© 2017, Олесницкая Галина Анатольевна 156 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая учебная программа по биологии в 10-11 классах
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгерская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Г.А. Олесницкая « 30» августа 2017 г. |
|
| Утверждаю Директор МКОУ Венгерской СОШ __________А.В. Куликова Приказ № 93 от «31» августа 2017 г. |
|
Рабочая программа
учебного предмета биология
для 10 - 11 класса среднего общего образования
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программы
учитель биологии
Олесницкая Галина
Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 10 – 11 классы - М., Дрофа, 2013, полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. Общая биология. 10-11 классы / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. изд., М. : Дрофа, 2012. На изучение курса биологии в 10 и 11 классах выделено 70 часов, в том числе в 10 классе - 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 35 часов (1 час в неделю).
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний,
Результаты обучения
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов', размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять, роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), анторпогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:
В 10 классе.
Раздел 2 Клетка в теме 2.2.Химический состав клетки (вместо 4 часов взято 3 часа), в теме 2.3.Строение клетки (вместо 3 часов взято 4 часа).
Раздел 3 Организм в теме 3.2. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов (вместо 2 часов взято 4 часа), в теме 3.4. Индивидуальное развитие организма (вместо 2 часов взят 1 час), в теме 3.5. Наследственность и изменчивость (вместо 7 часов взято 11 часов).
В 11 классе.
Раздел 4 Вид в теме 4.1 История эволюционных идей (вместо 4 часов взят 1 час), в теме 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (вместо 3 часов взято 4 часа). Раздел 5 Экосистемы в теме 5.1. Экологические факторы (вместо 3 часов взято 4 часа), в теме 5.2. Структура экосистем (вместо 4 часов взято 8 часов), в теме 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (вместо 2 часов взят 1 час), в теме 5.4. Биосфера и человек (вместо 2 часов взят 1 час).
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и тестовых работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Тематическое планирование ориентировано на использование учебника : Биология. Общая биология. 10-11 классы / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. -изд., М. : Дрофа, 2012
Учебно - тематический план по биологии 10 класс
1 час в неделю, всего 35 часов.
Наименование темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
| ||||
1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии | 2 |
|
|
|
2. Сущность жизни и свойство живого. Уровни организации живой материи. | 2 |
|
|
|
|
| |||
Раздел 2 Клетка (10 часов) | ||||
| ||||
1.Методы цитологии. Клеточная теория | 1 |
|
|
|
2. Химический состав клетки | 3 |
|
| Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». |
3.Строение клетки. | 4 | Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» |
| Контрольная работа № 2 «Клетка – структурная еди ница живого»
|
4. Реализация наследственной информации в клетке. | 1 |
|
|
|
5. Вирусы.
| 1 |
|
|
|
Раздел 3 Организм (20) | ||||
1. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | 4 |
|
| Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». |
2. Размножение | 4 |
|
|
|
3.Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 1 | Лабораторная работа № 4.«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». |
|
|
4. Наследственность и изменчивость | 11 |
| Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». Практическая работа №2 «Решение элементарных генетических задач». Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». |
Контрольная работа № 4 «Основы генетики». |
Заключение | 1 |
|
| Тестирование в форме ЕГЭ |
Итого: | 35 | 4 | 4 | 4 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10-11 КЛАССЫ»
10 КЛАСС (1 ч в неделю, 35 ч)
№ /п | Тема урока | Характеристика видов деятельности обучающихся. | Лабораторные, практические работы, экскурсии, экскурсии. Подготовка к ГИА | Сроки | ||
П | Ф | |||||
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания (4 часа) |
|
| ||||
1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии |
|
| ||||
1 | Краткая история раз- вития биологии | Называют естественные науки, составляющие биологию, доказывают, что современная биология – комплексная наука, вклад учёных в развитие биологии. Характеризуют роль биологии в формировании научного мировоззрения.
| |
|
| |
2 | Методы исследования в биологии | Выделяют основные методы изучения природы. Проводят сравнение гипотезы и закона или теории | Задание ГИА с выбором нескольких ответов | | | |
2. Сущность жизни и свойство живого. Уровни организации живой материи. | | | ||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | Называют свойства живых организмов как биологических систем. Дают определения их сущности, приводят примеры их проявления. Сравнивают живые организмы с телами неживой природы. | Задание ГИА с выбором ответа | | | |
4 | Уровни организации живой материи
| Выделяют особенности царств живых организмов, приводят примеры. Характеризовать уровни организации живого. Приводить примеры проявления свойств на разных уровнях организации. Проверочная работа «Биология как наука. Свойства живого» Репродуктивный: уметь показать уровневую организацию живых систем. Продуктивный: перечислить элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | | |
Раздел 2 Клетка (10 часов) | | | ||||
1.Методы цитологии. Клеточная теория | | | ||||
5 | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки | Называют имена учёных, их вклад в цитологию. Характеризуют современную клеточную теорию, аргументируют её основные положения. Уметь показывают отличие химического состава | Задание ГИА с выбором нескольких ответов | | | |
2. Химический состав клетки | | | ||||
6 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке
| Дают определения понятий: микроэлементы, макроэлементы, биоэлементы, гидрофильные и гидрофобные вещества. Приводят примеры элементов и разных веществ клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Характеризуют биологическое значение элементов, воды и минеральных веществ в жизни клетки. | | | | |
7 | Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки | Дают определения понятий: биополимеры, органические вещества. Характеризуют классификацию углеводов и липидов. Приводят примеры веществ. Описывают состав углеводов и липидов разных групп, биологическую роль липидов и углеводов в жизнедеятельности клетки. и выполняемыми ими функциями в организме | Задание ГИА с выбором ответа | | | |
3.Строение клетки. | | | ||||
8 | Строение и функции белков | Характеризуют состав, строение, свойства и биологические функции белков. Называют мономеры и функции белков, описывают проявления этих функций. Объясняют причины и сущность денатурации белков. Значение белков в организме. Лабораторная работа «Расщепление пераксида водорода с помощью | | | | |
9 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Контрольная работа №1 «Химический состав клетки». | Характеризуют состав и структуру ДНК и РНК, сущность редупликации ДНК, строение и значение АТФ в клетке Сравнивают типы и разновидности нуклеиновых кислот, характеризуют их биологическую роль в клетке. Объясняют роль макроэргической связи. Контрольная работа №1 «Химический состав клетки». | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | | |
10 | Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их оп описание» | Дают определения понятий: гомологичные хромосомы, диплоидный и гаплоидный набор. Описывать строение ядра, функции его структурных компонентов. Характеризуют строение, состав и функции хромосом. Прогнозируют последствия утраты ядра для клетки. Характеризуют основные элементы строения клеточной стенки, рибосом, цитоплазмы; давать определения терминам. Объясняют способы проникновения веществ внутрь клетки, роль рибосом в биосинтезе белка. Выполняют лабораторную работу. | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». | | | |
11 | Строение клетки: ЭПС, комплекс Голь-джи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения. | Характеризуют основные элементы строения ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, пластид, митохондрий; значение и функции органелл в жизнедеятельности клетки. Раскрывают связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми ими функциями | Задание ГИА с выбором ответа | | | |
4. Реализация наследственной информации в клетке | | | ||||
12 | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микро- препаратов клеток растений» | Определяют структуры прокариотической клетки, формы клеток бактерий. Характеризуют сущность и значение спорообразования. На основе сравнения выявляют отличия бактерий от эукариот. Определяют значение бактерий в природе и жизни человека. Повторяют способы приготовления микропрепаратов и правила работы с микроскопом. | Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микро препаратов клеток растений» | | | |
13 | Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | Характеризуют основные отличительные особенности клеток, растений, животных и грибов. Выполняют лабораторную работу. | Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных»
| | | |
5. Вирусы |
|
| ||||
14 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого» | Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности вирусов, значение в природе и жизни человека. Применяют знания для профилактики СПИДа и других вирусных заболеваний
| |
|
| |
Раздел 3 Организм (20) | | | ||||
1. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | | | ||||
15 | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке | Объясняют роль АТФ в обмене веществ. Называют и характеризуют сущность этапов энергетического обмена. Выделяют особенности энергетического обмена у одноклеточных, многоклеточных и колониальных организмов, у грибов и бактерий. Характеризуют особенности пластического и энергетического обмена в организме. | Задание ГИА с выбором нескольких ответов | | | |
16 | Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез | Дают определения понятий: метаболизм, ассимиляция, автотрофы, гетеротрофы. Выделяют особенности обмена веществ животных, растений и бактерий. Описывают типы питания организмов, приводить примеры организмов с разными типами питания. Характеризуют сущность фотосинтеза. Составляют схемы процесса | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | |
17 | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке | Дают определения понятий: ген, матричный синтез, транскрипция, трансляция, триплет, кодон, антикодон, принцип комплиментарности. Характеризуют свойства генетического кода, механизм его реализации в процессе биосинтеза белка. Составляют схемы процесса. Используют таблицу генетического кода для решения биологических задач. | Задание ГИА с выбором ответа | | |
18 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | Характеризуют особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке. Определяют строение и работу оперона; значение особенности работы оперона для человека | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | |
2. Размножение | | | |||
19 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз | Фазы жизненного цикла клетки. Сущность, этапы и биологическое значение митоза. Описывать последовательно подготовку к делению и фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза, роль клеточного центра в делении клетки. | | | |
20 | Мейоз | Дают определения понятий. Характеризуют сущность стадий гаметогенеза, особенности строения половых клеток в связи с функциями. Выявляют отличия мейоза от митоза. особенности и этапы протекания мейоза в клетке; значение мейоза для организма. Объясняют биологическое значение кроссинговера |
| | |
21 | Формы размножения организмов. Половое. Бесполое | Характеризуют сущность, многообразие способов и биологическое значение бесполого и полового размножения. Доказывают, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы. Сравнивают бесполое и половое размножение. Характеризуют значение для эволюции полового размножения. | Задание ГИА с выбором ответа | | |
22 | Развитие половых клеток. Оплодотворение | Характеризуют основные этапы гаметогенеза, особенности и отличия овогенеза и сперматогенеза. Типы оплодотворения растений и животных. Выделяют особенности оплодотворения у животных и растений. Характеризуют биологическое значение и типы оплодотворения.
| |
|
|
3.Индивидуальное развитие организма (онтогенез | |
| |||
23 | Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период. Лабораторная работа № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | Характеризуют особенности, периоды эмбрионального развития и причины нарушения развития человека. Объясняют отрицательное воздействие алкоголя, никотина, наркотических средств и мутагенов на организм человека. Формулируют биогенетический закон. Характеризуют сущность прямого и непрямого развития, постэмбрионального периода онтогенеза. Называют причины нарушений развития организмов. влияния негативных внешних факторов на организм | Лабораторная работа № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | | |
4. Наследственность и изменчивость | | | |||
24 | История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания». | Дают определения ключевых понятий генетики, используют условные обозначения. Характеризуют роль генетики в жизни и сохранении здоровья людей. Объясняют сущность и значение гибридологического метода Менделя. Формулируют законы доминирования и расщепления признаков, закон чистоты гамет. С помощью схем объясняют цитологические основы законов. Практическая работа №1 « Составление простейших схем скрещивания». | . Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания». | | |
25 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание | Характеризуют сущность и применение анализирующего скрещивания. Называют генетические термины и понятия, привила составления схем скрещивания Составляют схемы моногибридного скрещивания | | | |
26 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | Описывают с помощью схемы механизмы наследования признаков при дигибридном скрещивании. Формулировать закон независимого наследования признаков. Опираясь на законы Г. Менделя, решают задачи по генетике | Задание ГИА с выбором ответа | |
|
27 | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. | Характеризуют основные типы и особенности взаимодействия генов. Определяют значение работ Т. Моргана для генетики, значение кроссинговера для живых организмов, решают задачи на сцепленное наследование и взаимодействие генов.» |
| | |
28 | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола | Дают определения понятий: аутосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, сцепленное с полом наследование. Называют и определяют по хромосомной карте типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Объясняют механизмы определения пола, наследования гемофилии. Значение цитоплазматической наследственности. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | Задание ГИА с выбором ответа | | |
29 | Практическая работа № 2 «Решение элементарных генетических задач». | Решают генетические задачи разного уровня сложности на применение знаний и умений теоретических основ генетики. | Практическая работа № 2 «Решение элементарных генетических задач».
| | |
30 | Изменчивость. Виды мутаций Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | Дают определения понятий: изменчивость, модификации, мутации, норма реакции, комбинации генов. Называют и характеризуют различные виды мутационной изменчивости. Показывают отличия и особенности наследственной и ненаследственной изменчивости |
| | |
31 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Практическая работа № 3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Определяют отличительные особенности соматических и генеративных мутаций. Виды мутаций. Дают определения понятий: генеративные мутации, наследственные заболевания. Выделяют источники мутагенов в окружающей среде и оценивают степень их влияния, меры профилактики мутационной изменчивости Практическая работа № 3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Практическая работа № 3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | | |
32 | Практическая работа № 4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | Характеризуют основные направления и перспективы исследований в биотехнологии, достижения биотехнологии на современном этапе развития общества, проблемы, пути решения. Практическая работа № 4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | Практическая работа № 4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | | |
33 | Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. | Объясняют основные методы исследования генетики человека, причины и последствия генных заболеваний; меры профилактики. Называют причины и приводят примеры основных наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики. Объясняют опасность близкородственных браков, влияние негативных факторов на здоровье человека, меры профилактики | Задание ГИА с выбором ответа | | |
34 | Проблемы генетической безопасности | Называют методы и приемы профилактики генетических заболеваний, значение медико-генетического консультирования в профилактике наследственных заболеваний | Задание ГИА с выбором ответа | | |
35 | Обобщающий урок за курс 10 класса | Повторение и обобщение материала за курс 10 класса Итоговый тест. | КИМ ГИА | | |
Учебно - тематический план по биологии 11 класс
1 час в неделю, всего 35 часов.
Наименование темы | Кол-во часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы. Экскурсии |
Раздел 4 Вид (20 часов)
| ||||
1. История эволюционных идей | 1 |
|
|
|
2.Современное эволюционное учение | 9 | №1. «Описание особей вида по морфологическому критерию». Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». |
| Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе». (Окрестности школы) |
3. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. | 4 |
|
|
|
4.Происхождение человека. | 4 |
| Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождение человека». | Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». |
Раздел 5 Экосистемы | ||||
1. Экологические факторы | 4 |
|
|
|
2. Структура экосистем | 8 | Лабораторная работа № 4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».
| Практическая работа № 2 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» Практическая работа № 4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Практическая работа №5 «Решение экологических задач» |
|
3. Происхождение жизни на Земле. | 2 |
| Практическая работа № 6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле».
|
|
4. Биосфера – глобальная экосистема.
| 1 |
| Практическая работа № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». |
|
5. Биосфера и человек. | 1 |
|
|
|
Заключение | 1 |
|
| Итоговый тест в форме ЕГЭ. |
Итого: | 35 | 4 | 7 | 4 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 11 КЛАСС
11 КЛАСС (1 ч в нед., 35 ч)
№/п | Тема урока | Характеристика видов деятельности | Лабораторные и практические работы, экскурсии. Подготовка к ГИА
| Сроки | | | |||||
|
| П
| Ф
|
| |||||||
Раздел 4 Вид (20 часов)
|
|
| |||||||||
1. История эволюционных идей |
|
|
| ||||||||
1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | Характеризуют основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч. Дарвина и основные положения эволюционной теории. В теории Дарвина выделяют эволюцию как процесс, объект, причины, факторы (движущие силы) процесса, результаты. Сравнивают искусственный и естественный отбор. Объясняют значение теории для современной научной картины мира. | | | |
| |||||
2.Современное эволюционное учение |
|
|
| ||||||||
2 | Вид, его критерии Лабораторная работа №1. «Описание особей вида по морфологическому критерию». | Объясняют суть современного представления о виде и эволюции. Характеризуют понятия: вид, критерии вида, по описанию вида определяют критерии. Характеризуют неродственные виды по морфологическому критерию. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
| Лабораторная работа №1. «Описание особей вида по морфологическому критерию». |
|
|
| |||||
3 | Популяции | Дают определения понятий: популяция, генофонд популяции. Характеризуют популяцию как структурную единицу вида, как объект (единицу) эволюции. Используют схемы. | Задание ГИА с выбором ответа | | |
| |||||
4 | Генетический состав и изменение генофонда популяций Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Характеризуют причины нарушения генетического равновесия в популяциях, биологическую значимость этого процесса. Выявляют изменчивость у особей одного вида | Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
| | |
| |||||
5 | Борьба за существо- вание и ее формы | Характеризуют основные формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды. Называют причины борьбы за существования | Задание ГИА с выбором ответа | | |
| |||||
6 | Естественный отбор и его формы | Характеризуют естественный отбор, его влияние на генофонд популяции. Сравнивают действие движущего и стабилизирующего отбора. Определяют творческую роль естественного отбора | Задание ГИА с выбором ответа | | |
| |||||
7 | Изолирующие механизмы. Видообразование | Определяют виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Дают определения понятий: микроэволюция, географическое и экологическое видообразование. Характеризовать разные способы видообразования, используя схемы, приводят примеры. | Задание ГИА с выбором ответа | | |
| |||||
|
| ||||||||||
|
| Приводят примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе |
| | |
| |||||
8 | Макроэволюция,ее доказательства | Объясняют соотношение макроэволюции и микроэволюции. Характеризуют пути и направления макроэволюции, приводят примеры. Из перечисленных эволюционных изменений выделяют направления эволюции. Приводят примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе | |
| |||||||
| Система растений |
| Бинарная |
|
| §62 |
| ||||
9 | и животных - отображение эволюции. Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе». (Окрестности школы). | Характеризуют основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных. Классифицируют растения, животных. Изучают многообразие видов. Сезонные изменения в природе. | . Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе». |
|
| ||||||
| Главные направле- |
|
| | |
| |||||
10 | ния эволюции органического мира. Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | Определяют главные на- правления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе. Изучают приспособления у организмов к среде обитания. |
Лабораторная работа № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
|
| |||||||
3. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. | | |
| ||||||||
11 | Основные методы селекции и биотех- нологии | Знакомятся с работами и достижениями современных ученых-селекционеров; рассматривают основные методы селекции. Дают определения понятий: селекция, сорт, порода, штамм, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы. Называют основные методы селекции и биотехнологии. Характеризуют сущность гетерозиса, методы селекции растений и животных. Выделяют различия массового и индивидуального отбора. Приводят примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Анализируют и оценивают значение биотехнологии для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии. | Задание ГИА с выбором ответа | | |
| |||||
12 | Методы селекции растений | Характеризуют основные 25ет оды, применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоидизация. Изучают закон гомологичных рядов наследственности и центры происхождения культурных растений в селекции растени | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | |
| |||||
13 | Методы селекции животных | Характеризуют основные методы и особенности селекции животных. Объясняют проблемы, перспективы и значение метода клеточной инженерии в селекции животных |
| | |
| |||||
14 | Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Характеризуют основные достижения современной биотехнологии. Объясняют значение генной инженерии в жизни человека | Задание ГИА с выбором нескольких ответов
| | |
| |||||
4.Происхождение человека. | | |
| ||||||||
15 | Положение человека в системе животного мира. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождение человека». | Характеризуют место человека в современной систематике. Обосновывают принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии. приводят доказательства происхождения человека от животных. Различают атавизмы и рудименты, объясняют их происхождение. Анализируют и оценивают различные гипотезы происхождение человека. | Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождение человека». | | |
| |||||
16 | Основные стадии антропогенеза | Характеризуют основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп. Объясняют поэтапное развитие и совершенствование человека от парапитеков до человека разумного (изменение физиологических показателей, появление речи, пользование орудиями труда, огнем и пр.) |
| | |
| |||||
17 | Движущие силы антропогенеза | Характеризуют основные факторы эволюции человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление. Определяют роль биологических и социальных факторов в антропогенезе | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | |
| |||||
18 | Прародина человека. Расы и их происхождение | Характеризуют основные гипотезы и предположения о родине предков человека. Определяют суть понятий: расы, нации, расизм. Называют и различают человеческие расы. Объясняют механизмы формирования расовых различий. На основе научных фактов доказывают несостоятельность расизма и социального дарвинизма |
| | |
| |||||
Раздел 5 Экосистемы | | |
| ||||||||
1. Экологические факторы |
| ||||||||||
19 | Что изучает экология | Объясняют основные этапы становления и развития науки экологии. показать роль экологии в современном обществе | | | |
| |||||
20 | Среда обитания организмов и ее факторы
| Дают определения понятий: среда обитания, экосистема, экологические факторы, ограничивающий фактор, экологическая ниша. Характеризуют экосистему как функциональную единицу биосферы, экологические факторы как компоненты среды. Объясняют суть закона минимума. Приводят примеры действия разных факторов Характеризуют все виды факторов среды и их влияние на животные и растительные организмы; знать механизмы и силу влияния экологических факторов на организмы |
| | |
| |||||
21 | Местообитание и экологические ниши
| Определяют отличительные особенности понятий «местообитание» и «экологическая ниша». Выявляют приспособления организмов к среде обитания | | | |
| |||||
22 | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия
| Характеризуют основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов. приводят примеры типов взаимоотношений организмов между собой | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | |
| |||||
2. Структура экосистем | | |
| ||||||||
23 | Основные экологи- ческие характеристики популяций. Динамика популяций | Характеризуют основные демографические показатели и их значение в жизни популяции. Приводят примеры регуляторных механизмов; Объясняют причины колебаний численности в популяциях. | Задание ГИА с выбором нескольких ответов | | |
| |||||
24 | Экологические со- общества. Практическая работа № 2 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агро-экосистем своей местности» | Сравнивают понятия: сообщество, экосистема, биоценоз, агроценоз. Характеризуют их структуру и значение в природе. Отличают естественные и антропогенные системы своей местности | Практическая работа № 2 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агро-экосистем своей местности | | |
| |||||
25 | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах | Описывают структуры экосистем: экологическую пространственную, видовую, называют и характеризуют компоненты пространственной и трофической структур, приводят примеры организмов в разных структурах. Характеризуют целостность и взаимосвязь между компонентами сообществ Выполняют биологический диктант. | Задание ГИА на установление соответствия позиций | | |
| |||||
26 | Пищевые цепи. Практическая работа № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Различают пищевые цепи и сети, пастбищные и дейтритные цепи питания, трофические уровни, экологические пирамиды. Определяют особенности потоков вещества, энергии. Составляют цепи питания. Объясняют причины конечности цепей питания. Характеризуют экологические пирамиды. | Практическая работа № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | | |
|
27 | Экологические пи- рамиды. Экологическая сукцессия. Лабораторная работа № 4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».
| Обосновывают основные правила построения экологических пирамид. Определяют закономерности смены сукцессии на определенной территории, знать их виды и значение. Исследуют изменения в экосистемах на биологических моделях. | Лабораторная работа № 4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».
| | |
| |
28 | Влияние загрязнений |
|
| | |
| |
| на живые организмы. Практическая работа № 4«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
| Характеризуют основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы. Определяют меры предотвращения загрязнений Выявляют антропогенные изменений в экосистемах своей местности. |
Практическая работа №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
|
| |||
29 | Основы рациональ- |
|
| | |
| |
| ного природопользования. | Характеризуют основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу. Приводят примеры рационального природопользования и роли человека в сохранении биоразнообразия планеты | |
| |||
30 | Практическая работа № 5 «Решение экологических задач» | Выполняют практическую работу, правила решения экологических задач. | Практическая работа № 5 «Решение экологических задач» |
|
|
| |
3. Происхождение жизни на Земле. |
|
|
| ||||
31 | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Практическая работа № 6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле».
| Характеризуют, анализируют и оценивают основные гипотезы происхождения жизни, выявляют их плюсы и минусы. Прослеживают путь зарождения и развития жизни на Земле. Приводят доказательства происхождения жизни на Земле
| Практическая работа № 6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле».
|
|
|
| |
32 | Основные этапы раз- | |
| | |
| |
| вития жизни на Земле | Характеризуют основные этапы в возник- новении и развитии жизни на Земле. Доказывают достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток | Задание ГИА с выбором нескольких ответов |
| |||
4. Биосфера – глобальная экосистема. | | |
| ||||
33 | Эволюция биосферы |
|
| | |
| |
| Практическая работа № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».
| Характеризуют основные этапы эволюции эволюции биосферы в хронологической последовательности. Характеризуют границы и структуру биосферы, закономерности распределения биомассы. Объясняют положения учения о биосфере. Анализируют и оценивают последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Практическая работа № 7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». Задание ГИА на установление соответствия позиций |
| |||
5. Биосфера и человек |
|
|
| ||||
34
| Антропогенное воз- | |
|
|
|
| |
| действие на биосферу. Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы» | Характеризуют основные виды антропогенного воздействия на природу. Объясняют меры, снижающие силу антропогенного воздействия. Характеризуют причины и последствия современных экологических проблем. Анализируют и оценивают глобальные экологические проблемы. | Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы» |
| |||
35
| Обобщающий урок | Повторение и обобщение материала | | | |
| |
| за курс 11 класса | за курс 11 класса. Тестирование в форме ЕГЭ | | | |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
70 часов
РАЗДЕЛ 1
Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Тема 1.1.
Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии (2 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2.
Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живой материи (2 часа)
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)
Тема 2.1.
Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2.
Химический состав клетки (3 часа)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Тема 2.3.
Строение клетки (4 часа)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом
Тема 2.4.
Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК - носитель наследственной информации Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Тема 2.5. Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
Лабораторные и практические работы Наблюдение клеток растений и животных
микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растении и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
РАЗДЕЛ 3
Организм (19 часов)
Тема 3.1.
Организм — единое целое.
Многообразие живых организмов Тема 3.2.
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов (4 часа)
Организм - единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Тема 3.3. Размножение (4 часа)
Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных
Тема 3.4.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (1 часа)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тема 3.5.
Наследственность и изменчивость (11 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6.
Генетика — теоретическая основа селекции.
Селекция. Биотехнология (4 часа)
Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растении и Животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
РАЗДЕЛ 4
Вид (20 часов)
Тема 4.1.
История эволюционных идей (1 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.2.
Современное эволюционное учение (9 часов)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс биологический регресс.
Тема 4.3.
Происхождение жизни на Земле (2 часа)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема 4.4.
Происхождение человека (4 часа)
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия
Многообразие видов. Сезонные изменения породе (окрестности школы).
РАЗДЕЛ 5
Экосистемы (11 часов)
Тема 5.1.
Экологические факторы (4 часа)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 5.2.
Структура экосистем (8 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы.
Тема 5.3.
Биосфера — глобальная экосистема (1 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Тема 5.4.
Биосфера и человек (1 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Заключение (1 час) Резерв времени — 5 часов.
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2014.
2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2012.
3. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 10 класс/ сост. Н.А. Богданов. – М. ВАКО, 2013 г.
4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ М.: Издательство «Дрофа»,2011 г
5. Козлова, Т. А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского. Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы» / Т. А. Козлова. - М. : Экзамен, 2008.
Пименов, А. В. Уроки биологии в 10 (11) кл. Развернутое планирование / А. В. Пименов. -Ярославль : Академия развития, 2001.
Дополнительная литература:
1. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
2. Яблоков А. В„ Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.
3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
5. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
6. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
7. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
8.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
9. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
10. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
11. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека