СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по биологии  5 класс. 

используется УМК В.В.Пасечник:

учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс  «ДРОФА» Москва 2012;

рабочая тетрадь для учащихся  5 класс В.В.Пасечник  «ДРОФА» Москва 2014;

методическое пособие для учителя В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» «ДРОФА» Москва 2015;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Комитет администрации Первомайского района по образованию

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Журавлихинская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ

«Журавлихинская СОШ»

_______________/Т.Б.Винокурова/

«_ __» ___________2015г.



«Утверждена»

на педагогическом совете

№_7_

От «_____»___________2015г.





Рабочая программа по биологии 5 класс

(ступень основного общего образования ).

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

примерной программы основного общего образования по биологии,

авторской программы основного общего образования Биология 5-9 классы авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов

Москва Дрофа 2015

к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе





Составитель: учитель высшей

категории Заболотникова Н.В.



Период реализации программы 2015 - 2016учебный год

2015



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:


Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897;

примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).№ 1089;

авторской программы В.В. Пасечник « Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Москва «Дрофа» 2015

для общеобразовательных учреждений, базовый уровень;


учебного плана МКОУ «Журавлихинская СОШ».


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего 35 часов.


В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Общая характеристика курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс»

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цели и задачи изучения предмета:

Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, изучение биологии в 5 классе направлено

на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых

организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности

собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья

и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими

объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми

организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры

поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье,

оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для соблюдения правил

поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.


Реализация данной рабочей программы предполагает сочетание разных форм и методов обучения

Формы учебных занятий: лекция, урок-беседа, урок постановки проблем и их решение, урок целеполагания, межпредметный урок,

урок-консультация, практикум, урок обобщения.

В обучении биологии возможно использование практически всех видов компьютерных обучающих программ: электронные учебники,

тренажеры, контролирующие программы. Целесообразно сочетать их с другими компьютерных технологий обучения, совмещать с другими

средствами обучения. Реализация данной рабочей программы предусматривает использование видеофильмов, особенно при изучении

физиологических процессов.

Виды учебной деятельности: проектная деятельность, учебно-поисковая деятельность, учебно-исследовательская деятельность и

д.р.

Особое место в рабочей программе отведено лабораторным и практическим работам, цель которых состоит в приобретении

практических навыков самонаблюдения, закрепление знаний, формирование и развитие экспериментальных умений учащихся.



Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки учащихся», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой. Нумера­ция лабораторных работ как и в авторской программе не предусмотрена. Лабораторные и практические работы по темам распределены в соответствии с их расположением в авторской программе, но и возможно их распределение по усмотрению учителя. Все лабо­раторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцени­ваться по усмотрению учителя.

Инструктивные карточки для проведения лабораторных работ расположены непосредственно в тексте учебника соответственно темам.


Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с рабочей печатной тетрадью.


Составитель авторской программы В.В. Пасечник предусматривает резервное время – 3 часа, которые можно использовать для корректировки программы, а также для обобщения, систематизации, закрепления знаний по темам курса; на изучение тем связанных с краеведением.


Для достижения целей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения используется УМК В.В.Пасечник:

учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс «ДРОФА» Москва 2012;

рабочая тетрадь для учащихся 5 класс В.В.Пасечник «ДРОФА» Москва 2014;

методическое пособие для учителя В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» «ДРОФА» Москва 2015;

рабочая программа;

Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru


























Содержание тем учебного предмета



Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы иссле­дования в биологии. Царства бактерий, грибов, расте­ний и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изме­нениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явле­ния в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • о многообразии живой природы;

  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

  • основные методы исследования в биологии: на­блюдение, эксперимент, измерение;

  • признаки живого: клеточное строение, пита­ние, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • экологические факторы;

  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • правила работы с микроскопом;

  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете био­логии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологиче­ские факторы»;

  • отличать живые организмы от неживых;

пользоваться простыми биологическими при­борами, инструментами и оборудованием

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • характеризовать экологические факторы;

  • проводить фенологические наблюдения;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапред метные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план текста;

  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • под руководством учителя проводить непосред­ственное наблюдение;

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результа­ты, выводы;

  • получать биологическую информацию из раз­личных источников;

  • определять отношения объекта с другими объ­ектами;

определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, све­товой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнеде­ятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клет­ки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тка­ней.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Прави­ла работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, пло­дов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках лис­та элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых мик­ропрепаратов различных растительных тканей.

Пред метные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение клетки;

  • химический состав клетки;

основные процессы жизнедеятельности клетки;

характерные признаки различных раститель­ных тканей.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлоро­филл»;

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные виды тканей.

Метапред метные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

анализировать объекты под микроскопом;

  • сравнивать объекты под микроскопом с их изо­бражением на рисунках и определять их;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

работать с текстом и иллюстрациями учебника.


Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жиз­ни человека. Разнообразие бактерий, их распростра­нение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их стро­ение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съе­добные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления гри­бами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Нату­ральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятель­ности бактерий и грибов;

  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;

  • роль бактерий и грибов в природе и жизни че­ловека.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий и гри­бов;

  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

отличать съедобные грибы от ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапред метные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и ди­дактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения ма­териала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Мето­ды изучения растений. Общая характеристика рас­тительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточ­ных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Ли­шайники, их строение, разнообразие, среда обита­ния. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их стро­ение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их стро­ение и разнообразие. Среда обитания. Распростране­ние голосеменных, значение в природе и жизни че­ловека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветко­вых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ис­копаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цвет­ковые), их строение и многообразие;

  • особенности строения и жизнедеятельности ли­шайников;

  • роль растений в биосфере и жизни человека;

  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений в биосфере;

  • давать характеристику основных групп расте­ний (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

объяснять происхождение растений и основ­ные этапы развития растительного мира

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руковод­ством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп рас­тений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения пред­ставителей растительного мира;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, пере­водить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • знание правил поведения в природе;

  • понимание учащимися основных факторов, оп­ределяющих взаимоотношения человека и природы;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание социальной значимости и содержа­ния профессий, связанных с биологией;

  • воспитание в учащихся любви к природе;

  • признание права каждого на собственное мне­ние;

  • готовность учащихся к самостоятельным по­ступкам и действиям на благо природы;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение учащихся к своим по­ступкам, осознание ответственности за последствия;

умение слушать и слышать другое мнение.

Резервное время — 3 ч.



Формы и средства контроля:


При обучении учащихся 5-х классов для оценивания уровня подготовки по биологии используются следующие формы и виды

контроля:

Формы контроля:

По способу организации: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированная.

По способу подачи информации: устная, письменная, компьютерная

Виды контроля:

Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений учащихся в начале учебного года, перед

изучением нового раздела или темы по предмету.

Текущий контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью отслеживания качества усвоения биологических знаний и

умений, рассмотренных на уроках.

Тематический контроль проводится после изучения крупных тем или разделов.

Заключительный контроль завершает процесс изучения предмета в учебном году и проводится в форме итогового теста.

Контрольно-оценочная деятельность включает проверку трех основных элементов: теоретических знаний, умение применять знания

на практике при решение биологических задач и экспериментальных умений.

Содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находится в строгом соответствии с требованиями к уровню

подготовки выпускников. В измерителях сочетаются следующие виды заданий: с выбором ответов, кратким ответом, свободным ответом,

установление соответствия и другие практические задания.

Количество учебных часов – 35; резерв времени — 3 часа; лабораторных работ – 7; практических работ – 5;

экскурсий – 1.














Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе



Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности






Критерии оценивания

Оценивание устного ответа:

Отметка «5» ставится в следующих случаях: дан полный и правильный ответ на основании полученных знаний, с правильным использованием биологических терминов; материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком; отсутствуют ошибки неточности; ответ самостоятельный.

Отметка «4›› ставится в следующих случаях: дан полный и правильный ответ на основании полученных знаний; материал изложен в определенной последовательности; допущены 2-З несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «З» ставится в следующих случаях: дан полный ответ, но при этом допущены существенные ошибки, неточности в использовании научных терминов, или ответ неполный, нарушена логика ответа; дан неполный ответ, сопровождающийся наводящими вопросами со стороны учителя.

Отметка «2›› ставится в следующих случаях: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала; `допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.

Отметка «І» ставится в том случае, если ответ на вопрос не дан.

Оценивание письменной работы:

Оценивание письменной работы производится по аналогии с устным ответом. Письменные работы подразделяют на текущие (проверочные) и итоговые работы. По продолжительности текущие проверочные работы в \/-\/ІІ классах могут занимать 10-15 минут.

Отметка «5» _ от 86 до 100% работы;

отметка «4» _ от 66 до 85%;

отметка «З» _ от 50 до 65%;

отметка «2» _ до 50%;


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.












Учебно – тематическое планирование

биология 5 класс автор В.В.Пасечник 35 часов, 1 час в неделю


урока

урока в теме

Название тем и уроков


Виды деятельности учащихся


Средства обучения, в том числе ИКТ

Тема урока

Элементы содержания

Введение (6 ч)

1

1

Биология — нау­ка о живой при­роде.

Биология как наука. Значение биологии.

Определяют понятия: «биоло­гия», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологи­ческих знаний в современной жизни. Оценивают роль биологи­ческой науки в жизни общества.

Компьютер, эл.пр.»Биология-5»

Комнатные растения, муляжи плодов

2

2

Методы исследо­вания в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, изме­рение. Источники биологиче­ской информации, ее получение, анализ и представление его ре­зультатов. Техника безопасности в кабине­те биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные мето­ды исследования в биологии. Изучают правила техники без­опасности в кабинете биологии

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, микролаборатории.


3

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живо­го от неживого

Царства: Бактерии, Грибы, Рас­тения, Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен ве­ществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия: «царство Бактерии », « царство Грибы », «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют при­знаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Эл.пр.»Биология-5»,компьютер.

4

4

Среды обитания живых организ­мов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда оби­тания. Организм как среда оби­тания

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние де­ятельности человека на природу

Эл.пр.»Биология-5», комьютер.

5

5

Экологические факторы и их влияние на жи­вые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на жи­вые организмы

Анализируют и сравнивают эко­логические факторы. Отрабаты­вают навыки работы с текстом учебника

Эл.пр.»Биология-5», комьютер

6

6

Обобщающий урок

Экскурсия

«Многообразие живых организ­мов, осенние явления в жизни растений и животных».

Практическая работа

« Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Учебник стр.14


Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10ч)

7

1

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы(лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.

Лабораторные работы « Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» «Изучение клеток растения с помощью лупы». Учебник стр.31 - 33



Компьютер, электронное пособие «Биология 5-11 класс. Лабораторные работы». Штативные и ручные лупы, микроскопы

8

2

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Выделяют существенные при­знаки строения клетки. Разли­чают на таблицах и микро­препаратах части и органоиды клетки

Эл.пр.»Биология-5», комьютер, таблица

9

3

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Практическая работа

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Учебник стр.36 - 37


Учатся готовить микропрепара­ты. Наблюдают части и органо­иды клетки под микроскопом, описывают и схематически изо­бражают их

Компьютер, эл. пособие «Биология 5-11 класс. Лабораторные работы». Микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, бинт, вата, фильтровальная бумага, вода, препарировальные иглы, луковица, таблица «Строение клетки», готовый микропрепарат «Строение клетки»

10

4

Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.

Практическая работа «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». Учебник стр.37-38


Выделяют существенные при­знаки строения клетки. Разли­чают на таблицах и микро­препаратах части и органоиды клетки

Эл.пр.»Биология-5», Компьютер. Таблица «Строение клетки»

11

5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнеде­ятельности клетки. Обнаруже­ние органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в со­став клетки. Различают органи­ческие и неорганические веще­ства, входящие в состав клетки. Ставят биологические экспери­менты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Эл.пр.»Биология-5», компьютер

12

6

Жизнедеятель­ность клетки: поступление ве­ществ в клетку.

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Практическая работа

«Приготовление препарата и рас­сматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клет­ках листа элодеи» Учебник стр. 42


Выделяют существенные при­знаки процессов жизнедеятель­ности клетки. Ставят биологиче­ские эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Микроскоп, микролаборатории.

13

7

Жизнедеятель­ность клетки: рост, развитие

Рост и развитие клеток. Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматери­алы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные при­знаки процессов жизнедеятель­ности клетки. Обсуждают биоло­гические эксперименты по изу­чению процессов жизнедеятель­ности организмов и объясняют их результаты

Видеоурок «Жизнедеятельность клетки», компьютер,

14

8

Деление клетки

Генетический аппарат, ядро,

хромосомы.Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о деле­нии клетки

Выделяют существенные при­знаки процессов жизнедеятель­ности клетки

Эл.пр.»Биология-5»,

динамическое пособие «Деление клетки», таблица

15

9

Понятие «ткань»

Ткань.Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа

«Рассматривание под микроско­пом готовых микропрепаратов различных растительных тка­ней». Учебник стр. 49


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характер­ные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и опре­делять различные растительные ткани на микропрепаратах.

Эл.пр.»Биология-5»,

микроскоп, микропрепараты различных растительных тканей.


16

10

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение

понятий раздела. Контроль

знаний и умений работать

с микроскопом и приготовления

микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма­териалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение гото­вить микропрепараты и работать с микроскопом

Микроскопы, микропрепараты.

Раздел 2. Царство Бактерии (2ч)

17

1

Бактерии, их раз­нообразие, стро­ение и жизнеде­ятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бакте­рий, их распространение

Выделяют существенные при­знаки бактерий

Эл.пр.»Биология-5», компьютер. таблица

18

2

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной де­ятельности человека

Определяют понятия: «клубень­ковые (азотфиксирующие) бак­терии», «симбиоз», «болезне­творные бактерии», «эпиде­мия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Эл.пр.»Биология-5», компьютер


Раздел 3. Царство Грибы (5ч).

19

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жиз­недеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Много­образие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные при­знаки строения и жизнедеятель­ности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни чело­века

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, таблица.

20

2

Шляпочные гри­бы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов» Учебник стр.77

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы ока­зания первой помощи при отрав­лении ядовитыми грибами

Копьютер, презентация, муляжи грибов.

21

3

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа

«Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». Учебник стр.78, 80


Готовят микропрепараты и на­блюдают под микроскопом стро­ение мукора и дрожжей. Сравни­вают увиденное под микроско­пом с приведенным в учебнике изображением

Микроскоп, минилаборатории

22

4

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объек­ты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие « грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объек­ты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.), таблица

23

5

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль зна­ний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепа­раты, отличать съедобные гри­бы от ядовитых, оказывать пер­вую помощь при отравлении ядовитыми грибами.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма­териалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение гото­вить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообще­ние «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополни­тельной литературы)


Компьютер, презентация

Раздел 4. Царство Растения (9ч)

24

1


Ботаника — нау­ка о растениях


Общая характеристика расти­тельного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация

Гербарные экземпляры расте­ний. Таблицы, видеоматериалы


Определяют понятия: ботаника, низшие растения, высшие растения, слоёвище, таллом. Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между стро­ением растений и их местооби­танием

Гербарные экземпляры и комнатных расте­ний. Эл.пр.»Биология-5», компьютер,

25

2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размноже­ние, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Лабораторная работа

«Строение зеленых водорослей». Учебник стр.95


Выделяют существенные при­знаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образ­цами, определяя представителей водорослей. Готовят микропре­параты и работают с микроско­пом

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, таблица, микроскопы. Минилаборатории, микропрепараты.

26

3

Роль водорослей в природе и жиз­ни человека. Ох­рана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, гербарии. таблица

27

4

Лишайники

Многообразие и распростране­ние лишайников. Строение, питание и размножение лишай­ников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия: «кустис­тые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные ли­шайники». Находят лишайни­ки в природе.


28

5

Мхи, папоротни­ки, хвощи, пла­уны

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, пла­уны, их отличительные особен­ности, многообразие, распро­странение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Практические работа

«Строение мха (на местных ви­дах).

Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папо­ротника» (на усмотрение учите­ля) Учебник стр.109, 115


Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых рас­тений и находят их предста­вителей на таблицах и гербар-ных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, таблица, гербарии мха, хвоща и папоротника.

29

6

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особен­ности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охра­на.

Лабораторная работа

«Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов) Учебник стр.124


Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представите­лей голосеменных растений с ис­пользованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, таблица, гербарии хвойных растений, коллекция шишек.

30

7

Покрытосемен­ные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многооб­разие, значение в природе и жиз­ни человека.


Выполняют лабораторную рабо­ту. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают предста­вителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Эл.пр.»Биология-5», компьютер, таблица, гербарий.

31

8

Происхождение растений. Основ­ные этапы разви­тия растительно­го мира


Методы изучения древних рас­тений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира.

Определяют понятия: «палеон­тология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития расти­тельного мира.


Эл.пр.»Биология-5», компьютер, стенд.

32

9

Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания.


Сравнивают представителей раз­ных групп растений, делают вы­воды на основе сравнения. Оце­нивают с эстетической точки зрения представителей расти­тельного мира. Находят инфор­мацию о растениях в научно-популярной литературе, биоло­гических словарях и справочни­ках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Компьютер, презентация.

Резервное время – 3ч

33

1

Царство Бактерии

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Сравнивают представителей раз­ных групп. Находят инфор­мацию о бактериях в научно-популярной литературе, биоло­гических словарях и справочни­ках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую

Компьютер, презентация.

34

2

Царство Грибы

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Сравнивают представителей раз­ных групп. Находят инфор­мацию о грибах в научно-популярной литературе, биоло­гических словарях и справочни­ках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую

Компьютер, презентация.

35

3

Царство Растения

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Сравнивают представителей раз­ных групп. Находят инфор­мацию о растениях в научно-популярной литературе, биоло­гических словарях и справочни­ках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую

Компьютер, презентация.






















Учебно-методическое обеспечение:


1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Авторская программа В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс»



Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»


  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  2. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004

  3. Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

  4. Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006

  5. Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

  6. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
















Список литературы:




Основная литература:

Учебник Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» – 6 кл. – М.: Дрофа, 2015

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.


Дополнительной литературы для учителя:

А.А.Калинина «Поурочные разработки по биологии» Москва «ВАКО»2007

В.Н.Семенцова «Биология. Технологические карты» Санкт-Петербург «Паритет» 2001

М.В. Высотцкая «Биология. Поурочные планы» Волгоград «Учитель» 2006

А.И.Никишов, Л.А. Корсунова Ботаника «Дидактические материал» Москва «РАУБ» - «Илекса» 1998
Список дополнительной литературы для учащихся: 
В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова «Занимательная ботаника» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1998

Книга для чтения «Растения» Москва «Просвещение» 1996

М.Х.Левитман «Экология – предмет, интересно или нет» С-Петербург 1998


















Лист коррекции


№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции

( совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции