества

День согласия и примирения





Аннотация к рабочей программе кружка «Юные патриоты» Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности кружка “Юные патриоты” реализует духовно-нравственное направление в дополнительной образовательной деятельности в рамках ФГОС НОО. Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности, в соответствии с учебным планом

Цель работы кружка: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.

Задачи: Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка. Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традициях своей семьи, воспитывать чувство гордости за её успехи и достижения. Развивающие – развивать мыслительные процессы, развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение; создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.