© 2017, Черноусова Татьяна Анатольевна 176 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа к учебнику В.В. Пасечник, Дрофа
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании»; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.
Обеспечена учебником ФГОС Биология, Животные, Латюшин В.В., Шапкин В.А., 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /- М, Дрофа, 2014..
Курс биологии в 7 классе направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Примерная программа по биологии состоит из семи разделов:
Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета – его содержания, с присущими ему особенностями в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета, курса в базисном учебном плане.
Результаты изучения учебного предмета, курса.
Содержания учебного предмета.
Тематическое планирование.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Формы и методы работы:
В основе рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, поэтому приоритетными формами и методами работы являются групповая и парная работа, методы проектно- исследовательский, выполнение творческих заданий, лабораторных и практических работ. Приоритетными технологиями являются технологии развития критического мышления, проблемного обучения, игровые, информационные.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, линии В.В. Пасечника. Учебное
содержание курса биологии включает: «Биология. 7 класс». 68 ч. 2 ч в неделю.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, а пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Особенности программы:
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Биология» в 7 классе — 70 часов, из расчета 2 ч в неделю.
Место учебного предмета в учебном плане.
№ | Предмет | Год обучения | Количество часов в год |
1. | Биология (5 класс) | 1 год | 35 часов |
2. | Биология (6 класс) | 1 год | 35 часов |
3. | Биология (7 класс) | 1 год | 70 часов |
4. | Биология (8 класс) | 1 год | 70 часов |
5. | Биология (9 класс) | 1 год | 70 часов |
6. | Биология (10 класс) | 1 год | 70 часов |
7. | Биология (11 класс) | 1 год | 70 часов |
4. ПЛАНИРУЕМЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
—эволюционный путь развития животного мира;
—историю изучения животных;
—структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
—систематику животного мира;
—особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
—исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
—основные системы органов животных и органы, их образующие;
—особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
—эволюцию систем органов животных.
—основные способы размножения животных и их разновидности;
—отличие полового размножения животных от бесполого;
—закономерности развития с превращением и развития без превращения.
—сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
—причины эволюции по Дарвину;
—результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
—определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
—объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
—находить отличия простейших от многоклеточных животных;
—правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
—работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
—распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
—раскрывать значение животных в природе и жизни человека;
—применять полученные знания в практической жизни;
—распознавать изученных животных;
—определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
—наблюдать за поведением животных в природе;
—прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
—работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
—объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
—понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
—отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
—совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
—вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
—привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
—правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
—объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
—сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
—описывать строение покровов тела и систем органов животных;
—показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
—выявлять сходства и различия в строении тела животных;
—различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах — органы и системы органов животных;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
—показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
—выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;
—распознавать стадии развития животных;
—различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
—правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
—анализировать доказательства эволюции;
—характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
—устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
—доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
—объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
—различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
Личностные результаты обучения для всех разделов
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—давать характеристику методов изучения биологических объектов;
—классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
—использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
—применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
—сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
—использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
—выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
—абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
—обобщать и делать выводы по изученному материалу;
—работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
—презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
—сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
—использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
—выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
—устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
—составлять тезисы и конспект текста;
—осуществлять наблюдения и делать выводы;
—получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;
—обобщать, делать выводы из прочитанного.
Регулятивные УУД:
Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планировать пути достижения целей.
Планировать ресурсы для достижения цели.
Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Давать определение понятиям.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУД :
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Раздел, тема | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических и лабораторных работ | В том числе экскурсий | Виды контроля | ||
1 | Введение.
| 2 | - | - |
- | ||
| Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. | ||||||
| Урок 1. История развития зоологии Урок 2. Современная зоология |
|
|
|
| ||
2 | Простейшие
| 2 |
| - |
| ||
| Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы. | ||||||
| Урок 3. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики Урок 4. Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Стартовая диагностика. |
| Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» |
| Письменный отчет по лабораторной работе №1
| ||
3 | Беспозвоночные
| 17 |
| - |
| ||
| Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, об‑ раз жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. | ||||||
| Урок 5. Тип Губки. Урок 6. Тип Кишечнополостные Урок 7. Тип Плоские черви
Урок 8. Тип Круглые черви
Урок 9. Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Урок 10. Классы кольчецов
Урок 11. Изучение внешнего строения дождевого червя.
Урок 12. Тип Моллюски
Урок 13. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
Урок 14. Тип Иглокожие.
Урок 15. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные
Урок 16. Тип Членистоногие. Класс Насекомые Урок 17. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки Урок 18. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Урок 19. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.
Урок 20. Отряды насекомых: Перепончатокрылые Урок 21. Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» |
|
Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»
Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя»
Лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»
Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными»
Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отряда насекомых»
|
|
Письменный отчет по лабораторной работе №3
Письменный отчет по лабораторной работе №6 | ||
4 | Позвоночные | 18 |
|
|
| ||
| Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хряще‑ вые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||||||
| Урок 22. Тип Хордовые.
Урок 23. Классы рыб: Хрящевые, костные Урок 24. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные Урок 25. Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные Урок 26. Класс Земноводные, или Амфибии. Урок 27. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Урок 28. Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы
Урок 29. Класс Птицы. Отряд Пингвины
Урок 30. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные Урок 31. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные Урок 32. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые
Урок 33. Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
Урок 34. Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые Урок 35. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные Урок 36. Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные Урок 37. Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные Урок 38. Отряд млекопитающих: Приматы Урок 39. Обобщающий урок по теме «Позвоночные» |
|
Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб»
Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц»
|
Экскурсия «Изучение многообразия птиц» |
Письменный отчет по лабораторной работе №7
Письменный отчет по лабораторной работе №8
| ||
5 | Эволюция строения и функции органов и их систем | 15 |
|
|
| ||
| Покровы тела. Опорно - двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных. | ||||||
| Урок 40. Покровы тела
Урок 41. Опорно-двигательная система животных Урок 42. Способы передвижения и полости тела животных
Урок 43. Органы дыхания и газообмен
Урок 44. Органы пищеварения Урок 45. Обмен веществ и превращение энергии Урок 46. Кровеносная система. Кровь Урок 47. Органы выделения
Урок 48. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Урок 49. Органы чувств. Регуляция деятельности организма
Урок 50. Продление рода. Органы размножения, продления рода Урок 51. Способы размножения животных. Оплодотворение Урок 52. Развитие животных с превращением и без превращения.
Урок 53. Периодизация и продолжительность жизни животных
Урок 54. Обобщающий урок по теме |
| Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела»
Лабораторная работа №10 « Изучение способов передвижения животных»
Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных»
Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения»
Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных»
Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных»
|
| Письменный отчет по лабораторной работе №9
Письменный отчет по лабораторной работе №11
| ||
6 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 |
| - |
| ||
| Доказательства эволюции: сравнительно‑анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | ||||||
| Урок 55. Доказательства эволюции животных Урок 56. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира Урок 57. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции Урок 58. Ареалы обитания. Миграции.
|
|
|
|
| ||
7 | Биоценозы. Влияние на них хозяйственной деятельности человека | 12 |
|
|
| ||
| Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. | ||||||
| Урок 59. Естественные и искусственные биоценозы Урок 60. Факторы среды и их влияние на биоценозы Урок 61. Цепи питания. Поток энергии Урок 62. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Урок 63. Воздействие человека и его деятельности на животный мир Урок 64. Одомашнивание животных Урок 65. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга Урок 66. Охрана и рациональное использование животного мира Урок 67. Повторение темы: «Беспозвоночные» Урок 68. Повторение темы: «Позвоночные» Урок 69. Итоговое тестирование
Урок 70. Экскурсия «Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир окрестностей х. Демино»
|
|
|
Экскурсия «Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир окрестностей х. Демино | »
| ||
| Итого | 70 часов | Лабораторных работ - 14 | Экскурсий 2 |
|
6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016/2017 учебный год
Предмет биология
Класс 7
УМК "Биология. 5–11 классы" В. В. Пасечника издательство Дрофа
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока, РК | Деятельность учащихся, виды учебной деятельности | Предметные результаты (знать, уметь),УУД | Основные средства обучения, оборудование | Параграф (или страницы учебника) |
Введение (2 часа) | ||||||
1. |
| История развития зоологии Р.К. Виды местной фауны. | Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником | Предметные: Учащиеся должны знать: эволюционный путь развития животного мира, историю изучения животных, структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории. Учащиеся должны уметь: определять сходства и различия между растительным и животным организмом, объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных. Личностные: Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира. Метапредметные: Регулятивные: Составление таблиц, Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Познавательные: Поиск и отбор информации, Речевое развитие | Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Презентация | §1 |
2. |
| Современная зоология Р.К. осенние явления у животных нашей местности | Проводят непосредственные наблюдения в природе, составляют отчет, включающий результаты наблюдений и выводы. | Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Презентация | §2 | |
Простейшие (2 часа) | ||||||
3. |
| Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | Определяют понятия понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы | Предметные: Простейшие: многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы. Метапредметные: Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование Речевое развитие, выделение признаков простейших, Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Личностные: Знакомятся с простейшими своей местности | Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Презентация, инструкционные карты | §3 |
4. |
| Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Стартовая диагностика. | Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Презентация | §4 | |
Беспозвоночные (17 часов) | ||||||
5. |
| Тип Губки. | Развивать умение выделять существенные признаки т. Губки. Выявлять черты приспособлений Губок к среде обитания | Предметные: Учащиеся должны знать: систематику животного мира, особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды животных. Учащиеся должны уметь: находить отличия простейших от многоклеточных животных, правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах, работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы, распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими, раскрывать значение животных в природе и жизни человека, применять полученные знания в практической жизни, распознавать изученных животных, определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе, наблюдать за поведением животных в природе, прогнозировать поведение животных в различных ситуациях, работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.), объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение.
Личностные: Умение применять полученные знания в своей практической деятельности, , понимание важности сохранения здоровья. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Метапредметные: Познавательные: Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Регулятивные: Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; уметь работать с инструктивными карточками. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные: Умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение. Уметь воспринимать разные формы информации, уметь работать в малых группах. отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
| Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Презентация | §5 |
6. |
| Тип Кишечнополостные. | Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных Выделять сходства между Губками и кишечнополостными | Учебник Презентация, раздаточный материал | §6 | |
7. |
| Тип Плоские черви. | Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. 2.Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Учебник Презентация, | §7 | |
8. |
| Тип Круглые черви Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей. Сравнивать плоских и круглых червей. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Учебник Презентация, раздаточный, инструкционные карты | §8 | |
9. |
| Тип Кольчатые черви, или кольчецы. | Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека. | Учебник Презентация | §9 | |
10 |
| Классы кольчецов А.К. Щадящие методы исследования животных | Определяют понятия: «диапауза», «Защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (учебник, книги о животных) для получения дополнительной информации, продолжают заполнять таблицу. | Учебник Презентация | §10 | |
11 |
| Изучение внешнего строения дождевого червя. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» | Выполняют самостоятельную работу по изучению внешнего строения и поведения дождевого червя. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результат и выводы. | Учебник Презентация, инструкционные карты | Отчет, индивидуальные разноуровневые задания | |
12 |
| Тип Моллюски Р.К. Моллюски нашей местности | Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей типа Моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал | Учебник Презентация | §11 | |
13 |
| Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие Лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | Распознаёт представителей Двустворчатых и Головоногих моллюсков. Применяет знания на практике. Знают и употребляют термины и основные понятия. Интерпретирует схемы и словесный материал. Определяет значение Моллюсков и их место в эволюции | Учебник Презентация, инструкционные карты, демонстрационный материал | §12 | |
14 |
| Тип Иглокожие. | Принимают участие в беседе. Предоставляют домашние задания. Рассказывают об известных им Иглокожих. Рассматривают препараты. Ставят цель урока и формулируют задачи урока. Работают с учебником. Определяют новые понятия : водно-сосудистая система, известковый скелет. Сравнивают представителей разных классов. | Учебник Презентация | §13 | |
15 |
| Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными» | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Отвечает на вопросы. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Учебник Презентация, инструкционные карты, демонстрационный материал | §14 | |
16 |
| Тип Членистоногие. Класс Насекомые Р.К Редкие насекомые, обитающие в нашем крае | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внутреннее строение насекомых. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания. | Учебник Презентация | §15 | |
17 |
| Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания. | Учебник Презентация | §16 | |
18 |
| Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | Рассказывает о типах развития насекомых; показывает на примерах насекомых с полным и неполным превращением. Обобщает изученный материал. | Учебник Презентация | §17 | |
19 |
| Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает | Учебник Презентация | §18 | |
20 |
| Отряды насекомых: Перепончатокрылые Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отряда насекомых» | Рассказывает о типах развития насекомых; показывает на примерах насекомых с полным и неполным превращением. Обобщает изученный материал. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §19 | |
21 |
| Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» | Повторяют и обобщают ранее полученные знания. Выполняют тестовые задания. | Учебник, дидактические материалы | Индивидуальные, разноуровневые задания | |
Позвоночные (18 часов) | ||||||
22 |
| Тип Хордовые. | Распознают животных типа Хордовых. Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде. Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Формулируют вывод. Структурируют знания. | Метапредметные: Познавательные: Осуществляют поиск и отбор необходимой информации, предлагают способы решения проблемы, анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное, преобразуют информацию Регулятивные: Определяют цель работы, оценивают собственные результаты, корректируют свои знания. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; уметь работать с инструктивными карточками. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные: Задают вопросы, выражают свои мысли, взаимооценка, выражают в ответах свои мысли, высказывают свою точку зрения. Умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение. Уметь воспринимать разные формы информации, уметь работать в малых группах. отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные: Учащиеся должны знать: систематику животного мира, особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды животных. Учащиеся должны уметь: находить отличия простейших от многоклеточных животных, правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах, работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы, распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими, раскрывать значение животных в природе и жизни человека, применять полученные знания в практической жизни, распознавать изученных животных, определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе, наблюдать за поведением животных в природе, прогнозировать поведение животных в различных ситуациях, работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.), объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение, вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Личностные: Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности
| Учебник Презентация | §20 |
23 |
| Классы рыб: Хрящевые, костные Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания. Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Выделяют особенности строения рыб. Формулируют вывод. Структурируют знания. | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §21 | |
24 |
| Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. | Учебник Презентация | §22 | |
25 |
| Класс Костные рыбы. Р.К. Биологические и экологические особенности рыб нашей местности | Характеризуют отряды костных рыб. Объясняют значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. Формулируют вывод. Структурируют знания. | Учебник Презентация | §23 | |
26 |
| Класс Земноводные, или Амфибии. А.К. Значение амфибий в природе и жизни человека | Распознают и описывают внешнее строение Земноводных. Выделяют особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб. | Учебник Презентация | §24 | |
27 |
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | Определяют принадлежность к типу, классу и распознают наиболее распространённых представителей класса. Выявляют особенности строения пресмыкающихся. Доказывают: что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными | Учебник Презентация | §25 | |
28 |
| Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы | Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся. Определяют принадлежность рептилий к определённым отрядам. Объясняют роль в природе и жизни человека.
| Учебник Презентация | §26 | |
29 |
| Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц» | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает. | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §27 | |
30 |
| Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | Характеризуют отряды птиц. Объясняют их значение. Формулируют вывод. Структурируют знания. | Учебник Презентация | §28 | |
31 |
| Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | Характеризуют отряды птиц. Объясняют их значение. Формулируют вывод. Структурируют знания. | Учебник Презентация | §29 | |
32 |
| Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | Характеризуют отряды птиц. Объясняют их значение. Формулируют вывод. Структурируют знания. | Учебник Презентация | §30 | |
33 |
| Р.К. Экскурсия «Изучение многообразия птиц» А. К. А.К. Значение птиц в природе и жизни человека | Проводят непосредственные наблюдения в природе, составляют отчет, включающий результаты наблюдений и выводы. | Инструкционные карты, рабочие листы для фиксации наблюдений | Отчет, индивидуальные задания | |
34 |
| Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые Р.К. Млекопитающие нашей местности | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. Отвечает на вопросы, корректирует. | Учебник Презентация | §31 | |
35 |
| Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные Р.К. Отряды грызунов нашей местности | Характеризуют отряды млекопитающих. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Учебник Презентация | §32 | |
36 |
| Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Характеризуют отряды млекопитающих. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Учебник Презентация | §33 | |
37 |
| Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные А.К. Значение млекопитающих в аграрном комплексе | Характеризуют отряды млекопитающих. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Учебник Презентация | §34 | |
38 |
| Отряд млекопитающих: Приматы | Характеризуют отряды млекопитающих. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Учебник Презентация | §35 | |
39 |
| Обобщающий урок по теме «Позвоночные» | Повторяют и обобщают ранее полученные знания. Выполняют тестовые задания. | Учебник, дидактические материалы | Индивидуальные задания | |
Эволюция строения и функции органов и их систем (15 часов) | ||||||
40 |
| Покровы тела Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела» | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели. Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки. Работают в группе с информацией в учебнике, с муляжами животных, с природными объектами, с электронным приложением. Выступают, анализируют, делают выводы | Метапредметрые: Познавательные: осуществлять наблюдения и делать выводы, Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.). Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков (моделирование), умение работать с информацией. Коммуникативные: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. умение организовывать свою деятельность. Предметные: Учащиеся должны знать: основные системы органов животных и органы, их образующие; особенности строения каждой системы органов у разных групп животных; эволюцию систем органов животных. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; —выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах — органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. Личностные: Осмысливание темы урока, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обеспечить ориентацию ученика на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §36 |
41 |
| Опорно-двигательная система животных | Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок Составляют таблицу по тексту учебника, распределяют картинки по группам – какие части скелета к каким животным относятся Работают в группах с диагностическими карточками, формулируют выводы по целям урока | Учебник Презентация | §37 | |
42 |
| Способы передвижения и полости тела животных Лабораторная работа №10 « Изучение способов передвижения животных» | Дети указывают способы передвижения животных. Выполнение лабораторной работы «Способы передвижения животных». Делают тестовые задания, ищут решение на проблемный вопрос | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §38 | |
43 |
| Органы дыхания и газообмен Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных» | Дети отгадывают кроссворд, формулируют цель урока. После решения тестовых заданий дети сами себя оценивают. Составить по тексту схему, работа с понятиями, изготовление модели легкого | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §39 | |
44 |
| Органы пищеварения | Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока. Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя. Составить по тексту план ответа на вопрос об усложнении органов пищеварения у животных | Учебник Презентация | §40 | |
45 |
| Обмен веществ и превращение энергии | Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя. Дети дискуссируют по способам и проблемам пищеварения у животных и обмену веществ, делают кроссворды. | Учебник Презентация | §40, задания в рабочей тетради | |
46 |
| Кровеносная система. Кровь
| Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок Распределяет материал между участниками групп. Составляют таблицу по тексту учебника, распределяют картинки по группам | Учебник Презентация | §41 | |
47 |
| Органы выделения | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели. Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки. Выступают, анализируют, делают выводы | Учебник Презентация | §42 | |
48 |
| Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями | Учебник Презентация, инструкционные карты | §43 | |
49 |
| Органы чувств. Регуляция деятельности организма Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных» | Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок. Распределяет материал между участниками групп. Составляют таблицу по тексту учебника, распределяют картинки по группам | Учебник Презентация, инструкционные карты | §44 | |
50 |
| Продление рода. Органы размножения, продления рода | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели. Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки. Выступают, анализируют, делают выводы | Учебник Презентация | §45 | |
51 |
| Способы размножения животных. Оплодотворение | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внешнее строение многоножек. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает | Учебник Презентация | §46 | |
52 |
| Развитие животных с превращением и без превращения. | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели. Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки. Выступают, анализируют, делают выводы | Учебник Презентация | §47 | |
53 |
| Периодизация и продолжительность жизни животных Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных» | Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок Распределяет материал между участниками групп. Составляют таблицу по тексту учебника | Учебник Презентация, инструкционные карты, раздаточный материал | §48 | |
54 |
| Обобщающий урок по теме | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | Учебник дидактические материалы | Индивидуальные задания | |
Развитие и закономерности размещения животных на Земле ( 4 часа) | ||||||
55 |
| Доказательства эволюции животных | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Отвечает на вопросы, оценивает. | Личностные: Умение применять полученные знания в своей практической деятельности, , понимание важности сохранения здоровья. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков
Предметные: Учащиеся должны знать: Сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия; анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы; устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных; доказывать приспособительный характер изменчивости у животных; объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных.
Метапредметные Познавательные: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Регулятивные: Умение Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные: Умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение. Уметь воспринимать разные формы информации, уметь работать в малых группах. отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы | Учебник Презентация | §49 |
56 |
| Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели. Выступают, анализируют, делают выводы | Учебник Презентация | §50 | |
57 |
| Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока. Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя. Составить по тексту план ответа на вопрос. | Учебник Презентация | §51 | |
58 |
| Ареалы обитания. Миграции.
| Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам | Учебник Презентация | §52 | |
Биоценозы. Влияние на них хозяйственной деятельности человека (10 часов) | ||||||
59 |
| Естественные и искусственные биоценозы. А.К. Охрана природных сообществ | Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока. Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя. Составить по тексту план ответа на вопрос. | Предметные: Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза, методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; признаки охраняемых территорий; —пути рационального использования животного мира своего края. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам, пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.
Метапредметные: Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование Речевое развитие, выделение признаков простейших, Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Личностные: Осмысливание темы урока, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обеспечить ориентацию ученика на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы
| Учебник Презентация | §53 |
60 |
| Факторы среды и их влияние на биоценозы. А.К. Проблемы сохранения биоразнообразия | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели. Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки. Выступают, анализируют, делают выводы | Учебник Презентация | §54 | |
61 |
| Цепи питания. Поток энергии | Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя. Дети дискуссируют по способам и проблемам пищеварения у животных и обмену веществ, составляют кроссворды. | Учебник Презентация | §55 | |
62 |
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Р.К. Роль животных в биоценозах нашей местности. | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета. | Учебник Презентация | §56 | |
63 |
| Воздействие человека и его деятельности на животный мир Р.К. Красная книга растений С.К. | Определяют понятия «промысел», «промысловые животные». Анализируют причинно-следетвенные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания. Работают с дополнительными источниками информации | Учебник Презентация | §57 | |
64 |
| Одомашнивание животных. А.К. Создание и использование генно-модифицированных организмов | Определяют понятия «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение». Изучают методы селекции и разведения Домашних животных. Анализ условий их содержания | Учебник Презентация | §58 | |
65 |
| Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | Определяют понятия «мониторинг», «биосферный», «заповедник». Изучают законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга | Учебник Презентация | §59 | |
66
|
| Охрана и рациональное использование животного мира | Определяют понятия «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация». Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий | Учебник Презентация | §60 | |
67 |
| Повторение темы: «Беспозвоночные» | Повторяют и обобщают ранее полученные знания | Учебник Презентация |
| |
68 |
| Повторение темы: «Позвоночные» | Повторяют и обобщают ранее полученные знания | Учебник Презентация |
| |
69 |
| Итоговое тестирование | Работают с тестовыми заданиями. Анализируют ранее полученную информацию | Дидактический материал | Индивидуальные задания | |
70 |
| Экскурсия «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | Проводят непосредственные наблюдения в природе, составляют отчет, включающий результаты наблюдений и выводы. | Инструкционные карты, рабочее листы для фиксации наблюдений |
|
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные документы | Примерные программы по учебным предметам: Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5 - 11 класс,Москва «Просвещение» 2010г.
|
УМК | Учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
|
Справочные пособия, научно- популярная литература |
|
Интернет-ресурсы: | 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания,региональные коллекции, новости. 2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: каталоги, сервисы, методические материалы 3. Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г. 4. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001 5. http://www.livt.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа" 6. http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
8. DVD диски http://biology-online.ru/uroki-onlain/8-klass-biologija-cheloveka/urok-onlain-sistematicheskoe-polozhenie-cheloveka.html |
Технические средства обучения | Компьютер Экран Проектор |
Учебно- практическое оборудование | Микроскопы световые Микропрепараты: растения Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии Таблицы |