13
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
В задачи обучения физике входит:
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.
Цели изучения физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 7 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом образовательного стандарта. Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин «Физика-7»
Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явлении с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
назначение; принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценке подлежат умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планировать проведение опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки
Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Информация о количестве учебных часов
Согласно учебному плану школы изучение курса «Физика» в 7 классе предусматривается в объеме 85 часов, 2, 5 часа в неделю, в том числе 10 часов отводится на проведение лабораторных работ, 5 часа – на проведение контрольных.
Учебно-методический комплект:
№ п/п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1 | А.В. Перышкин | Физика-7кл | 2012 | М. Дрофа |
2 | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике | 2011 | М. Просвещение |
3 | Марон А.Е., Марон Е.А. | Физика. 7 класс: Дидактические материалы | 2011 | М. Дроф |
4 | Е. М Гутник Е.В. Рыбакова | Тематическое и поурочное планирование по физике - 7класс | 2007 | 2007 М. Дрофа |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
Основное содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (6 Ч.)
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
Определение цены деления измерительного прибора.
Учащимся необходимо знать:
что такое физика, молекула, атом, материя.
Учащимся необходимо уметь:
ГЛАВА 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (7 ч)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Контрольная работа № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества»
Фронтальная лабораторная работа
Измерение размеров малых тел.
Учащимся необходимо знать:
положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности их молекул,
что все молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
Учащимся необходимо уметь:
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества.
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (29 Ч)
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Расчет массы и объема тело по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике.
Контрольная работа № 2 «Механическое движение. Масса, плотность тела»
Контрольная работа № 3 «Сила»
Фронтальные лабораторные работы:
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности вещества.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Учащимся необходимо знать:
понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес,
формулы связи силы тяжести и массы
Учащимся необходимо уметь:
правильно пользоваться весам, динамометром;
решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул:
F=gm; R=F1+F2.
ГЛАВА 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (25 Ч)
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел. Плавление судов. Воздухоплавание.
Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Фронтальные лабораторные работы
7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Учащимся необходимо знать:
Понятия: давление, архимедова сила;
Формулы на расчет давления в жидкости, давления твердых тел;
Закон Паскаля.
Учащимся необходимо уметь:
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения давления газа, закона Паскаля;
Правильно пользоваться барометром-анероидом, таблицами физических величин;
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применение следующих формул: p=F/S; p=
gh; FA==
gV.
ГЛАВА 4. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (18 Ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило механики» КПД механизма. Энергия. Потенциальная энергия и кинетическая энергия. Превращение одного механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Контрольная работа № 5 «Работа. Мощность. Энергия»
Фронтальные лабораторные работы
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Учащимся необходимо знать:
Понятия: работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.
Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учащимся необходимо уметь:
Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул: A=Fs; N=A/t; F1l1 = F2l2 (для простых механизмов).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2,5 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО – 85 Ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Время, отведенное на изучение раздела | Время, отведенное на проведение контрольных и лабораторных мероприятий |
1 | Введение | 6 | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 7 | 2 |
3 | Взаимодействие тел | 29 | 6 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 25 | 3 |
5 | Работа, мощность, энергия | 18 | 3 |
| Всего | 85 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
на 2017-2018 учебный год по физике
Класс: 7
Количество часов в год: 85
В неделю: 2,5
Лабораторных работ: 10
Планирование составлено на основе: авторской программы А.В. Перышкина, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Перышкин А. В. Физика. Учебник 7. – М.: Дрофа, 2011.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
Введение – 6 ч. | |
1 | Инструктаж по ТБ. Вводный. Что изучает физика. | | |
2 | Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | | |
3 | Физические величины. Измерение физических величин. | | |
4 | Точность и погрешность измерений. | | |
5 | Л.р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | | |
6 | Физика и техника | | |
Первоначальные сведения о строении вещества – 7 ч. |
7 | Строение вещества. Молекулы. | | |
8 | Л.р. №»Измерение размеров малых тел» | | |
9 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | | |
10 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | | |
11 | Три состояния вещества. | | |
12 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | | |
13 | Контрольная работа № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества» | | |
Взаимодействие тел – 29 ч. |
14 | Механическое движение | | |
15 | Равномерное и неравномерное движение. | | |
16 | Скорость. Единицы скорости. | | |
17 | Расчет пути и времени движения. | | |
18 | Инерция. | | |
19 | Взаимодействие тел. | | |
20 | Масса тела. Единица массы. | | |
21 | Измерение массы тела на весах. | | |
22 | Л.р. № 3 «измерение массы тела на рычажных весах» | | |
23 | Плотность вещества. | | |
24 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | | |
25 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | | |
26 | Л.р. № 4 «Измерение объема тела» | | |
27 | Л.р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела» | | |
28 | Решение задач по теме «Механическое движение. Масса. Плотность» | | |
29 | Контрольная работа № 2 «Механическое движение. Масса. Плотность тела» | | |
30 | Сила. | | |
31 | Явление тяготения. Сила тяжести. | | |
32 | Сила упругости. Закон Гука. | | |
33 | Вес тела. | | |
34 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | | |
35 | Динамометр. | | |
36 | Л. р. № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | | |
37 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | | |
38 | Сила трения. | | |
39 | Трение в покое. | | |
40 | Трение в природе и в технике. | | |
41 | Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | | |
42 | Контрольная работа № 3 «Сила» | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов – 25 ч. |
43 | Давление. Единицы давления. | | |
44 | Способы уменьшения и увеличения давления. | | |
45 | Решение задач на расчет давления. | | |
46 | Давление газа. | | |
47 | Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. | | |
48 | Давление в жидкости и газе. | | |
49 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | | |
50 | Сообщающиеся сосуды. | | |
51 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | | |
52 | Почему существует воздушная оболочка Земли. | | |
53 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | |
54 | Барометр-анероид. | | |
55 | Атмосферное давление на различных высотах. | | |
56 | Манометры. | | |
57 | Поршневой жидкостный насос. | | |
58 | Гидравлический пресс. | | |
59 | Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. | | |
60 | Архимедова сила. | | |
61 | Плавление тел | | |
62 | Плавление судов. | | |
63 | Воздухоплавание. | | |
64 | Л.р. № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | | |
65 | Л.р. № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | | |
66 | Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | | |
67 | Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | | |
Работа и мощность. Энергия – 18 ч. |
68 | Механическая работа. Единицы работы. | | |
69 | Мощность. Единицы мощности. | | |
70 | Решение задач по теме «Механическая работа и мощность» | | |
71 | Простые механизмы. | | |
72 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | | |
73 | Момент силы. | | |
74 | Решение задач на применение правила моментов. | | |
75 | Л.р. № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» | | |
76 | Рычаги в технике, быту и природе. | | |
77 | Применение закона равновесия рычага к блоку. | | |
78 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». | | |
79 | Коэффициент полезного действия. | | |
80 | Решение задач по теме «Работа и мощность» | | |
81 | Контрольная работа № 5 «Работа. Мощность. Энергия» | | |
82 | Л.р. № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | | |
83 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | | |
84 | Превращение одного вида энергии в другой. | | |
85 | Итоговый урок. | | |