I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании» г. № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012, приказа Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004г. №1312», федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 №1089), базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г., приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011- 2012 учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776, и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Вид реализуемой рабочей программы - основная общеобразовательная.
Цели курса: овладение учащимися знаниями о живой природе, общих биологических закономерностях, формирование на базе знаний и умений научной и целостной картины мира; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, экологии, биотехнологии, осознанному выбору дальнейшей траектории обучения.
Задачи:
сформировать знания о живой природе и присущих ей закономерностях;
сформировать умения применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
сформировать общие учебные умения и навыки и обобщённые способы учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности (исследование, практические и лабораторные работы, самостоятельная организация учебной деятельности, работа с различными источниками информации и т. д.).
Межпредметные связи:
При изучении эволюционного учения обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении биологии в VI–VIII классах знания о многообразии и причинах классификации животных, растений, грибов, бактерий, о месте человека в системе органического мира.
При изучении биологии в IX классе обобщаются полученные учащимися при изучении биологии в VI-VIII классах знания о строении и функциях клеток растений и животных, о процессах питания, дыхания, выделения, передвижения веществ, размножения и развития, об энергетическом и пластическом обменах, о многообразии, происхождении и систематике органического мира.
Функции живого вещества, содержание и значение химических элементов в клетке изучаются на основе знаний учащихся о свойствах кислорода, азота, серы, углерода, типах химических связей (химия VIII–IX класс).
Материал курса биологии IX класса используется для изучения вопросов охраны окружающей среды в курсах физики, химии, географии.
Изучение предмета базируется и на знаниях курсов физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для курса «Общая биология, 10-11 класс».
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. При отборе содержания учебного материала определяющими являются научность, доступность, наглядность, практическая значимость.
Особенности организации учебного процесса по предмету в условиях ОУ:
При планировании уроков по рабочей программе предусмотрены различные виды деятельности, позволяющие оптимально достигать результатов обучения. Доминирующие виды деятельности определяют тип и вид учебного занятия. При реализации данной рабочей программы используются типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности за счёт использования информационно-коммуникационных технологий. При организации учебного процесса на уроке биологии предполагается использование репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского, практического методов. Предпочтительные формы контроля – тематические контрольные работы по каждому разделу, тесты.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для этого при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Учащиеся по окончании курса должны:
Называть (приводить примеры):
основные положения клеточной, хромосомной, эволюционной теории и антропогенеза;
общие признаки живого организма;
причины и результаты эволюции;
примеры изменчивости, наследственности и приспособленности организмов к среде обитания;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
характеризовать:
строение, функции и химический состав клеток;
процесс деления клеток;
обмен веществ и превращение энергии;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;
особенности строения и жизнедеятельности прокариот;
обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функции клеток, органов и систем органов;
соотношение биологического и социального в эволюции человека, особенности человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
вопросы происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп живых организмов, в том числе и человека, с точки зрения материалистических позиций, опираясь на знания общебиологических закономерностей;
владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа;
составлять план-конспект;
решать простые задачи по генетике;
делать сообщения по теме, в том числе используя слайдовую презентацию, проводить учебное исследование;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом;
строить вариационную кривую на растительном материале;
работать со всеми компонентами учебника, учебной и научно-популярной литературой, цифровыми ресурсами.
II. Содержание учебного предмета
Сетка часов (66 часов (2 часа в неделю)).
№ | Тема | Количество часов |
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле – 25 часов |
1. | Введение. Многообразие живого мира | 2 |
2. | Развитие биологии в додарвиновский период | 2 |
3. | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора | 4 |
4. | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 3 |
5. | Микроэволюция | 3 |
6. | Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция | 3 |
7. | Возникновение и развитие жизни на Земле | 8 |
Раздел II. Структурная организация живых организмов – 10 часов |
8. | Химическая организация клетки | 2 |
9. | Обмен веществ | 2 |
10. | Строение и функции клеток | 6 |
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 часов |
11. | Размножение | 2 |
12. | Онтогенез | 3 |
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов – 14 часов |
13. | Закономерности наследования признаков | 8 |
14. | Закономерности изменчивости | 3 |
15. | Селекция растений, животных, микроорганизмов | 3 |
РазделV. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 12 часов |
16. | Биосфера, её структура, функция | 8 |
17. | Биосфера и человек | 4 |
Введение. Многообразие живого мира (2 часа)
Биология как наука; предмет и методы изучения биологии. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Уровни организации живой материи, критерии живых систем, определение жизни.
Учащиеся должны знать:
уровни организации живой материи;
основные критерии живых систем;
определение понятия «жизнь»;
предмет и методы изучения биологии;
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно работать с компонентами учебника;
определять уровень организации биологического объекта;
выявлять основные компоненты биоценоза.
Развитие биологии в додарвиновский период(2 часа)
Становление систематики, работы К. Линнея по систематике растения и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Учащиеся должны знать:
вклад К. Линнея в развитие систематики;
основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка;
отличия естественной системы живой природы от искусственной;
Учащиеся должны уметь:
характеризовать верные и ошибочные положения теории Ж.Б. Ламарка;
называть организмы, используя бинарную номенклатуру.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. Вид – эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятий «эволюция», «естественный отбор», «борьба за существование», «наследственная изменчивость»;
выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина;
приводить примеры и объяснять причины многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений;
называть основные положения учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование;
сравнивать искусственный и естественный отборы;
характеризовать формы естественного отбора.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве как приспособительное поведение. Физиологические адаптации.
Учащиеся должны уметь:
раскрывать содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды»;
называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде;
приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания;
выявлять относительность приспособлений.
л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Микроэволюция (3 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы, определение вида, критерии вида; популяционная структура вида. Популяция – элементарная эволюционная единица. Эволюционная роль мутаций. Микроэволюция.
Учащиеся должны уметь:
давать определение вида, популяции, микроэволюции, мутации;
называть и характеризовать критерии вида;
доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида;
приводить примеры различных видов изоляции;
раскрывать роль мутационного процесса в эволюции.
л/р №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора».
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа).
Биологический прогресс, биологический регресс. Макроэволюция. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции: конвергенция, дивергенция. Правила эволюции.
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятиям: биологический прогресс, регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция;
раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении;
приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций;
различать понятия микро- и макроэволюции;
объяснять сущность процесса эволюции на современном уровне.
Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни (коацерватная теория академика Опарина). Начальные этапы развития жизни. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений: появление первых сосудистых растений, папоротников, семенных папоротников, голосеменных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых. Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства люди. Эволюция млекопитающих.
Развитие приматов: направление эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида человек разумный в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Биологическое и социальное в человеке. Расы человека.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы жизни( по Опарину );
давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты, антропогенез;
приводить примеры растений и животных, существовавших в различные эры;
характеризовать ароморфозы растений и животных в различные эры;
объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания;
называть признаки биологического объекта-человека;
характеризовать положение человека в системе животного мира;
перечислять движущие факторы эволюции человека, характеризовать стадии эволюции человека;
доказывать единство человеческих рас.
Химическая организация клетки(2 часа)
Элементный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода; свойства и биологическая роль, минеральные соли, осмос и осмотическое давление, буферность.
Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их роль в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров- полисахаридов. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Нуклеиновые кислоты, строение, функция.
Учащиеся должны уметь:
давать определения терминам: микроэлементы, макроэлементы, биополимеры;
приводить примеры микро- и макроэлементов, называть органические и неорганические вещества клетки;
характеризовать биологическое значение микро- и макроэлементов, воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот;
приводить примеры углеводов, нуклеиновых кислот;
давать полное название нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), сравнивать строение ДНК и РНК.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция, трансляция. Генетический код, свойства генетического кода, принцип комплементарности, матричный принцип. Энергетический обмен. Дыхание. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез у растений.
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятиям: обмен веществ, ассимиляция, биосинтез, пластический обмен, диссимиляция, энергетический обмен, транскрипция, трансляция, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гликолиз, брожение, дыхание;
характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии, механизм трансляции и транскрипции, этапы энергетического обмена, особенности обмена веществ у растений;
описывать роль АТФ в клетке;
объяснять сущность генетического кода, принципа матричности и комплементарности.
Строение и функции клеток (6 часов)
Клетка – структурно-функциональная единица живых организмов. Два типа клеточной организации: прокариоты, эукариоты. Общие принципы организации клеток. Строение эукариотической клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы, строение, функции. Клеточное ядро, строение, функция. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле. Биологический смысл и значение митоза. Прокариотическая клетка. Основы организации. Строение бактериальной клетки. Особенности жизнедеятельности бактерий.
л/р №3 «Изучение под микроскопом строения растительной и животной клетки»
Учащиеся должны уметь:
давать определение терминам: эукариоты, прокариоты;
узнавать и различать по рисункам клетки прокариот и эукариот, компоненты прокариотической и эукариотической клеток;
доказывать примитивность строения прокариот;
характеризовать основные части и органоиды клетки, особенности их строения и выполняемую функцию;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения компонентов клеток и выполняемой функцией;
работать с микроскопом;
сравнивать строение клеток растений и животных, прокариот и эукариот.
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных. Образование и развитие половых клеток (гаметогенез). Мейоз. Биологическое значение полового размножения.
Учащиеся должны уметь:
давать определение понятиям: размножение, гаметы, гаметогенез, мейоз;
называть основные формы размножения, виды бесполого и полового размножения, способы вегетативного размножения растений;
приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения;
характеризовать сущность полового и бесполого размножения;
сравнивать мужские и женские гаметы;
описывать механизм гаметогенеза и мейоза;
объяснять биологическое значение размножения, мейоза.
Онтогенез (3 часа)
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития. Виды постэмбрионального развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятиям: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез, метаморфоз;
характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов;
анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, воздействующие на здоровье;
использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек;
называть и характеризовать виды постэмбрионального развития, приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием, определять тип развития у различных животных;
объяснять сущность законов зародышевого сходства и биогенетического закона.
Закономерности наследования признаков (8 часов)
Наследственность – основное свойство живой материи. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система.
Пр/р № 1 «Решение генетических задач».
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, гибридологический метод, локус, аллельные гены, гомо- и гетерозиготный организм, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное, дигибридное скрещивание;
объяснять сущность гибридологического метода, причин наследственности, механизма передачи признаков и свойств из поколения в поколение;
характеризовать законы Менделя, применять их при решении генетических задач;
решать генетические задачи на моногибридное, дигибридное скрещивание, неполное доминирование, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов;
называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека;
оперировать понятиями «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол»;
приводить примеры наследственных заболеваний.
Закономерности изменчивости (3 часа)
Генотипическая изменчивость. Мутации. Виды и свойства мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Фенотипическая изменчивость, свойства. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
л/р №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятиям: изменчивость, мутации, модификация, норма реакции;
объяснять сущность мутационного процесса, его значение;
строить вариационный ряд и кривую.
Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Селекция, предмет изучения, значение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Роль Н.И. Вавилова в развитии селекции. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.
Учащиеся должны уметь:
называть практическое значение селекции;
приводить примеры пород животных, сортов растений, выведенных человеком, достижений и направлений современной селекции;
характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции, методы селекции растений, животных, микроорганизмов;
давать определения понятиям: порода, сорт, штамм, биотехнология.
Биосфера, её структура и функции (8 часов)
Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Живое вещество, уровни организации, свойства живого вещества. Косное вещество биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Биоценозы, биогеоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.
Учащиеся должны уметь:
давать определения понятиям: биосфера, экология, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, трофический уровень, конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз;
называть структурные компоненты биосферы, их свойства, компоненты биоценоза;
характеризовать живое вещество, биокосное вещество, косное вещество, биогенное вещество;
объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы, значение круговорота веществ в природе;
описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора;
приводить примеры биотических, абиотических, антропогенных факторов, их влияния на организмы.
Биосфера и человек (4 часа)
Природные ресурсы, их классификация, использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры агроэкосистем, неисчерпаемых, исчерпаемых ресурсов;
сравнивать экосистемы и агроэкосистемы;
раскрывать роль человека в экосистеме, называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы;
характеризовать основы рационального природопользования.
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Цель | Формы контроля | Терминология |
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле – 25 часов |
Введение. Многообразие живого мира – 2 часа |
1. | | Введение. Биология – наука о жизни. | Расширение представления о предмете, методах общей биологии, значении биологических знаний. | Фронтальный опрос | Биология Интеграция |
2. | | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | Расширение представлений учащихся о многообразии живого мира, выявление основных свойств живых организмов, ознакомление с уровнями организации живых систем | Индивидуальный опрос | Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость |
Развитие биологии в додарвиновский период – 2 часа |
3. | | Становление систематики | Ознакомление с деятельностью учёных разных периодов человеческой истории, раскрытие сущности взглядов К. Линнея на систему органического мира | Терминологический диктант | Систематика Классификация Иерархия Таксон Бинарная номенклатура Метафизика |
4. | | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | Изучение сущности эволюционной теории Ламарка. | Индивидуальный опрос | Эволюция Теория Градации |
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора - 4 часа |
5. | | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | Изучение научных и социально-экономических предпосылок возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина. | Фронтальный опрос | Эволюция Искусственный отбор |
6. | | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | Раскрытие сущности учения Ч. Дарвина об искусственном отборе, его формах и видах. | Индивидуальный опрос | Методический отбор Бессознательный отбор Творческая роль отбора |
7. | | Учение Ч. Дарвина об естественном отборе | Изучение сущности естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции | Индивидуальный опрос | Индивидуальная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Творческая роль естественного отбора |
8. | | Формы естественного отбора | Изучение основных форм и механизма действия естественного отбора | Индивидуальный опрос | Движущий отбор Стабилизирующий отбор Дизруптивный отбор |
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора - 3 часа |
9. | | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | Изучение приспособительных особенностей живых организмов | Фронтальный опрос л/р №1 | Адаптации Мимикрия Относительность адаптаций |
10. | | Забота о потомстве | Изучение разнообразия форм заботы о потомстве, раскрытие значения заботы о потомстве у различных животных в эволюционном процессе | Индивидуальный опрос | Забота о потомстве |
11. | | Физиологические адаптации | Изучение физиологических адаптаций, показ их роли в эволюционном процессе. | Индивидуальный опрос | Физиологические адаптации |
Микроэволюция – 3 часа |
12. | | Вид, его критерии, структура | Изучение понятия вида, его критериев, структуры | Фронтальный опрос Тест №1 | Критерии вида Вид Популяция Ареал |
13. | | Урок-практикум | Закрепление на практике знаний учащихся о критериях вида и его структуре | л/р №2 | Критерии вида |
14. | | Эволюционная роль мутаций | Формирование понятия «мутация», рассмотрение эволюционной роли мутаций. | Фронтальный опрос | Ген Мутация Гомозигота Гетерозигота Генотип Генофонд Микроэволюция |
Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция – 3 часа |
15. | | Главные направления эволюции | Изучение основных направлений эволюционного процесса | Фронтальный опрос | Макроэволюция Биологический прогресс Биологический регресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Специализация |
16. | | Общие закономерности биологической эволюции | Изучение общих закономерностей биологической эволюции | Индивидуальный опрос | Филогенез Дивергенция Конвергенция Аналогичные органы Гомологичные органы |
17. | | Обобщающее повторение тем «Микроэволюция» и «Макроэволюция» | Обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по темам «Микроэволюция» и «Макроэволюция» | Тест №2 | |
Возникновение и развитие жизни на Земле – 8 часов |
18. | | Современные представления о возникновении жизни | Ознакомление с основными теориями возникновения жизни, основными положениями коацерватной теории академика Опарина | Фронтальный опрос | Креационизм Коацерваты Жизнь |
19. | | Начальные этапы развития жизни на Земле | Выявление причин и условий возникновения и развития жизни на Земле | Фронтальный опрос | Пробионты Прокариоты Эукариоты Автотрофы Гетеротрофы Аэробы Анаэробы Эктодерма Энтодерма |
20. | | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | Формирование знаний о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры, первых ароморфозах живого мира | Фронтальный опрос | Эра Период |
21. | | Жизнь в палеозойскую эру | Формирование знаний о развитии жизни в палеозойскую эру, ароморфозах растений и животных | Индивидуальный опрос | Псилофиты Стегоцефалы |
22. | | Жизнь в мезозойскую эру | Формирование знаний о развитии жизни в мезозойскую эру, ароморфозах растений и животных | Индивидуальный опрос | |
23. | | Жизнь в кайнозойскую эру | Формирование знаний о развитии жизни в кайнозойскую эру | Индивидуальный опрос | австралопитек |
24. | | Происхождение человека | Изучение основных сведений о движущих силах антропогенеза | Индивидуальный опрос | Антропогенез Антропология Раса Биологические факторы Социальные факторы |
25. | | Зачётный урок по теме «Эволюция живого мира на Земле» | Выявление степени и глубины усвоения учащимися материала по разделу, а также пробелов в знаниях с целью ликвидации их на последующих занятиях | к/р №1 | |
Раздел II. Структурная организация живых организмов – 10 часов |
Химическая организация клетки – 2 часа |
26. | | Неорганические вещества , входящие в состав клетки | Формирование знаний о химическом составе клетки, определение роли неорганических веществ в клетке | Фронтальный опрос | Макроэлементы Микроэлементы Биоэлементы Буферность |
27. | | Органические вещества, входящие в состав клетки | Изучение особенностей строения органических веществ, определение их роли в жизнедеятельности живых организмов | Индивидуальный опрос | Полимер Мономер ДНК РНК Липиды Полисахариды |
Обмен веществ и преобразования энергии в клетке – 2 часа |
28. | | Пластический обмен. Биосинтез белков | Формирование знаний о сущности пластического обмена, процесса биосинтеза белка, его закономерностях | Индивидуальный опрос | Ассимиляция Анаболизм Генетический код |
29. | | Энергетический обмен | Изучение сущности энергетического обмена, его этапов, сути процесса фотосинтеза, выявление его закономерностей. | Фронтальный опрос | Диссимиляция Катаболизм Фотосинтез Автотрофы |
Строение и функции клеток – 6 часов |
30. | | Прокариотическая клетка | Изучение особенностей строения прокариотической клетки, определение роли бактерий в природе и жизни человека | Индивидуальный опрос | Прокариоты Эукариоты Споры |
31. | | Эукариотической клетка. Цитоплазма | Изучение особенностей строения эукариотической клетки, функций органелл клетки | Индивидуальный опрос л/р № 3 | Мембрана Пиноцитоз Фагоцитоз |
32. | | Эукариотическая клетка. Ядро. | Изучение строения ядра в связи с выполняемыми функциями | Фронтальный опрос | Кариотип Хроматин Хромосомы Диплоидный набор Гаплоидный набор |
33. | | Деление клетки | Изучение процесса деления клетки путём митоза, определение его биологической роли | Индивидуальный опрос | Жизненный цикл клетки Митотический цикл Митоз Фазы митоза интерфаза |
34. | | Клеточная теория строения организмов | Рассмотрение основных положений клеточной теории строения организмов | Индивидуальный опрос | Структурная и функциональная единица |
35. | | Зачётный урок по теме «Структурная организация живых организмов» | Выявление степени и глубины усвоения учащимися материала по теме, а также пробелов в знаниях с целью ликвидации их на последующих занятиях | К/р № 2 | |
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 5 часов |
Размножение организмов - 2 часа |
36. | | Бесполое размножение | Выявление роли бесполого размножения, изучение основных способов бесполого размножения | Фронтальный опрос | Митоз Спорообразование |
37. | | Половое размножение. Развитие половых клеток. | Изучение процесса образования половых клеток, выявление особенности полового размножения, его преимущества. | Индивидуальный опрос | Гаметогенез Овогенез Мейоз Гамета |
Онтогенез-3 часа |
38. | | Эмбриональный период развития. | Рассмотрение периодизации онтогенеза, изучение основных закономерностей и этапов эмбрионального периода развития. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Онтогенез Эмбриология Бластула Гаструла Эктодерма Энтодерма Мезодерма Органогенез |
39. | | Постэмбриональный период развития. | Изучение особенностей постэмбрионального периода развития, выявление его закономерности, рассмотрение типов постэмбрионального развития. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Рост Развитие Метаморфоз |
40. | | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | Рассмотрение общих закономерностей развития, сути закона зародышевого сходства, биогенетического закона. | Индивидуальный опрос | Эмбриональная дивергенция |
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов-14 часов |
Закономерности наследования признаков-8 часов |
41. | | Основные понятия генетики | Рассмотрение истории становления генетики как науки, изучения основных методов и понятий генетики | Тест №3 | Наследственность Изменчивость Ген Генетика Аллель Локус Генотип Фенотип Гомозигота Гетерозигота Доминантность Рецессивность |
42. | | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя | Изучение основных понятий и символики, применяемой в генетике, сути гибридологического метода | Фронтальный опрос | Гибридологический метод Гибридизация Гибрид |
43. | | Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование | Изучение закономерностей и сути моногибридного скрещивания, сути полного и неполного доминирования | Индивидуальный опрос п/р №1 | Доминирование Моногибридное скрещивание |
44. | | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание | Изучение закономерности наследования при дигибридном скрещивании, анализирующем скрещивании | Фронтальный опрос п/р №1 | Дигибридное скрещивание Анализирующее скрещивание |
45. | | Сцепленное наследование генов | Изучение механизма сцепленного наследования генов, его закономерностей. | Фронтальный опрос п/р №1 | Сцепленное наследование Группа сцепления Закон Моргана Кроссинговер Морганида |
46. | | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | Изучение сущности хромосомного определения пола, механизма наследования генов, сцепленных с полом. | Фронтальный опрос п/р №1 | Аутосомы Половые хромосомы Гомогаметный пол Гетерогаметный пол |
47. | | Взаимодействие генов | Формирование знаний о том, что генотип- система взаимодействующих генов, изучение основных типов взаимодействия неаллельных генов. | Фронтальный опрос п/р №1 | Генотип Аллельные гены Неаллельные гены Комплементарность Эпистаз Полимерия Генотипическая среда |
48. | | Генотип- целостная система | Обобщение, систематизация, закрепление знаний и умений по теме « Закономерности наследования признаков» | | |
Закономерности изменчивости- 3 часа |
49. | | Наследственная (генотипическая) изменчивость | Изучение явления наследственной изменчивости, её закономерностей и эволюционного значения | Тест №4 | Наследственность Изменчивость Мутации Кроссинговер Кариотип Полиплоидия |
50. | | Фенотипическая изменчивость | Изучение явления фенотипической изменчивости, её свойств | Индивидуальный опрос | Фенотип Модификация Норма реакции |
51. | | Урок-практикум | Ознакомление с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и кривой. | л/р №4 | |
Селекция растений, животных, микроорганизмов - 3 часа |
52. | | Центры многообразия и происхождения культурных растений | Формирование знаний о задачах селекции как науки, центрах многообразия и происхождения культурных растений | Фронтальный опрос | Селекция Порода Штамм Сорт |
53. | | Методы селекции растений и животных | Ознакомление с основными методами селекции растений и животных | Индивидуальный опрос | Гетерозис Полиплоид Отбор Гибридизация |
54. | | Селекция микроорганизмов | Ознакомление с основными методами селекции микроорганизмов, выявление значения селекции микроорганизмов, ознакомление с достижениями и направлениями современной селекции | Фронтальный опрос | Биотехнология Генная инженерия Клеточная инженерия |
Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии- 12 часов |
Биосфера, её структура и функция-8 часов |
55. | | Структура биосферы | Формирование знаний о структуре и функциях биосферы, выявление роли живого вещества в биосфере | Тест№5 Фронтальный опрос | Биосфера Живое вещество Биогенное вещество Косное вещество Биокосное вещество |
56. | | Круговорот веществ в природе | Формирование знаний об основных функциях биосферы, изучение основных биохимических циклов | Индивидуальный опрос | Биогеоценоз Биогеохимический цикл |
57. | | История формирования сообществ живых организмов | Рассмотрение истории возникновения материков; Изучение факторов, оказывающих влияние на процесс формирования флоры и фауны | Фронтальный опрос | Биоценоз Биогеоценоз |
58. | | Биоценозы и биогеоценозы. Абиотические факторы среды | Изучение структуры биогеоценоза и биоценоза, рассмотрение показателей, характеризующих биоценоз; изучение основных абиотический факторов среды, выявление их роли в жизни организмов | Фронтальный опрос | Биомасса |
59. | | Интенсивность действия факторов среды | Изучение влияния экологических факторов на живой организм | Индивидуальный опрос | Оптимум Пределы выносливости организма Ограничивающий фактор |
60. | | Биотические факторы среды | Изучение биотических факторов среды, выявление их роли | Фронтальный опрос | Цепь питания Сеть питания Правила экологической пирамиды |
61, 62 | | Взаимоотношения между организмами | Формирование знаний о различных типах взаимоотношений между организмами, выявление их значения | Индивидуальный опрос | Нейтрализм Симбиоз Антибиоз Хищничество Паразитизм |
Биосфера и человек- 4 часа |
63. | | Природные ресурсы и их использование | Выявление места и роли человека в биосфере, формирование знаний о природных ресурсах, проблемах их использования | Индивидуальный опрос | Антропогенный фактор Ноосфера |
64. | | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | Изучение последствий хозяйственной деятельности человека | Фронтальный опрос | Глобальные экологические проблемы |
65. | | Охрана природы и основы рационального природопользования | Изучение основ рационального природопользования и природоохранной деятельности | Фронтальный опрос | Природоохранная деятельность Заповедники |
66. | | Зачетный урок по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» | Выявление степени и глубины усвоения учащимися материала по теме, а также пробелов в знаниях с целью ликвидации их на последующих занятиях | К/р №4 | |
IV. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Гербарии раздаточные:
Коллекции раздаточные:
Набор микропрепаратов по разделам (ботаника, зоология, гистология)
Муляжи:
Набор рельефных таблиц
Набор таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии, экологии
Микроскопы
Электронные пособия:
Видео иллюстрации:
«Общая биология. Генетика»
«Общая биология. Антропогенез»
Общая биология. Цитология»
Общая биология. Биотические отношения».
V. УМК и методические пособия
Рабочая программа ориентированная на использование учебно-методического комплекта:
Биология. Общие закономерности.9 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011,
Биология.9 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности.9 класс»/авт. сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2006. – 331 с.;
Биология. Общие закономерности.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»/ А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 141.
VI. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
№ | Дата | Тема | Раздел |
Лабораторные работы |
1. | | Изучение приспособленности организмов к среде обитания | Эволюция живого на Земле |
2. | | Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора | Эволюция живого на Земле |
3. | | Изучение под микроскопом строения растительной и животной клетки | Структурная организация живых организмов |
4. | | Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой | Наследственность и изменчивость организмов |
Практические работы |
1. | | Решение генетических задач | Наследственность и изменчивость организмов |
Контрольные работы |
1. | | Эволюция живого мира на Земле | Эволюция живого мира на Земле |
2. | | Структурная организация живых организмов | Структурная организация живых организмов |
3. | | Наследственность и изменчивость организмов | Наследственность и изменчивость организмов |
4. | | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. |
Тесты |
1. | | Эволюционное учение | Эволюция живого мира на Земле |
2. | | Микро- и макроэволюция | Эволюция живого мира на Земле |
3. | | Онтогенез | Размножение и индивидуальное развитие организмов |
4. | | Закономерности наследования признаков | Наследственность и изменчивость организмов |
5. | | Селекция | Наследственность и изменчивость организмов |
Терминологический диктант |
1. | | Основные свойства живых организмов | Введение. Многообразие живого мира |
VII. Список учебной литературы
для учителя:
Ботко Г.Г., Масленникова А.А. Тестовые задания по дисциплине биология: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2001;
Верёвкина Л.В. Сборник задач по биологии: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2004;
Крестьянинов В.Ю., Вайлер Г.П. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: Лицей, 1998;
Шалапенок Е.С. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2002,
для учащихся:
Биология. Общие закономерности.9 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011,
Биология. Общие закономерности.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»/ А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 141.
Дополнительная литература
для учителя:
Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). – авт.сост Н.М. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2003;
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие/ А.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2008;
Верёвкина Л.В. Пять царств природы: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2001;
для учащихся:
Верёвкина Л.В. Пять царств природы: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2001;
Верёвкина Л.В. Сборник задач по биологии: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2004;
Мамонтов С.Г. Биология. Для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
Мустафин А.Г. Для поступающих в вузы. Биология. – Высшая школа, 2001;
Христофорова Н.К. Основы экологии: учебное пособие: Владивосток: Дальнаука, 1999.