Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
с. Зеленый Дол» Энгельсского муниципального района Саратовской области
РАССМОТРЕНО Руководителем ШМО МОУ «СОШ с.Зеленый Дол» _________Гасюк Г.И Протокол №1 от «29» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР МОУ «СОШ с.Зеленый Дол» _______Ихсанова А.Е. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ с. Зеленый Дол» ____________Гайсина М.А. Приказ №120 от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку
«Юные патриоты»
Для обучающихся 8 класса
Направление – военно-патриотическое
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Красникова Адэля Эркадыфовна
Учитель ОБЗР и истории
с. Зеленый Дол, 2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный патриот» разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.
Педагогическая целесообразность программы кружка “Юные патриоты” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.
Задачи:
-создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края;
-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;
-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Программа дополнительного образования « Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Срок освоения
Рабочая программа кружка «Юный патриот» разработана на
1 год. На реализацию программы отводится 34 часов, 1 час в неделю.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно- творческую, познавательную виды деятельности.
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия, виртуальные экскурсии.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Режим занятий
Занятия по Программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций», ФГОС ООО, Устава ОУ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю - вторник во второй половине дня продолжительностью 45 минут.
Планируемые результаты освоения курса
По окончании курса дети должны знать:
-о значимых страницах истории страны,
-о главных символах государства,
-о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
-о традициях и культурном достоянии своего края,
-о моральных нормах и правилах поведения,
-об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
-традиции и историю своей семьи,
-традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
- различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,
-определять на карте границы и крупные города России,
-рассказывать о родной стране, малой Родине,
-ориентироваться в историческом времени,
-бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
-уважительно относиться к защитникам Родины,
-читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
-уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Юные патриоты» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-мотивации к учению и познанию,
-ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
-основы российской, гражданской идентичности,
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
-учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-узнавать государственную символику своего региона,
-описывать достопримечательности родного края,
-находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие;
настойчивость; дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Формы контроля:
Текущий:
оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представлена четырьмя блоками:
блок – «Я – гражданин России» ( 10 ч.)
блок – «Живые страницы прошлого » (8 ч.); 3 блок – «Россия – Родина моя» (8 ч);
4 блок – «Юные Россияне» (8 ч.).
Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
блок – «Я-гражданин России» (8 ч.)
Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,
«символ», значение цветов и образов.
Родной Смоленский край – частица России. Символика области. Смоленск - город герой. Достопримечательности области. Люди и их занятия. Понятия:
«гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».
Родной Шумячский край – частица России. Символика района. Достопримечательности города. Люди и их занятия.
блок – «Живые страницы прошлого » (8 ч.)
1. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Понятия: «предки», «друг», «заповедь».
Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».
Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь»,
«долг», «бескорыстие».
Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».
Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.
Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».
Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Тверское суворовское училище.
Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».
«Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».
«Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Понятия: «держава», «армия», «флот».
блок – «Россия – Родина моя» (8ч);
Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.
Понятия: «город–герой», «защитник».
Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.
Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Понятия: «война», «подвиг», «награда».
Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. Понятия: «авиатор», «полк».
День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.
Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».
Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Понятия: «летопись», «династия».
Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.
Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».
блок – «Юные Россияне» (8 ч.).
День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Понятия: «космос», «космонавт»
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии
«Бессмертного полка».
Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».
Песни военных лет. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.
Понятие: «современник», «творчество».
Беседа о ветеранах, детях Великой Отечественной войны. Защита проектов.
Понятия: «ветеран», «подвиг».
Военно-спортивная игра « Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры «Богатырские потешки».
Понятие: «потешки».
Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета».
Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Учебно-тематический план кружка «Юные патриоты»
на 2024 – 2025 учебный год.
№ п/п | Разделы, темы | Кол- во часов | Теория | Практика | Вид деятельности | дата |
I блок. Я – гражданин России (10ч) | | | | | | |
1 | Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 2 | 1 | 1 | Беседа, прослушивание гимна России, стихотворений о Родине. | 03.09 10.09 |
2 | Родной Саратовский край – частица России. Символика области. | 2 | 1 | 1 | Презентация | 17.09 24.09 |
3 | Саратов - город воинской славы. | 2 | 1 | 1 | Презентация | 01.10 08.10 |
4 | Родной Саратовский край – частица России. Символика района. | 2 | 1 | 1 | Устный журнал | 15.10 22.10 |
5 | Достопримечательности Энгельса. Люди и их занятия. | 2 | 1 | 1 | экскурсия | 05.11 12.11 |
II. Живые страницы прошлого (8 ч.) | | | | | | |
1 | Как жили наши предки славяне. | 1 | 1 | | Урок- путешествие | 19.11 |
2 | Славна богатырями земля русская. | 1 | | 1 | Урок-игра | 26.11 |
3 | Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. | 1 | | 1 | Викторина по сказкам | 03.12 |
4 | Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. | 1 | | | Презентация | 10.12 |
5 | Русские полководцы. А.В.Суворов. | 1 | 1 | | Презентация | 17.12 |
6 | «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) | | 1 | | Учебный диалог | 24.12 |
7 | «Потешные бои» юного царя Петра I | 2 | 1 | 1 | Презентация, игра | 14.01 21.01 |
III. блок – «Россия Родина моя» (8ч); | | | | | | |
1 | Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. | 1 | 1 | | Презентация | 28.01 |
2 | Блокада Ленинграда. Дорога жизни. | 1 | 1 | | Виртуальная экскурсия | 04.02 |
3 | Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. | 1 | 1 | | Экскурсия в краеведческий музей. Презентация | 11.02 |
4 | Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. | 1 | 1 | | Презентация | 18.02 |
5 | День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать. | 1 | 1 | | Устный журнал | 25.02 |
6 | Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных. | 1 | 1 | | Презентация | 04.03 |
7 | Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей. | 2 | 1 | 1 | Презентация | 11.03 18.03 |
IV. «Юные Россияне» (8 ч.) | | | | | | |
1 | День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей. | 1 | | 1 | Урок- путешествие | 01.04 |
2 | День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии «Бессмертного полка» | 1 | 1 | | Музыкально- литературная композиция | 08.04 |
3 | Песни военных лет. | 1 | 1 | | Музыкальное попури | 15.04 |
4 | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне. | 1 | | | Конкурс | 22.04 |
5 | Ветеран Великой Отечественной войны. Защита проектов. | 1 | | | Защита проектов. | 29.04 |
6 | Военно-спортивная игра «Богатырские потешки». | 1 | | 1 | Игра- соревнование | 06.05 |
7 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета». | 1 | 1 | 1 | Конкурс | 13.05 |
8 | Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания. | 1 | | 1 | Учебный диалог | 20.05 |
| Итого | 34 | 18 | 13 | |
Список литературы для учителя:
Голубева Т.С. Государственная символика России , 2001.- с. 14-16.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.
Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.
Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005
Проверочный тест. Входной контроль. (сентябрь-октябрь)
Цель: проверить уровень сформированности у обучающихся
первоначальных знаний о своей семье, родном городе, государственных символах страны.
Критерии оценки знаний учащихся
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – высокий уровень; 8-9 баллов – средний уровень ; 6-7 баллов - низкий уровень;
менее 6 баллов – не сформированы понятия.
Закончи предложение:
Наша страна называется
Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Екатеринбург; г) Новосибирск.
Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мэр; г) президент.
Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это
Раскрась российский флаг в его цвета:
Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребѐнка называется:
а) Конституция РФ;б) Конвенция о правах ребѐнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
Обведи правильный ответ:
Человек считается ребѐнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
Закончи предложение:
Я имею право на
Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля |
4 ноября |
12 июня |
День России |
День защитника Отечества |
День согласия и примирения |
Аннотация к рабочей программе кружка «Юные патриоты» Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности кружка “Юные патриоты” реализует духовно-нравственное направление в дополнительной образовательной деятельности в рамках ФГОС НОО. Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности, в соответствии с учебным планом
Цель работы кружка: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.
Задачи: Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка. Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традициях своей семьи, воспитывать чувство гордости за её успехи и достижения. Развивающие – развивать мыслительные процессы, развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение; создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.