Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования
авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009).
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки; учебно-методическое обеспечение; нормы оценки знаний, умений и навыков.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в рабочей программе в средней (полной) школе структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели и задачи
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
формирования основ научного мировоззрения
развития интеллектуальных способностей учащихся
развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
знакомство с методами научного познания окружающего мира
постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Физика» относиться к естественнонаучной образовательной области.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 69 часов для обязательного изучения физики (обучение на дому) на базовом уровне ступени среднего общего образования. В том числе в X -35 часов и XI классах- 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом:
- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);
- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.
Методы и приемы обучения
Приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль;
Методы обучения:
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Контроль организации учебного процесса:
Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся.
По каждой теме проводятся самостоятельные (контролирующие) работы;
Систематическая проверка домашних работ. Для этого у учащихся разделены тетради для классных работ и домашних работ. Проверка домашнего задания может производиться следующим образом:
решение на доске отдельных наиболее интересных и вызывающих затруднение заданий, при этом тетради всех учеников не будут подвергаться проверке;
фронтально устный разбор некоторых заданий;
в виде самостоятельной работы;
если на уроке проводиться самостоятельная, практическая или контрольная работы, то тетради с домашним заданием не проверяются;
проверка домашних тетрадей у всего класса.
Одним из видов контроля являются тестовые задания в компьютерном классе, которые проводятся не только с целью контроля, но и анализа пробелов и достижений
После каждой темы учащиеся пишут контрольную работу. Часть заданий контрольной работы соответствует УОП.
Виды контроля: стартовый; текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная работа.
Виды деятельности
Дидактический материал.
Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы. Она обеспечивает более полное восприятие того или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений обучающихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, ребята учатся анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание.
Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют моделировать и демонстрировать физическое явление наглядно.
Применение карточек-заданий на уроках способствует индивидуализации обучения, облегчает оперативный контроль за процессом усвоения, помогают совершенствовать качество знаний обучающихся.
Содержание карточек рассчитано на проверку умений по трем уровням:
• воспроизводить материал учебника;
• применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;
• применять знания творчески, в новых условиях.
Рабочая тетрадь. Все материалы рабочей тетради подобраны в соответствии с учебником. Работа с тетрадью поможет: проработать практически все вопросы учебника, проводить необходимые опыты, научит решать различные типы задач - расчетные, графические, экспериментальные и качественные. Контрольные задания позволят проверить знания. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и дома.
Проектная деятельность.
Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные компетенции, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Основные требования к проекту:
- Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Оформление результатов.
Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как обучающийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление.
Домашняя самостоятельная работа учащихся.
При правильной организации домашней самостоятельной работы она способствует выработке умения самостоятельно работать с книгой, вести наблюдения, ставить опыты, пробуждает учащихся самостоятельно разобраться в том или ином вопросе. Систематическое выполнение домашних заданий приучает учащихся к добросовестности, ответственному отношению к своим обязанностям, умению рассчитывать свое время и планировать работу, развивает навыки самоконтроля. Усвоение сущность физических явлений, понятий и теорий, а так же навыков у разных учащихся происходит не одинаково. Одни быстро усваивают изучаемый материал, другим требуется больше времени на осмысление и запоминание.
Разумеется, вся работа должна проводиться учителем дифференцированно, с учетом способностей умственного развития учащихся. Учащиеся должны четко понимать смысл работы, требования учителя к ее выполнению, иначе это приводит к неопределенной трате учебного времени. Поэтому учащимся необходимо, сначала предлагать план выполнения работы.
II .Cодержание тем учебного курса
Обучение на дому
10 класс 1 час в неделю (35 часов)
Физика и методы научного познания (1 час)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Основные цели: повторить материал из курса физики, изученный в 7 – 9 классах.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать смысл понятий:
физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Механика (15 часов) (Кинематика(5ч) Динамика (5 ч) Законы сохранения в механике. Статика(5 ч))( 2 к.р)
Система отсчета, скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии
Основные цели: познакомить учащихся с понятиями: Система отсчета, скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие что: физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты.
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень контрольных мероприятий
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика материальной точки»
Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения»
Молекулярная физика. Тепловые явления. (7 часов) (1 к.р)
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Основные цели: познакомить учащихся с понятиями: абсолютная температура, уравнение состояния идеального газа.
Требования к уроню подготовки обучающихся:
Знать
смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
смысл физических законов термодинамики.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа № 3 по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика».
Электродинамика (11 часов) (2 к.р)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Основные цели: вспомнить из курса физики такие понятия, как элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома.
Требования к уроню подготовки обучающихся:
Знать:
смысл физических величин: элементарный электрический заряд.
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
приводить примеры практического использования физических знаний: Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа № 4 по теме «Законы электрического тока»
Контрольная работа № 5 по теме «Электрический ток в различных средах».
11 класс 1час в неделю (34 часа)
Электродинамика (продолжение) (5 часов) (1 к.р)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.
Основные цели: повторить материал из курса физики, изученный в 10 классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа № 1по теме «Основы электродинамики».
Электромагнитные колебания и волны. Оптика. (17 часов) (Колебания и волны (9 часов) Оптика (8 часов)) (2 к.р)
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Основные цели: Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Требования к уроню подготовки обучающихся:
Знать смысл физических величин:
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии. Смысл физических законов термодинамики.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа № 2по теме «Колебания и волны».
Контрольная работа №3 по теме «Оптика и СТО».
Квантовая физика. Атомная и ядерная физика (6 часов) (1 к.р)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно – волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Фундаментальные взаимодействия.
Основные цели: вспомнить из курса физики такие понятия, как Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно – волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Требования к уроню подготовки обучающихся:
Знать:
смысл физических законов классической механики, фотоэффекта.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно – волновой дуализм.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
приводить примеры практического использования физических знаний: Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №4 по теме «Атомная и ядерная физика».
Строение Вселенной (4 часа)
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №5 по теме «Астрономия».
III. Календарно-тематическое планирование по физике.
Распределение часов на изучение разделов курса
Обучение на дому
«Физика. 10 класс» (1 час) (35 часов)
Кинематика – 5 часов.
Динамика –5 часов.
Законы сохранения в механике. Статика – 5 часов.
Молекулярная физика. Тепловые явления. – 7 часов.
Основы электродинамики. – 7 часов.
Электрический ток в различных средах - 4 часа.
ИТОГО: 35 часов.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Тема 1. Кинематика (5 часов) | |
1 | Физика и познание мира. Погрешности измерений | 1 | | |
2 | Что такое механика. Классическая механика Ньютона. Положение точки в пространстве | 1 | | |
3 | Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость | 1 | | |
4 | Прямолинейное неравномерное движение. Ускорение. Равномерное движение точки по окружности | 1 | | |
5 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки» | 1 | | |
Тема 2. Динамика (5 часов) | |
6 | Основное утверждение механики. Материальная точка | 1 | | |
7 | Первый закон Ньютона. Сила. Связь между ускорением и силой | 1 | | |
8 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона | 1 | | |
9 | Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, вес, невесомость | 1 | | |
10 | Силы упругости. Закон Гука. Сила трения. | 1 | | |
Тема 3.Законы сохранения в механике. Статика (5 часов) | |
11 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение | 1 | | |
12 | Работа силы. Мощность. Энергия | 1 | | |
13 | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия | 1 | | |
14 | Закон сохранения энергии. Статика. Решение задач по теме «Законы сохранения» | 1 | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения» | 1 | | |
Тема 4.Молекулярная физика. Тепловые явления (7 часов) | |
16 | Основные положения МКТ. Броуновское движение | 1 | | |
17 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газов. Абсолютная температура | 1 | | |
18 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | 1 | | |
19 | Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха | 1 | | |
20 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты | 1 | | |
21 | Первый закон термодинамики. КПД тепловых двигателей | 1 | | |
22 | Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» | 1 | | |
Тема 5.Основы электродинамики (7 часов) | |
23 | Что такое электродинамика? Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда | 1 | | |
24 | Закон Кулона. Электрическое поле | 1 | | |
25 | Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле | 1 | | |
26 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между Е и U | 1 | | |
27 | Электроемкость. Электрический ток. Сила тока | 1 | | |
28 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа и мощность постоянного тока. ЭДС | 1 | | |
29 | Контрольная работа №4 по теме «Законы электрического тока» | 1 | | |
Тема 6.Электрический ток в различных средах (4 часа) | |
30 | Электрическая проводимость различных веществ. Сверхпроводимость | 1 | | |
31 | Электрический ток в полупроводниках. Транзисторы | 1 | | |
32 | Электрический ток в вакууме, жидкости и газе | 1 | | |
33 | Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 | | |
34 | Обобщение изученного материала в 10 классе. | 1 | | |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
Распределение часов на изучение разделов курса
Обучение на дому
«Физика. 11 класс» (1 час) (34 часа)
Основы электродинамики. - 5 часов.
Колебания и волны. - 9 часов.
Оптика. - 8 часов.
Квантовая физика. Атомная и ядерная физика. - 6 часов.
Строение Вселенной.-4 часа.
Обобщающее повторение. - 2 часа.
ИТОГО: 34 часа.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Тема 1. Основы электродинамики (5 часов) |
1 | Магнитное поле | 1 | | |
2 | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца | 1 | | |
3 | Закон электромагнитной индукции Вихревое электрическое поле ЭДС индукции в движущихся проводниках | 1 | | |
4 | Самоиндукция. Индуктивность Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | 1 | | |
5 | Контрольная работа №1 «Основы электродинамики» | 1 | | |
Тема 2. Колебания и волны (9 часов) |
6 | Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. | 1 | | |
7 | Фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | | |
8 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Период свободных электрических колебаний | 1 | | |
9 | Переменный электрический ток. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания | 1 | | |
10 | Производство, передача и использование электрической энергии | 1 | | |
11 | Механические волны | 1 | | |
12 | Электромагнитная волна и ее обнаружение. Плотность потока электромагнитного излучения | 1 | | |
13 | Принцип радиосвязи. Свойства электромагнитных волн. Радиолокация. Телевидение | 1 | | |
14 | Контрольная работа №2 «Колебания и волны» | 1 | | |
Тема 3. Оптика (8 часов) |
15 | Скорость света Закон отражения света Закон преломления света | 1 | | |
16 | Линза. Построение изображений в линзе Формула тонкой линзы | 1 | | |
17 | Дисперсия света Интерференция света Дифракция света | 1 | | |
18 | Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света | 1 | | |
19 | Элементы теории относительности | 1 | | |
20 | Излучение и спектры | 1 | | |
21 | Световые кванты | 1 | | |
22 | Контрольная работа №3 «Оптика и СТО» | 1 | | |
Тема 4. Квантовая физика. Атомная и ядерная физика (6 часов) |
23 | Атомная физика | 1 | | |
24 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Изотопы. | 1 | | |
25 | Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Цепные ядерные реакции. | 1 | | |
26 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | | |
27 | Элементарные частицы | 1 | | |
28 | Контрольная работа №4 «Атомная и ядерная физика» | 1 | | |
Тема 6.Строение Вселенной (4 часа) |
29 | Солнечная система | 1 | | |
30 | Солнце и звезды | 1 | | |
31 | Строение Вселенной | 1 | | |
32 | Контрольная работа №5 «Астрономия» | 1 | | |
Тема 7. Обобщающее повторение (2 часа) |
33 | Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
IV.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики (обучение на дому) ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила.
Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах , закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения
Уметь описывать и объяснять:
- физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
- физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
- фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле;
- отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.
В результате изучения физики (обучение на дому) ученик 11 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законы механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различные виды электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
V. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.
Методическое обеспечение:
Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Дидактические материалы:
Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.
Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
Москалев А.Н., Никулова Г.А.Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва: Дрофа, 2009
VI.Нормы оценки знаний, умений и навыков
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.