СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии ориентирована на использование УМК Н.И. Сонина, расчитана на 68 часов, содержит КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»


I. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании» г. № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012, приказа Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004г. №1312», федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 №1089), базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г., приказа Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011- 2012 учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776, и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Вид реализуемой рабочей программы - основная общеобразовательная.

Цели курса: овладение учащимися знаниями о живой природе, общих биологических закономерностях, формирование на базе знаний и умений научной и целостной картины мира; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, экологии, биотехнологии, осознанному выбору дальнейшей траектории обучения.

Задачи:

  • сформировать знания о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • сформировать умения применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • сформировать общие учебные умения и навыки и обобщённые способы учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности (исследование, практические и лабораторные работы, самостоятельная организация учебной деятельности, работа с различными источниками информации и т. д.).

Межпредметные связи:

При изучении эволюционного учения обобщаются и систематизируются полученные школьниками при изучении биологии в VI–VIII классах знания о многообразии и причинах классификации животных, растений, грибов, бактерий, о месте человека в системе органического мира.

При изучении биологии в IX классе обобщаются полученные учащимися при изучении биологии в VI-VIII классах знания о строении и функциях клеток растений и животных, о процессах питания, дыхания, выделения, передвижения веществ, размножения и развития, об энергетическом и пластическом обменах, о многообразии, происхождении и систематике органического мира.

Функции живого вещества, содержание и значение химических элементов в клетке изучаются на основе знаний учащихся о свойствах кислорода, азота, серы, углерода, типах химических связей (химия VIII–IX класс).

Материал курса биологии IX класса используется для изучения вопросов охраны окружающей среды в курсах физики, химии, географии.

Изучение предмета базируется и на знаниях курсов физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для курса «Общая биология, 10-11 класс».

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. При отборе содержания учебного материала определяющими являются научность, доступность, наглядность, практическая значимость.

Особенности организации учебного процесса по предмету в условиях ОУ:

При планировании уроков по рабочей программе предусмотрены различные виды деятельности, позволяющие оптимально достигать результатов обучения. Доминирующие виды деятельности определяют тип и вид учебного занятия. При реализации данной рабочей программы используются типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности за счёт использования информационно-коммуникационных технологий. При организации учебного процесса на уроке биологии предполагается использование репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского, практического методов. Предпочтительные формы контроля – тематические контрольные работы по каждому разделу, тесты.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные работы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для этого при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Учащиеся по окончании курса должны:

Называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной, хромосомной, эволюционной теории и антропогенеза;

  • общие признаки живого организма;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры изменчивости, наследственности и приспособленности организмов к среде обитания;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

характеризовать:

  • строение, функции и химический состав клеток;

  • процесс деления клеток;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;

  • особенности строения и жизнедеятельности прокариот;

обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функции клеток, органов и систем органов;

  • соотношение биологического и социального в эволюции человека, особенности человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

  • вопросы происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп живых организмов, в том числе и человека, с точки зрения материалистических позиций, опираясь на знания общебиологических закономерностей;

владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа;

  • составлять план-конспект;

  • решать простые задачи по генетике;

  • делать сообщения по теме, в том числе используя слайдовую презентацию, проводить учебное исследование;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом;

  • строить вариационную кривую на растительном материале;

  • работать со всеми компонентами учебника, учебной и научно-популярной литературой, цифровыми ресурсами.

II. Содержание учебного предмета

Сетка часов (66 часов (2 часа в неделю)).



Тема

Количество часов

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле – 25 часов

1.

Введение. Многообразие живого мира

2

2.

Развитие биологии в додарвиновский период

2

3.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

4

4.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

3

5.

Микроэволюция

3

6.

Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция

3

7.

Возникновение и развитие жизни на Земле

8

Раздел II. Структурная организация живых организмов – 10 часов

8.

Химическая организация клетки

2

9.

Обмен веществ

2

10.

Строение и функции клеток

6

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 5 часов

11.

Размножение

2

12.

Онтогенез

3

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов – 14 часов

13.

Закономерности наследования признаков

8

14.

Закономерности изменчивости

3

15.

Селекция растений, животных, микроорганизмов

3

РазделV. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 12 часов

16.

Биосфера, её структура, функция

8

17.

Биосфера и человек

4

Введение. Многообразие живого мира (2 часа)

Биология как наука; предмет и методы изучения биологии. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Уровни организации живой материи, критерии живых систем, определение жизни.

Учащиеся должны знать:

  • уровни организации живой материи;

  • основные критерии живых систем;

  • определение понятия «жизнь»;

  • предмет и методы изучения биологии;

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с компонентами учебника;

  • определять уровень организации биологического объекта;

  • выявлять основные компоненты биоценоза.

Развитие биологии в додарвиновский период(2 часа)

Становление систематики, работы К. Линнея по систематике растения и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Учащиеся должны знать:

  • вклад К. Линнея в развитие систематики;

  • основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка;

  • отличия естественной системы живой природы от искусственной;

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать верные и ошибочные положения теории Ж.Б. Ламарка;

  • называть организмы, используя бинарную номенклатуру.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. Вид – эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятий «эволюция», «естественный отбор», «борьба за существование», «наследственная изменчивость»;

  • выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина;

  • приводить примеры и объяснять причины многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений;

  • называть основные положения учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование;

  • сравнивать искусственный и естественный отборы;

  • характеризовать формы естественного отбора.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве как приспособительное поведение. Физиологические адаптации.

Учащиеся должны уметь:

  • раскрывать содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды»;

  • называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде;

  • приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания;

  • выявлять относительность приспособлений.

л/р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Микроэволюция (3 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы, определение вида, критерии вида; популяционная структура вида. Популяция – элементарная эволюционная единица. Эволюционная роль мутаций. Микроэволюция.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определение вида, популяции, микроэволюции, мутации;

  • называть и характеризовать критерии вида;

  • доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида;

  • приводить примеры различных видов изоляции;

  • раскрывать роль мутационного процесса в эволюции.

л/р №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора».

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа).

Биологический прогресс, биологический регресс. Макроэволюция. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции: конвергенция, дивергенция. Правила эволюции.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятиям: биологический прогресс, регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция;

  • раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении;

  • приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций;

  • различать понятия микро- и макроэволюции;

  • объяснять сущность процесса эволюции на современном уровне.

Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни (коацерватная теория академика Опарина). Начальные этапы развития жизни. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений: появление первых сосудистых растений, папоротников, семенных папоротников, голосеменных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых. Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства люди. Эволюция млекопитающих.

Развитие приматов: направление эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида человек разумный в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Биологическое и социальное в человеке. Расы человека.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы жизни( по Опарину );

  • давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты, антропогенез;

  • приводить примеры растений и животных, существовавших в различные эры;

  • характеризовать ароморфозы растений и животных в различные эры;

  • объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания;

  • называть признаки биологического объекта-человека;

  • характеризовать положение человека в системе животного мира;

  • перечислять движущие факторы эволюции человека, характеризовать стадии эволюции человека;

  • доказывать единство человеческих рас.

Химическая организация клетки(2 часа)

Элементный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода; свойства и биологическая роль, минеральные соли, осмос и осмотическое давление, буферность.

Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их роль в жизни растений, животных, грибов, микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров- полисахаридов. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Нуклеиновые кислоты, строение, функция.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения терминам: микроэлементы, макроэлементы, биополимеры;

  • приводить примеры микро- и макроэлементов, называть органические и неорганические вещества клетки;

  • характеризовать биологическое значение микро- и макроэлементов, воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот;

  • приводить примеры углеводов, нуклеиновых кислот;

  • давать полное название нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), сравнивать строение ДНК и РНК.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция, трансляция. Генетический код, свойства генетического кода, принцип комплементарности, матричный принцип. Энергетический обмен. Дыхание. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез у растений.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятиям: обмен веществ, ассимиляция, биосинтез, пластический обмен, диссимиляция, энергетический обмен, транскрипция, трансляция, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гликолиз, брожение, дыхание;

  • характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии, механизм трансляции и транскрипции, этапы энергетического обмена, особенности обмена веществ у растений;

  • описывать роль АТФ в клетке;

  • объяснять сущность генетического кода, принципа матричности и комплементарности.

Строение и функции клеток (6 часов)

Клетка – структурно-функциональная единица живых организмов. Два типа клеточной организации: прокариоты, эукариоты. Общие принципы организации клеток. Строение эукариотической клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы, строение, функции. Клеточное ядро, строение, функция. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле. Биологический смысл и значение митоза. Прокариотическая клетка. Основы организации. Строение бактериальной клетки. Особенности жизнедеятельности бактерий.

л/р №3 «Изучение под микроскопом строения растительной и животной клетки»

Учащиеся должны уметь:

  • давать определение терминам: эукариоты, прокариоты;

  • узнавать и различать по рисункам клетки прокариот и эукариот, компоненты прокариотической и эукариотической клеток;

  • доказывать примитивность строения прокариот;

  • характеризовать основные части и органоиды клетки, особенности их строения и выполняемую функцию;

  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения компонентов клеток и выполняемой функцией;

  • работать с микроскопом;

  • сравнивать строение клеток растений и животных, прокариот и эукариот.

Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных. Образование и развитие половых клеток (гаметогенез). Мейоз. Биологическое значение полового размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определение понятиям: размножение, гаметы, гаметогенез, мейоз;

  • называть основные формы размножения, виды бесполого и полового размножения, способы вегетативного размножения растений;

  • приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения;

  • характеризовать сущность полового и бесполого размножения;

  • сравнивать мужские и женские гаметы;

  • описывать механизм гаметогенеза и мейоза;

  • объяснять биологическое значение размножения, мейоза.

Онтогенез (3 часа)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития. Виды постэмбрионального развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятиям: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез, метаморфоз;

  • характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, воздействующие на здоровье;

  • использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек;

  • называть и характеризовать виды постэмбрионального развития, приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием, определять тип развития у различных животных;

  • объяснять сущность законов зародышевого сходства и биогенетического закона.

Закономерности наследования признаков (8 часов)

Наследственность – основное свойство живой материи. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система.

Пр/р № 1 «Решение генетических задач».

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, гибридологический метод, локус, аллельные гены, гомо- и гетерозиготный организм, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное, дигибридное скрещивание;

  • объяснять сущность гибридологического метода, причин наследственности, механизма передачи признаков и свойств из поколения в поколение;

  • характеризовать законы Менделя, применять их при решении генетических задач;

  • решать генетические задачи на моногибридное, дигибридное скрещивание, неполное доминирование, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов;

  • называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека;

  • оперировать понятиями «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол»;

  • приводить примеры наследственных заболеваний.

Закономерности изменчивости (3 часа)

Генотипическая изменчивость. Мутации. Виды и свойства мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Фенотипическая изменчивость, свойства. Роль условий среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

л/р №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятиям: изменчивость, мутации, модификация, норма реакции;

  • объяснять сущность мутационного процесса, его значение;

  • строить вариационный ряд и кривую.

Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Селекция, предмет изучения, значение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Роль Н.И. Вавилова в развитии селекции. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

Учащиеся должны уметь:

  • называть практическое значение селекции;

  • приводить примеры пород животных, сортов растений, выведенных человеком, достижений и направлений современной селекции;

  • характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции, методы селекции растений, животных, микроорганизмов;

  • давать определения понятиям: порода, сорт, штамм, биотехнология.

Биосфера, её структура и функции (8 часов)

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Живое вещество, уровни организации, свойства живого вещества. Косное вещество биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Биоценозы, биогеоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения понятиям: биосфера, экология, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, трофический уровень, конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз;

  • называть структурные компоненты биосферы, их свойства, компоненты биоценоза;

  • характеризовать живое вещество, биокосное вещество, косное вещество, биогенное вещество;

  • объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы, значение круговорота веществ в природе;

  • описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора;

  • приводить примеры биотических, абиотических, антропогенных факторов, их влияния на организмы.

Биосфера и человек (4 часа)

Природные ресурсы, их классификация, использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры агроэкосистем, неисчерпаемых, исчерпаемых ресурсов;

  • сравнивать экосистемы и агроэкосистемы;

  • раскрывать роль человека в экосистеме, называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы;

  • характеризовать основы рационального природопользования.

III. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Формы контроля

Терминология

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле – 25 часов

Введение. Многообразие живого мира – 2 часа

1.


Введение. Биология – наука о жизни.

Расширение представления о предмете, методах общей биологии, значении биологических знаний.

Фронтальный опрос

Биология

Интеграция


2.


Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Расширение представлений учащихся о многообразии живого мира, выявление основных свойств живых организмов, ознакомление с уровнями организации живых систем

Индивидуальный опрос

Жизнь

Открытая система

Наследственность

Изменчивость


Развитие биологии в додарвиновский период – 2 часа

3.


Становление систематики

Ознакомление с деятельностью учёных разных периодов человеческой истории, раскрытие сущности взглядов К. Линнея на систему органического мира

Терминологический диктант

Систематика

Классификация

Иерархия

Таксон

Бинарная номенклатура

Метафизика

4.


Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Изучение сущности эволюционной теории Ламарка.

Индивидуальный опрос

Эволюция

Теория

Градации

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора - 4 часа

5.


Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Изучение научных и социально-экономических предпосылок возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Фронтальный опрос

Эволюция

Искусственный отбор


6.


Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Раскрытие сущности учения Ч. Дарвина об искусственном отборе, его формах и видах.

Индивидуальный опрос

Методический отбор

Бессознательный отбор

Творческая роль отбора

7.


Учение Ч. Дарвина об естественном отборе

Изучение сущности естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции

Индивидуальный опрос

Индивидуальная изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Творческая роль естественного отбора

8.


Формы естественного отбора

Изучение основных форм и механизма действия естественного отбора

Индивидуальный опрос

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Дизруптивный отбор

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора - 3 часа

9.


Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

Изучение приспособительных особенностей живых организмов

Фронтальный опрос


л/р №1

Адаптации

Мимикрия

Относительность адаптаций

10.


Забота о потомстве

Изучение разнообразия форм заботы о потомстве, раскрытие значения заботы о потомстве у различных животных в эволюционном процессе

Индивидуальный опрос

Забота о потомстве

11.


Физиологические адаптации

Изучение физиологических адаптаций, показ их роли в эволюционном процессе.

Индивидуальный опрос

Физиологические адаптации

Микроэволюция – 3 часа

12.


Вид, его критерии, структура

Изучение понятия вида, его критериев, структуры

Фронтальный опрос

Тест №1


Критерии вида

Вид

Популяция

Ареал

13.


Урок-практикум

Закрепление на практике знаний учащихся о критериях вида и его структуре


л/р №2

Критерии вида

14.


Эволюционная роль мутаций

Формирование понятия «мутация», рассмотрение эволюционной роли мутаций.

Фронтальный опрос


Ген

Мутация

Гомозигота

Гетерозигота

Генотип

Генофонд

Микроэволюция

Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция – 3 часа

15.


Главные направления эволюции

Изучение основных направлений эволюционного процесса

Фронтальный опрос

Макроэволюция

Биологический прогресс

Биологический регресс

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

Специализация

16.


Общие закономерности биологической эволюции

Изучение общих закономерностей биологической эволюции

Индивидуальный опрос

Филогенез

Дивергенция

Конвергенция

Аналогичные органы

Гомологичные органы

17.


Обобщающее повторение тем «Микроэволюция» и «Макроэволюция»

Обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по темам «Микроэволюция» и «Макроэволюция»



Тест №2


Возникновение и развитие жизни на Земле – 8 часов

18.


Современные представления о возникновении жизни

Ознакомление с основными теориями возникновения жизни, основными положениями коацерватной теории академика Опарина

Фронтальный опрос

Креационизм

Коацерваты

Жизнь

19.


Начальные этапы развития жизни на Земле

Выявление причин и условий возникновения и развития жизни на Земле

Фронтальный опрос

Пробионты

Прокариоты

Эукариоты

Автотрофы

Гетеротрофы

Аэробы

Анаэробы

Эктодерма

Энтодерма

20.


Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

Формирование знаний о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры, первых ароморфозах живого мира

Фронтальный опрос

Эра

Период


21.


Жизнь в палеозойскую эру

Формирование знаний о развитии жизни в палеозойскую эру, ароморфозах растений и животных

Индивидуальный опрос

Псилофиты

Стегоцефалы


22.


Жизнь в мезозойскую эру

Формирование знаний о развитии жизни в мезозойскую эру, ароморфозах растений и животных

Индивидуальный опрос


23.


Жизнь в кайнозойскую эру

Формирование знаний о развитии жизни в кайнозойскую эру

Индивидуальный опрос

австралопитек

24.


Происхождение человека

Изучение основных сведений о движущих силах антропогенеза

Индивидуальный опрос

Антропогенез

Антропология

Раса

Биологические факторы

Социальные факторы

25.


Зачётный урок по теме «Эволюция живого мира на Земле»

Выявление степени и глубины усвоения учащимися материала по разделу, а также пробелов в знаниях с целью ликвидации их на последующих занятиях




к/р №1


Раздел II. Структурная организация живых организмов – 10 часов

Химическая организация клетки – 2 часа

26.


Неорганические вещества , входящие в состав клетки

Формирование знаний о химическом составе клетки, определение роли неорганических веществ в клетке

Фронтальный опрос

Макроэлементы

Микроэлементы

Биоэлементы

Буферность

27.


Органические вещества, входящие в состав клетки

Изучение особенностей строения органических веществ, определение их роли в жизнедеятельности живых организмов

Индивидуальный опрос

Полимер

Мономер

ДНК

РНК

Липиды

Полисахариды


Обмен веществ и преобразования энергии в клетке – 2 часа

28.


Пластический обмен. Биосинтез белков

Формирование знаний о сущности пластического обмена, процесса биосинтеза белка, его закономерностях

Индивидуальный опрос

Ассимиляция

Анаболизм

Генетический код

29.


Энергетический обмен

Изучение сущности энергетического обмена, его этапов, сути процесса фотосинтеза, выявление его закономерностей.

Фронтальный опрос

Диссимиляция

Катаболизм

Фотосинтез

Автотрофы

Строение и функции клеток – 6 часов

30.


Прокариотическая клетка

Изучение особенностей строения прокариотической клетки, определение роли бактерий в природе и жизни человека

Индивидуальный опрос

Прокариоты

Эукариоты

Споры


31.


Эукариотической клетка. Цитоплазма

Изучение особенностей строения эукариотической клетки, функций органелл клетки

Индивидуальный опрос


л/р № 3

Мембрана

Пиноцитоз

Фагоцитоз


32.


Эукариотическая клетка. Ядро.

Изучение строения ядра в связи с выполняемыми функциями

Фронтальный опрос

Кариотип

Хроматин

Хромосомы

Диплоидный набор

Гаплоидный набор

33.


Деление клетки

Изучение процесса деления клетки путём митоза, определение его биологической роли

Индивидуальный опрос

Жизненный цикл клетки

Митотический цикл

Митоз

Фазы митоза интерфаза

34.


Клеточная теория строения организмов

Рассмотрение основных положений клеточной теории строения организмов

Индивидуальный опрос

Структурная и функциональная единица

35.


Зачётный урок по теме «Структурная организация живых организмов»

Выявление степени и глубины усвоения учащимися материала по теме, а также пробелов в знаниях с целью ликвидации их на последующих занятиях



К/р № 2


Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 5 часов

Размножение организмов - 2 часа

36.


Бесполое размножение

Выявление роли бесполого размножения, изучение основных способов бесполого размножения

Фронтальный опрос

Митоз

Спорообразование


37.


Половое размножение. Развитие половых клеток.

Изучение процесса образования половых клеток, выявление особенности полового размножения, его преимущества.

Индивидуальный опрос

Гаметогенез

Овогенез

Мейоз

Гамета

Онтогенез-3 часа

38.


Эмбриональный период развития.

Рассмотрение периодизации онтогенеза, изучение основных закономерностей и этапов эмбрионального периода развития.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Онтогенез

Эмбриология

Бластула

Гаструла

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Органогенез

39.


Постэмбриональный период развития.

Изучение особенностей постэмбрионального периода развития, выявление его закономерности, рассмотрение типов постэмбрионального развития.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Рост

Развитие

Метаморфоз

40.


Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Рассмотрение общих закономерностей развития, сути закона зародышевого сходства, биогенетического закона.

Индивидуальный опрос

Эмбриональная дивергенция

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов-14 часов

Закономерности наследования признаков-8 часов

41.


Основные понятия генетики

Рассмотрение истории становления генетики как науки, изучения основных методов и понятий генетики


Тест №3

Наследственность

Изменчивость

Ген

Генетика

Аллель

Локус

Генотип

Фенотип

Гомозигота

Гетерозигота

Доминантность

Рецессивность

42.


Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

Изучение основных понятий и символики, применяемой в генетике, сути гибридологического метода

Фронтальный опрос

Гибридологический метод

Гибридизация

Гибрид

43.


Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование

Изучение закономерностей и сути моногибридного скрещивания, сути полного и неполного доминирования

Индивидуальный опрос

п/р №1

Доминирование

Моногибридное скрещивание

44.


Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание

Изучение закономерности наследования при дигибридном скрещивании, анализирующем скрещивании

Фронтальный опрос

п/р №1

Дигибридное скрещивание

Анализирующее скрещивание

45.


Сцепленное наследование генов

Изучение механизма сцепленного наследования генов, его закономерностей.

Фронтальный опрос

п/р №1

Сцепленное наследование

Группа сцепления

Закон Моргана

Кроссинговер

Морганида

46.


Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Изучение сущности хромосомного определения пола, механизма наследования генов, сцепленных с полом.

Фронтальный опрос

п/р №1

Аутосомы

Половые хромосомы

Гомогаметный пол

Гетерогаметный пол

47.


Взаимодействие генов

Формирование знаний о том, что генотип- система взаимодействующих генов, изучение основных типов взаимодействия неаллельных генов.

Фронтальный опрос

п/р №1

Генотип

Аллельные гены

Неаллельные гены

Комплементарность

Эпистаз

Полимерия

Генотипическая среда

48.


Генотип- целостная система

Обобщение, систематизация, закрепление знаний и умений по теме « Закономерности наследования признаков»



Закономерности изменчивости- 3 часа

49.


Наследственная (генотипическая) изменчивость

Изучение явления наследственной изменчивости, её закономерностей и эволюционного значения



Тест №4

Наследственность

Изменчивость

Мутации

Кроссинговер

Кариотип

Полиплоидия

50.


Фенотипическая изменчивость

Изучение явления фенотипической изменчивости, её свойств

Индивидуальный опрос

Фенотип

Модификация

Норма реакции

51.


Урок-практикум

Ознакомление с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и кривой.


л/р №4


Селекция растений, животных, микроорганизмов - 3 часа

52.


Центры многообразия и происхождения культурных растений

Формирование знаний о задачах селекции как науки, центрах многообразия и происхождения культурных растений

Фронтальный опрос

Селекция

Порода

Штамм

Сорт


53.


Методы селекции растений и животных

Ознакомление с основными методами селекции растений и животных

Индивидуальный опрос

Гетерозис

Полиплоид

Отбор

Гибридизация

54.


Селекция микроорганизмов

Ознакомление с основными методами селекции микроорганизмов, выявление значения селекции микроорганизмов, ознакомление с достижениями и направлениями современной селекции

Фронтальный опрос

Биотехнология

Генная инженерия

Клеточная инженерия

Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии- 12 часов

Биосфера, её структура и функция-8 часов

55.


Структура биосферы

Формирование знаний о структуре и функциях биосферы, выявление роли живого вещества в биосфере


Тест№5

Фронтальный опрос

Биосфера

Живое вещество

Биогенное вещество

Косное вещество

Биокосное вещество

56.


Круговорот веществ в природе

Формирование знаний об основных функциях биосферы, изучение основных биохимических циклов

Индивидуальный опрос

Биогеоценоз

Биогеохимический цикл


57.


История формирования сообществ живых организмов

Рассмотрение истории возникновения материков; Изучение факторов, оказывающих влияние на процесс формирования флоры и фауны

Фронтальный опрос

Биоценоз

Биогеоценоз

58.


Биоценозы и биогеоценозы. Абиотические факторы среды

Изучение структуры биогеоценоза и биоценоза, рассмотрение показателей, характеризующих биоценоз; изучение основных абиотический факторов среды, выявление их роли в жизни организмов

Фронтальный опрос

Биомасса


59.


Интенсивность действия факторов среды

Изучение влияния экологических факторов на живой организм

Индивидуальный опрос

Оптимум

Пределы выносливости организма

Ограничивающий фактор

60.


Биотические факторы среды

Изучение биотических факторов среды, выявление их роли

Фронтальный опрос

Цепь питания

Сеть питания

Правила экологической пирамиды

61,

62


Взаимоотношения между организмами

Формирование знаний о различных типах взаимоотношений между организмами, выявление их значения

Индивидуальный опрос

Нейтрализм

Симбиоз

Антибиоз

Хищничество

Паразитизм

Биосфера и человек- 4 часа

63.


Природные ресурсы и их использование

Выявление места и роли человека в биосфере, формирование знаний о природных ресурсах, проблемах их использования

Индивидуальный опрос

Антропогенный фактор

Ноосфера

64.


Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Изучение последствий хозяйственной деятельности человека

Фронтальный опрос

Глобальные экологические проблемы


65.


Охрана природы и основы рационального природопользования

Изучение основ рационального природопользования и природоохранной деятельности

Фронтальный опрос

Природоохранная деятельность

Заповедники

66.


Зачетный урок по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

Выявление степени и глубины усвоения учащимися материала по теме, а также пробелов в знаниях с целью ликвидации их на последующих занятиях




К/р №4


IV. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Гербарии раздаточные:

  • Основные отделы растений

  • Гербарий к курсу основ общей биологии

  1. Коллекции раздаточные:

  • развитие насекомых

  • формы сохранности ископаемых растений и животных

  • гомология и аналогия органов

  • происхождение Человека

  1. Набор микропрепаратов по разделам (ботаника, зоология, гистология)

  2. Муляжи:

  • набор муляжей плодов и корнеплодов полиплоидных и гибридных растений

  1. Набор рельефных таблиц

  2. Набор таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии, экологии

  3. Микроскопы

  4. Электронные пособия:

  • «Открытая биология. Версия 2.6» (полный мультимедийный курс биологии/Физикон;

  • Интернет – ресурсы

  1. Видео иллюстрации:

  • «Общая биология. Генетика»

  • «Общая биология. Антропогенез»

  • Общая биология. Цитология»

  • Общая биология. Биотические отношения».

V. УМК и методические пособия

Рабочая программа ориентированная на использование учебно-методического комплекта:

  • Биология. Общие закономерности.9 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011,

  • Биология.9 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности.9 класс»/авт. сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2006. – 331 с.;

  • Биология. Общие закономерности.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»/ А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 141.

VI. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Дата

Тема

Раздел

Лабораторные работы

1.


Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Эволюция живого на Земле

2.


Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора

Эволюция живого на Земле

3.


Изучение под микроскопом строения растительной и животной клетки

Структурная организация живых организмов

4.


Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой

Наследственность и изменчивость организмов

Практические работы

1.


Решение генетических задач

Наследственность и изменчивость организмов

Контрольные работы

1.


Эволюция живого мира на Земле

Эволюция живого мира на Земле

2.


Структурная организация живых организмов

Структурная организация живых организмов

3.


Наследственность и изменчивость организмов

Наследственность и изменчивость организмов

4.


Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Тесты

1.


Эволюционное учение

Эволюция живого мира на Земле

2.


Микро- и макроэволюция

Эволюция живого мира на Земле

3.


Онтогенез

Размножение и индивидуальное развитие организмов

4.


Закономерности наследования признаков

Наследственность и изменчивость организмов

5.


Селекция

Наследственность и изменчивость организмов

Терминологический диктант

1.


Основные свойства живых организмов

Введение. Многообразие живого мира

VII. Список учебной литературы

для учителя:

  • Ботко Г.Г., Масленникова А.А. Тестовые задания по дисциплине биология: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2001;

  • Верёвкина Л.В. Сборник задач по биологии: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2004;

  • Крестьянинов В.Ю., Вайлер Г.П. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: Лицей, 1998;

  • Шалапенок Е.С. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2002,

для учащихся:

  • Биология. Общие закономерности.9 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011,

  • Биология. Общие закономерности.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности»/ А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 141.

Дополнительная литература

для учителя:

  • Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). – авт.сост Н.М. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2003;

  • Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие/ А.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2008;

  • Верёвкина Л.В. Пять царств природы: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2001;

для учащихся:

  • Верёвкина Л.В. Пять царств природы: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2001;

  • Верёвкина Л.В. Сборник задач по биологии: учебное пособие. – Владивосток: ВГМУ, 2004;

  • Мамонтов С.Г. Биология. Для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2002;

  • Мустафин А.Г. Для поступающих в вузы. Биология. – Высшая школа, 2001;

  • Христофорова Н.К. Основы экологии: учебное пособие: Владивосток: Дальнаука, 1999.